Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получите консультацию прямо сейчас!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После получения такого документа, взыскатель должен привлечь судебных приставов. Обращаться следует в органы по месту жительства должника, так как эта служба работает территориально. Иногда возможно предоставление листа по месту нахождения имущества должника. В этом случае, о наличии имущества нужно указать в заявлении, которое подается в исполнительный орган, так же потребуются реальные доказательства владения имуществом.
Алгоритм подачи исполнительного листа
Существуют правила передачи юридического документа на исполнение:
- Прежде всего, собрать пакет бумаг, включающий в себя: ксерокопию паспортных данных, реквизиты банковского счета, заявление на исполнение в нескольких экземплярах, какие-либо задокументированные данные о собственности должника, предполагаемом месте ее нахождения, заверенную нотариально доверенность на стороннее лицо, представляющее интересы взыскателя, при необходимости, и оригинал исполнительного листа.
- Выбрать территориальный филиал ФССП и подать туда необходимые документы: лично, с отметкой о принятии на экземпляре заявления или с помощью почтовой службы, заказным письмом с уведомлением.
Кому отправить исполнительный лист
В тех ситуациях, когда дело было открыто, чтобы ограничить лицо в совершении определенных действий, исполнительный лист посылается по месту происшествия этих действий. Если взыскатель не знает, в какой орган он должен отправить лист, он может передать его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов, то есть, заявление подается главному приставу области или города.
Основанием для работы судебных приставов является письменное заявление взыскателя, которое откроет исполнительное производство.
Подача заявления по месту работы должника
Нередко взыскатели не знают, куда направить исполнительный лист для взыскания, если должник не имеет счетов в банке. Исполнительный лист подается по месту нахождения работы должника и дальше процесс обычно происходит по одной и той же схеме.
Постановление пристава попадёт к начальнику, который подписывает документ и отправляет его в бухгалтерию. Исполнением постановления пристава занимается бухгалтер.
Сам должник будет избавлен от обязанности выплачивать сумму долга. Максимальная сумма, которую удерживают из зарплаты должника – 50 процентов.
Но должник при желании сможет уменьшить сумму списания.
Точно также, как и пристав, сам взыскатель сможет предоставить исполнительный лист на работу должника. Обязательно отправить оригинал этого документа, в то время, как пристав для этих целей подает собственное постановление о взыскании суммы долга из заработной платы.
Должник также может сам написать заявление на имя начальника о взыскании из его заработной платы суммы, достаточной для частичного погашения долга.
В видео рассматривается особенности взыскания по исполнительному листу
Если должник увольняется с работы, где из его заработной платы высчитывалась часть денег для погашения долга, то бухгалтер производит все необходимые расчеты, сколько было удержано из зарплаты сотрудника. Бухгалтер должен заверить эту информацию номерами платёжных поручений.
При увольнении сотрудник получает на руки сопроводительное письмо, в котором содержится вся информация по удержанию денежных средств из его заработной платы. Это сопроводительное письмо передается в службу судебных приставов.
Если должник не устроится в ближайшее время на новое место работы, то его могут обвинить в уклонении от исполнения решения суда. Чтобы этого не произошло, необходимо после увольнения встать на учет на бирже труда.
Исполнительный лист является обязующим основанием к взысканию долга с ответчика. Должники часто игнорируют его существование, поэтому необходимо предъявление исполнительного листа в банк должника или в службу судебных приставов. Эти организации помогут взыскателю взыскать задолженность принудительно.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Особенности взыскания с должников — получателей средств бюджета
ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.Иными словами, осуществить взыскание с муниципального учреждения можно только за счет средств, заработанных учреждением самостоятельно, в соответствии с предоставленным ему правом на осуществление приносящей доходы деятельности.Налицо два неблагоприятных фактора для потенциального взыскателя — это особый режим вещного права учреждения (право оперативного управления) и финансирование учреждения за счет средств, выделяемых по смете.
Как взыскать с бюджетной организации
Внимание
КонсультантПлюс: примечание. О порядке обращения взыскания на средства бюджетных учреждений см. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье — лицевые счета должника).
Исполнение судебных актов в отношении учреждений
В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. (в ред. Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. 9.
Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов
Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):
1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;
2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.
Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.
В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).
Во втором случае это будут органы казначейства.
Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).
Особенности исполнения судебных актов по обращению к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления на основании права оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение распоряжается по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления.
Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению бюджетному учреждению предусматривает обращение в субсидиарном порядке взыскания либо на средства федерального бюджета, либо на средства бюджета субъекта РФ, либо на средства местного бюджета по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.
Поскольку бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ носит единый порядок, который имеет свои особенности.
Во-первых, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебных актов. В связи с чем исполнительными документами, которые предъявляются к исполнению бюджетным учреждениям, могут быть исполнительные листы и судебные приказы.
Во-вторых, исполнение судебных актов осуществляется иными государственными органами, не являющимися службой судебных приставов.
Законом N 197-ФЗ помимо внесения изменений в БК РФ одновременно были внесены изменения в ст. 1 Закона N 119-ФЗ, исключающие возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов.
Ранее нормы об исключении службы судебных приставов из органов, которые могут исполнять судебные акты, обращенные к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ, ежегодно устанавливались законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете на очередной год начиная с 2003 г. . Однако Конституционный Суд РФ признал практику установления законодателем норм, определяющих порядок исполнительного производства судебных актов, в специальных законах, какими являются федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, нарушающей принцип верховенства права, поскольку включение положений об исполнительном производстве в специальные законы приводит к тому, что механизм исполнения соответствующих судебных решений не опирается на стабильную правовую основу. Поэтому законодателем БК РФ был дополнен отдельной главой, посвященной исполнительному производству судебных актов по искам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Федеральные законы о Федеральном бюджете на 2003 — 2005 гг.
Появление указанной главы в БК РФ, посвященной исполнению судебных актов, также было обусловлено тем, что Конституционный Суд в своем Постановлении от 14.07.2005 N 8-П признал за государством право определять органы, которые обладают полномочиями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Право государства определять органы, обладающие полномочиями по исполнению судебных актов, продиктовано тем, что государство должно стабильно и непрерывно осуществлять возложенные на него функции. Исполнение судебных актов не должно нарушать стабильность и непрерывность реализации государством возложенных на него функций, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
С другой стороны, Конституционный Суд РФ установил, что государство может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации исходя из того, что независимо от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, вступивший в силу с 1 января 2006 г., должен опираться на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ, которое фактически предопределило его принятие законодателем.
Для определения того, учел ли законодатель при принятии гл. 24.1 БК РФ установленные КС РФ принципы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, необходимо обследовать основные положения новой главы БК РФ.
Исполнение решений судов о взыскании с казны
Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю. В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Как взыскать с бюджетной организации
За это время должник может и должен запросить финансирование, чтобы рассчитаться с вами. На этом этапе целесообразно запросить у должника и казначейства информацию о том, какие меры были предприняты для того, чтобы вам вернули деньги. Если через три месяца должник не сможет оплатить долг, вам должны отправить уведомление об этом.
Внимание
Срок – 10 дней с того момента, как истечет трехмесячный срок для погашения долга. Шаг 6. Если вам не вернут долг, вы вправе забрать все документы из казначейства и обратиться в службу судебных приставов. Они будут взыскивать деньги в обычном порядке. Правда, на приставов надеяться не приходится – они исполняют всего 14% решений, принятых судами.
Поэтому лучше всего успеть решить все вопросы, связанные с возвратом долга, пока этим занимается казначейство. Практика показала, что это гораздо более эффективный исполнитель.
Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу
Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.
Можно ли получить долг с родственников должника
Сложная ситуация может возникнуть, если должник прописан или ранее был прописан на жилплощади родственников. Тогда не только приставы, но даже представители банка и коллекторы могут отправиться именно по этому адресу с поисками и предъявлением претензий.
Родственникам должника (особенно, если он там более не проживает и не зарегистрирован) совсем не обязательно открывать всем подряд двери. Приставам, разумеется, открыть можно. Но стоит заранее выложить на видное место документы, подтверждающие, что ценные вещи в квартире или доме куплены не должником, а принадлежат его близким.
Обратите внимание!Бывает (и нередко), что приставы арестовывают и даже незаконно изымают имущество родственников. В этих случаях необходимо обжаловать действия должностных лиц (жалоба подается на имя старшего пристава). Также граждане вправе обжаловать действия приставов в суде (подается административный иск).
Срок исполнения предписаний исполнительного листа банком
В соответствии с п. 2.3 Положения ЦБР «О порядке приема…» от 10.04.2006 № 285-П банк обязан выполнить предписания, изложенные в исполнительном листе, в течение 3 дней с момента его получения.
Стоит учитывать тот факт, что в банк одновременно могут обратиться несколько взыскателей, требования которых будут удовлетворяться в последовательности, определенной ст. 855 ГК РФ. Сначала погашаются задолженности, возникшие в результате причинения вреда жизни и здоровью взыскателя. Затем — задолженности по зарплате и налоговым платежам. Требования, поступившие от взыскателей иных частных долгов, удовлетворяются в последнюю очередь с соблюдением календарной очередности. Это значит, что взыскатель, подавший заявление с требованием о списании средств со счетов должника раньше остальных, первым получит причитающуюся ему компенсацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 70 ФЗ № 229 уведомить заявителя о действиях, совершенных в отношении счетов клиента, банк обязан в течение 3 дней с момента выполнения заявленного требования.
После осуществления взыскания на исполнительном листе проставляется соответствующая отметка с указанием даты исполнения. Сам документ передается в орган, которым он был выдан. Если средств, размещенных на счетах должника, оказалось недостаточно для удовлетворения требований кредитора в полном объеме, на листе проставляется отметка, содержащая сведения о сумме произведенной выплаты (ч. 10.1 ФЗ №229).
За неисполнение предписаний, установленных судом, банковская организация может быть привлечена к ответственности в соответствии со ст. 332 АПК РФ.
Со всех документов по исполнительному производству, предъявляемых в ФССП следует снимать копии и оставлять у себя с отметками канцелярии об их принятии.
Зачастую судебным приставам надо достаточно настойчиво напоминать о необходимости активнее выполнять свои служебные обязанности. Делать это следует именно в письменной форме в виде запросов и жалоб, которые следует писать в вышестоящие органы. Жалобы можно писать также и через интернет на сайте ФССП.
В любое время взыскатель может нанести визит приставу, предъявить идентификационный документ и получить копию с исполнительного производства или ознакомиться с ним для оценки эффективности действий служебных лиц.
Документы следует подавать собственноручно, а если направлять почтой, то только письмами с уведомлением о вручении, на которых ставится время получения адресатом. Эти обусловлено тем, что часто бывают случаи, когда документы приходят поздно, «теряются» и должник успевает скрыть имущество или перевести деньги со счетов.
Следует также настоять на том, чтобы на должника был наложен временный запрет на выезд из страны – он не должен сниматься даже при возвращении исполнительного листа без исполнения.
Юристы рекомендуют в заявлении при подаче документа сразу написать просьбу о наложении ареста на имущество, мотивируя это тем, что есть информация о возможном его отчуждении – в любом случае, есть имущество или нет, такое обращение не помешает.
Если должник – бюджетное учреждение, некоторые счета пристав не имеет права арестовывать, это также стоит учесть.
Взыскатель должен помнить, что если даже исполнительный документ возвращен ему без исполнения, он имеет право предъявлять его на протяжении 3 лет, причем предъявление прерывает срок. Фактически документ можно подавать вечно, главное прервать срок.