Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Тенденции и проблемы развития НПФ в условиях реформирования пенсионной системы
Система пенсионных взносов, разработанная несколько лет тому назад, не оправдала возложенных надежд, в результате чего обнаружился дефицит денежных средств в бюджете Пенсионного фонда России.
Основным направлением вновь разработанной пенсионной реформы является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6 до 0%. Эта участь постигнет так тех, кто никогда ничего не делал с накопительной частью своей пенсии или чьи заявления на перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо управляющую компанию (УК) не были удовлетворены.
Однако если перевести накопительную часть пенсии под управление одного из НПФ либо УК можно сохранить текущий тариф, а значит, и возможность получить значительную прибавку к моменту выхода на пенсию.
Накопительная часть пенсии, тех граждан, которые не писали заявления о ее переводе в НПФ, находится в ПФР и распоряжается ею государственная управляющая компания – Внешэкономбанк (ВЭБ). За период с 2005 по 2011 г. показатели ВЭБ проигрывают как инфляции, так и доходности всех НПФ (см. рисунок 1). Данные нижеприведенной диаграммы свидетельствуют, о том что средняя доходность НПФ из года в год превышала аналогичный показатель ВЭБ. Отсутствие реальной доходности НПФ в 2008 г. сполна компенсировалось значительным приростом в 2009 г.
В среднем по всем фондам значение доходности составило 7,22% (для сравнения с результатами предыдущих лет см. рисунок 1). Если принять веса фондов – т.е. учесть доли каждого из НПФ в общей сумме пенсионных накоплений на конец 2012 г., то средняя взвешенная доходность составит 6,79%, что немногим, но все же выше потребительской инфляции (6,57%) и однозначно лучше итогов предыдущего года. Низкая средняя взвешенная доходность по сравнению со средней доходностью означает, что инвестиционная деятельность крупнейших фондов за отчетный год оказалась менее «доходной», чем в среднем по рынку.
Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?
Подробнее – читайте статью «Как избежать потерь при смене страховщика?»
Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?
Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.
Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.
Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.[4]
Государственные меры регулирования деятельности НПФ:
• лицензирование деятельности НПФ – для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию в Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР); зарегистрировать в ФСФР России страховые правила; подать в ФСФР России заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года не менее 50 миллионов рублей;
• установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений – в целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять основным требованиям закона «О НПФ». Требования к структуре инвестиций НПФ изложены в таблице. (См. таблицу 1.1).
Таблица. 1.1
Требования к структуре инвестиций НПФ
Вид актива |
Максимальная доля в портфеле |
Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 5 % |
Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) |
В сумме не более 10 % |
Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария |
Не более 5 % |
Акции одного эмитента |
Не более 10 % |
Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций |
Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ |
Не более 15 % капитализации эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ |
Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях |
Не более 20 % |
Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов |
Не более 20 % |
• установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования – НПФ должны четко представлять. какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обстоятельства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат, кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами — актуариев. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость. Деятельность НПФ подлежит актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение о результатах оценивания принятых НПФ обязательств, а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений предоставляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.
Ежегодно по итогам финансового года НПФ обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ и т.д. Аудиторское заключение предоставляется НПФ в ФСФР России.
Пенсионная реформа, проводимая на протяжении многих лет, позволила существенно изменить условия пенсионного обеспечения в лучшую сторону. Она представляет собой совокупность мер и решений экономического, организационного, политического и правового плана.
Реформа позволила осуществить подход накопительного принципа в пенсионном обеспечении. Величина выплат в таком случае зависит от взносов и их инвестирования. Это позволяет обеспечить стабильный рост государственной экономики в целом.
Результатом реформы явилось также активное развитие такого института как негосударственные пенсионные фонды. Они обладают широким спектром функций и видов деятельности: от непосредственно негосударственного пенсионного обеспечения до услуг по пенсионному страхованию.
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка, но в то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Значительное число изменений и дополнений в действующие законы, регулирующие деятельность НПФ, крупный масштаб предполагаемых нововведений — все это связано с формированием механизмов накопительных и профессиональных пенсий, что объясняет столь серьезные задачи, вменяемые законом для обязательного исполнения НПФ.
Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.
Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.
Размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось.
Увеличение роли негосударственных пенсионных фондов в экономике страны, социальном обеспечении граждан и в конечном счете повышение роли накопительной пенсионной системы, возможно будет, только решении существующих проблем. Прежде всего, это недостаточная информированность населения о целях реформ. Недоверие, учитывая предыдущий опыт, большинства граждан частному сектору. Также немаловажным является чисто психологические факторы, сложившееся за долгое время нерыночных отношений надежда на государство. Поскольку эффект от пенсионных отчислений наступает не сразу, а только после выхода на пенсию, нет уверенности в том, что за то время не произойдет каких либо катаклизмов и компания управляющая деньгами не перестанет существовать вместе с отчислениями граждан.
Преимущества НПФ как рыночного пенсионного института, сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов, могут быть реализованы при соблюдении ряда условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственных механизмов управления и контроля, систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в данной сфере.
Накопительная часть пенсии и возможности распоряжения ею
С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.
Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.
По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.
При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.
Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.
«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9
Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.
Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Вид выплаты |
Особенность выплаты |
Кто может получить |
---|---|---|
Единовременная выплата |
Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов. |
Срочная пенсионная выплата |
Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений) |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Накопительная пенсия |
Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Специфика деятельности
Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.
Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.
Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.
Надежность негосударственных пенсионных фондов выражается в количестве резервов и длительности работы организации. Опираясь на эти два параметра, можно с точностью сказать, стоит ли доверять деньги организации. Кроме того, в таблицу мы добавили доходность за 2019 год, что позволит узнать, будут ли средства преумножаться в выбранном НПФ.
НПФ |
Доходность |
Год создания |
Резервы, млн. руб. |
Газфонд |
7,27% |
1994 |
434024,40 |
Благосостояние |
11,68% |
1996 |
409476,74 |
Транснефть |
10,85% |
2000 |
95867,88 |
Эволюция |
10,91% |
2000 |
83857,01 |
Открытие |
12,78% |
1994 |
67012,31 |
Сбербанк |
9,89% |
1995 |
44215,36 |
Алмазная осень |
10,02% |
1995 |
27240,59 |
Сургутнефтегаз |
13,1% |
1995 |
18998,35 |
Ханты-Мансийский |
11,89% |
1995 |
16492,79 |
Национальный НПФ |
10,83% |
1997 |
15526,80 |
Подробнее про негосударственный пенсионный фонд
Все будущие пенсионер имеют право сами выбрать, где будут храниться и накапливаться их денежные средства: в государственном или негосударственном пенсионном фонде.
Если решение принимается в пользу негосударственной организации, она вправе управлять этими деньгами и увеличивать их сумму, что положительно сказывается на сумме ежемесячного пособия по достижению пенсионного возраста гражданином. Так что же такое НПФ?
НПФ ‒ это некоммерческая компания, главной функцией которой состоит в социальном обеспечении вкладчиков и их пенсионное страхование. Каждая подобная структура имеет полностью прозрачную систему движения денежных средств и любой ее клиент может ознакомиться с размером своих отчислений либо онлайн через личный кабинет, либо лично посетив офис фонда НПФ, с которым заключен договор.
Для исключения мошеннических действий со стороны подобных организаций, они подвергаются регулярным ежегодным проверкам со стороны Пенсионного фонда России, налоговой службы, счетной палаты РФ и службы по финансовым рынкам.
Виды негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
Как правило, негосударственные пенсионные фонды могут открываться трех видов:
1. Открытый пенсионный фонд — НПФ, принять участие в котором может любой человек, независимо от специальности и трудоустройства.
2. Корпоративный пенсионный фонд — НПФ, который создается на конкретном предприятии (или группе предприятий) исключительно для их сотрудников. Люди, никогда не состоящие в трудовых отношениях с этими предприятиями, не могут стать участником корпоративного пенсионного фонда.
