Календарь эколога на 2023 год — сдаем отчетность за 2022 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Календарь эколога на 2023 год — сдаем отчетность за 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Отчет по решению на водопользование
Предоставляемые сведения

Данные о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование

Куда предоставляется

Орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС

НПА

Региональное законодательство

Срок сдачи
  • до 10 апреля — за I квартал текущего года
  • до 10 июля — за II квартал текущего года
  • до 10 октября — за III квартал текущего года
  • до 10 января — за IV квартал предыдущего года
Кто предоставляет

Хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров
Предоставляемые сведения

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ

Куда предоставляется
  • Производители — в территориальный орган Росприроднадзора
  • Импортеры и производители — в центральный аппарат Росприроднадзора
НПА
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р
Срок сдачи

до 1 апреля

Кто предоставляет

Производители и импортеры товаров

Как предоставляется

В электронном виде через ЛК природопользователя с использованием ЭЦП

Экологическая статистика: форма № 2-ТП (отходы)

Данный отчет представляют организации и ИП, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Под это определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.

Исключения:

Исключения сделаны для относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Им можно не предоставлять данную форму если:

  1. образуются только ТКО в количестве менее 0,1 тонны;
  1. заключен договор с региональным оператором;
  1. нет деятельности по обращению с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:
  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Экологическая статистическая отчетность

  • Отчет по форме 2-ТП (отходы)
  • Отчет по форме 2-ТП (воздух)
  • Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
  • Отчет по форме 2-ТП (рекультивация)
  • Отчет по форме 2-ОС («Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»)
  • Отчет по форме 4-ОС («Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды»)
  • Отчет по форме 4-ЛС («Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»)
  • Отчет об использовании подземных вод
  • Сведения (отчет) об объеме выбросов парниковых газов

ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ, РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ

Раньше такая отчетность называлась «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства» и сдавалась ежегодно. До 1 января 2019 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляли отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов.

Читайте также:  Удерживаются ли алименты с больничного листа

Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория негативного воздействия.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 18:

  • Объекты I категории должны устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение только в рамках комплексного экологического разрешения (КЭР)
  • Объекты II категории дают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в рамках декларации ОВОС
  • Объекты III категории представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК)
  • Для объектов IV категории не устанавливаются НООЛР и не подается отчётность по отходам

Представление экологической отчётности

В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.

Таблица по основным формам «экологической» отчётности

Наименование отчета Периодичность и сроки сдачи Куда представлять В каком виде отчитываться
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
  • превысила 25 тыс. руб., то через интернет
  • не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчёта на электронном носителе
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
  • разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
В Росприроднадзор На бумаге или через интернет
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.
Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)
В общем случае —через интернет.
При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно)
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно)
Форма № 2-ТП (отходы)
(утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.
Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них
На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (воздух)
(утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661)
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (рекультивация)
(утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) Если деятельность ведётся:
  • на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору — в Росприроднадзор
  • на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору — в в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет

Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрен список требований:

1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);

2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).

3. Оформление паспортов на отходы.

4. Ведение журнала движения отходов.

5. Предоставление сведений в кадастр отходов.

Как отчитываться в 2019 г. организациям, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, т.к. они не являются объектами НВОС? Получается, они не относятся ни к одной категории и должны иметь только журналы, кадастры, сдавать 2-ТП отходы и вносить плату НВОС?

СМСП и не СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства — СМСП). Нормирование в области обращения с отходами будет осуществляться на основании разделения объектов по категориям по степени негативного воздействия с 01.01.2019 г., таким образом, вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов за 2018 год необходимо подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; за 2019 год представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предусмотрено только для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории.

Читайте также:  Виновник ДТП без страховки – что делать потерпевшему в 2021 году

Для организаций, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, предусмотрено представление отчета по форме 2-ТП «Отходы» — его сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.

Также при наличии соответствующей обязанности организации должны осуществлять паспортизацию отходов, а также вносить плату за НВОС и представлять декларацию о плате за НВОС за следующие его виды:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

2. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

3. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

5.3.1. Главный инженер обязан:

  • обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
  • осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
  • обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
  • контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
  • организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
  • обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
  • контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
  • организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
  • осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.

Нормативные документы по экологии на предприятии

При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.
Приказы о назначении ответственного:

  • за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
  • за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.

Планы. Программы:

  • программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
  • программа повышения экологической эффективности;
  • план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
  • программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
  • план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
  • программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.

Журналы учета:

  • стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
  • выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
  • работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
  • водопотребления;
  • водоотведения;
  • качества сбрасываемых сточных вод;
  • принятых отходов;
  • переданных отходов;
  • учета в области обращения с отходами.

Журналы относятся к первичной учетной документации.
Отчеты:

  • о выбросах вредных веществ в атмосферу;
  • об образовании опасных отходов, их использовании, обезвреживании, размещении;
  • о выполнении нормативов утилизации;
  • об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух);
  • по форме 2-ТП (водхоз);
  • по форме 2-ТП (отходы);
  • по форме 2-ТП (рекультивация);
  • по форме 4-ОС;
  • по форме 4-ЛС;
  • по форме 18-КС;
  • о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • о реализации программы экологической эффективности;
  • сведения, которые получены в результате учета: объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных и (или) дренажных вод, качества сточных и (или) дренажных вод.

Паспортизация отходов I-IV классов опасности

Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.

Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.

Читайте также:  Россиянам с советским стажем объяснили, как сейчас получить надбавку к пенсии

Все отходы сведены в Федеральный классификатор (ФККО). На предприятии их в целом можно разделить на общие и специфические.

Например, для НПП Электрохимия общими отходами будут:

7 33 390 01 71 4 Смет с территории предприятия малоопасный; 7 33 100 01 72 4 Мусор от офисов и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный); 7 33 210 01 72 4 Мусор и смет производственных помещений.

а специфическими:

3 63 485 96 39 3 Смесь осадков нейтрализации известковым молоком кислотно-щелочных и хромсодержащих стоков гальванических производств.

Возникает несколько проблем:

  • Первая проблема — существование «экологических» и «санитарных» классов отходов, которые не совпадают друг с другом. Первых 5, вторых 4. Экологические классы опасности определяют потенциальную угрозу отхода для окружающей среды, санитарно-гигиенические — для человека. Экологический паспорт содержит название отхода и его код по ФККО, процесс, в ходе которого он образовался, состав, агрегатное состояние. Дополнительно указывается класс опасности и некоторые другие сведения. Санитарный паспорт (заключение Роспотребнадзора) содержит только констатацию отнесения отхода к определенному классу.
  • Вторая проблема — принадлежность отхода к определенному классу необходимо подтверждать лабораторными исследованиями. Для «химических» отходов необходимы протоколы химического анализа состава, для остальных — протоколы исследования компонентного состава. Если на предприятии образуется отход V класса, для которого паспорт не требуются, исследование его все равно необходимо сделать, чтобы доказать, что паспорт действительно не требуется. Сегодня на рынке России, к сожалению, действует огромное количество «аккредитованых лабораторий», которые не проводя никакого анализа выписывают протоколы состава, т.е., фактически, делают паспорта бессмысленными.
  • Третья проблема — сколько отходов паспортизовать. По идее — все. Но многие отходы невозможно проанализировать, т.к. не имеется лабораторий, у которых в лицензии были бы прописаны возможности для выполнения анализа на некоторые компоненты или химические элементы. ФККО дает возможность группировать определенные отходы в один, что иногда позволяет решить проблему. Также следует детально понимать, что уже стало отходом, а что нет. Например, сточная вода, идущая на станцию нейтрализации — еще не отход, а вот шлам, который образуется после станции — отход (если он не прописан в техпроцессах как целевой продукт).

В итоге, чтобы грамотно построить тактику паспортизации и последующей инвентаризации отходов, необходимо очень хорошо разбираться в техпроцессах предприятия на инженерном уровне.

Приложение 6 Определение категории предприятия по воздействию его выбросов на атмосферный воздух

⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24

1. Специфика задач по нормированию выбросов обусловлена, прежде всего, тем, что источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и производственные объекты, с широким спектром количественных и качественных характеристик выбрасываемых в атмосферу вредных веществ из источников разного типа. Кроме того, эти объекты расположены в городах и населенных пунктах, производственный потенциал и производственная инфраструктура которых существенно различны. В связи с этим, целесообразно, в рамках работ по нормированию выбросов, разделить предприятия на категории в соответствии со значимостью воздействия их выбросов на атмосферный воздух.

Определение категории предприятия как источника негативного воздействия на атмосферный воздух необходимо:

— для общей оценки экологической безопасности города (региона) в части оценки состояния выбросов и загрязнения атмосферного воздуха;

— для принятия природоохранных решений при разработке перспективных планов развития городов и промышленных комплексов;

— для определения вида периодичности и объема производственного и государственного (инспекторского) контроля воздухоохранной деятельности предприятия;

— и т.д.

2. По степени воздействия выбросов на атмосферный воздух предприятия подразделяются на четыре категории (1-4).

3. Для предприятия проводятся расчеты загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ОНД-86 [6] с использованием согласованной в установленном порядке унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА). По результатам расчетов в разрезе каждого j

-го, вещества, выбрасываемого источниками предприятия, рассчитываются параметр
gi
, позволяющий, в соответствии с п.8.5.14 ОНД-86 [6], дать предварительную оценку воздействия на качество атмосферного воздуха выбросов
j
-го вещества источниками этого предприятия.

Параметр gi

рассчитывается по формуле:

(П.6.1)

Отчет по форме 2-ТП (водхоз)

Форму 2-ТП (водхоз) сдают в региональное отделение Росводресурсов компании, у которых:

  • имеется сброс сточных вод;
  • потребление воды из водных объектов составляет не менее 50 м3/сут, за исключением сельхозобъектов;
  • на любые нужды, кроме сельского хозяйства поступление воды из системы водоснабжения не должно быть менее 300 м3/сут;
  • поступление воды из системы водоснабжения не менее 150 м3 для сельхозназначения;
  • имеется система оборотного водоснабжения производительностью не менее 5000 м3/сут независимо от объема потребляемой в сутки воды.

Срок подачи Декларации о плате за НВОС

Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.

Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.

Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *