Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельные споры — понятие, классификация, способы решения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В принципе, уже по определению можно догадаться, что земельный спор – это конфликт, в котором события разворачиваются вокруг земельного участка. Действительно, именно это и отличает земельные споры от всех остальных: объектом разбирательств выступает земля. При этом сама суть конфликта может быть очень различной: право собственности на земельный участок, использование земли, возведение постройки, сделки с землей, регистрация земельных участок в Госкадастре, споры относительно расположения границ и т. д.
Виды земельных споров
Существует множество различных классификаций, по которым разделяют земельные споры. Наиболее распространенная из них выделяет такие виды земельных конфликтов:
- споры, касающиеся определения из изменения границ участков – приграничные конфликтные ситуации возникают очень часто и не всегда являются следствием умышленных действий одной из сторон. Иногда причина – это случайный захват части чужой территории или ошибки в картах и схемах, на которые опирается человек при определении расположения границ. Тем не менее, споры относительно границ очень распространены, а кроме того, они характеризуются значительной продолжительностью и сложностью урегулирования: у сторон спора могут быть разные данные, которые они считают правильными, и без вмешательства специалистов геодезической отрасли не обойтись;
- споры относительно прав собственности на землю – не всегда человек, даже имея на руках правоустанавливающие документы, может считаться полноправным собственником: ему могут отказать в регистрации, оспорить его право в суде и т. д. Многим приходится доказывать свои права в споре, причем зачастую это возможно исключительно в суде;
- споры вокруг сделок с землей – очень часто конфликтные ситуации возникают вокруг договоров аренды, купли-продажи, дарения земли. Причины земельных споров в этом случае могут отличаться: одна из сторон нарушила условия сделки, договор оказался фиктивным или недействительным, его оспорили третьи лица и т. д. Часто в таких случаях стороны не могут прийти к общему знаменателю, и точку в конфликте ставит суд;
- передача земли по наследству – как известно, если владелец какого-то имущества умирает, материальные ценности переходят тем, кому он их завещал, а при отсутствии завещания – ближайшим родственникам. Это справедливо и для земельных участков, причем вокруг них часто развиваются ожесточенные споры между претендентами на наследство. При невозможности договориться претендентам на землю приходится обращаться в суд;
- приватизация земли и выкуп ее из муниципальной собственности – по закону каждый гражданин РФ имеет право приватизировать землю, которую долгое время использует, и стать ее полноправным владельцем. Если же приватизация по каким-либо причинам недоступна, можно выкупить такой участок в льготном порядке. Однако иногда власти отказывают в реализации своих законных прав, и это становится причиной конфликта;
- раздел земельного участка между совладельцами – земля часто находится в общей собственности (это может возникнуть, например, в браке или при унаследовании участка). Если же возникает необходимость разделить землю между сособственниками, возникает спор, потому что поровну разделить участок редко представляется возможным (по-разному расположены подъезды, разный рельеф, расположение коммуникаций, конфигурация и т.д.). Если стороны не могут договориться относительно передела, им нужно обращаться в суд.
Как видно, причины земельных споров могут быть очень различными, и к каждому из них требуется специализированный подход.
Классификация земельных споров и их сущность
В юридической литературе описано много способов классифицировать споры, возникающие в сфере земельных отношений. Каждая из классификаций по-своему точна и имеет право на существование, но наиболее точной и наглядной можно назвать ту, в которой все спорные ситуации условно разделяются на три категории:
1.Споры, которые вытекают из оспаривания или нарушения прав юридических и физических лиц на земельный участок. Это может быть не только право владения, но и пользования/распоряжения землевладением. Спорная и конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что владельцу ограничили права на землю, отказали в предоставлении участка или пересмотре границ. Иногда спор может возникнуть по той причине, что лицо намеренно ввели в заблуждение относительно своих законных прав и интересов.
В качестве участников спора могут выступать:
- Исполнительный орган местной власти или органы местного самоуправления с одной стороны, юридическое или физическое лицо – со второй. Основанием для спора и обращения к специалистам в области земельного права является письменный отказ в предоставлении участка, изъятие землевладения, прекращение или ограничение прав со стороны административного правового акта органов власти.
- Юридические или физические лица с обеих сторон. Такой земельный спор может возникнуть из-за нарушения границ землепользования, создания взаимных помех по владению участком, самовольного занятия земли одной из сторон.
Суды рассматривают подобную категорию споров в общем порядке искового производства. Аналогично решаются вопросы, связанные договорами купли-продажи, дарения, мены, сервитута, аренды.
- Земельно-имущественные споры. Они вызваны как возмещением вреда и убытков, так и нарушением прав, которые не вызвали материальных потерь. Данные споры рассматриваются в одном производстве арбитражным судом.
- Спорные ситуации, которые возникают на основе земельных правоотношений. Данная категория не предполагает решение конфликтов, вызванных правом на владение земельным участком. В нее попадают ситуации, когда стороны не могут договориться насчет нюансов распоряжения или пользования землевладением.
Отечественное законодательство в области землепользование допускает передачу споров на рассмотрение в третейский суд, который выносит справедливое решение большинством голосов. Отличительной особенностью решений третейского суда является их исполнение в принудительном порядке по исполнительному листу от суда общей юрисдикции. Это происходит, если вынесенное решение не было изначально исполнено в добровольном порядке.
Понятие и классификация земельных споров
При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Причиной споров бывают действительные действия (бездействия) либо заблуждения одной из сторон по поводу своих прав, обязанностей, интересов, неправильного их понимания. В этой связи и земельные правонарушения, и земельные споры могут быть как действительными, так и мнимыми. В первом случае земельный спор разрешается путем восстановления нарушенных прав и интересов, во втором — путем разъяснения сторонам их истинных правомочий.
Срок исковой давности по земельным спорам
Общий срок исковой давности составляет три года, но в зависимости от категории земельного спора может быть и иным. Так, заявление о признании оспоримой сделки недействительной (например, договора купли-продажи земельного участка с лицом, признанным недееспособным) должно быть подано в суд не позднее года с момента, когда истец узнал об обстоятельствах, на основании которых сделка может быть признана недействительной. На споры об устранении нарушения права не связанного с лишением владения (например, самовольной постройки) вообще не распространяется срок исковой давности. Кроме того, срок исковой давности при определенных обстоятельствах может быть продлен, приостановлен или восстановлен.
Таким образом, в земельном споре срок, отведенный для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, следует устанавливать индивидуально для каждой конфликтной ситуации.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с такими проблемами, без помощи специалиста которые решить очень сложно, а подчас практически невозможно.
Очень важно, чтобы такая помощь была качественной, полезной и высококвалифицированной. Гарантом успешной работы в юридической сфере является наличие у юриста адвокатского статуса, который в большинстве случаев убережет Вас от случайных недобросовестных людей при урегулировании судебных и иных споров.
Основной принцип моей работы — чуткое и внимательное отношение к людям, полное соблюдение адвокатской тайны, готовность в любое время прийти на помощь, внимательно выслушать пожелания доверителя и в максимально короткие сроки решить его проблемы.
Обратившись ко мне за помощью, Вы получите максимально полный спектр услуг, которые необходимы для решения Вашего вопроса.!
Вместе с отменой крепостного права 19 февраля 1861 года появилось особое Управление крестьянскими делами. В его структуру вошли три инстанции:
1. Участковая инстанция (мировые посредники);
2. Уездная инстанция (уездные мировые съезды);
3. Губернская инстанция (губернские съезды по крестьянским делам).
В обязанности управления в первую очередь входило исполнение поземельного устройства крестьян, разбор разногласий, возникших между крестьянами и помещиками, а также решение других крестьянских дел. Помимо этого, в обязанности мировых посредников входило разрешение судебных дел, не связанных с временно-обязательными отношениями.
Не менее важным событием стала аграрная реформа, проведенная П.А. Столыпиным. Указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» стал основополагающим документом аграрной реформы. Согласно Указу, крестьянин мог выйти из общины, получив при этом участок земли в личную собственность и сохранив за собой право пользования общими угодьями. В связи с этим между бывшими общинниками часто возникали споры по поводу нарезки земельных участков в собственность. В соответствии с пунктом 15 Указа, решение таких споров было возложено на уездные земельные комиссии. Главой такой комиссии являлся земский начальник.
Все земельные комиссии создавались с целью решения спорных земельных дел, возникших при землеустройстве. Помимо этого, земельные комиссии занимались рассмотрением споров:
· О правах на землепользование;
· О выделе земельного участка из общего землепользования;
· О полном или частичном лишении пользователей земли по причине несоблюдения ими правил землепользования, а также требований, установленных законодательством;
· Об изменении размеров, границ, местоположения и состава землепользования (мелиорация, дорожное строительство, отчуждение для государственных и общественных надобностей и т. д.);
· Семейных разделов, связанных с разделом земли;
· Других земельных споров.
В состав волостных и районных земельных комиссий входили председатель, избранный исполнительным комитетом, и два члена, им назначенные. Такие комиссии рассматривали все земельные споры о правах на пользование земельными участками отдельных лиц, дворов или земельных обществ, возникающие в пределах волости или района.
Уездные и окружные, губернские и областные (краевые) земельные комиссии также состояли из председателя и двух членов и работали при соответствующих земельных органах. В отдельных случаях (а именно в постоянных сессиях областных земельных комиссий) место председателя занимал его заместитель. Здесь, также, как и в случае с волостными и районными земельными комиссиями, председателя назначал соответственный исполнительный комитет. Первым членом уездных и окружных, губернских и областных (краевых) земельных комиссий всегда являлся заведующий соответственным подотделом землеустройства, а вторым — народный судья, который был назначен Губернским или Областным (Краевым) Судом. В случае, если член земельной комиссии по каким-либо причинам не мог участвовать в рассмотрении спорного земельного дела, к нему назначался заместитель. Все члены таких земельных комиссий, а также их заместители, в обязательном порядке утверждались исполнительным комитетом соответствующих органов, и избирались сроком на один год.
Уездные и окружные земельные комиссии рассматривали споры, в которых хотя бы одной из сторон являлись либо государственные органы, либо общественные учреждения.
В обязанности областных (краевых) и губернских земельных комиссий входило рассмотрение кассационных жалоб граждан или общественных организаций на решение волостных или районных, уездных или окружных земельных комиссий. Также областные (краевые) и губернские земельные комиссии занимались проведением ревизий и инструктированием нижестоящих земельных комиссий (волостных и районных, уездных и окружных).
Решение, вынесенное земельной комиссией по какому-либо спорному земельному делу, могло быть обжаловано в течение двух недель со дня объявления такого решения. Такие жалобы, в соответствии со ст. 217 Земельного Кодекса РСФСР от 30.10.1922, должны были предоставляться в комиссию, принявшую обжалуемое решение, которая, в свою очередь, передавала их вместе с земельным делом в вышестоящую инстанцию. Передачи спорного земельного дела комиссией в вышестоящую инстанцию производилась в течение двух недель со дня принятия жалобы. Также участники земельного спора имели право обратиться с жалобой на медлительность или на отказ в принятии заявления земельной комиссией в вышестоящую инстанцию.
В случае отсутствия жалоб по земельному делу вплоть до окончания сроков его обжалования, решение земельной комиссии по данному земельному делу могло быть приведено в исполнение.
Участник спорного земельного дела мог подать заявление в земельную комиссию, которой было вынесено решение по данному земельному делу, о восстановлении срока обжалования в случае, если он не смог подать заявление в указанный срок по уважительным причинам. Если комиссия отказывалась принимать такое заявление, то участник земельного спора мог обратиться с ним в вышестоящую инстанцию.
