Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.

Кто уплачивает сбор и объекты обложения

Объектами обложения являются стационарные объекты: объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).

Плата взымается по каждому объекту.

С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.

По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:

Уровень негативности Группа
значительный 1
умеренный 2
незначительный 3
минимальный 4

Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Отчетность по платежу

До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.

Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение — 5 класс опасности).

Как рассчитать плату за НВОС

Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:

  1. Определите воздействие организации на окружающую среду: сколько образовалось и оправилось на полигон отходов, сколько обезвредили и утилизировали, какой фактический выброс вредных веществ от предприятия в воздух, а какой сброс произведен в воду.
  2. Определите ставки платы для конкретного вещества по отношению к определенному разделу согласно Постановлению № 913.
  3. Определите понижающие и повышающие коэффициенты по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.19.
  4. Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 № 255.

Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить

Без изменений остались:

  • Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
  • Лица, обязанные вносить авансовые платежи.

Сроки внесения авансовых платежей до конца года:

  • За первое полугодие – 20 июля;
  • 9 месяцев – 20 октября;
  • За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.

Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):

  1. Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
  2. Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
  3. Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Плата за НВОС: главные изменения в 2021 году

Если помните, в отчётности за 2019 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Читайте также:  Как заполнить платежное поручение на уплату НДФЛ

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Было Стало
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ) Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС) Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС) Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Ставки платы за НВОС на 2021 год

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
Читайте также:  Как восстановить документы о разводе?

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.

Объектами обложения являются стационарные объекты: объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).

Плата взымается по каждому объекту.

С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.

По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:

Уровень негативности Группа
значительный 1
умеренный 2
незначительный 3
минимальный 4

Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).

Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.

В чем преимущества календаря

Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:

  • все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
  • в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
  • учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
  • в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
  • дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.

Таблица. Информация о движении отходов ОАО «Перевозки», образованных во II квартале 2008 года (в тоннах)

 N 
п/п
 Наименование 
отхода
Установленный
лимит на
размещение
отходов
 Фактическая 
масса
отходов,
размещенных
собственником
с начала года
нарастающим
итогом в
пределах
установленного
лимита
Образовалось
отходов за
отчетный
период в
собственном
производстве
 Использовано 
(утилизировано)
отходов в отчетном
периоде, в том
числе
с привлечением
специализированных
организаций
 Передано 
отходов
другим
организациям
с переходом
права
собственности
 Передано 
отходов
другим
организациям
для
размещения
(при наличии
договора о
конечном
размещении
отходов)
 1 
Мусор от бытовых
помещений
организаций
несортированный
 15 
 8 
 5 
 - 
 3 
 - 
 2 
Мусор от бытовых
помещений
организаций
крупногабаритный
 15 
 8 
 3 
 - 
 - 
 - 

Бытовые отходы по четным дням вывозит МУП «Спецавтохозяйство», которое размещает их на полигоне (по договору о конечном размещении) и самостоятельно вносит платежи за негативное воздействие. По нечетным дням бытовой мусор вывозит МУП «Чистота», согласно договору с которым к нему переходит право собственности на вывозимые отходы.

ОАО «Перевозки» должно заполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за II квартал 2008 г. и не позднее 21 июля представить его в Московское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора.

Данный раздел заполняют и сдают организации и индивидуальные предприниматели, в ходе деятельности которых образуются производственные или бытовые отходы. Поскольку пищевые отходы, бумага, использованные канцтовары и другой офисный мусор есть практически у всех, любая компания может быть признана плательщиком экологических платежей.

Наибольшие корректировки коснулись именно этого раздела расчета. Как и раньше, разд. 4 заполняется отдельно по каждому объекту размещения. Все операции с отходами отражаются в расчете за тот отчетный период, в котором данная операция была учтена.

Теперь регистрационный номер объекта размещения отходов указывается только в случае его присвоения. Присвоением таких номеров занимаются территориальные органы Ростехнадзора.

В разд. 4 обязательно приводятся следующие сведения:

  • номер, дата выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • наименование и фактический адрес объекта негативного воздействия;
  • характеристики объекта размещения отходов: находится в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия или за пределами данной зоны; является ли специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями. Необходимо выбрать из предложенных вариантов и поставить отметку в соответствующем поле.

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

С началом 2020 года, был принят закон, который обязывает промышленные предприятия оплачивать налог за негативное воздействие на экологию. Если руководитель организации не станет оплачивать экологический налог (который теперь обязателен), к данному производству будут наложены штрафы.

Для каждого производства, налог по экологии рассчитывается индивидуально, исходя из количества вредных веществ, которые загрязняют окружающую среду. Данные расчеты производятся органами, занимающимися охраной окружающей среды.

    Коэффициент индексации платы — средневзвешенная величина изменения цен по отношению к рассматриваемому периоду базового года. Принимается по официальным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

    Читайте также:  Какие МФО и через сколько подают в суд в 2023

    Коэффициент экологической ситуации К1 — величина, характеризующая усредненное значение превышения существующего загрязнения различных типов территорий, водных объектов. При его определении учитывались фоновое загрязнение территорий и водных объектов, прогнозные данные по их загрязнению, условия и характер рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе, показатели относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов, плотность населения.

    Коэффициент экологической значимости К2 — условная величина, характеризующая ценность природных ресурсов по типам территорий и значимости водных объектов.

    Нормативы платы (Н) — произведение ставки платы от выбросов и сбросов загрязняющих веществ на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества (А) для окружающей среды и здоровья населения.

    Плата за загрязнение окружающей среды — форма частичного возмещения ущерба окружающей среде, возникающего при осуществлении хозяйствующим субъектом хозяйственной и иной деятельности и негативном воздействии (загрязнения) на окружающую среду.

    Показатель относительной опасности веществ — величина, обратная значению предельно-допустимой концентрации загрязняющего вещества для атмосферного воздуха или воды водного объекта. Для отходов — величина, учитывающая класс токсичности (опасности) отходов.

    (Абзац 7 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 18 июня 2014 года № 342)

    Приведенная тонна загрязняющих веществ — тонна i-го загрязняющего вещества с учетом его относительной опасности.

    (Абзац 9 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 18 июня 2014 года № 342)

    Ставка платы за загрязнение окружающей среды за приведенную тонну — усредненная величина удельного экономического ущерба, возникающего от выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в окружающей среде.

    Горюче-смазочные материалы (ГСМ) — нефтепродукты, к которым относятся различные виды горючего (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) и смазочные материалы.

    Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника, и иные передвижные средства, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном и сжатом газе, бензогазовых и газодизельных смесях.

    Стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащий ему или закрепленный за ним в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    Применение дефляторов

    Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.

    Анализируя уровень ценообразования и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.

    Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

    Налоговая база экологического налога определяется как:

    1) фактические объемы:

    – выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;

    – сброса сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;

    – отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах;

    – отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов на захоронение или для использования в качестве изолирующего слоя (ст. 248 НК);

    2) произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории РБ магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах (п. 3 Указа № 9).

    Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 251 НК).

    Сумма экологического налога за транспортировку по территории РБ магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляется путем деления произведения налоговой базы и ставки экологического налога на 100 (абз. 5 п. 3 Указа № 9).

    Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 251 НК).

    В случаях, установленных п. 5 ст. 251 НК, сумма исчисленного экологического налога уменьшается.

    Напомним: это случаи капвложений в строительство, реконструкцию определенных природоохранных объектов (за исключением капвложений из бюджета).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *