Изменены штрафные санкции за нарушение валютного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменены штрафные санкции за нарушение валютного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193 УК РФ. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа крупных сумм денег в иностранной валюте.

Особый порядок репатриации валютной выручки

Репатриация валютной выручки — это обязательство по возврату денежных средств в иностранной валюте на территорию РФ. С нормами и правилами контроля за репатриацией валютной выручки можно ознакомиться в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Контроль осуществляется за валютой контракта. Любая выручка, рублевая и валютная, должна быть возвращена на территорию Российской Федерации. Закон обязывает компании производить расчеты с валютной выручкой только через уполномоченные банки РФ, в сроки установленные во внешнеторговых контрактах. Однако из-за санкций у бизнеса — участника ВЭД, возникают проблемы с исполнением этого требования.

Подписанный президентом Указ от 08.08.2022 № 529 разрешает компаниям не репатриировать валютную выручку, а также проводить расчеты в валюте через не уполномоченные банки. В дополнение Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433 позволило получать наличными: валютную выручку, возвраты по займам и авансы.

Изменения в законодательстве

В июле 2022 года внесены поправки в статью 15.25 КоАП РФ (Федеральный закон от 13 июля 2022 года № 235-ФЗ). Речь идет о снижении штрафов для всех участников внешнеэкономической деятельности за проведение незаконных валютных операций с 75-100% до 20-40% от суммы нелегальной операции. Штраф за нерепатриацию валютной выручки сокращен с 3-10% до 3-5% от суммы средств, зачисленных несвоевременно. Исключение составляют контракты, связанные с экспортом леса и лесоматериалов. Здесь максимальный штраф за незачисление в срок выручки составит 10%.

Также в статью 15.25 КоАП РФ внесено примечание №10 об отмене ответственности за нарушение валютного законодательства для юридических лиц и ИП, вызванных антироссийскими санкциями. Мораторий действует на операции, проведенные с 23 февраля по 31 декабря 2022 года. Правило распространяется на следующие виды правонарушений:

  • Проведение незаконных валютных операций
  • Нерепатриация средств по валютным контрактам
  • Несвоевременное исполнение или прекращение обязательств по договорам с иностранными партнерами
  • Несвоевременный возврат средств, уплаченных по договору поставки или оказания услуг нерезидентам

Уведомление и отчетность по счету за границей

Граждане России обязаны уведомлять налоговую службу по месту своего учета об открытии (закрытии) зарубежных счетов и об изменении реквизитов в течение 1 месяца со дня наступления такой ситуации (ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). В 2022 году уведомления подаются по установленной форме, которая утверждена Приказом ФНС № ЕД-7-14/272@, в срок до 1 июня следующего за отчетным периодом года.

Уведомление о счетах за границей можно подать:

  • лично;
  • через представителя;
  • заказным письмом;
  • через личный кабинет налогоплательщика, заверив документ электронной подписью;
  • посредством электронных систем связи.

Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля

Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.

Пример 1.

Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.

В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.

Таблица 2. Уголовные последствия.

Сумма, руб. Размер штрафа, руб. Срок лишения свободы
> 9 000 000 От 200 000 до 500 000 До трёх лет. В качестве альтернативы могут назначаться исправительные работы
До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц
> 45 000 000 До 1 000 000 До пяти лет

Пример 2.

Изменения в законодательстве

Новости в России в 2020 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2020 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Читайте также:  Единовременное пособие сотрудникам полиции на приобретение жилья в 2023 году

Это интересно: Срок исковой давности в итальянском праве 2020 год

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2020 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

Увеличился срок давности по валютным правонарушениям

С одного года до двух лет увеличен срок давности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. С 2 февраля 2016 г. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»). В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Во-вторых, существуют различные способы затягивания рассмотрения административных дел. Так, проблемы у органов валютного контроля возникают из-за того, что необходимо извещать привлекаемых к административной ответственности лиц и невозможно принять решение по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего уведомления. Но многие нарушители не находятся по месту своей регистрации, поэтому процесс получения доказательств извещения постоянно затягивается. Также сами компании и индивидуальные предприниматели часто злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административном правонарушении, в результате чего привлечь их к административной ответственности не получается из-за истечения срока давности.

Эти поправки внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Закон вступает в силу 16 апреля 2016 г.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности?

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2019-2020 годах составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2020 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

Читайте также:  Заполнение налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход

Виды валютных нарушений

В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Кроме того, к валютным нарушениям относят:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Увеличился срок давности по валютным правонарушениям

С одного года до двух лет увеличен срок давности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. С 2 февраля 2016 г. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»). В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Изменен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства

Автор: Admin · Опубликовано 06.04.2016 · Обновлено 04.03.2017

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В соответствии с поправками срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования теперь составляет два года со дня совершения административного правонарушения (вместо одного года в предыдущей редакции кодекса).
Изменения вступают в силу 16.04.2016.
Подробности изменений в статье 4.5 КоАП см. в разделе «Законодательные документы».

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Читайте также:  Внереализационные доходы и расходы

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Освобождение от штрафов за валютные нарушения

На основании подписанного закона получили освобождение некоторые юрлица, ИП и физлица от штрафов за нарушение валютного законодательства. В этих целях в ст. 15.25 КоАП включили примечание № 10, в соответствии с которым резидентов полностью освобождают от штрафов за валютные нарушения, если это невыполнение связано с антироссийскими санкциями.

Указанное освобождение относится к таким составам валютных нарушений:

  • проведение противозаконных валютных операций;
  • нерепатриация денег по экспортным сделкам;
  • неисполнение в установленные сроки обязанностей по выполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым контрактам;
  • нерепатриация денег, которые уплачены нерезидентам за неввезенные в Россию товары, неисполненные работы, неоказанные услуги или за непереданные сведения или результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них.

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

Изменения в законодательстве

Новости в России в 2020 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2020 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2020 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

Что касается изменений суммы штрафов в 2020 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

Можно ли оспорить штраф

Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.

Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.

Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *