Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы трудовой миграции в современной России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трудовая миграция является вполне естественным процессом характерным как для России, так и для стран всего мира. Под миграцией понимается перемещение людей через границы территориальных образований, связанное, преимущественным образом, с временной или постоянной переменой места жительства или места работы. По территориальному признаку различают внешнюю (международную) и внутреннюю миграцию, по целям — трудовую, учебную, экономическую и другие виды миграции. Благодаря миграции происходило развитие государств, осваивались земли, и обогащалась культура за счет обмена традициями. В XXI веке человечество вступило в эпоху глобализации мировых процессов, миграция охватила все континенты и страны, ее важнейшая особенность в современном мире — небывалая масштабность.
Поправки для мигрантов
Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.
Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.
Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:
- предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
- обоснование причин миграции;
- определение срока на прохождение процедуры регистрации;
- наличие патента;
Основные характеристики трудовой миграции населения в современной России
Массовая трудовая миграция новое явление, как для России, так и для остальных постсоветских стран. Переход к рынку, появившиеся возможности выезда за границу в сочетании с экономическим кризисом, массовой потерей работы и падением заработной платы сыграли роль спускового крючка в развитии трудовой миграции. Она стала главным способом заработка для миллионов жителей бывшего СССР и стран дальнего зарубежья. Сегодня трудовая миграция оценивается специалистами как наиболее крупный миграционный поток в СНГ. В него попали потерявшие работу, и те, чьи мизерные оклады на основном месте работы не смогли обеспечить даже самые скромные потребности семьи, а также люди, надеявшиеся на высокие заработки для решения каких-то крупных проблем, желавшие качественно изменить улучшить и образ жизни своих семей12. Трудовая миграция в последние годы стала самым массовым потоком в Россию, при этом значительная часть трудовых поездок либо не регистрируется (что характерно для1 миграций в пределах СНГ), либо совершается под маской туризма (в основном между Россией и странами вне СНГ), причем это касается как въезда иностранцев на заработки в Россию, так и выезда россиян с этими же целями за границу.
В глобализирующемся мире миграция становится одной из основных сил, определяющих социальный ландшафт XXI века. Среди социальных процессов, происходящих в обществе, процессы миграции населения (от латинского migratio — «переселяться») занимают особое место. В первоначальном своем значении термин «миграция» связан с английским глаголом «путешествовать пешком, странствовать». В собственном смысле слова «миграция — совокупность перемещений с целью перенести место пребывания кого-либо»13. Социальными субъектами, акторами миграционных процессов являются: мигрант — лицо, совершающее территориальное передвижение (миграцию) со сменой постоянного места жительства и работы навсегда или на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет), и мигранты — социальные группы лиц, участвующих в миграции и совершающих миграционное движение.
Поскольку миграция населения складывается из множества однотипных социальных действий отдельных личностей и образует миграционные потоки, в российской научной литературе в равной мере употребляются термины «миграция» (в единственном числе) и «миграции» (во множественном)14.
Частными вариантами миграции населения можно считать иммиграцию и эмиграцию. Под иммиграцией понимается въезд в страну иностранных граждан с целью длительного или постоянного в ней проживания и, как правило, получения ее гражданства. Эмиграция представляет собой такую разновидность миграции, которая предполагает выезд из страны в другое государство на постоянное место жительства, как правило, с получением его гражданства15.
Миграционные процессы, связанные с перемещением групп лиц (или отдельных граждан) внутри одной страны принято называть внутренней миграцией. Это перемещение связано либо с усложнившейся политической обстановкой в регионе постоянного проживания мигрантов, либо с ухудшающимся экономическим положением, либо с принадлежностью к группе, инонациональной по сравнению с населением, постоянно проживающим на территории, с которой произошел отток. Миграция может быть как добровольной, так и вынужденной. Добровольная миграция представляет собой перемещение людей, добровольно покидающих место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства. Причинами тому могут быть семейные обстоятельства, климатические условия, состояние здоровья, т. е. обстоятельства, не связанные с угрозой для нормального проживания указанных лиц по прежнему месту жительства.
Социокультурная обусловленность современной миграции
Э. СОБОЛЕВ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ Демографический кризис, трудодефицит и потребность
в мигрантах
Ожидающее Россию уже в ближайшем будущем заметное сокращение общей численности населения и не менее значительная убыль его трудоспособной части со всей остротой ставит проблему стабилизации численности населения страны. В этих условиях миграция может рассматриваться как один из способов частичной компенсации демографических потерь. Миграционная политика России на ближайшую перспективу предполагает привлечение мигрантов. Другой вопрос — о масштабах этого привлечения. Имеющиеся оценки представляются сильно завышенными. Называют цифры до 1 млн. человек в год и выше. Но убедительных расчетов нет. Порой потребность в мигрантах определяется весьма просто и незатейливо. Берется предполагаемое уменьшение населения за 20 лет: по некоторым прогнозам оно будет составлять примерно 20 млн. человек. Сальдо в 20 млн. человек делят на 20 лет и получают вышеупомянутую магическую цифру ежегодной потребности в трудовых мигрантах в 1 млн. человек.
В основе столь упрощенного подхода лежит отождествление двух связанных, но в то же время различных дефицитов: демографического, вызываемого депопуляцией, и трудового, в основе которого лежит нехватка трудовых ресурсов. Первый из них есть объективный дефицит, связанный с долговременными демографическими процессами, лишь в ограниченной мере поддающимися коррекции. Что касается трудового дефицита, то он в значительной мере искусственный, идущий от экономической политики, от сложившейся системы хозяйствования. И этот дефицит можно регулировать: измените политику и он, если не исчезнет, то по крайней мере уменьшится.
В стране фактически сложился механизм искусственного воспроизводства дефицита дешевой рабочей силы, который создается нехваткой не рабочей силы вообще, а дешевых рабочих рук. Потребность в последних и покрывается за счет малопритязательных и бесправных мигрантов.
Создалась парадоксальная ситуация невыгодности использования национальной рабочей силы. В результате в безработные попадают потенциально конкурентоспособные российские работники, не согласные работать за мизерную оплату труда без минимума социальных гарантий.
Могут возразить, что и Европу с Америкой захлестнул поток малоквалифицированных мигрантов, к тому же в культурном отношении зачастую чуждых западной цивилизации. Но в западных странах этот процесс сопровождается и миграцией иного рода — высококвалифицированных специалистов со всего света, в том числе из России. Такая своеобразная подпитка посредством «ума и золотых рук» играет важную роль в поддержании ведущих позиций Запада в области высоких технологий и в науке. Иное дело Россия. Качество рабочей силы иммигрантов в целом ниже, чем российского трудового потенциала, и рост иммиграции сигнализирует о снижении этого качества. Поэтому задача преодоления этой зависимости и улучшения качества иммиграции является приоритетной.
Кому выгодна трудовая миграция? Проблема экономической выгоды или невыгоды использования труда мигрантов (прежде всего нелегальных) весьма сложна, поскольку здесь «завязаны» интересы самых различных субъектов. Для предпринимателей нелегальная рабочая сила -источник дополнительной прибыли. Для посредников по доставке нелегальной рабочей силы к месту ее использования этот криминальный бизнес приносит баснословные прибыли и позволяет процветать современному виду рабства. У гастарбайтеров нет трудовых договоров, разрешения на работу, отсутствует социальная защита, медицинская помощь. Для коррупционеров из государственно-властных структур нелегалы — постоянный источник незаконных доходов (взятки, откаты и т.п.). Для самих мигрантов выгода заключается в разнице между реально получаемым заработком в России и тем, которой они получили бы в своей стране. Поскольку этот уровень без сомнения ниже, чем в России, то они соглашаются на более низкую оплату труда, чем местные работники. Безусловно, проигравшей стороной в случае нелегальной миграции является государство как субъект национальных интересов. Оно не получает налоги от нелегалов, деформируется национальный рынок труда, криминализируется бизнес, процветает коррупция, усиливается межнациональная напряженность.
По вопросу влияния миграции на рынок труда достаточно широкое распространение получила позиция, согласно которой миграция (как легальная, так и нелегальная) способствует достижению сбалансированности на рынке труда. По мнению сторонников этой точки зрения, в рамках рынка труда складываются и сосуществуют два сегмента, между которыми конкуренция крайне слаба или практически отсутствует. В одном сегменте представлены вакансии с тяжелыми, вредными условиями труда и низкой оплатой, не привлекательные и не престижные для местных работников и заполняемые по преимуществу мигрантами; в другом — рабочие места более высокого статуса, на которые претендует и за которые конкурирует коренное население. «Мигранты идут туда, где имеется острый дефицит рабочей силы»1.
Трудовая миграция является вполне естественным процессом характерным как для России, так и для стран всего мира. Под миграцией понимается перемещение людей через границы территориальных образований, связанное, преимущественным образом, с временной или постоянной переменой места жительства или места работы. По территориальному признаку различают внешнюю (международную) и внутреннюю миграцию, по целям — трудовую, учебную, экономическую и другие виды миграции. Благодаря миграции происходило развитие государств, осваивались земли, и обогащалась культура за счет обмена традициями. В XXI веке человечество вступило в эпоху глобализации мировых процессов, миграция охватила все континенты и страны, ее важнейшая особенность в современном мире — небывалая масштабность.
Проблемы миграции трудовых ресурсов
Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.
Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.
Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:
- Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
- Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.
Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:
- экономический спад;
- снижение качества жизни;
- демографический упадок;
- разрушение инфраструктуры.
Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.
Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.
К таким проблемам относятся:
- Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
- Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.
Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.
Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.
Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.
Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.
Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.
В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.
Миграция (от лат. Migratio — переселение) — перемещение населения с целью изменения места жительства. Такие движения могут быть результатом множества причин, как социальных (войны и угнетение по любой причине и на любой почве), так и природного (стихийные бедствия), и осуществляться в не менее разнообразных границах.
Миграция является одной из важнейших проблем населения и рассматривается не только как простое механическое перемещение людей, но и как сложный социальный процесс, влияющий на многие аспекты социально-экономической жизни. Миграция сыграла выдающуюся роль в истории человечества, связанную с процессами заселения, экономическим освоением земель, развитием производительных сил, образованием и смешением рас, языков и народов.
Примеры миграции в истории: исход евреев из Древнего Египта, Великое переселение народов в Европу в VIII-IX веках, во многом сформировавшее этническую карту современной Европы, потоки эмигрантов и беженцев, возникшие в результате войн. и революции в 20 веке. В конце ХХ — начале ХХI века. человечество стало свидетелем процессов глобализации, которые охватили все сферы общественной жизни и создают глобальную по своим масштабам систему взаимозависимости стран и народов мира. Этот процесс в сочетании с быстрыми изменениями политической и экономической систем способствовал резкому усилению международных миграционных потоков, привел к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире. С конца 80-х — начала 90-х годов в эти процессы активно включилась и Россия.
Анализ современной отечественной и зарубежной литературы по вопросам миграции показал отсутствие единого мнения относительно трактовки определения миграция населения. Количество определений такое же, как у авторов этих определений. Только в отечественных публикациях В.А. Ионцев насчитал около 36 различных определений.
Под миграцией населения в демографии понимается перемещение людей (мигрантов) через границы определенных территорий с постоянной сменой места жительства либо на более или менее длительный срок, либо с регулярным возвращением на него. Под миграцией населения следует понимать любое его перемещение, связанное с изменением места жительства (изменение государства, региона или населенного пункта, в котором тот или иной человек, семья или иное более широкое сообщество людей) жизни) в своих работах он пишет, что миграция населения — это любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью изменения их постоянного места жительства или временного пребывания в территория для учебы или трудовой деятельности вне зависимости от того, под преобладающим влиянием каких факторов она происходит — привлекающих или подталкивающих.
Таким образом, под миграцией населения понимается территориальная мобильность (механическое перемещение) населения, связанная с его перемещением по территории страны (или между государствами), и, как правило, вызванная влиянием различных факторов: социально-экономических, военно-политический, религиозный, природный, экологический; особенности исторического и экономического развития отдельных регионов и стран.
