Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как доказать инспектору неумышленную высокую долю налоговых вычетов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.
Вычет с предоплаты поставщику в большем размере, чем указано в договоре
Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
Превышение допустимой доли вычетов
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года
Регион | I квартал | II квартал | Динамика* |
Российская Федерация в том числе: | 88,8 | 88,4 | –0,4 |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 90,0 | 88,6 | –1,4 |
Брянская область | 89,3 | 90,1 | 0,8 |
Владимирская область | 86,1 | 83,6 | –2,5 |
Воронежская область | 91,2 | 91,7 | 0,5 |
Ивановская область | 91,5 | 91,6 | 0,1 |
Калужская область | 88,3 | 89,3 | 1,0 |
Костромская область | 87,7 | 87,7 | 0,0 |
Курская область | 94,5 | 91,7 | –2,8 |
Липецкая область | 104,3 | 104,2 | –0,1 |
Московская область | 88,3 | 88,9 | 0,6 |
Орловская область | 88,1 | 89,4 | 1,3 |
Рязанская область | 88,3 | 88,4 | 0,1 |
Смоленская область | 91,1 | 92,7 | 1,6 |
Тамбовская область | 95,2 | 93,6 | –1,6 |
Тверская область | 87,2 | 87,8 | 0,6 |
Тульская область | 96,8 | 96,3 | –0,5 |
Ярославская область | 86,5 | 89,3 | 2,8 |
город Москва | 88,8 | 89,4 | 0,6 |
СевероЗападный федеральный округ | |||
Республика Карелия | 71,3 | 70,2 | –1,1 |
Республика Коми | 80,0 | 77,0 | –3,0 |
Архангельская область | 85,4 | 91,2 | 5,8 |
Вологодская область | 99,7 | 102,2 | 2,5 |
Калининградская область | 63,9 | 64,3 | 0,4 |
Ленинградская область | 90,2 | 91,8 | 1,6 |
Мурманская область | 185,7 | 161,9 | –23,8 |
Новгородская область | 96,2 | 97,8 | 1,6 |
Псковская область | 92,1 | 91,5 | –0,6 |
город СанктПетербург | 88,4 | 88,4 | 0,0 |
Ненецкий АО | 110,8 | 108,0 | –2,8 |
СевероКавказский федеральный округ | |||
Республика Дагестан | 85,4 | 84,4 | –1,0 |
Республика Ингушетия | 95,7 | 93,6 | –2,1 |
КабардиноБалкарская Республика | 90,8 | 91,5 | 0,7 |
КарачаевоЧеркесская Республика | 91,0 | 88,6 | –2,4 |
Республика Северная Осетия — Алания | 86,6 | 87,9 | 1,3 |
Чеченская Республика | 96,8 | 95,1 | –1,7 |
Ставропольский край | 93,5 | 91,7 | –1,8 |
Южный федеральный округ | |||
Республика Адыгея | 87,4 | 85,5 | –1,9 |
Республика Калмыкия | 116,3 | 87,0 | –29,3 |
Республика Крым | 87,8 | 86,4 | –1,4 |
Краснодарский край | 91,6 | 91,8 | 0,2 |
Астраханская область | 78,5 | 76,6 | –1,9 |
Волгоградская область | 93,6 | 87,7 | –5,9 |
Ростовская область | 95,0 | 95,2 | 0,2 |
город Севастополь | 83,1 | 81,9 | –1,2 |
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 93,1 | 93,3 | 0,2 |
Республика Марий Эл | 89,6 | 90,4 | 0,8 |
Республика Мордовия | 89,3 | 90,4 | 1,1 |
Республика Татарстан | 92,0 | 91,3 | –0,7 |
Удмуртская Республика | 82,3 | 79,4 | –2,9 |
Чувашская Республика | 82,4 | 84,6 | 2,2 |
Кировская область | 84,8 | 85,4 | 0,6 |
Нижегородская область | 92,5 | 90,2 | –2,3 |
Оренбургская область | 75,3 | 72,1 | –3,2 |
Пензенская область | 87,6 | 86,9 | –0,7 |
Пермский край | 86,3 | 81,5 | –4,8 |
Самарская область | 84,3 | 82,9 | –1,4 |
Саратовская область | 86,8 | 86,8 | 0,0 |
Ульяновская область | 88,0 | 90,0 | 2,0 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 85,2 | 85,1 | –0,1 |
Свердловская область | 91,6 | 91,6 | 0,0 |
Тюменская область | 84,2 | 82,2 | –2,0 |
Челябинская область | 89,9 | 89,8 | –0,1 |
ХантыМансийский АО — Югра | 66,8 | 60,4 | –6,4 |
ЯмалоHенецкий АО | 75,9 | 69,7 | –6,2 |
Сибирский федеральный округ | |||
Республика Алтай | 90,0 | 88,9 | –1,1 |
Республика Тыва | 81,3 | 88,9 | 7,6 |
Республика Хакасия | 85,6 | 84,5 | –1,1 |
Алтайский край | 89,0 | 88,1 | –0,9 |
Красноярский край | 83,4 | 81,6 | –1,8 |
Иркутская область | 78,9 | 79,7 | 0,8 |
Кемеровская область — Кузбасс | 93,8 | 92,6 | –1,2 |
Новосибирская область | 88,6 | 89,1 | 0,5 |
Омская область | 88,2 | 84,1 | –4,1 |
Томская область | 73,6 | 74,5 | 0,9 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Республика Бурятия | 93,1 | 92,6 | –0,5 |
Республика Саха (Якутия) | 86,9 | 87,2 | 0,3 |
Приморский край | 97,7 | 96,3 | –1,4 |
Хабаровский край | 90,8 | 89,1 | –1,7 |
Амурская область | 143,9 | 137,1 | –6,8 |
Камчатский край | 91,3 | 95,9 | 4,6 |
Магаданская область | 100,5 | 103,4 | 2,9 |
Сахалинская область | 91,9 | 92,8 | 0,9 |
Забайкальский край | 98,0 | 99,3 | 1,3 |
Еврейская автономная область | 86,2 | 83,3 | –2,9 |
Чукотский АО | 124,1 | 149,4 | 25,3 |
БАЙКОНУР | 75,2 | 72,5 | –2,7 |
* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.
При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.
Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.
Как объяснить превышение
Если будет выявлен высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС налоговиками, они направят в адрес налогоплательщика уведомление с требованием предоставить пояснения с раскрытием причин возникновения отклонений от нормы. К объяснительному письму рекомендуется приложить документальные подтверждения верности отражения данных в декларации. Объективными причинами возникновения низкого уровня фискальной нагрузки по НДС могут быть:
-
Непродолжительный период работы налогоплательщика. После открытия бизнеса расходов всегда больше, чем доходов, ввиду отсутствия наработанной базы покупателей. В пояснениях рекомендуется акцентировать внимание на соотношении доходов и расходов компании в рассматриваемом периоде, привести обоснования по затратным статьям (например, закупка оборудования, мебели, сырья, оплата услуг, реклама).
-
Единовременные затраты на оплату крупной партии материалов для производственных нужд или закупка основных средств. В объяснительной записке можно указать на факт реализации сделки по закупке товаров для их перепродажи или использования в производстве в последующих периодах.
-
Влияние фактора сезонности спроса на производимую продукцию – в результате снизились продажи, уменьшилась налоговая база по НДС, а административные расходы остались неизменными.
-
Выставление счета-фактуры контрагентом с задержкой.
Как применяется налоговый вычет по НДС
Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, а также иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.
Налог к уплате рассчитывается по операциям реализации и приравненным к ним.
Сумму рассчитанного налога налогоплательщик вправе уменьшить на налоговый вычет.
Он представляет собой сумму налога, предъявленного налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) и указанного в счете-фактуре.
Чтобы применить вычитаемую сумму, необходимо соблюсти следующие условия:
- Приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
- Приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться при операциях, облагаемых НДС.
- Поставщик передал корректно оформленный счет-фактуру.
- С момента принятия на учет товаров (работ, услуг) прошло не более трех лет.
Каковы последствия превышения удельного веса вычетов по НДС для организаций и ИП?
При высоком удельном весе вычета по НДС, приближается к нулю сумма данного налога, что расценивается налоговой, как нарушение установленного критерия.В связи с этим налоговый инспектор может выставить требование о внесении пояснений либо вызвать в территориальный орган ФНС руководителя организации или предпринимателя лично. Так же представители налоговой службы могут нагрянуть с проверкой.
Важно! Превышение процентного соотношения вычета к НДС является одним из показателей, на которые обращает внимание ФНС при составлении списка кандидатов на выездную проверку. Однако, нарушение этого ограничения имеет значимость только в том случае, когда нарушены и другие показатели.
Следует отметить, что не только превышение установленных значений может заинтересовать налоговиков. Подозрительным они могут счесть и слишком низкий удельный вес вычета. Поэтому организации и предприниматели, желающие снизить к себе внимание налоговых органов таким образом, рискуют наоборот привлечь лишний интерес.
Как ИФНС проверяет декларации?
НДС-отчеты всех российских компаний и предпринимателей попадают в единую базу данных. Прежде всего они проверяются на внутренние ошибки. Существуют соотношения между значениями определенных строк декларации по НДС, которые должны исполняться. Если этого не происходит, значит, отчет содержит ошибку. При этом налогоплательщику автоматически будет направлено требование представить пояснение к декларации по НДС.
Далее проводится внешняя проверка отчетов в разрезе каждой сделки. Для этого по заказу ФНС был разработан специальный программный комплекс. По операции, отраженной в декларации покупателя, система находит контрагента. Затем информация из раздела 9 декларации поставщика сравнивается с тем, что покупатель отразил по той же операции в разделе 8 своего отчета.
В каком формате нужно подать пояснения
Сразу уточним, что ответ на запрос налоговой о даче пояснений к декларации по НДС может быть в 2 вариантах:
- Вариант 1. Если в декларации изначально была допущена ошибка при заполнении, которая повлияла на величину НДС к уплате, то в ответ на запрос ИФНС следует подать уточненную декларацию.
Подробно об этом прочтите в статье «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2020 году?».
- Вариант 2. Если данные в декларации изменяться не будут, но их необходимо расшифровать для налоговиков, надо формировать пояснения и направлять их в налоговую.
Как снизить риск получения требований по НДС?
Как видим, современные технологии помогают инспекторам выявлять любые ошибки в отчетах практически молниеносно. Но они же приходят на помощь и самим налогоплательщикам, давая возможность выявить ошибки еще до формирования декларации. Первым таким инструментом является внедрение электронного документооборота. Чем меньше ручной работы по составлению документов, тем ниже вероятность того, что будет допущена ошибка из-за человеческого фактора. Кроме того, наладив обмен со своими поставщиками счетами-фактурами в электронном формате, компания обезопасит себя от возможных расхождений.
Еще один мощный инструмент, который поможет избежать несоответствия данных с контрагентами, — всевозможные сервисы по сверке счетов-фактур. Компании и предприниматели загружают туда свои данные и сверяются с контрагентами еще до отправки декларации по НДС. Сложность в том, что таким образом можно свериться лишь с теми компаниями и ИП, которые являются пользователями того же сервиса. Упрощенный вариант такой сверки есть на сайте налоговой службы.
НДС является одним из основных налогов, формирующих доход российского бюджета. Поэтому вопросам его администрирования уделяется большое внимание. В последнее время контроль в этой сфере ужесточился, что связано со сведением программного комплекса ФНС для проверки деклараций по НДС. За год своей работы он выявляет порядка 3 млн расхождений в отчетах. Это значит, что налогоплательщикам ежегодно направляются миллионы требований пояснить декларацию по НДС. И в целом в их получении нет ничего страшного. Главное — отреагировать на вопросы ИФНС правильно и своевременно.
Когда потребуются пояснения о высокой доле налоговых вычетов по НДС
В первоначальном варианте Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ речь шла лишь о значительных суммах налоговых вычетов за определенный период. Однако не уточнялась величина таких вычетов. Приказом ФНС от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ было уточнено, что высокая доля вычетов по НДС – 89% или более за 12 месяцев.
Можно отметить, что средняя по России доля вычетов по НДС на 01.01.2018 составляет 88,06 %. Актуальную долю НДС-вычетов можно рассчитать по данным отчета 1-НДС на сайте ФНС.
Нужно учитывать, что и приведенный в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, и рассчитанный по данным сайта ФНС критерий безопасных вычетов достаточно условный. Ведь инспекция может применять в своей работе региональное значение безопасных вычетов или среднеотраслевой показатель, которых в открытом доступе нет. А потому нельзя предугадать со 100%-ной точностью, какая доля вычетов по НДС не вызовет вопросов у проверяющих. В то же время, на долю 88% и ниже как некий ориентир безопасных вычетов все же стоит опираться.
Несмотря на то, что показатель безопасной доли годовой, рассчитывать его можно и поквартально. По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно найти так:
Д = НДСвычет / НДСначисление
где НДСвычет – показатель строки 190 раздела 3 декларации по НДС;
НДСначисление – показатель строки 118 раздела 3 декларации по НДС.
Вычет с предоплаты поставщику в большем размере, чем указано в договоре
Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017).
Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.
Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).
В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).
Как избежать хлопот с налоговиками
Налоговая служба рьяно следит за работой компаний и начинает проявлять к ним интерес, если обнаруживает высокий процент удельного веса по налоговым вычетам. Если он составил 89% и выше, то в скором времени можно ожидать от налоговой службы запрос с пояснением, игнорировать который крайне нежелательно.
Выявленный высокий удельный вес вычета считается серьезным доказательством того, что в компании . Подобная проблема часто становится поводом для проверки со стороны налоговой. Чтобы снять подозрения, следует как можно раньше предоставить органам документ-пояснение. Его необходимо будет приложить к .
Чтобы объяснить причину высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, необходимо подать пояснение в ФНС в произвольной форме с указанием всех факторов, влияющих на повышение.
Образец пояснения по высокому удельному весе налоговых вычетов по НДС:
К примеру, если компания занимается изготовлением мебели, то в объяснительном документе может в качестве аргумента предоставляется информация о том, что приобретаемые для обивки мебели материалы доставляются из другой страны. Из-за девальвации рубля произошло существенное увеличение расходов. Также причиной может выступать и повышение арендной платы.
В пояснительном документе следует обязательно предоставлять сравнения по затратам. К примеру, в сравнении с 2020 годом сокращение выручки произошло на 12%. К пояснительному документу обязательно должны быть приложены копии договоров, подтверждающих, что представляемая информация о повышении оплаты за продукцию либо аренду помещения, действительно имеет место. Документ подтверждается печатью директора.
Пояснения налоговому органу по факту
высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС
Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве Строгову Я.Х.
Требуется соблюдение определенных условий для применения права на налоговый вычет по НДС:
- Покупаемые материальные ценности (права) поставлены на учет.
- Приобретенные товары, ресурсы и прочее, по которым рассчитывается «входной налог», им облагаются по закону.
- По всем операциям этого типа должна быть правильно оформленная документация: счет-фактура, «первичка».
Счет-фактура также должен быть составлен правильно:
- дата, номер;
- реквизиты продавца и покупателя: наименование, ИНН, адрес;
- реквизиты получателей товара;
- номер авансовой платежки, если имеется;
- список продукции;
- цена с НДС и без него;
- ставка по налогу;
- сумма НДС;
- если продукция иностранная, указывается ее происхождение.
Если отгрузке предшествовала предоплата, также потребуется правильный авансовый счет-фактура для применения определенной суммы налогового вычета по НДС. Кроме него, потребуются и другие документы:
- квитанция или чек о внесении аванса;
- авансовый счет-фактура;
- договор с содержащимся в нем пунктом о возможности перечисления предоплаты продавцу.
Что делать при превышении удельного веса вычета?
В первую очередь, чтобы знать является ли сумма вычета выше необходимой и подготовиться к применению мер к Вашей организации налоговыми органами, нужно рассчитать ее удельный вес. Для расчёта можно использовать декларацию по НДС, а именно её третий раздел. В ней отражены такие строки:
- НДС к вычету – строка 190;
- НДС начисленный – строка 118.
Итак, значение удельного веса находят по следующей формуле:
НДС к вычету : НДС начисленный * 100%.
Чтобы проследить тенденцию желательно расчитывать удельный вес за несколько последних периодов.
При указании вычета по налогу на добавленную стоимость выше среднего значения необходимо подготовиться к тому, что налоговая потребует дать объяснения, направив соответствующеетребование или же вызвав налогоплательщика для дачи пояснений лично. Поэтому заранее следует подготовится, а именно:
- Собрать документы, подтверждающие право на вычет и его размер;
- Подготовить документы представителя организации о его полномочиях.
Расчет удельного веса вычетов НДС
Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).
Рассчитывается показатель по следующей формуле:
НДС к вычету / НДС начисленный * 100%
Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.
В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.