Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура затрат государства — куда и на что идут налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя все налоговые сборы перечисляются физическими и юридическими лицами на счета государственного органа – Федерального Казначейства, этот орган осуществляет их регулирование и перераспределение по бюджетам трех уровней – федеральному, областному (республиканскому или краевому) и местному. Какая часть налога поступает в тот или иной бюджет, определяется ежегодно, когда Государственная Дума принимает очередной закон о бюджете на предстоящий год или период длиною в несколько лет.
Куда идут налоги с физических лиц – Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства
Так, например, налог на прибыль и НДС могут регулироваться по бюджетам всех трех уровней, налог на транспорт и имущество организаций может поступать в областной или краевой бюджет в размере 100%, а земельный налог и налог на доходы физических лиц — полностью перечисляться в местные бюджеты муниципальных образований. Как только из банка поступают сведения о перечислении налогов, а это происходит ежедневно, Федеральное Казначейство обрабатывает их и формирует платежные поручения по бюджетам всех трех уровней, поэтому средства поступают в каждый из этих бюджетов ежедневно.
Государственные бюджетные расходы подробно регламентирует статья 69 Бюджетного Кодекса РФ.
Текущие бюджеты любого из трех этих уровней «сверстываются» заранее, на основании анализа текущих и прогнозирования будущих налоговых отчислений. Поэтому укрывательство налогов является не только финансовым, но и уголовным преступлением, поскольку уменьшает запланированные бюджетами траты на статьи расходов, которые обязаны нести органы власти всех уровней.
Не пора ли посмеяться?
Все это неудивительно — когда законы принимают очень богатые люди, в стране почему-то становится все больше очень бедных людей. На эту тему существует замечательная китайская притча.
Некий император какой-то из древних династий сказал своим чиновникам:
Мои подданные слишком хорошо живут! Они веселы и довольны, смеются и пляшут, значит у них много денег, а у меня в казне мало. Увеличьте налоги.
После увеличения налогов он отправил чиновников проверить обстановку на улицах.
Что делают на улицах мои подданные? — спросил у министров император.
Они сетуют и причитают, государь.
Значит, у них еще много денег. Увеличьте налоги.
Налоги снова увеличились.
Что теперь делают мои подданные? — спросил император.
Они причитают, плачут горькими слезами и умоляют пощадить, государь.
Значит у них еще есть деньги! Увеличьте налоги!
Увеличили.
А что сейчас делают мои подданные? — спросил император.
Они рыдают, клянут судьбу и рвут на себе волосы.
Значит у них еще что-то осталось. Увеличьте налоги!
И снова чиновники вышли на улицы посмотреть.
Ну а теперь, теперь что делают мои подданные?
Ваши подданные почему-то смеются и пляшут, государь.
Вот. — сказал император. — Вот теперь у них действительно ничего не осталось.
Как вы думаете, на какой мы сейчас стадии?
Не так давно была у нас беседа с друзьями по поводу налогообложения. Один из них недавно приехал из Европы, и мы проводили сравнительную характеристику. К общему стыду, мы плохо ориентируемся в данных цифрах, поэтому решили более подробно узнать, куда и на что идут налоги, как высчитываются, есть ли изменения в бюджете 2019 года.
Прежде чем обсудить тему, куда и на что расходуются наши с вами «кровно» заработанные, уточним, сколько же на самом деле в 2019 году выплачивается налогов, и какие они.
Налоговая инспекция внимательно следит за тем, чтобы компании вовремя и в полном объеме платили налоги. Если этого не происходит, то предусматривается штраф (например, за занижение дохода 20% от неуплаченной суммы согласно ст. 123 НК РФ).
Налоги, взносы, сборы
Давайте разберемся, куда вообще уходят наши деньги.
Налоговые и неналоговые (в первую очередь таможенные) поступления составляют более 90% доходной части федерального бюджета России, остальное – безвозмездные поступления.
