Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжалуйте решение в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты, когда сотрудники ФАС изготовят его. На это у контролеров три дня. Копию решения возьмите в ФАС или получите по почте. Такие правила установлены в пунктах 3.34 и 3.38 регламента из приказа ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.

Судебный порядок обжалования

Практика показывает, что обжалование решений ФАС в судебном порядке эффективнее других вариантов. Но у этого способа есть недочеты, и один из них – затраченное время. При этом досудебный порядок урегулирования необязателен. Обжалуются действия, бездействие, решения, предписания. Последние всегда приостанавливаются на период разбирательства. Действует общее правило территориальной подсудности. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Применяются правила рассмотрения искового производства, однако со своей спецификой. Так, если происходит обжалование решения ФАС в арбитражном суде, бремя доказывания законности возлагается на орган власти. Предусматривается оплата государственной пошлины. Ответчиками могут выступать не только отдельные лица, но и коллегиальные органы. Активная позиция заявителя и грамотное составление процессуальных документов играют ключевую роль. Процесс проводится с учетом общих принципов состязательности и равенства сторон. Могут подаваться возражения, ходатайства. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» поможет выстроить оптимальную стратегию защиты.

Сроки рассмотрения и принятия судом решений

С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.

Пример: заявление в последний день трехмесячного срока

Заказчик обжаловал в арбитраже решение УФАС о нарушении законодательства по закупкам. Специалисты антимонопольной службы в суде заявили, что заказчик нарушил трехмесячный срок обжалования: УФАС подписало документ 5 мая, а заказчик подал жалобу 5 августа. По мнению контролеров, срок истек 4 августа. Однако суд пришел к выводу, что заказчик не нарушил процессуальный срок, и рассмотрел заявление.

Судья разъяснил, что срок отсчитывают с даты, которая следует за днем, когда ФАС решила, что заказчик нарушил закон. В случае из примера – с 6 мая. Поэтому и срок, до которого заказчик вправе обжаловать решение, – 5 августа. Об этом сказано в части 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В качестве довода судья привел пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 года № 99 (решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23 ноября 2015 г. № А59-3600/2015).

Решение вынес судья Арбитражного суда Ставропольского края 17 декабря 2015 года по делу № А63-8613/2015.

Ситуация: исполнять ли предписание, если контролер опоздал с публикацией документа

Если ФАС разместила предписание в ЕИС или на официальном сайте несвоевременно, решение антимонопольного органа все равно правомерно.

Исполнить требования антимонопольной службы заказчик обязан независимо от того, опоздало ведомство с публикацией или нет. Решение и предписание контролера признают недействительным, если документ одновременно не отвечает требованиям законодательства или правого акта и нарушает права и законные интересы заявителя. Предписание антимонопольная служба обязана опубликовать в ЕИС или на официальном сайте ФАС. Срок – три рабочих дня с даты, когда приняли решение. Об этом сказано в части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частях 2 и 3 статьи 201 АПК, части 22 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Читайте также:  Что делать с кроватью, часами и другими вещами умершего родственника

Нарушение сроков публикации не ущемляет права и законные интересы заказчиков, которым выдали предписание. Решение контролера не теряет силы и не подлежит отмене. Позицию изложил Верховный суд в определении от 17.05.2018 № 305-КГ18-5205.

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

  1. Через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.

Рассмотрение дела по существу

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий

Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.

Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:

  • в течение какого времени нужно уложиться;
  • какие документы подавать вместе с жалобой;
  • в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.

В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

Порядок обжалования решения ФАС

После проверки антимонопольной службы, ее представители выносят определенные предписания. Их нужно выполнить в оговоренный срок. Если исполнитель не согласен с результатами проверки, то у него есть несколько вариантов решения спорной ситуации. Первый шаг — жалоба в ФАС. Оформить и подать заявление следует в установленном определенном порядке. На период рассмотрения дела и до момента вынесения окончательного вердикта приостанавливается выполнение предписаний службы.

Если решить вопрос таким способом не удалось, то вы имеет право подать исковое заявление в суд на обжалование решения ФАС. Рассматриваются с участием компетентных органов власти не только определенные действия антимонопольной службы, но и ее бездействие. Подобные вопросы рассматриваются хозяйственным или арбитражным судом. Подобное обжалование решения антимонопольного органа в вышестоящий орган получит юридическую силу, если иск заполнен точно, предоставлены все материалы дела, собран полный пакет необходимых документов.

Читайте также:  Как проходит процедура банкротства физических лиц и какие у неё последствия

Процесс обжалования решения ФАС проходит в несколько этапов:

  1. досудебные слушания, сбор материалов дела;
  2. рассмотрение судьей жалобы;
  3. окончательный вердикт;
  4. выполнение предписаний суда.

Образец заявления об оспаривании решения ФАС

В Арбитражный суд Свердловской области

ЗАЯВИТЕЛЬ:

ООО

г Екатеринбург, ул. Машиностроителей

ЗАИНТЕРЕССОВАННОЕ ЛИЦО:

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Свердловской области.

г. Екатеринбург, ул. Московская, 11.

Заявление

о признании недействительным решения антимонопольного органа

На официальном сайте Российской Федерации по адресу: Территориальном управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области было размещено извещение о проведении запроса котировок.

Предметом запроса котировок являлось — оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на территории Свердловской области для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, начальная (максимальная) цена Контракта – 29 669 (Двадцать девять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 00 копеек с учетом НДС.

До окончания срока подачи котировочных поступило 4 (четыре) котировочных заявки в запечатанных конвертах. Победителем в проведении запроса котировок определен участник с номером заявки 1 – ООО, с предложением о цене Контракта: 0 (Ноль) рублей 1 (Одна) копейка.

Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок наша заявка («ООО») была отклонена в соответствии с ч.7 ст. 78 Федерального закона 44-ФЗ: заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.

На указанный протокол ООО подало жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с просьбой о признании его незаконным. УФАС по Свердловской области вынесло решение №4-3, которым жалоба ООО была признана необоснованной, в виду того, что заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.

Считаем решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 4-3 незаконным по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обжалование решения в арбитражном суде

Процедура оспаривания решения ФАС в суде происходит в следующем порядке:

  1. Происходит сбор документов и составляется исковое заявление.
  2. Заявление рассматривается судом и проводится досудебное расследование.
  3. Дело рассматривается по существу, и выносится решение.
  4. Решение вступает в силу или обжалуется в региональном или Высшем арбитражном суде РФ.

Подача заявления осуществляется в арбитражный суд по месту нахождения органа ФАС, выдавшего оспариваемое предписание. В тексте заявления указываются следующие данные:

  • реквизиты и контакты заявителя;
  • наименование органа ФАС;
  • список заинтересованных лиц;
  • обстоятельства иска;
  • обжалуемые решения ФАС и суть претензии;
  • обоснование претензии;
  • перечень доказательств;
  • список прилагаемых документов;
  • дата и подпись.

При описании обстоятельств иска нужно в хронологическом порядке изложить события с момента проведения закупочной процедуры до выбора победителя, подачи жалобы в ФАС и вынесении предписания. Для каждого существенного события нужно указать дату, по возможности – номер документа и ответственное лицо, принявшее решение. Например, при описании результатов конкурса нужно указывать дату подведения итогов, номер протокола и ФИО членов закупочной комиссии.

В основном тексте нужно изложить просьбу к суду признать незаконным решение ФАС (указать номер) и отменить последствия такого решения (перечислить). Важно указать, в чем именно незаконность принятого ФАС решения или какие права третьих лиц оно нарушает. Образец искового заявления можно посмотреть здесь.

К заявлению прилагаются документы:

  • квитанция об оплате судебной пошлины;
  • копия оспариваемого предписания ФАС;
  • копии документации о закупке;
  • протокол об итогах закупочной процедуры;
  • квитанция об отправке копии искового заявления по почте всем участникам процесса;
  • выписка из ЕГРЮЛ о регистрации юрлица-заявителя (для физлиц – паспорт).
Читайте также:  Порядок оформления пособия безработным в 2023 году

Судебная пошлина по искам об оспаривании ненормативных актов, к которым относятся предписания ФАС, составляет 3000 рублей для юрлиц и 300 рублей для физлиц. Дополнительно представляются документы и справки, доказывающие изложенные в исковом заявлении факты.

В ходе досудебного расследования проверяются документы, представленные сторонами, и изучаются обстоятельства дела, по которому было принято предписание ФАС. Судья может допросить заявителя, его контрагента или ответственных лиц ФАС, принимавших решение о вынесении предписания.

Ведомственный порядок обжалования: куда подавать жалобу

Первичным рассмотрением вопросов, отнесенных к компетенции ФАС, занимаются ее территориальные управления. Их акты являются, как правило, предметом оспаривания. В структуре УФАС создана собственная апелляционная инстанция — коллегии по рассмотрению жалоб на вынесенные акты. В апелляционную коллегию заинтересованное лицо вправе подать жалобу на решение ФАС.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ определяет для коллегии возможность пересматривать принятые ранее документы, если они нарушают единообразие в применении антимонопольными органами законодательства. Наиболее успешным ведомственное обжалование будет, если заявитель укажет на несоответствие принятого документа ранее вынесенным актам ФАС по аналогичным спорам.

Порядок рассмотрения спора

В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.

За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:

  • необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
  • обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.

Судебные разбирательства отнимают много времени и сил, поэтому неправомерные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем антимонопольном органе. Он предполагает несколько этапов:

  1. Выбор подразделения ФАС;
  2. Подготовка письменного заявления с жалобой на действия ФАС;
  3. Отправка жалобы на установление незаконности действий должностных лиц ФАС;
  4. Проверка в установленное время действий ФАС, после чего выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе;
  5. Отправка заявителю письменного уведомления о решении вышестоящего органа ФАС по результатам рассмотрения обращения.

Оформление заявления в ФАС

Для своевременного и беспрепятственного принятия заявления судебным органам необходимо корректно оформить заявление. В частности, в заявлении в обязательном порядке должны указываться следующие сведения:

  • Наименование антимонопольного органа или лица, принявшего oспaривaемый акт или решение, вынесшего спорное предписание, совершившего oспaривaемые действия или бездействие;
  • Название, номер, дата принятия решения, предписания, постановления, осуществления спорных действий или бездействия;
  • Правовые нормы или законные интересы заявителя, нарушенные антимонопольным органом;
  • Нормативные акты, нарушения которых были установлены заявителем;
  • Официальное требование заявителя о признании решения, предписания или постановления ФАС (территориального представительства ФАС, уполномоченного органа) недействительным.

К заявлению необходимо приложить копию oспaривaемoгo решения, акта, предписания.

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН более 15 лет занимаются юридическим сопровождением закупок и их обжалованием в ФАС России, территориальные органы, в суд. У нас накоплен уникальный опыт обоснования требований и обжалования закупок в разных отраслях, по различным объектам закупки: от медрасходников до сложного технического оборудования, например, систем спутниковой связи.

Мы обжалуем действия Заказчика:

  • при формировании документации,
  • при не допуске и отклонении заявки,
  • при подведении итогов,
  • прочих незаконных и ограничивающих конкуренцию действиях.

В какой срок рассматривается заявление?

Какие сроки установлены законодателем на рассмотрение заявления на обжалование решения УФАС в ФАС России? Точный временной интервал для принятия решения антимонопольным органом прописан в 59-ФЗ. Так, согласно нормативно-правовому акту, стандартный период рассмотрения обращения граждан в государственный орган составляет 30 дней. Если необходимо получение в рамках антимонопольной проверки дополнительных сведений, то срок рассмотрения дела может быть пролонгирован на 30 суток.

Обратите внимание

Если заявление рассматривается апелляционной коллегией, то сроки проверки могут достигнуть 2 месяцев. При проведении дополнительных проверок этот период может быть увеличен на 1 месяц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *