Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект ПДВ и НДВ: в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мы рассмотрели лучшие программы для редактирования PDF файлов: одни можно скачать бесплатно, но функционал в них будет средним, другие стоят денег, но предлагают куда больше возможностей. Также крупные программы, как Adobe Acrobat и LibreOffice Draw надёжнее защищают ваши персональные данные, в то время как онлайн-сервисам не всегда стоит доверять важные документы или свою подпись.
Если вы сталкиваетесь с электронной документацией ежедневно и имеете достаточно средств и времени на изучение — взгляните в сторону более дорогих и сложных редакторов, вроде Master PDF или PDF XChange Editor.
Однако стоит принимать во внимание, что немногие будут пользоваться программами для работы с PDF на постоянной основе — большинство прибегает к ним по необходимости. Поэтому важно, чтобы софт для массового пользователя был простым и понятным, но между тем имел все нужные функции и не требовал англо-русского словаря для работы. Сюда отлично вписывается PDF Commander — вы сможете эффективно работать с ним с первого же запуска и не чувствовать нехватку в функциях.
Пожароопасные работы и первичные средства пожаротушения
Смягчаются требования к порядку проведения пожароопасных работ.
За местом проведения огневых работ после их окончания необходимо будет наблюдать в течение 2 часов (вместо 4), при этом для наблюдения допускается использовать систему видеонаблюдения.
Утрачивает силу пункт 411 о правилах, применяемых к бочкам для хранения воды и ящикам для песка. Также отменяется требование проверять покрывала для изоляции очага пожара один раз в год и вносить соответствующую информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Коснулись изменения и норм обеспечения огнетушителями, обновленные пункты содержат более мягкие требования, а значит на действующих объектах переоснащение не потребуется.
В результате выполненной работы Вы получаете оригиналы следующих документов:
- Протоколы количественного химического анализа атмосферного воздуха, если замеры были проведены;
- Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора;
- Проект нормативов предельно-допустимых выбросов;
- Нормативы выбросов загрязняющих веществ;
- План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (план НМУ), либо письмо об отсутствии необходимости разработки такого плана.
Изменения в правилах документооборота
С 1 марта 2023 года, в соответствии с ч. 8 ст. 22.1 Трудового Кодекса РФ, введены единые требования к составу и формам электронных документов (Приказ Минтруда России от 20 сентября 2022 года № 578н). По новым правилам работодатель теперь может принимать решение о ведении электронного документооборота без необходимости дублирования документов на бумаге. То есть создание, подписание и хранение документов можно осуществлять исключительно в электронном формате. Требования Минтруда распространяются на список из 122 документов.
Согласно Приказу Минтруда России от 20 сентября 2022 года № 578н:
- основная часть документа должна быть в формате PDF/A-1A;
- если к основной части есть приложения, они должны быть в форматах для текста, таблиц или изображений;
- документ должен быть подписан электронной подписью подходящего для данного вида документации;
- если документ подписан не руководителем, а уполномоченным должностным лицом, должна быть МЧД;
- к документу должно быть описание в формате xml.
Кому нужно разрабатывать проект ПДВ?
ПДВ — предельно допустимые выбросы. В некоторых нормативных документах их называют нормативами допустимых выбросов (НДВ), но мы будем использовать терминологию «ПДВ». Она звучит по тексту приказа № 581.
С 1 января 2022 года действует Положение о ПДВ, в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055. Нормативный акт обязывает считать выбросы для действующих, строящихся и проектируемых объектов I, II, III категории НВОС. Повезло только IV категории — для нее ПДВ не нужны.
Смотрите в таблице, когда и в каком виде разрабатывают расчет предельно допустимых выбросов.
Категория объекта | Какие выбросы считаем и на основании чего | Как оформляем расчет ПДВ |
Проектируемые и строящиеся объекты | ПДВ по материалам оценки воздействия на окружающую среду | Раздел проектной документации |
I категория | Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21) | Комплексное экологическое разрешение
До утверждения КЭР — утвержденный проект ПДВ с санитарно-эпидемиологическим заключением |
II категория | Загрязняющие вещества по перечню, в отношении которого применяют меры госрегулирования (распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р) | Декларация о воздействии на окружающую среду (проект ПДВ утверждает руководитель организации)
КЭР (при наличии) |
III категория | Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21) | Проект ПДВ утверждает руководитель организации |
Расчет ПДВ утверждают после получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 10 Положения № 2055), например, в Центре гигиены и эпидемиологии.
Вопрос №1.
У нашего предприятия идет превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) у двух веществ в составе выбросов. Как нам следует поступить в данной ситуации?
Если у вас на предприятии присутствуют канцерогенные факторы, то паспорт вам нужен.
В данной ситуации необходимо разработать аналогичный проект ПДВ, но есть некоторые различия. Во-первых, в случае превышения ПДК разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается на срок не более 1 года. Во-вторых, обязательным условием является разработка и согласование плана мероприятий по сокращению (снижению) выбросов и сдача отчета по выполнению этого плана. В случае невыполнения утвержденного плана предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на окружающую среду — в 100 раз.