Во главе земельных комиссий стояла Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам. Главная функция такой Коллегии заключалась в проведении контроля за деятельностью всех земельных комиссий. Помимо этого, она занималась рассмотрением земельных споров, возникающих между автономными республиками и областями и смежными административно-территориальными единицами, а также рассмотрением жалоб и ходатайств по решениям земельных комиссий.
В состав Особой Коллегии Высшего Контроля по земельным спорам, утвержденный Президиумом ВЦИК, входили председатель, два его заместителя и десять членов. При этом в судебном заседании участвовали только председатель или его заместитель и два члена Коллегии. В особых случаях (при рассмотрении споров, возникающих между смежными административно-территориальными единицами) в состав судебного заседания входили еще два члена, представлявшие Федеральный Комитет по земельному делу.
Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам подчинялась высшему органу законодательной власти — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.
Со временем эффективность работы земельных комиссий ослабилась. В состав комиссий часто входили недостаточно квалифицированные члены, рассмотрение земельных дел проходило очень медленно, часто решения, вынесенные той или иной земельной комиссией, отменялись, вследствие чего земельные споры требовали повторного рассмотрения. В связи с этим в журнале «Еженедельник Советских Юстиций» № 28 от 20 июля 1927 года был опубликован ряд статей, авторы которых высказали свое мнение по поводу реорганизации, либо ликвидации земельных комиссий по причине их некомпетентности.
По причине низкой скорости производства продукции в период с 1927 по 1933 годы произошло объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства, т. е. коллективизация. Процесс коллективизации полностью разрушил ранее существовавшую систему земельных комиссий. При этом, в соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 05.12.1939 «О структуре Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР и УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов» [8] все земельные комиссии были ликвидированы, а их полномочия были переданы Народному Комиссариату Земледелия СССР.
С момента вступления в действие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом от 13 декабря 1968 года № 3401-VII, произошло усложнение управления земельным фондом, что было связано с подразделением земель на категории. В связи с этим произошли некоторые изменения в порядке рассмотрения спорных земельных дел.
Земельные споры могли возникать между колхозами, совхозами, а также государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Подобные споры подлежали рассмотрению в соответствующих органах, в зависимости от местоположения спорных земельных участков. К таким органам относятся: «Совет Министров союзных республик, Совет Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, окружных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.» [10]
Для рассмотрения земельных споров, участники которых принадлежали разным административно-территориальным единицам, создавалась специальная комиссия, в состав которой входили заинтересованные представители административно-территориальных единиц. Часто члены комиссии не могли вынести согласованное решение, тогда спорное земельное дело рассматривалось Советом Министров СССР.
Споры, возникшие между совладельцами индивидуальных строений, подлежали рассмотрению в судебном порядке.
Вскоре, а именно 14 мая 1970 года Совет Министров СССР утвердил Положение о государственном контроле за использованием земель. Контроль был возложен на Совет народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и природопользования СССР. А также были созданы три основных вида кадастра: кадастр сельскохозяйственных территорий, водный кадастр и лесной кадастр.
От подведомственности дел необходимо отличать подсудность. Подсудность — институт процессуального права, который устанавливает правила распределения между судами дел, подлежащих рассмотрению в первой инстанции . В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ определено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Если исковое заявление подано с нарушением правил подсудности, то могут наступить неблагоприятные последствия, такие как возврат искового заявления, отмена решения суда из-за существенных нарушений норм процессуального права . Именно поэтому важно понимать сущностные характеристики данного правового явления применительно к спорам, возникающим из земельных правоотношений. Чтобы определить, в каком конкретном суде рассматривается конкретное гражданское дело, необходимо рассмотреть подсудность как свойство, в силу чего можно обратиться в суд без наступления неблагоприятных последствий . Подсудность позволяет установить конкретный суд, который должен разрешать конкретный спор.
См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 258.
Подробнее об этом см.: Шеменева О.Н. Последствия несоблюдения правил подсудности: конституционный аспект // Российский судья. 2014. N 4. С. 38 — 41.
См.: Цой В.И. Институт подсудности гражданских дел // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 11. С. 9 — 15.
В гражданском процессе подсудность играет роль процессуального механизма для распределения компетенций между судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ .
Срок исковой давности по земельным спорам
Общий срок исковой давности составляет три года, но в зависимости от категории земельного спора может быть и иным. Так, заявление о признании оспоримой сделки недействительной (например, договора купли-продажи земельного участка с лицом, признанным недееспособным) должно быть подано в суд не позднее года с момента, когда истец узнал об обстоятельствах, на основании которых сделка может быть признана недействительной. На споры об устранении нарушения права не связанного с лишением владения (например, самовольной постройки) вообще не распространяется срок исковой давности. Кроме того, срок исковой давности при определенных обстоятельствах может быть продлен, приостановлен или восстановлен.
Таким образом, в земельном споре срок, отведенный для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, следует устанавливать индивидуально для каждой конфликтной ситуации.
Согласно данным Росреестра по Москве за прошедший год судами первой инстанции было рассмотрено 260 судебных дел об оспаривании решений, действий (бездействий) в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков. Среди них наиболее часто встречались земельные споры, возникшие в связи с (рисунок 1):
· отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок — 39 %;
· отказом в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка — 13 %;
· отказом в государственной регистрации договора аренды — 10 %;
· отказом в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) права — 7 %.
Пик рассмотрения судебных дел в отношении земельных споров пришелся на ноябрь — декабрь. В этот период судами первой инстанции было рассмотрено по 27 спорных земельных дел за месяц (рисунок 2). Спад земельных споров в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков наблюдается в первый и второй месяц года, когда судами было рассмотрено всего по 9 земельных споров за месяц (рисунок 2).
Вариант разрешения земельных споров
- Самостоятельное урегулирование
При возникновении спорной ситуации в действительности стороны конфликта нередко провоцируют серьезный скандал. Тем не менее, нужно до конца осознавать, что ситуация имеет различные аспекты, и не всегда самым рациональным решением может стать обращение в суд. Поэтому, многие стараются все-таки встретиться и оговорить все детали мирно, что нередко провоцирует возможность подписать договор или же соглашение. Такой вариант урегулирования конфликтов в действительности является оптимальным, так как по сути, предполагает возможность получить дополнительные преимущества экономии времени и средств. Ведь обращение в суд спровоцирует необходимость детального, достаточно длительного изучения всех обстоятельств дела, а также повлечет за собой серьезные судебные издержки.
- Привлечение местного муниципалитета
Если речь идет о вопросе границ, то в данном случае можно избежать обращения в суд посредством обращения в органы местного муниципалитета. В данном случае, достаточно просто написать специализированное заявление, на основании которого будут произведены определенные действия, направленные на уточнение границ.
- Обращение в кадастровую палату
В некоторых ситуациях действительно можно ограничиться обращением в кадастровую палату. Например, в ситуациях, когда оспаривается право собственности или же речь идет о некорректной информации, внесенной в документацию. Как правило, процесс разбирательства может быть достаточно быстрым и простым.
- Привлечение специального отдела администрации
Земельные споры в Российской Федерации: понятие и классификация (Умеренко Ю.А.)
В зависимости от компетенции судов, споры, возникающие из земельных правоотношений подразделяются на земельные споры, подлежащие рассмотрению:
— судами общей юрисдикции;
— арбитражными судами;
— третейским судом, в который спор передан сторонами на рассмотрение.
Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ (статья 22 ГПК РФ), АПК РФ (статья 27 АПК РФ), а также иными федеральными законами (п. 2 постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).