Уточнение местоположения границ земельных участков.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточнение местоположения границ земельных участков.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любой объект недвижимости подлежит внесению в ЕГРНП. Недвижимость, исключая помещения в многоквартирных домах, должна при этом иметь «привязку к местности». Такой «привязкой» и является межевание земельного участка в 2022 году.

Порядок согласования границ земельного участка – межевание или вынос точек

Если ваш надел не расположен в «чистом поле», нужно будет договориться о межевании с соседями. Они (плюс Председатель Правления, если у вас участок в садовом/дачном товариществе) должны будут письменно подтвердить, что согласны с границами участка. Известить соседей/председателя вы должны сами.

Поэтому, хоть мы и писали, что присутствие хозяина надела во время процедуры не требуется, возможно вам лучше приехать на место. Ведь соседи/председатель должны быть там, чтобы поставить соответствующие подписи. Во избежание недоразумений лучше проконтролировать все самому.

«Территориальные споры» с соседями необходимо урегулировать заранее. Если это невозможно – письменно фиксируйте факт отказа, ищите все старые документы, свидетельствующие о вашем праве на спорные «куски», нанимайте опытного юриста и обращайтесь в суд. Дело это длительное и недешевое.

Поэтому, если речь идет о паре действительно спорных квадратных метров, иногда предпочтительней уступить, чтобы избавить себя от лишних хлопот и затрат. Если же сосед «совсем совесть потерял» — судитесь.

Судебная практика оптимистична – большинство обоснованных претензий истцов удовлетворяется.

Процедура проведения согласования

Процедура согласования состоит из таких действий:

  • Уведомление всех заинтересованных лиц;
  • В назначенное время сбор всех приглашенных заранее граждан в месте расположения участка для возможности объяснения, как будут проходить границы в натуре;
  • Проверка всех документов у собравшихся – предоставляются паспорта, доверенности (если некоторые присутствующие не являются собственниками участков, а лишь представляют их интересы);
  • Демонстрация чертежа межей участка и объяснение всем собравшимся его основных элементов;
  • Разъяснение того, каким образом будут проводиться линии на местности;
  • Ответ на все интересующие вопросы и уточнение прохождения определенных межей непосредственно на самой местности;
  • Составление акта;
  • Проставление подписей всеми присутствующими, при этом протесты оформляются отдельно и прикладываются к составленному акту;
  • Установка вех в поворотных точках. Проведенные линии между такими точками фактически и будут являться межами участков. После окончания такой процедуры самостоятельное перемещение таких вех собственнику надела или участков, смежными с ним, запрещено производить. В случае нарушения требования виновные лица могут быть привлечены к ответственности с необходимостью оплаты штрафа.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
    Читайте также:  РВП в 2023 году: все, что необходимо знать иммигранту

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Порядок проведения работ по установлению границ земельного участка

        Как проводить согласование границ земельных участков (с установлением межевания или без установления точных границ), решает заказчик, подавший заявление в органы кадастровых работ. Но, в свою очередь, заинтересованные лица также могут со своей стороны подать заявление, и тогда кадастровые работы будут проводиться на независимой основе, чтобы учесть требования двух сторон.

        Кадастровые работы по согласованию границ земельных участков могут проводиться без точного межевания на местности:

        1. Если земельные участки являются обширными лесными массивами, входят в территории природных охраняемых зон, находятся в составе сельскохозяйственных угодий, предназначены для природопользования коренными народами Дальнего Востока, Сибири или Севера России. Использование этих земель по российскому законодательству не требует высокой точности установки их местоположения.

        2. Если сведения о внешних границах земельных участков уже содержатся в органах кадастра недвижимости РФ, и только необходимо уточнение их местоположения.

        3. Если согласование местоположения земельного участка определено нормами по отводу земель для участков линейных объектов, согласно требованиям нормативно-правовых актов РФ. Тогда участники сторон по согласованию границ земельных участков могут неоднозначно понимать местоположение точных границ земель, и проведение этих работ будет нецелесообразно.

        Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

        К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участках на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

        В частности, это могут быть случаи (см. письмо Мин­экономразвития России от 19.05.2014 No ОГ-Д23-3716):

        • отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
        • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
        • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

        Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?

        Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 No 39682-ВА/Д23и, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приостановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации, пока заявитель не предоставит все необходимые в том числе и для кадастрового учета документы.

        Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провес­ти межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.

        Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

        Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

        • на геодезическую съемку около 10 дней;
        • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
        • на предоставление документов – 5 дней;
        • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

        Если границы не установлены, чем это грозит?

        Собственники часто считают, что согласовать границы можно позднее, когда понадобится продать участок. В действительности такой шаг приведет к негативным последствиям. Появится владелец ближайшего надела, который не будет согласен с местом установки забора.

        Дело может дойти до районного суда, где будут запрошены документы на землю от обеих сторон. Если среди них нет межевого плана, правоту доказать не получится. Судья выпишет постановление на устранение нарушений. При этом он не обязан давать время на получение документов, так как отмежевать участок нужно было сразу.

        Читайте также:  Как и где найти клиентов на натяжные потолки ?