Вычисляем фоновые концентрации
Когда анализ расчета рассеивания ЗВ на предыдущем шаге показывает, что уровень приземных концентраций в некоторых расчетных точках превышает 0,1ПДК по каким-либо ингредиентам, требуется рассчитать рассеивание загрязняющих веществ с учетом фоновых концентраций в районе расположения организации. На территории проживания людей гигиенический критерий качества воздуха составляет 1ПДВ (ОБУВ); для зон массового отдыха – 0,8ПДК.
Под фоновой концентрацией
Сф для отдельного источника понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, за исключением рассматриваемого.
Расчет рассеивания вместе с фоновой концентрацией по веществам вычисляется на базе запрошенных в Росгидромете данных о фоновой концентрации интересующих нас ЗВ и расчета рассеивания в УПРЗА. В соответствии с Методическим пособием при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям учет фона в расчетах не выполняется или делается вручную. ОНД-86 предлагает формулы для вычислений.
Значение фоновых концентраций загрязняющих веществ рассчитываются методом интерполяции данных согласно Руководящему документу «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (РД 52.04.186-89) на основании наблюдений, полученных из Росгидромета. По результатам расчета выясняется максимальная приземная концентрация с учетом фона.
Возможность перехода на АУСН
В 2023 году организации и ИП из Москвы, Калужской и Московской области, Татарстана могут перейти на новый режим налогообложения — АУСН. Подать заявку для перехода нужно было до конца 2022 года.
Цель внедрения АУСН — упростить работу бизнеса. Вести расчет налогов будет ФНС, взяв за ориентир данные банка и онлайн-касс налогоплательщика. Ставка налога повышается — 8% на объекте налогообложения «Доходы» и 20% на «Доходы минус расходы». Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплачивать налог нужно тоже ежемесячно. Также нужно вести учет доходов и расходов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения отличается от привычной УСН сокращением страховых взносов. Работодатель платит их только от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Фиксированная сумма — 2 040 рублей в год, независимо от численности сотрудников. Другие взносы платить не нужно.
Этапы разработки и согласования проекта ПДВ
Основные этапы по разработке и согласовании проекта ПДВ:
1) Первичная консультация, в процессе которой наш специалист уточняют информацию о вашей организации, а именно: сфера деятельности, количество объектов и источников, местоположение их, наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и предыдущего проекта. Если у вас имеется предыдущий проект, то необходимо уточнить какие изменения произошли в течение действия данного проекта.
2) Оценка стоимости, составление договора и оплата счета.
3) Сбор информации для выезда.
4) Выезд специалистов в целях проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
5) Проведение лабораторных замеров выбросов и предварительный расчет рассеивания.
6) Разработка проекта ПДВ и получение справки в отделе экологических расчетов и справок УГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.
7) Окончательное оформление проекта и утверждение заказчиком.
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- «Об охране атмосферного воздуха»;
- ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;
- Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в аНИИ АОб утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»
- Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2015 № 414 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов»
- Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»
Кому нужно разрабатывать проект
Как мы уже упоминали выше, проект ПДВ (нормативы допустимых выбросов) разрабатывается (и согласовывается прежним порядком!) любым предприятием (вне зависимости от формы организации), которое относится к I категории НВОС (ст.18 № 89-ФЗ от 14.06.1998 г.). Остальные категории должны иметь нормативы для оформления ДВОС (расчеты их являются обязательным приложением к ней) и НВОС (ну а как вы их посчитаете, если нет возможности определить их объем по факту?), им проект по выбросам вроде как и не нужен. НО: как вы будете оформлять ПЭК без оценки влияния на ООС – график контроля, необходимые мероприятия при нормальных условиях и НМУ, как оцените ваш вклад в загрязнение воздуха (особенно если рядом есть жилая зона)?
Инвентаризация, конечно, должна иметься у любой категории, на чьей территории имеются стационарные ИЗА (ст.30 ФЗ-96), план мероприятий при НМУ – опять же обязателен для объектов I-III категорий (Приказ МПРиЭ РФ № 811 от 28.11.2019 г., который вступил в силу этим летом), контроль выбросов на ИЗА тоже никто не отменял… а как обосновать, например, почему на одном ИЗА контроль раз в год, а на другом – раз в 5 лет? А категорию предприятия в целом по выбросам? И много еще чего, чтобы самим понять и грамотно обосновать (а при необходимости – детализировать) ваш вклад в загрязнение атмосферы. Получается, что проект ПДВ и теперь остается максимально подробным и логичным источником информации для заполнения другой обязательной документации.
Вычисляем фоновые концентрации
Когда анализ расчета рассеивания ЗВ на предыдущем шаге показывает, что уровень приземных концентраций в некоторых расчетных точках превышает 0,1ПДК по каким-либо ингредиентам, требуется рассчитать рассеивание загрязняющих веществ с учетом фоновых концентраций в районе расположения организации. На территории проживания людей гигиенический критерий качества воздуха составляет 1ПДВ (ОБУВ); для зон массового отдыха – 0,8ПДК.
Под фоновой концентрацией
Сф для отдельного источника понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, за исключением рассматриваемого.
Расчет рассеивания вместе с фоновой концентрацией по веществам вычисляется на базе запрошенных в Росгидромете данных о фоновой концентрации интересующих нас ЗВ и расчета рассеивания в УПРЗА. В соответствии с Методическим пособием при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям учет фона в расчетах не выполняется или делается вручную. ОНД-86 предлагает формулы для вычислений.
Вычисляем фоновые концентрации
Когда анализ расчета рассеивания ЗВ на предыдущем шаге показывает, что уровень приземных концентраций в некоторых расчетных точках превышает 0,1ПДК по каким-либо ингредиентам, требуется рассчитать рассеивание загрязняющих веществ с учетом фоновых концентраций в районе расположения организации. На территории проживания людей гигиенический критерий качества воздуха составляет 1ПДВ (ОБУВ); для зон массового отдыха – 0,8ПДК.
Под фоновой концентрацией
Сф для отдельного источника понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, за исключением рассматриваемого.
Расчет рассеивания вместе с фоновой концентрацией по веществам вычисляется на базе запрошенных в Росгидромете данных о фоновой концентрации интересующих нас ЗВ и расчета рассеивания в УПРЗА. В соответствии с Методическим пособием при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям учет фона в расчетах не выполняется или делается вручную. ОНД-86 предлагает формулы для вычислений.
Значение фоновых концентраций загрязняющих веществ рассчитываются методом интерполяции данных согласно Руководящему документу «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (РД 52.04.186-89) на основании наблюдений, полученных из Росгидромета. По результатам расчета выясняется максимальная приземная концентрация с учетом фона.
Разработка проекта | Дополнительные платежи |
Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) | 1. Справки ФГБУ «Центральное УГМС»
2. При необходимости замеры выбросов загрязняющих веществ в источниках; 3. Экспертиза проекта в ТЕ ФБУЗ «ЦГиЭ» 4. Госпошлина за выдачу разрешения на выброс 3500 рублей. |
Цена: от 80 000 рублей за 1 площадку |
Формирование данных для расчета ПДВ
Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.
Данные включают:
- Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.
- Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.
- Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получаем в Росгидромете.
- Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.
- Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.
- Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляем по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.
- Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.
Этапы работ по оформлению и согласованию проекта ПДВ:
I этап: санитарно-техническое обследование предприятия, выявление источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Оформление Проекта нормативов ПДВ. Проведение расчета рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Срок выполнения от 15 до 30-ти календарных дней в зависимости от количества источников загрязнения атмосферы.
II этап: сдача проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и в Управление Роспотребнадзора, устранение замечаний в случае их возникновения, внесение в проект необходимой информации. Получение санитарно-эпидемиологического заключения.
Срок выполнения – от 15 до 30-ти календарных дней.
III этап: сдача проекта в Департамент Росприроднадзора по ЦФО для получения Приказа об утверждении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, устранение замечаний в случае их возникновения, внесение необходимых сведений в проект.
Срок выполнения — 30 рабочих дней.
IV этап: сдача проекта ПДВ в Департамент Росприроднадзора по ЦФО (для предприятий подлежащих федеральному экологическому контролю)/ Департамент природопользования и охраны окружающей по г.Москве для получения разрешения на выброс/ Министерство экологии и природопользования Московской области. Срок выполнения – 30 рабочих дней/ 15 рабочих дней/ 30 календарных дней. При необходимости, проекты дорабатываются в рабочем порядке.
V этап: разработка и согласование плана снижения выбросов при НМУ в Департаменте Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. (для предприятий не подлежащих федеральному экологическому контролю).
Срок выполнения – 22 рабочих дня.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2020 г. N 12-50/8744-ОГ
О РАЗРАБОТКЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу об утверждении нормативов допустимых сбросов в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории, и сообщает.
Вычисляем фоновые концентрации
Когда анализ расчета рассеивания ЗВ на предыдущем шаге показывает, что уровень приземных концентраций в некоторых расчетных точках превышает 0,1ПДК по каким-либо ингредиентам, требуется рассчитать рассеивание загрязняющих веществ с учетом фоновых концентраций в районе расположения организации. На территории проживания людей гигиенический критерий качества воздуха составляет 1ПДВ (ОБУВ); для зон массового отдыха – 0,8ПДК.
Под фоновой концентрацией
Сф для отдельного источника понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, за исключением рассматриваемого.
Расчет рассеивания вместе с фоновой концентрацией по веществам вычисляется на базе запрошенных в Росгидромете данных о фоновой концентрации интересующих нас ЗВ и расчета рассеивания в УПРЗА. В соответствии с Методическим пособием при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям учет фона в расчетах не выполняется или делается вручную. ОНД-86 предлагает формулы для вычислений.
Значение фоновых концентраций загрязняющих веществ рассчитываются методом интерполяции данных согласно Руководящему документу «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (РД 52.04.186-89) на основании наблюдений, полученных из Росгидромета. По результатам расчета выясняется максимальная приземная концентрация с учетом фона.