Людей, которые мигрируют, называют мигрантами.
Миграция — довольно сложное и противоречивое социальное явление. Основная особенность миграционной мобильности населения — территориальная, а следствием миграции является изменение географии расселения. К другим признакам миграции относятся функциональные, по которым ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (связанную с отдыхом), командировку.
Влияние миграции на развитие современного мира, в котором люди в поисках лучшей жизни и судьбы перемещаются с одной территории на другую, очень велико: миграция обеспечивает связь географически распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран). ) природные ресурсы и средства производства с рабочей силой, способствует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социальной и профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.
Одним из проявлений этих качеств является разнообразие основных типов, типов и форм миграционных процессов. Сегодня существует несколько классификаций видов миграции.
Согласно одной из классификаций, основанной на временном критерии, миграции делятся на типы: временные или возвратные; маятник; сезонный; постоянный или безвозвратный (переселение); эпизодический.
Случайные миграции — это деловые, развлекательные и другие поездки, которые обычно совершаются нерегулярно и не обязательно в одном и том же направлении. По своим масштабам этот вид миграции достаточно велик и в современный период распространяется с большой скоростью, часто превосходя все другие типы миграций. Степень влияния этого вида миграции на социально-демографические процессы невысока.
Маятниковые (челночные) миграции — это ежедневные или еженедельные поездки населения из мест проживания, расположенных в разных населенных пунктах, к местам работы или учебы и обратно. Этот вид миграции широко распространен во многих странах и продолжает активно развиваться и расширяться, особенно в тех регионах, где есть крупные мегаполисы, привлекая большое количество населения близлежащих небольших городов и сельских поселений.
Сезонные миграции — это перемещения, как правило, экономически активного населения к местам временной работы или проживания на срок от нескольких месяцев, но не более года, с обязательным возвращением на постоянное место жительства. Такие миграции связаны с сезонными видами работы (например, сельское хозяйство), деятельностью (охота, рыбалка и т. д.).
Временная миграция — это переселение на довольно длительный, но ограниченный, часто заранее установленный период, который обычно связан с работой (например, по контракту в другой стране, городе, регионе).
Безвозвратная миграция — это перемещение населения, связанное со сменой постоянного места жительства, сопровождающееся сменой гражданства в случае переселения в другую страну.
Согласно другой классификации, основанной на причинах переселения, миграции делятся на следующие виды: трудовые; политический; военный; брак.
Трудовая миграция в результате перемещения населения по экономическим причинам (безработица, экономическая нестабильность, невостребованность на рынке труда определенных видов профессий, низкая заработная плата и т. д.).
Политическая миграция в результате смены политического режима, идеологической конфронтации или политических конфликтов и перемещения населения, подвергающегося разного рода угнетению (религиозному, расовому, идеологическому). Этот тип порождает такой тип мигрантов, как беженцы.
Военная миграция, основной причиной которой, как следует из названия, является ситуация военного, а также послевоенного периода, результатом которой может быть эвакуация, р��эвакуация, а также депортация населения.
Трудовая миграция играет ведущую роль в современном мире, и ее масштабы постоянно увеличиваются. Итак, если в 1960 году общее количество трудовых мигрантов в мире чуть превышало 3 миллиона, то в середине 1990-х годов. он уже превысил 35 миллионов человек. А поскольку на каждого мигранта приходится около трех иждивенцев, это число можно увеличить в три-четыре раза. Фактически, он даже больше, потому что к нему должны быть добавлены сезонные мигранты, фронтальные рабочие (живущие по одну сторону государственной границы и работающие по другую ее сторону), нелегальные эмигранты и частично беженцы. Согласно отчету Международной организации по миграции, количество международных мигрантов в 2010 году составило 214 миллионов человек, или 3,1% населения мира. Если этот показатель и дальше будет расти такими же темпами, то к 2050 году он достигнет 405 миллионов.
Индия, Пакистан, Вьетнам, Алжир, Мексика, Ирландия, Турция и страны СНГ в настоящее время являются поставщиками рабочей силы на мировой рынок. Основным стимулом для трудовой миграции являются очень большие различия в обеспеченности стран трудовыми ресурсами и, в еще большей степени, различия между ними в заработной плате. Рабочая сила мигрирует в основном из стран с избытком рабочей силы с высоким уровнем безработицы и низкой заработной платой в страны с нехваткой трудовых ресурсов и высокой заработной платой. По крайней мере, 2/3 трудовых мигрантов из развивающихся стран, которые ищут работу в развитых странах Запада. Обычно это работники, претендующие на низкооплачиваемую, неквалифицированную, непрестижную, сложную и часто вредную работу. Как правило, миграционные потоки направляются из стран, находящихся на той или иной стадии демографического взрыва, в страны, переживающие демографический кризис и депопуляцию или приближающиеся к ним. Германия занимает первое место в Европе и второе место в мире (после США) по количеству эмигрантов. В 2002 г. в Германии проживало 7,3 млн. Иностранных граждан (8,9% от общей численности населения), в том числе 3,7 млн. Человек из экономически активного населения, что составляет 10% от общей численности рабочей силы страны. В основном это турки, югославы, итальянцы. Во Франции количество иностранных резидентов составляет 3,6 миллиона человек (6,4% от общей численности населения), а количество работающих там иностранцев (в основном из Северной Африки и Португалии) оценивается в 1,6 миллиона человек (6,2% рабочей силы). В Великобритании проживает более 2,5 миллионов иностранных граждан, большинство из которых — из стран Британского Содружества. Количество иностранцев, работающих в Великобритании, оценивается в 1,2 миллиона человек (4,4% рабочей силы). По прогнозам ЕС, к 2912 году количество иностранных граждан в развитых странах Европы увеличится в среднем на 10-15%.
Большое количество мигрантов размещается в странах-экспортерах нефти на Ближнем Востоке, где 70% рабочей силы — иностранцы. Страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония), Африки (ЮАР) также имеют высокий миграционный баланс, а также Израиль имеет хороший миграционный поток из России.
В 2010 году в Российскую Федерацию прибыло около 5 миллионов трудовых мигрантов, в основном из Украины (1,5 миллиона человек), Узбекистана (1,2 миллиона), Таджикистана (0,8 миллиона) и Кыргызстана (382 тысячи). По оценкам экспертов, сейчас в России около 9 миллионов мигрантов. Более того, Всемирный банк оценил ежегодную трудовую миграцию в Российской Федерации в 12,5 млн человек. На Москву и Московскую область приходится до 35% от общего притока трудовых мигрантов (хотя квота на привлечение иностранной рабочей силы в столице составляла всего 200 тыс. рабочих).
Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательными. В странах, поставляющих рабочую силу, трудовая миграция помогает снизить уровень безработицы, предоставляет дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов их семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги для открытия собственного дела в своих странах, а это, среди прочего, приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.
Страны, принимающие трудовых мигрантов, сталкиваются с еще более разнообразными проблемами. Конечно, таким образом они в какой-то мере компенсируют нехватку трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией работников) и получают определенные экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовой миграции, как правило, только обостряются. Лишь небольшой части трудовых мигрантов удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, который не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты часто живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы отдельно в своей культурной и политической среде, сообщества иммигрантов часто влияют на внешний вид целых городов, часто становясь рассадниками преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономического бума это вызывает протесты местного населения. Когда на смену подъему приходит кризис, депрессия или состояние политической нестабильности, растет и враждебность к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и разногласия. Неудивительно, что трудовые миграции давно стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистически-экстремистскими силами.
Например, в России механизм перераспределения трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является предпосылкой для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Это перераспределение населения призвано сгладить существующие межрегиональные различия и более эффективно использовать ограниченные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие устоявшихся общероссийских рынков труда и жилья, административных барьеров и недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутренних миграционных потоков России. Единственный регион, в котором сегодня сохраняется избыток рабочей силы, — это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их трудоустройством, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает работать в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, прежде всего, с ростом ксенофобии в обществе. В результате острота проблем трудовой миграции в настоящее время не уменьшилась, а в некоторых аспектах даже усугубилась. В частности, остаются актуальными проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов и т. д.
Что касается внешней миграции, то проблема регистрации трудовых мигрантов более-менее решена, проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов остается.
Есть еще несколько ключевых вопросов в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо решить, нужна ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь, у нас огромный разрыв в обеспеченности трудовыми ресурсами. С 2009 по 2017 год около миллиона человек выходят из трудоспособного возраста. К 2025 году убыль населения трудоспособного возраста составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средняя версия. Нам нужен приток трудовых мигрантов, но у власти и общества нет единого мнения, нужны им мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезен, и нам не обойтись без мигрантов; Другая постановка вопроса — будущее русско-православного культурного ядра, размывание которого чревато серьезными социокультурными вызовами.
Важнейшими задачами, стоящими перед практически всеми странами мира в сфере регулирования миграционных потоков, является минимизация стихийного развития этих процессов, снижение их негативного воздействия. Российская Федерация также ищет механизмы использования миграционного потенциала при реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализовать принцип территориальной дифференциации в миграционной политике.
Механизмы решения этой проблемы включают:
- совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;
- совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) нелегальных мигрантов;
- дифференцированная финансовая поддержка вынужденных переселенцев за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
- создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,
- компактные поселения, новые рабочие места и др.
Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, присущих миграционным процессам, порождает столь же значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграции все больше выходит за рамки отдельных стран, приобретает международное и национальное значение и требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее существенными проблемами для хост-состояний являются:
Современная эпоха характеризуется рядом глобальных проблем, от решения которых зависит развитие человечества и отдельных его народов и государств. Одна из таких проблем — миграция — территориальная мобильность населения, обусловленная влиянием различных факторов: социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенности исторического и экономического развития отдельных регионов и стран.
Миграция может различаться по причинам (добровольный или принудительный), типу (внешний или внутренний), типу (возвратный или безотзывный).
Миграция населения — важнейшее событие в жизни человечества и его развитии. Благодаря миграции, мы наблюдаем разнообразие рас и этнических групп мира ы населения. Благодаря миграции были созданы города-миллионеры и городские агломерации. В современном мире существует множество государств, созданием которых обязаны мигранты. Так образовались США, Австралия, Новая Зеландия и Канада.
Экономическое значение миграции заключается в перераспределении трудовых ресурсов между регионами страны или разными государствами. При этом обычно происходит перемещение населения из районов старой освоенной территории в районы новой застройки, где не хватает рабочих, а также из государств с избытком трудовых ресурсов в те государства, где они недостаточно. Основная причина перемещения населения — естественное желание человека жить лучше, т.е. трудовая миграция населения с целью трудоустройства.
Миграция на современном этапе имеет ярко выраженные особенности: увеличение масштабов миграции; к концу XX в. центрами притяжения стали страны и регионы ускоренного экономического развития; усиление внутриконтинентальной миграции; появление новых центров притяжения для миграции: страны Западной Европы, Северной Америки, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, страны Африки (Северная Африка и Южная Африка); преобладание молодежи (до 35 лет), преимущественно рабочих профессий; Утечка мозгов; высокий уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах; усиление государственного и международного регулирования трудовой миграции.
Естественно, любое государство проводит определенную миграционную политику, направленную на регулирование миграционных процессов.
- Асмус Т.А. Демография (конспект лекций) / Т.А. Асмус, А.В. Коваленко. — Томск: ТПУ, 2005
- Бобылев В. В. Миграционная политика (сущность, структурная структура, основные виды) / В. В. Бобылев // Власть. — 2008
- Бойков В.Е. Социальные аспекты миграции населения / В.Е. Бойков // Социальные исследования. — № 12. — 2000
- Бреева Е.Б. Основы демографии: учеб. пособие / Е.Б. Бреева. — М.: Дашков и К, 2004.
- Верещагина А. В. Демография. Учебник / А.В. Верещагин. — М.: Дашков и К, 2012
- Волох В. А. Миграционная политика России / В. А. Волох // Власть. — 2008
Проблема трудовой миграции в России
Трудовая миграция является вполне естественным процессом характерным как для России, так и для стран всего мира. Под миграцией понимается перемещение людей через границы территориальных образований, связанное, преимущественным образом, с временной или постоянной переменой места жительства или места работы. По территориальному признаку различают внешнюю (международную) и внутреннюю миграцию, по целям — трудовую, учебную, экономическую и другие виды миграции. Благодаря миграции происходило развитие государств, осваивались земли, и обогащалась культура за счет обмена традициями. В XXI веке человечество вступило в эпоху глобализации мировых процессов, миграция охватила все континенты и страны, ее важнейшая особенность в современном мире — небывалая масштабность.
Ответственность за прием нелегалов
Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.
Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.
Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.
Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.
В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.
Дополнительные изменения
Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.
Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.
Миграционные процессы XIX-XX вв.
Миграционные процессы XIX-XX вв. значительно активизировались. На протяжении XIX века на другие континенты переместилось более 50 млн человек.
Основными причинами миграционных процессов являлись экономические причины. Нехватка земли в местах постоянного места жительства европейцев, дешевая земля в местах иммиграции – все это способствовало миграции, особенно в сельскую местность.
В конце XIX века основные миграционные потоки перемещаются в направлении промышленных центров. Так, из Европы в США в период с 1846 г. по 1939 г. выехало 38 млн человек, в Аргентину и Канаду – по 7 млн, в Бразилию – 4,6 млн, а в Австралию – более 2 млн человек.
Миграционные потоки неоднократно меняли свою интенсивность и направление:
Где в Европе меньше всего мигрантов
В отличие от высоких показателей, которых достигла миграция в Средней Европе, страны Восточной ее части, в силу разных причин, приняли на своих территориях минимальное количество переселенцев.
Достаточно жесткой миграционной политики придерживаются Латвия, Литва и Эстония. Не могут похвастаться наплывом переселенцев Молдова, Болгария, Словакия, Финляндия и Кипр. В каждой из этих стран живут от 100 до 200 тысяч мигрантов.
Не стремятся беженцы попасть в небогатые страны с неразвитой инфраструктурой Балканского полуострова. По данным на 2018 год на их территории нашли приют:
- В Боснии и Герцеговине – 37 тысяч;
- В Албании – 50 тысяч;
- В Черногории – 70 тысяч.
Некоторые политики все чаще высказывают мнение о том, что причиной миграционного кризиса стал не массовый наплыв выходцев из Азии и Африки, а неумение стран Евросоюза договориться между собой о грамотном и равномерном распределении приезжих по своим территориям и обеспечении их необходимыми для жизни средствами. В результате основной удар на себя приняла Центральная Европа, а такие страны, как Польша, Словакия, Чехия и Венгрия, входящие в Вишеградскую группу, вовсе отказались открыть свои границы для беженцев.
На сегодняшний день именно эта четверка противостоит большинству либерально настроенных европейских собратьев. Брюссель неоднократно угрожал им введением санкций, но лидеры этих стран отвергают обвинения в нацизме и открыто заявляют, что не желают видеть на своей территории беженцев-мусульман. Они опасаются, что имеют дело не с людьми, бежавшими от личных жизненных трагедий, а с продуманной политикой бесшумного захвата территорий и образования на них мусульманского общества.
Участники Вишеградской группы подчеркивают, что готовы принимать у себя мигрантов, но только если они придерживаются христианской веры и близки их народам по духу, культуре, традициям и крови.
Несмотря на свою анти-либеральную позицию во время кризиса 2015 года эти страны приютили в своих границах:
- Польша – 600 тысяч;
- Венгрия – 450 тысяч;
- Чехия – 405 тысяч;
- Словакия – 235 тысяч.
Как адаптироваться в другой стране?
Конечно, все не так грустно, как может показаться из этого перечня. Проблемы мигрантов, как правило, вызваны собственной недальновидностью. Прежде, чем задуматься об эмиграции, следует как можно больше узнать о пункте назначения. Желательно поговорить с людьми, уже имевшими опыт пребывания в этой стране. Тщательно взвесить «за» и «против». Еще будучи у себя дома, желательно выучить язык, на котором разговаривают в интересующем государстве, внимательно изучить особенности культуры, этикет и традиции. Если возможно, лучше сразу отправиться туда в туристическую экскурсию, чтобы разведать обстановку. После этого, если мнение не поменяется, можно смело отправляться в путь и надеяться, что проблемы трудовых мигрантов обойдут стороной.
Мир подвержен глобализации. Эта тенденция не ослабеет даже из-за пандемии. Так что, бояться миграции нет смысла. Народы веками смешивались, принося в чужую культуру частички своей самобытности. Проблемы, с которыми сталкиваются мигранты за рубежом, не новы и переселенцы их обходят уже тысячи лет. Главное, подготовиться к переезду, еще «на берегу» предусмотрев возможные варианты. Если подойти к миграции ответственно, никакие трудности возникнуть не должны.
Последствия международной миграции кадров
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.
Причины трудовой миграции по всему миру
Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.
Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.
Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:
- Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
- Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
- Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
- Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.
Можно определить причины трудовой миграции:
- высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
- несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
- дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
- осложнение политической ситуации;
- техногенные катастрофы;
- экономическая нестабильность.
Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.
Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу
Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.
Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.
Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:
- Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
- Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.
Мигранты вернутся, более того, по возвращении получат улучшенные условия. За время пандемии российские работодатели осознали свою зависимость от трудовых мигрантов. Сейчас они готовы обеспечить иностранцев комфортными условиями жизни и работы, самостоятельно оформить для них все необходимые документы и справки.
Многие бизнесмены и руководители готовы сами ходить в МВД и оформлять сотрудников.
По мнению наших экспертов, в ближайшие месяцы, пока полностью не стабилизируется эпидемиологическая обстановка в мире, дефицит рабочей силы в России не исчезнет. Но усиливаться он не будет, а пойдет на спад. Это связано с тем, что с каждым днем ограничения на границах ослабевают и все больше людей могут приехать на работу.
Сейчас главная задача работодателей — создавать нормальные условия для тех мигрантов, которые уже в России, обеспечивать их достойной заработной платой.
Определение 1
Миграция – процесс социальный, представляющий совокупность перемещений населения между населенными пунктами, районами и целыми странами.
Наибольшее значение в социальном отношении имеет безвозвратная (стационарная) миграция, представляющая собой не только пространственное перемещение людей, но и их территориальное перераспределение.
Безвозвратная миграция выступает начальным этапом формирования состава населения, его приживаемости в конкретном районе. Мигрант на стадии обустройства и адаптации в районе вселения является новоселом.
В структуру миграционного процесса входят: формирование мобильности, перемещение, адаптация к новому месту жительства.
С социальной точки зрения к функциям миграции относятся:
- функция повышения подвижности – обеспечение пространственной подвижности, сменяемости состава населения различных районов и мест жительства отдельных лиц;
- функция перераспределения – перераспределение численности населения в результате различного размещения между отдельными территориями (с учетом природных зон, экономических районов, типов поселений) производительных сил; имеет два аспекта – межпоселенный и межтерриториальный;
- функция селекции населения – изменение качественных показателей населения различных территорий, связанное с неравномерной миграцией разных социально-демографических групп.
Интенсивность миграции на определенной территории зависит от численности населения и от общего числа перемещений. В течении определенного времени в перемещениях могут участвовать как одни и те же, так и разные люди. Поэтому общее число переселений и количество мигрантов – величины неидентичные. Более социально активным является более подвижное население.
Миграция трудовых ресурсов в направлениях, выгодных для страны, выступает значительным фактором повышения производительности труда. Такая миграция позволяет наиболее полно использовать квалификационную подготовку, профессиональные навыки мигрантов, направлять высвобождающиеся трудовые ресурсы в места, где в них возникает наибольшая потребность.