Основные доходы России – нефтегазовые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины в 2016 году должны были дать 6 трлн руб. из 13,7 трлн общих доходов бюджета. Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС, 4,4 трлн руб.), который в ближайшие годы, видимо, будет поднят, данные средства обеспечивают львиную долю федеральной части бюджета.
А вот региональные бюджеты формируются в первую очередь из разнообразных налогов с предприятий, дорожного налога, а также из любимого всеми НДФЛ (налог на доходы физических лиц); с 2016 года все более значительную роль начинает играть также налог на недвижимость (реформированный земельный налог). Посмотрим на примере слаборазвитой Тамбовской области за 2015 год – НДФЛ дал 45% поступлений в местный бюджет, налог на прибыль – 25,6%, налог на совокупный доход – 6,8%.
Учитывая слабую развитость бизнеса и абсолютную зависимость страны от нефтегазовых доходов, несложно понять, почему более 80% регионов получают из федерального бюджета больше, чем перечисляют туда. Скажем, из своих налогов и сборов та же Тамбовщина оставляет себе в 4 раза больше средств, чем перечисляет в федеральный бюджет, и ей все равно не хватает. Федеральная «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» почти вдвое превышает тамбовские выплаты государству, но не хватает и этого: госдолг региона уже превышает половину его ежегодных сборов, при этом более 70% этого долга – коммерческая часть. Это, кстати, редкость: регионы чаще предпочитают занимать у госбюджета. Отдавать долги все сложнее: сейчас уже ясно, что фактически российские регионы – несостоятельные должники. При этом наше государство охотнее списывает долги Кубам и Анголам, чем Оренбургу и Кирову.
С доходами разобрались, а что же расходы? Они с каждым годом становятся все более засекреченными, в 2017 году это 24% трат государства, причем не только по статье «Национальная оборона», но и, например, по статье «Культура». В целом же на наши деньги действительно функционирует государство – содержит госаппарат (доля расходов на него также растет), армию, полицию, систему образования, отчасти медицину и многое, многое другое. Все благоустройство, которое все-таки имеет место быть в наших городах и селах, тоже оплачено через наши налоги.
Помимо налогов существуют еще и другие замечательные сущности – взносы со сборами. Скажем, когда правительство громогласно объявило о моратории на рост налогов, Москва тут же повысила торговый сбор – а что, это же не налог, а «местный платеж». Взносы с зарплат граждан идут в три фондовых системы – Пенсионные фонды (22% от зарплат), фонды ОМС (5,1%) и фонды соцстрахования (2,9%). С 2017 года администрирование этих скрытых налогов передается как раз в ФНС, и слово «взнос» окончательно теряет смысл. Забавно, что процент взносов в Пенсионный фонд уменьшается с ростом зарплаты – то есть глава ФНС Михаил Мишустин платит туда меньшую долю своих доходов, чем вы, уважаемый читатель из среднего или «полусреднего» класса.
Россияне готовы не платить налоги
Россияне стали чаще оправдывать уклонение от налогов, на что влияет не только падение доходов и рост неуверенности в будущем, но и нежелание государства отчитываться перед налогоплательщиками за расходование их денег.
Допускающих неуплату налогов россиян в кризис стало почти на треть больше, показало исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) «Налоги глазами россиян». В декабре 2019 г. 35% респондентов на вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» отвечали, что не уплачивать налоги иногда допустимо. В мае 2020 г. так ответили уже 45%. Еще сильнее – с 54 до 35% – упала доля тех, кто считает налоги обязательными к уплате и нельзя оправдать тех, кто их не уплачивает. Одновременно с 11 до 20% выросла доля тех, кто затруднился ответить.
Динамику эксперты ЦСР связывают в первую очередь с шоковым падением уровня доходов россиян в марте – мае и опасениями о будущем. Более 60% респондентов отметили снижение доходов в мае по сравнению с февралем 2020 г. Около 53% респондентов ЦСР в мае высоко оценили риск снижения заработной платы в дальнейшем.
В такой ситуации идея не платить налоги оправдывается людьми стремлением выжить, которое оказывается сильнее при изначально слабой поддержке государства и невозможности заработать. Но само по себе все это едва ли привело бы к такому сильному изменению настроений – падение доходов и страхи о будущем, похоже, усилили имеющиеся представления россиян и ухудшили отношение к институту налогообложения в России.
Статистика оплаты по регионам
Величина рассматриваемого сбора сильно варьируется в зависимости от самых разных параметров. В первую очередь это стоимость автомобиля, количество лошадиных сил, а также возраст ТС.
Но в то же время существенное влияние оказывает регион местоположения машины. Разобраться, достаточно сложно.
Так как существует «налог на роскошь» (на авто дороже 3 млн. рублей) и множество иных, достаточно важных, нюансов.
Так, все регионы Российской Федерации по величине собранного в 2020 году налога за предыдущий отчетный период можно расположить следующим образом (по убыванию):
Номер | Регион РФ |
1 | Калининградская обл. |
2 | Томская обл. |
3 | Белгородская обл. |
4 | Петербург |
5 | Приморский край |
6 | Смоленская обл. |
7 | Архангельская обл. |
8 | Хабаровский край |
9 | Москва |
10 | Тюмень |
11 | Новосибирск |
12 | Пенза |
13 | Владимирская обл. |
14 | Ульяновская обл. |
15 | Ивановская обл. |
16 | Курская обл. |
17 | Ярославская обл. |
18 | Калужская обл. |
19 | Оренбургская обл. |
20 | Республика Татарстан |
21 | Тульская обл. |
22 | Тамбовская обл. |
23 | Забайкальский край |
24 | Рязанская обл. |
25 | Кемеровская обл. |
26 | Астрахань и область |
27 | Саратов |
28 | Красноярский край |
29 | Воронежская обл. |
30 | Алтайский край |
31 | Омская обл. |
32 | Самара |
33 | Кировская обл. |
34 | Ставропольский край |
35 | Челябинская обл. |
36 | Свердловская обл. |
37 | Пермский край |
38 | Волгоградская обл. |
39 | Краснодарский край |
40 | Иркутская обл. |
41 | Ростовская обл. |
42 | Республика Башкортостан |
43 | Ленинградская обл. |
44 | Нижегородская обл. |
45 | Московская обл. |
Причем имеется некоторая пропорциональная зависимость количества ДТП и пострадавших от суммарной величины собранного транспортного налога. Так, меньше всего ДТП в Смоленской области.
Что такое НДФЛ и кто его платит
НДФЛ — это налог на доходы физических лиц, то есть ваши. В основном государству полагается 13% с доходов. Но есть исключения. Например, если вы собрали все крышечки «Кока-колы» и выиграли 5000 рублей, НДФЛ может составить 35%.
Обычно все расчеты по НДФЛ ведет ваш работодатель. Он выступает налоговым агентом — платит налоги за вас. Вы получаете на руки зарплату уже за вычетом этого налога. А все хлопоты по начислению и выплате налога берет на себя бухгалтер фирмы.
крайний день подачи декларации за предыдущий год
Если работодатель забыл удержать налог или если у вас нет налогового агента, уплатить налог и отчитаться за доходы придется самостоятельно. Вы обязаны подать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3- НДФЛ не позднее 30 апреля следующего года.
Что я могу сказать по итогам проведенного анализа того, сколько государство от нас получает и куда потом тратит деньги. Мне не хватает детальной информации. Названия расходов носят обобщенный характер, а подробной расшифровки нет. Например, хочу знать, на что именно пошли деньги по статье “Образование”. Я работаю в этой сфере и вижу только ухудшение в ней. Не понимаю, что входит в статью “Общегосударственные вопросы”, на которую расходуется больше, чем на образование или здравоохранение.
Граждане и бизнес, если они законопослушные налогоплательщики, имеют право на получение подробного отчета о расходовании их денег. В противном случае, мы никогда не избавимся от двойной бухгалтерии, зарплат в конверте, схем ухода от налогов и других игр в прятки с государством. Согласны?
Налоги, взносы, сборы
Давайте разберемся, куда вообще уходят наши деньги.
Налоговые и неналоговые (в первую очередь таможенные) поступления составляют более 90% доходной части федерального бюджета России, остальное — безвозмездные поступления.
Основные доходы России — нефтегазовые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины в 2016 году должны были дать 6 трлн руб. из 13,7 трлн общих доходов бюджета. Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС, 4,4 трлн руб.), который в ближайшие годы, видимо, будет поднят, данные средства обеспечивают львиную долю федеральной части бюджета.
А вот региональные бюджеты формируются в первую очередь из разнообразных налогов с предприятий, дорожного налога, а также из любимого всеми НДФЛ (налог на доходы физических лиц); с 2016 года все более значительную роль начинает играть также налог на недвижимость (реформированный земельный налог). Посмотрим на примере слаборазвитой Тамбовской области за 2015 год — НДФЛ дал 45% поступлений в местный бюджет, налог на прибыль — 25,6%, налог на совокупный доход — 6,8%.
Учитывая слабую развитость бизнеса и абсолютную зависимость страны от нефтегазовых доходов, несложно понять, почему более 80% регионов получают из федерального бюджета больше, чем перечисляют туда. Скажем, из своих налогов и сборов та же Тамбовщина оставляет себе в 4 раза больше средств, чем перечисляет в федеральный бюджет, и ей все равно не хватает. Федеральная «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» почти вдвое превышает тамбовские выплаты государству, но не хватает и этого: госдолг региона уже превышает половину его ежегодных сборов, при этом более 70% этого долга — коммерческая часть. Это, кстати, редкость: регионы чаще предпочитают занимать у госбюджета. Отдавать долги все сложнее: сейчас уже ясно, что фактически российские регионы — несостоятельные должники. При этом наше государство охотнее списывает долги Кубам и Анголам, чем Оренбургу и Кирову.
С доходами разобрались, а что же расходы? Они с каждым годом становятся все более засекреченными, в 2017 году это 24% трат государства, причем не только по статье «Национальная оборона», но и, например, по статье «Культура». В целом же на наши деньги действительно функционирует государство — содержит госаппарат (доля расходов на него также растет), армию, полицию, систему образования, отчасти медицину и многое, многое другое. Все благоустройство, которое все-таки имеет место быть в наших городах и селах, тоже оплачено через наши налоги.
Помимо налогов существуют еще и другие замечательные сущности — взносы со сборами. Скажем, когда правительство громогласно объявило о моратории на рост налогов, Москва тут же повысила торговый сбор — а что, это же не налог, а «местный платеж». Взносы с зарплат граждан идут в три фондовых системы — Пенсионные фонды (22% от зарплат), фонды ОМС (5,1%) и фонды соцстрахования (2,9%). С 2017 года администрирование этих скрытых налогов передается как раз в ФНС, и слово «взнос» окончательно теряет смысл. Забавно, что процент взносов в Пенсионный фонд уменьшается с ростом зарплаты — то есть глава ФНС Михаил Мишустин платит туда меньшую долю своих доходов, чем вы, уважаемый читатель из среднего или «полусреднего» класса.
Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:
- Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
- Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
- Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
- Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.
Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:
- Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
- Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
- Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
- Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.
Аббревиатура НДФЛ расшифровывается, как «налог на доходы физических лиц». В большинстве случаев этот налог рассчитывается, как 13% от дохода. Основное исключение – выигрыш, который облагается 35-процентным налогом (то есть из выигранных в лотерею 10 000 рублей придётся отстегнуть государству 3 500).
Налоги за официально работающего гражданина платит его работодатель (налоговый агент). Выходит, что зарплата ежемесячно прилетает на карточку уже за вычетом налога.
Если у гражданина были другие доходы (или работодатель по какой-то причине налоги не оплатил) – он обязан сам подать декларацию о доходах в налоговую инспекцию по месту регистрации («по прописке»). Для этого необходимо скачать с сайта налоговой инспекции так называемую форму 3-НДФЛ, аккуратно её заполнить и отправить или отнести в инспекцию. Сделать это нужно не позднее 30 апреля, отчитавшись тем самым за предыдущий год.
У меня дача – какие налоги я обязан платить?
dashabelozerova/Depositphotos
Собственник загородного дома должен платить два налога:
- на земельный участок
- и имущественный налог на дом и строения на участке (налог на имущество физических лиц).
Оба платежа являются местными. Это значит, что эти средства идут не в федеральный, а в местный бюджет. Налоговые ставки, порядок уплаты налогов, а также налоговые льготы прописываются в местных нормативно-правовых актах.
Какие права и обязанности у собственников земли?
С какого момента начисляется налог на имущество?
Оба налога рассчитывает налоговая инспекция, а не собственник. После начисления налоговая рассылает уведомления об оплате, в которых указаны:
- сумма, которую необходимо заплатить;
- год, за который рассчитан налог;
- размер налоговой базы (кадастровая стоимость объекта).
В уведомлении также должны указать налоговую ставку и применяемые при расчете налога льготы.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц необходимо уплатить до 1 декабря текущего года (за предыдущий налоговый период). Таким образом, за 2018 год налоги должны быть уплачены не позже 1 декабря 2019 года.
Важно отметить, что если по каким-либо причинам произошла переплата, то лишнюю уплаченную или взысканную сумму налога можно вернуть в течение трех лет со дня переплаты или со дня, когда стало известно об излишнем взыскании (п. 7 ст. 78, п. 3 ст. 79 НК РФ).
Федеральные, региональные, местные.
Следующим признаком для определения формы налогов будет уровень бюджета, в который идут поступления. В связи с этим выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.
Налоговый кодекс определяет федеральные налоги обязательными к уплате на всей территории РФ. Какие же налоги к ним относятся?
Региональные налоги обязательны к уплате субъектами Федерации в соответствующем регионе. При этом правительство в праве пересматривать ставки, изменять условия оплаты налогов или вообще их отменять. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.
По принципу региональных, местные налоги имеют гибкость в отношении установления, ставок и отмены на уровне власти муниципалитета и включают в себя: земельный налог, налог на имущество физ. лиц, торговый сбор.
Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные формы налогов.
Такая классификация форм налогов возникла на основе механизма действия ставок. Зависимость по пропорции (пропорциональные налоги) означает, что ставка никак не меняется от изменения дохода и устанавливается в фиксированной величине ( в основном это процент от дохода или стоимости). Этот принцип положен в основу многих современных налогов, к примеру, предприятие платит налог на прибыль в размере 20% при любой величине полученной прибыли.
Прогрессивные налоги предполагают изменение ставок с изменением величины налогооблагаемого объекта, а поскольку слово «прогресс» – это движение вверх, то неудивительно, что ставки имеют тенденцию только к повышению при увеличении дохода. Тот же пример относительно налога с владельцев ТС: ставки увеличиваются при стоимости авто от 1 миллиона рублей.
Механизм регрессивного налога работает по принципу обратной пропорции: чем больше база налогообложения – тем меньше налог. В чистом виде эту форму налога встретить достаточно тяжело, да и вообще кажется нелогичной подобная взаимосвязь. Однако регрессивные налоги призваны стимулировать деловую активность, рост производства, желание работать и приносить выгоды не только себе, но и экономике страны. Поэтому в количественном соотношении сборов данная форма может опередить даже прогрессивный метод. В России по этому принципу пытаются вывести из тени зарплату работников – чем больше размер заработной платы, тем меньше отчисления в фонды.