Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консервация земель — условия и порядок проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решение о консервации принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (в отношении федеральных земель), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель субъектов РФ), местного самоуправления (земли муниципальной собственности). Что касается земель, которые находятся в частной собственности, решения принимаются в отношении объектов сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления решают в отношении земель иного целевого назначения. На основе принятого решения происходит разработка проекта землеустройства. В нем формируются сроки проведения консервации, очередь ее осуществления, стоимость мероприятий в области восстановления земель, предложения по их использованию после окончания мероприятий.
Охрана земель от деградации и обеспечение рационального (устойчивого) землепользования
Под деградацией земель понимается ухудшение качественного состояния земель под воздействием хозяйственной деятельности. Деградация выражается в загрязнении земель отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, заражении карантинными вредителями и болезнями растений, зарастании сорняками, кустарником и мелколесьем, ухудшении плодородия почв, эрозии почв, подтоплении, заболачивании, иссушении, уплотнении, образовании селей.
Обеспечение рационального (устойчивого) землепользования означает землепользование, которое не ухудшает количественных характеристик земель. Обеспечить рациональное землепользование — значит организовать такое использование земель, при котором сохраняются площади сельскохозяйственных угодий и не допускается снижение их плодородия, обеспечивается надлежащее, т.е. в соответствии с требованиями законодательства, использование земель, осуществляется компактная застройка, не вызывающая ухудшение состояния других природных объектов, обеспечивается целевое и своевременное использование земель, наилучшим образом отвечающее природно-климатическим и географическим свойствам конкретных земельных участков. Рациональное землепользование также означает эффективное использование земельных участков, под которым понимается получение максимальной экономической пользы с единицы площади.
Мелиорация и рекультивация земель. Консервация деградированных земель
Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».
«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.
Решение о консервации
Решение о консервации принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (в отношении федеральных земель), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель субъектов РФ), местного самоуправления (земли муниципальной собственности). Что касается земель, которые находятся в частной собственности, решения принимаются в отношении объектов сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления решают в отношении земель иного целевого назначения. На основе принятого решения происходит разработка проекта землеустройства. В нем формируются сроки проведения консервации, очередь ее осуществления, стоимость мероприятий в области восстановления земель, предложения по их использованию после окончания мероприятий.
Решение о консервации земель, которые изымаются из оборота, содержит информацию о том, что их сохранение предусмотрено для собственников, землевладельцев, пользователей земли, арендаторов. Также они могут быть переведены в земли запаса в случаях, которые предусмотрены законодательными актами РФ.
Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований
На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.
Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:
- требованиям, установленным экологическим законодательством;
- требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
- прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
Под данным понятием подразумевается предельная концентрация вредного вещества в окружающей среде и почве, постоянный контакт с которым никак не отразится ни на здоровье самого контактирующего человека, ни на здоровье его потомства.
Данный норматив для окружающей среды устанавливается на уровне государственного законодательства специально уполномоченными на это учреждениями федеральной власти. Сейчас при установке норматива предельно допустимой концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве учитываются:
- люди;
- растения;
- животные;
- грибы;
- микроорганизмы;
- различные природные сообщества.
В рамках регулирования предельной концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве, в частности, разработаны специальные нормативы добавления минеральных удобрений.
Чтобы проверить соответствие почвы установленным на законодательном уровне требованиям, специально уполномоченными на эти действие организациями осуществляются следующие виды обследования:
- геоботанические;
- агрохимические;
- почвенные.
Программы, предназначенные для охраны земель
На законодательном уровне предусмотрена разработка различных программ, направленных на охрану земель. Всего выделяется несколько видом программ:
- программы государственного уровня;
- программы регионального уровня;
- местные программы охраны земель.
Каждая такая программа должна включать в себя определенные задачи и мероприятия, учитывающие все нюансы хозяйственной деятельности того или иного региона страны.
Относительно недавно в стране завершилась одна из самых успешных правовых программ, направленная на сохранение плодородного слоя почвы и на его восстановление. В качестве целей данной программы были выделены:
- сохранение земель;
- рациональное использование земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности;
- создание всех необходимых условий для поддержания и повышения качества производимой сельскохозяйственной продукции;
- повышение качества и плодородности почв.
Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований
На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.
Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:
- требованиям, установленным экологическим законодательством;
- требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
- прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.
Порядок консервации земель — Недвижимость Екатеринбурга
- ПОРЯДОК КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
- Один из принципов Земельного кодекса (ст. 1) — запрет или ограничение изъятия следующих категорий земель для иных целей:
- ценных земель сельскохозяйственного назначения;
- земель лесного фонда, занятых лесами первой группы;
- земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
- земель, занятых объектами культурного наследия;
- других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий изъятие из оборота (консервация земли) производят в порядке, установленном Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.02 г. Так, изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом изъятые земельные участки нельзя предоставлять в частную собственность, а также они не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляют в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Так, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется п.6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом РФ.
В пределах земель особо охраняемых природных территорий и историко-культурного назначения изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (ст. 95 и 99 ЗК РФ).
- Земельные участки могут также резервироваться для последующего изъятия и передачи их в состав земель особо охраняемых территорий с установлением на них хозяйственной деятельности.
- В составе земель особо охраняемых природных территорий можно выделять специальные участки для частичного хозяйственного использования в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
- Ограничение прав на земли государственных природных заказников, природных комплексов и объектов можно осуществлять как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
- Аналогичное положение имеют земельные участки в границах санитарных зон, кроме тех, у которых в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривают полное изъятие этих земельных участков из оборота [первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов].
О порядке консервации земель с изъятием их из сельскохозяйственного оборота
11 сентября 2017 г., понедельник
Консервация земель — временное изъятие земель из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие. 2.10.2002 г. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.
Данное положение устанавливает порядок консервации земель с изъятием их изсельскохозяйственного оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.
Допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека.
Консервации подлежат: — сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки; — земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней. Земли, выведенные из хозяйственного оборота, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас. Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель производится путем обследований, осуществляемых по утвержденным методикам соответствующими предприятиями, организациями, а также гражданами, получившими лицензии на такие обследования в органах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации. Подготовленные материалы по консервации земель представляются в местные администрации, в ведении которых находятся такие земли. Материалы должны содержать следующие документы: — экспертное заключение органов Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации; — заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора (по землям, загрязненным токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами) и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
— план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;
— экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв; — заключение организаций и коллективов, проводивших обследование; — мнение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и их обязательств по восстановлению земель; — справки об убытках, вреде и потерях сельскохозяйственного производства.
Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда
Огромное значение для развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны имеет охрана сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные угодья ─ пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ─ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Правовая охрана сельскохозяйственных земель опирается на ЗК РФ и ряд других нормативных актов, включая федеральные законы от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и другие.
Государство проводит политику, направленную на охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, обеспечение экологического равновесия, в т. ч. стимулируя применение удобрений за счет средств бюджетов всех уровней.
Сельскохозяйственные угодья подвержены многим опасностям. Одна из угроз ─ зарастание кустарником и мелколесьем. К потере плодородия и выводу из хозяйственного оборота приводит водная эрозия, которой подвержено 17,8% площади с/х угодий, а на переувлажненные и заболоченные земли приходится 12,3% их площади. Это лишний раз подтверждает, насколько связаны мелиорация и охрана земель.
Наряду с этим одним из наиболее интенсивных и распространенных процессов является опустынивание земель на страдающих от недостатка воды территориях российского Юга. В результате опустынивания теряется продуктивность земель, приходят в движение оголившееся пески, почвы подвергаются эрозии и засолению.
В той или иной степени в Российской Федерации опустынивание наблюдается в 27 субъектах на площади свыше 100 млн. га. А засоленные и солонцеватые земли занимают 20% сельскохозяйственных угодий.
Почти десятая часть сельскохозяйственных земель подвержена ветровой эрозии. Больше всего опасных в эрозионном отношении территорий расположено в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах. В них мелиорация, рекультивация и охрана земель имеют особое значение.
Не менее важна охрана земель лесного фонда, занимающих почти 2/3 всей территории страны. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и Лесным кодексом Российской Федерации (Глава 3 «Охрана и защита лесов»).
Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд
Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд означает право государственных органов и органов местного самоуправления прекращать право на земельные участки граждан и организаций в случае необходимости для реализации проектов, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.
Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд строго ограничено и допускается только в исключительных случаях, которые включают: выполнение международных обязательств РФ; размещение объектов государственного или муниципального. значения; возникновение иных потребностей, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Обычно государственные или муниципальные нужды связаны с реализацией таких мероприятий, как размещение объектов общего пользования (дорог), государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, местных органов самоуправления, социальных объектов, объектов культуры, создания особо охраняемых территорий. Примечательно, что при размещении объектов государственного или муниципального значения изъятие земель у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов производится только в крайнем случае, если нет иных вариантов размещения объекта, т. е. тех, которые не связаны с изъятием. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд в отдельных случаях ограничивается. К примеру, не могут изыматься особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья для нужд, не связанных с целями, для которых они были предоставлены; земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению. Изъятие земель поселений в целях застройки осуществляется только в соответствии с генеральными планами.
Какие бывают источники химического загрязнения?
Химическое загрязнение почвенного покрова – это изменение его состава, которое возникает под косвенным или прямым воздействием различных факторов. В большинстве своем негативные предпосылки к химическому изменению характеристик почвы все же предполагает человеческая деятельность. Среди главных факторов такого рода можно выделить работу промышленных предприятий, сельскохозяйственную деятельность и коммунальное обслуживание. Это основные причины загрязнения почвы, которые делают ее непригодной для эксплуатации с целью выращивания культурных растений. Но, разумеется, этими источниками загрязнение не ограничивается. Например, промышленность косвенно способствует выпадению кислотных дождей, а парниковый эффект становится результатом деятельности животноводческих ферм. Довольно серьезное воздействие в плане химического поражения оказывают и свалки с опасными отходами.
Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:
- Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
- Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
- Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.
Особенности охраны сельскохозяйственных и лесных земель
Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.
Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:
- технический — снятие непригодного слоя почвы и нанесение нового;
- биологический — улучшение свойств ресурса: биохимических, агрофизических и других.
Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота
Консервация земель — это процедура, которой подвергаются деградированные земли, загрязненные токсичными отходами. Их консервируют в целях предотвращения их последующей деградации, восстановления плодородия почв и загрязненной территории.
Порядок осуществления консервации земли устанавливается с помощью Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Консервация земель предусмотрена для:
- земель, которые подверглись водному и ветровому воздействию, влиянию селей, вторичному уплотнению, засолению и иссушению (включая земли с сильно нарушенным растительным и почвенным покровом, расположенные на территориях Крайнего Севера, которые заняты пастбищами оленей);
- земли, которые имеют просадки поверхности по причине применения недр или в связи с естественными геологическими процессами;
- земли, которые загрязнены радиоактивными веществами, нефтью и продуктами из нее, тяжелыми металлами и прочими токсичными химическими и биологическими веществами и микроорганизмами. Их концентрация выше предельно допустимых концентраций, предусмотренных для вредных веществ и микроорганизмов (сюда входят земли, на территории которых в ходе радиоактивного, химического или биогенного загрязнения невозможно обеспечить выпуск продукции, которая соответствует установленным требованиям).
Инициатива осуществления консервации принадлежит органам власти государства, местного самоуправления. Они производят управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. Это может быть собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор. Подготовка предложения о проведении консервации осуществляется при учете сведений, которые получены в процессе государственного мониторинга земель или специальных исследований, включая почвенные, геоботанические и агрохимические.
Для обеспечения охраны своих участков каждый владелец, пользователь или собственник земли должен проводить определенные мероприятия по охране земель, среди которых:
- мероприятия, направленные на сохранение почвы и ее плодородности.
- мероприятия, направленные на обеспечение защиты участков от водной эрозии, от заболачивания или подтопления, от иссушения или излишнего уплотнения. Кроме того, каждый собственник должен следить за тем, чтобы его участок не подвергался химическому или радиоактивному загрязнению, не захламлялся.
- мероприятия, направленные на защиту земель, предусмотренных для ведения сельского хозяйства. В частности, собственник и пользователь участка должен следить за тем, чтобы земля не зарастала деревьями и кустарниками.
- мероприятия, направленные на ликвидацию последствий разнообразных загрязнений и захламлений.
- мероприятия, направленные на сохранение исходного или достигнутого уровня мелиорации участка.
- проведение рекультивации земель, подвергшихся каким-либо нарушениям, восстановление их плодородного слоя и введение в оборот.
- мероприятия, направленные на сохранение и преумножения плодородности почв.
Реализация каждого из таких мероприятий тщательным образом проверяется уполномоченными на это органами государственной власти.
Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.
Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:
Среди рассматриваемой категории участков особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
Охрану лесов регулирует Лесной кодекс РФ . Поскольку защита этих земель неразрывно связана с контролем безопасности самого леса, территорию берегут от загрязнений, деградации, порчи, пожаров. Большое внимание уделяется дальнейшему воспроизведению лесов.
Подробнее о том, что собой представляют и как охраняются земли лесного фонда.
Земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Цели охраны земель: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:
– по сохранению почв и их плодородия;
– защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
– защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям и иным растениям);
– ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
– сохранению достигнутого уровня мелиорации;
– рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
– сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ.
Охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Земля относится к наиболее важным природным ресурсам, поэтому находится под особой охраной государства. Действия, ведущие к деградации или загрязнению участков, недопустимы, так как это влияет на главное качество ресурса — потенциальную плодородность. Для предотвращения правонарушений и контроля за использованием и предусмотрена правовая охрана земель.
Под охраной подразумевается некий комплекс действий государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц и граждан с целью сохранить земли как природный ресурс и ключевой компонент окружающей среды.
Учитывая правовой статус и исключительную ценность необходимо принимать все меры, препятствующие нарушению сохранности земли:
Таким образом, охрана земель — это система правовых мер, принимаемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами наделов для предотвращения негативного воздействия на земли, а также их контроль органами государственной и муниципальной власти.
Что такое охрана почвы?
Охрана почвенных ресурсов связана с видами повреждений. Они бывают механическими (естественными) и антропогенными.
- Механические повреждения – это эрозии под воздействием воды, ветра, сезонного таяния снегов, ливневых дождей и др. Вместе с потоками воды размывается и уносится верхний слой почвы. Возникают, а со временем разрастаются промоины и овраги. Нарушается рельеф местности на протяжении до нескольких десятков километров. То же самое происходит при выдувании породы ветром.
- Антропогенные. Причины антропогенных повреждений:
- Радиоактивное заражение. Наиболее опасное, так как многие радиоактивные элементы имеют длительный период распада. Например, Уран 238 распадается через 4,5 миллиарда лет.
- Заражение химическими веществами, например, пестицидами. Они скапливаются в почве, концентрируются в растениях, попадают в воду, воздух, пищу, вызывая тяжелые заболевания человека.
- Перенасыщение продуктами, содержащими тяжелые металлы. В небольших количествах они всегда присутствуют, но при превышении предельно допустимых концентраций потребуется дезактивация вредных веществ. Флора, попавшая в зону загрязнения, обречена на гибель.
- Неорганические отходы, промышленно-хозяйственные выбросы.
Санитарная охрана почвы призвана ограничивать поступление вредных веществ, содержать землю в состоянии самоочищения и естественного возобновления.