3. Профессиональный пенсионный фонд — НПФ, который организуют объединения предприятий или граждан, относящихся к одной профессии (специализации). Например, фонды моряков, пожарных, строителей и т.д. Устав такого фонда четко определяет специальности и профессии, обладатели которых могут принять в нем участие, для остальных людей доступ в такой НПФ закрыт.
Преимущества и недостатки НПФ
Деятельность негосударственных организаций имеет свои плюсы и минусы для российских граждан. К преимуществам негосударственных пенсионных фондов относят:
- Прозрачность осуществляемой деятельности – эти компании являются ОАО, и каждый вкладчик видит информацию о своих накоплениях в личном кабинете на сайте общества.
- Возможность управления своим капиталом.
- Право сменить НПФ – раз в пять лет вкладчик имеет возможность перевести свои средства в другую организацию, выбирая наиболее выгодные для себя условия софинансирования.
- Контроль деятельности ОАО осуществляется на государственном уровне, права и обязанности сторон четко прописаны в договоре.
- Страхование накоплений снижает риск их утраты при отзыве лицензии у организации;
- Налоговые льготы.
- Возможность передачи накоплений наследникам.
Важно! Рост количества НПФ ведет к повышению конкуренции и обеспечивает выгодные условия для вкладчиков. Кроме того, обязательства организации перед участниками определяются условиями договора и не зависят от государственных реформ.
При всей популярности, НПФ имеют и ряд недостатков:
- Некачественное инвестирование средств на фоне инфляции приводит к истощению накопительной части, доверенной негосударственному пенсионному фонду.
- Велика вероятность мошенничества при составлении договора.
- Отзыв лицензии приводит к частичной потере прибыли.
- Утрата части средств в случае досрочного перехода в другую организацию.
Репутация НПФ в России
Деловая репутация негосударственных компаний по обеспечению граждан пенсией складывается с учетом нескольких важных факторов. В первую очередь следует учитывать возраст организации и доходность по данным Центробанка.
Сотрудничество с некомпетентными УК приводит к убыточным инвестициям и снижению накоплений. Риски в современной нестабильной экономической обстановке велики, поэтому потеря части средств вследствие операций, проводимых акционерным обществом, встречается достаточно часто.
Компании, имеющие негативную репутацию среди вкладчиков, со временем объявляют себя банкротом или лишаются лицензии по инициативе Банка России. В этом случае вкладчикам предстоит процесс ожидания обязательных выплат, которые в ряде случаев происходят только после соответствующего решения суда.
Защита средств граждан
Все НПФ, получившие лицензию и разрешение от Центробанка так же как и рядовые банки находятся на жёстком контроле. Фонды еженедельно проверяют аудиторы ПФР и Банка России, ежемесячно – федеральная налоговая служба и ежегодно – независимые актуарии и Счётная палата РФ. То есть средства граждан надёжно защищены, а их оборот контролируется государством.
Фатально ошибиться с вложением денег в тот или иной НПФ нельзя. Каждый фонд функционирует по единым правилам, где деятельность организации помимо федерального закона регламентируется множеством других актов, задача которых обезопасить сбережения участников.
ТОП-10 НПФ по количеству вкладчиков
НПФ в России — явление частое. Граждане нашей страны давно поняли преимущества заключения договоров с НПФ. Сегодня в России насчитываются сотни НПФ, но среди них есть десятка самых востребованных среди граждан.
Наименование НПФ | Количество вкладчиков |
---|---|
АО НПФ Сбербанка | 1 719 586 |
НПФ Благосостояние | 1 311 200 |
АО НПФ электроэнергетики | 312 167 |
ОАО НПФ Телеком-Союз | 308 335 |
ОАО НПФ Ханты-Мансийский | 265 833 |
НПФ ГАЗФОНД | 233 153 |
АО НПФ Лукойл-Гарант | 205 960 |
НПФ Транснефть | 143 421 |
ЗАО НПФ Социум | 135 397 |
ЗАО НПФ Национальный | 111 015 |