        Таким образом, земли нуждаются в определении границ, которые должны совпадать с имеющимися в реестре сведениями. Это позволит избежать проблем в будущем и четко знать, где заканчивается своя территория. Процедура выполняется однократно и не требует повторения.

        Как уточнить границы участка?

        Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

        Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

        Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

        После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

        Изначально нужно разобраться с тем, что из себя представляет Процедура межевания. Под ней понимается группа мероприятий кадастрового значения. В ходе проведения этих действий определяются точки земельного надела. Данные точки обладают поворотным значением. Кроме того, происходит установление четких размеров площади и пределы участка. Результатом указанного процесса становится то, что территория начинает отражаться на карте кадастра публичного значения. Она формируется сотрудниками Росреестра. Границы надел становятся учтенными и фиксируются органами государственной власти. Когда рассматриваемый процесс реализован, потребуется уточнить площадь.

        Это необходимо потому как реальный размер территории может отличаться от того, что отражено в документации на участок. Действующие правовые акты указывают на то, что площадь надела может увеличиваться, но не более чем на десятую часть. Кроме того, необходимо понимать, что площадь может сокращаться. Гражданам относительно уточнения границ нужно знать несколько аспектов. В частности, это касается того, что межевание может проводиться только по отношению к тем землям, которые расположены на кадастровом учете. Данные земли именуются как учтенные. Положительным моментом становится то, что наделы, которые на протяжении длительного периода, состоят в собственности у населения, учтены органами государственной власти.

        Если ранее человек проходил процесс получения кадастровой документации или регистрировал свои правомочия – это указывает на то, что его надел отражен в кадастрах. В ЕГРН по отношению к учтенным землям содержатся сведения в письменном виде. В том числе прописан номер, размер и адрес участка. При этом нет графического изображения территории. Это говорит о том, что для установления данных точек потребуется провести работы, связанные с уточнением.

        ВНИМАНИЕ !!! Если в реестрах не содержится сведений о наделах – у гражданина имеется возможность подать заявление о постановке на учет. Для этого потребуется представить документацию, подтверждающую, что надел находится в бессрочном использовании.

        Как пример, может быть представлен соглашение застройки, акт, выданный государством или свидетельство. Если в наличии нет рассматриваемой документации, то процесс установления границ будет реализовываться в ином порядке. Это происходит при помощи подготовки схемы, где отражено, как располагается земельный надел. Место нахождения указано относительно кадастрового квартала. В дальнейшем этот документ подлежит передаче сотрудникам муниципальной администрации с целью утверждения. Стоит помнить, что в некоторых ситуациях у муниципалитета есть основания для отказа в проведении утверждения. Это указывает на то, что не получится подготовить межевую документацию и присвоить наделу кадастровый номер.

        В данном случае возникает сложность, при которой потребуется использовать индивидуальный подход. Это требует вмешательства профессионалов в сфере юриспруденции. Стоит учесть, что процесс реализуется один раз.

        ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что могут быть ошибки при определении линий участка. Тогда указанный процесс проводится второй раз.

        Указанные действия именуются как исправление ошибок реестровой ошибки. Процедура практически не имеет отличий от первоначальных действий, проводимых для уточнения границ.

        Аналогичные действия потребуется совершить для того, чтобы согласовать границы надела с лицами, обладающими правомочиями собственности на соседние участки. Стоит отметить, что между рассматриваемыми процессами имеются отличия. Закон указывает на то, что при исправлении данной ошибки нельзя изменить величину площади или конфигурацию участка. Если возникают спорные ситуации между гражданами, владеющими правомочиями собственности, для решения обращаются в судебные инстанции.

        Как согласовать границы?

        Данный этап выступает важной частью работ кадастровой направленности. Это относится к процедуре уточнения линий отдельно взятого земельного надела. Стоит понимать, что могут возникнуть ситуации, когда не удастся связаться с собственником участка. К примеру, это происходит, когда человек проживает за пределами страны. Тогда предусматривается, что инициатору потребуется направить уведомления всем, кто заинтересован в проведении указанной процедуры. В нем отражается о собрании владельцев смежных территорий.

        ВНИМАНИЕ !!! Отправка осуществляется при помощи использования почтовых услуг. Гражданину потребуется использовать уведомления о вручении, чтобы подтвердить факт отправки.

        Если письмо осталось невостребованным, то гражданину вернется отправление с пометкой о том, что не удается вручить письмо. Это происходит, когда с момента отправки документа прошло более месяца. Вернувшееся извещение потребуется приложить к межевой документации. Тогда границы территорий будут рассматриваться как согласованные. Эти правила отражены в правовых актах. По-другому ситуация складывается, когда гражданин отказывается от подписи сформированного акта. С него нужно требовать возражения в письменном выражении. Они прикладываются к заявлению о межевании. Вопрос рассматривается в судебном порядке.

        Положения п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости применяются судами при рассмотрении земельных споров о границах участков.

        Читайте также:  Пенсии, ЕДВ и пособия инвалидам с 1 февраля 2023 года

        Самый простой пример подобных споров:

        Собственник участка хочет уточнить границы и обращается к соседу за согласованием. Сосед отказывает, так как считает, что смежная граница должна проходить в другом месте. Оба соседа обращаются в суд с исками об установлении границ участков.

        В этом случае, для правильного разрешения спора, суду надо выяснить:

        • имеются ли изначальные документы о праве, то есть документы, на основании которых участки были образованы и предоставлены их первым владельцам?
        • если имеются, то возможно ли из них определить местоположение границ участков?
        • если нет возможности или нет первичного документа о праве, то имеются ли землеотводные документы на участки?
        • если землеотводных документов нет или в них недостаточно сведений, то где существуют фактические границы участков последние 15 лет или более?

        Любой иной подход будет не правильным. Потому, что границы земельных участков уточняются не хаотично и не как хочется их собственникам или кому-то еще. Границы земельных участков уточняются в порядке, который определен законом.

        Часто мне приходится встречать попытки найти, так называемую, «историческую» границу участка. На вопрос, что понимается под «исторической» границей обычно отвечают «это место, где забор всегда стоял» или что-то созвучное.

        Так вот, такой формулировки как «это место, где забор всегда стоял» и понятия «историческая граница» закон никогда не содержал и не содержит. Поэтому, не имеет никакого значения, где забор стоял в 80-х годах, если на момент уточнения границ участка последние 15 лет забор был расположен в другом месте.

        Когда необходима установка границ?

        Процедура установки координат участка земли, их отражения в кадастровом реестре необходима, когда в местные органы власти поступает от собственника недвижимости запрос об изменении ее месторасположения или прошение об уточнении пределов.

        Определение контрольных точек требуется, если ранее рубежи с точностью не выявлялись или данные о границах в Росреестре отсутствуют.

        Межевание необходимо для осуществления сделок с землей:

        • купля-продажа недвижимости;
        • оформление договора аренды;
        • обмен, дарение;
        • получение документов о праве собственности на надел;
        • раздел участка земли;
        • объединение отдельных объектов недвижимости или образование новых.

        Суть межевания земельного участка

        Межевание является частью кадастровых работ и регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ. В этом документе указан весь комплекс работ, которые должны проводиться с целью учета недвижимых объектов в государственном кадастре. В том же числе и подготовка межевого плана.

        Определение местоположения участка, границ и площади – важная составляющая, необходимая для кадастрового учета. Ведь постановка на учет невозможна без точных данных по земельному участку.

        Из этого следует, что межевание делать нужно обязательно.

        Результатом этого действия будет получение межевого плана, который является необходимым документом для предоставления в орган Росреестра, если владелец надела хочет зарегистрировать его или произвести любые юридические действия.

        План и его описание выдается на основании фактически произведенных замеров кадастровым инженером. Это единственный вариант уточнить и обозначить границы территории земли в собственности конкретного лица. Именно он помогает решить споры по поводу границ участков между соседями.

        Что означает формулировка «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства»

        Когда вы ставите землю на кадастровый учет нужно подать ряд документации, среди которой должен быть акт согласования границ участка, который подписывается при межевании в вашем присутствии. Но иногда этот документ забывается, либо нарочно не фиксируется (а вы не располагаете знаниями об обязательном получении этого документа) – в таком случае вы и получаете «Граница земельного участка не установлена в соответствии с законом», потому что в Росреестре нет ваших установленных границ.

        Проще говоря, эта формулировка встречается в случае, если ваша земля не прошла межевания (может она и проходила его, но акта согласования границ участка подтверждающего это нет. В случае, если есть, но и запись есть – читайте пункт «Что делать, если запись есть, но межевание точно проводилось и акт на руках?» данной статьи). Соответственно, в Росреестр не передавались сведения о ЗУ. Это означает, что сведения о наделе отсутствуют, и любая сделка оформляться не может.

        К извещению должна прилагаться схема.

        Если вы подаете схему в виде файла, то администрация точно ее опубликует, потому что это проще простого.

        Из этого следует, что неограниченный круг лиц не только может прочитать извещение, но и по схеме определить местонахождение участка. А многие подыскивают себе участок исходя исключительно из территориального предпочтения.

        Иными словами, любой желающий может ознакомиться с вашей схемой и узнать место расположения участка. Ему даже не надо поднимать зад с дивана.

        Если подаете бумажный вариант схемы, то с ее публикацией у чиновников возникают небольшие сложности.

        Потому что схему нужно перевести в электронный вид.

        Частенько местные администрации не заморачиваются с переводом схемы из бумаги в файл для публикации.

        Они просто указывают в извещении, что со схемой можно ознакомиться по такому-то адресу. Дополнительно указывают часы для ознакомления.

        При такой ситуации не каждый поднимет свою любимую пятую точку. Многим лень идти в администрацию и знакомиться с бумажным вариантом схемы.

        Данное обстоятельство, хоть и косвенно, но сужает круг потенциальных желающих подать заявку по вашей схеме.

        А это повышает шансы проскочить 30-дневный период без встречных заявок. В результате это увеличивает шансы получить участок без торгов.

        Все требования к схеме содержаться в Приказе Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762.

        Данный приказ подписал небезызвестный г-н Улюкаев А.В.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *