Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение крупной сделки для автономных учреждений в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году автономные учреждения сталкиваются с рядом задач и вызовов, связанных с расчетом величины крупных сделок. В данной статье мы предлагаем вам несколько профессиональных рекомендаций, которые помогут вам справиться с этими задачами.
Анализ факторов, влияющих на расчет величины крупной сделки
При расчете величины крупной сделки для автономного учреждения в 2024 году необходимо учесть ряд факторов, которые могут оказать влияние на итоговую сумму.
Один из основных факторов – это объем предоставляемых услуг или товаров. Чем больше объем, тем выше величина сделки. Необходимо учесть как единичные покупки, так и постоянные услуги, которые будут предоставляться в течение определенного периода времени.
Еще одним фактором, который следует учесть, является стоимость предоставляемых услуг или товаров. Если стоимость единичной услуги или товара высока, то и величина сделки будет соответствующей. Необходимо также учесть различные скидки или акции, которые могут быть применены.
Дополнительно стоит обратить внимание на сезонность спроса. Если услуги или товары будут предоставляться в период повышенного спроса, то и величина сделки может быть выше. Необходимо учесть сезонные факторы, такие как праздники или временные акции.
Также следует учитывать рыночные условия. Если цены на услуги или товары в текущем рыночном сегменте повышаются, тогда и величина сделки будет соответствующей. Необходимо провести анализ конкурентов и учесть текущие цены на рынке.
Важным фактором, который следует учесть, является стратегическая значимость сделки для автономного учреждения. Если сделка имеет важное стратегическое значение или может принести дополнительные преимущества, то и величина сделки может быть более значительной.
Фактор | Влияние на величину сделки |
---|---|
Объем предоставляемых услуг или товаров | Высокий объем – высокая величина сделки |
Стоимость предоставляемых услуг или товаров | Высокая стоимость – высокая величина сделки |
Сезонность спроса | Повышенный спрос – высокая величина сделки |
Рыночные условия | Повышение цен – высокая величина сделки |
Стратегическая значимость сделки | Высокая значимость – высокая величина сделки |
В итоге, при расчете величины крупной сделки для автономного учреждения в 2024 году необходимо учитывать объем и стоимость предоставляемых услуг или товаров, сезонность спроса, рыночные условия и стратегическую значимость сделки. Анализ этих факторов позволит определить оптимальную величину сделки, учитывая все возможные влияния.
Крупные сделки автономного учреждения
- видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения:
- субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (графы 3, 7);
- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (графы 4, 8);
- собственных доходов учреждения, в том числе доходов от оказания услуг (выполнения работ), средств по обязательному медицинскому страхованию, средств во временном распоряжении (графы 5, 9);
- показателей на начало года (графы 3, 4, 5), на конец отчетного периода (графы 7, 8, 9) и итоговых показателей на начало и конец отчетного периода (графы 6 (сумма граф 3, 4, 5) и 10 (сумма граф 7, 8, 9)).
- с распоряжением денежными средствами;
- привлечением заемных денежных средств;
- отчуждением имущества (которым в соответствии с Законом N 174-ФЗ автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно);
- передачей такого имущества в пользование или залог.
К сведению. Решение об одобрении сделки с заинтересованностью принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении такой сделки принимается учредителем данного учреждения.
К сведению. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Если заинтересованное лицо не уведомит руководителя или наблюдательный совет учреждения о сделке с заинтересованностью, оно будет возмещать ущерб учреждению, причиненный ему в результате совершения такой сделки. Единственное, что может освободить его от ответственности, — доказательство того, что лицо не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении.
Разбираемся в новых стандартах бухучета
Как и какими датами отразить корреспонденции счетов в бухгалтерском учете? Правильно ли начислять доходы на 2022 год, 2023-2024 годы в межрасчетный период 31.12.2021 по указанию учредителя?
От НДС освобождаются услуги общепита в ресторанах, кафе, закусочных, столовых и т.д., а также при выездном обслуживании.
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации.
Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.
В случае, когда акционер АО либо единственный участник ООО выполняет функции исполнительного органа единолично.
Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть
Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.
Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.
Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).
Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Международные сделки, в которых участвует автономное учреждение, обычно имеют крупные размеры и требуют серьезных финансовых вложений. Размеры таких сделок могут достигать многих миллионов долларов США.
Для успешного заключения международных сделок автономное учреждение использует различные стратегии. Одна из них — партнерство с международными компаниями. Учреждение и компания могут вместе осуществлять проекты или предоставлять услуги, что позволяет им обмениваться опытом и ресурсами.
Страна | Сумма сделки (в миллионах долларов США) |
---|---|
США | 50 |
Китай | 40 |
Германия | 35 |
Япония | 30 |
Преимущества международных сделок для автономного учреждения очевидны. Это позволяет учреждению получить доступ к новым рынкам, расширить свою клиентскую базу и увеличить свой доход.
Однако, международные сделки также могут представлять определенные риски. Например, изменение политической ситуации в стране-партнере или изменение валютных курсов могут негативно сказаться на успехе сделки.
С необходимостью также приходится сталкиваться с различными юридическими и культурными особенностями разных стран, что повышает сложность проведения международных сделок.
Для автономных учреждений важно учитывать размер крупной сделки, который определяет максимальную сумму денежных средств, которую они могут использовать при проведении финансовых операций.
В 2024 году размер крупной сделки для автономного учреждения может быть установлен в соответствии с требованиями правительства и регуляторных органов. Это позволяет предотвратить возможные риски и обеспечить финансовую устойчивость учреждения.
Размер крупной сделки может варьироваться в зависимости от типа учреждения и его финансовых потребностей. Например, для банков и инвестиционных компаний размер крупной сделки может быть значительно выше, чем для малых предприятий или государственных организаций.
При проведении финансовых сделок автономное учреждение должно учитывать финансовые риски, связанные с такими операциями, и стратегически планировать свою деятельность, чтобы обеспечить максимальную эффективность и безопасность использования средств.
Доступные методы проверки финансовой состоятельности партнеров
1. Анализ финансовой отчетности
Первым и наиболее распространенным методом проверки финансовой состоятельности партнеров является анализ их финансовой отчетности. Данный метод позволяет оценить финансовое положение и финансовую устойчивость компании на основе ее финансовых показателей, таких как выручка, прибыль, активы, обязательства и др. Для анализа финансовой отчетности можно использовать различные методы и показатели, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и т.д.
2. Оценка кредитного рейтинга
Другим методом проверки финансовой состоятельности партнеров является оценка их кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг является оценкой кредитоспособности и финансовой устойчивости компании, которую выставляют специализированные кредитные организации и агентства. Оценка кредитного рейтинга основывается на различных факторах, таких как финансовая отчетность, бизнес-модель, рыночная позиция и др. Оценка кредитного рейтинга партнера может быть полезной при принятии решения о заключении крупной сделки.
3. Проверка кредитной истории
Также стоит учесть проверку кредитной истории партнера. Проверка кредитной истории позволяет оценить платежеспособность и платежную дисциплину компании. Для проверки кредитной истории можно обратиться к специализированным кредитным бюро, где хранятся записи о финансовых операциях и задолженностях компании. Это позволит получить информацию о прошлых и текущих кредитах, просрочках платежей и др.
4. Анализ рыночной позиции
Дополнительным методом проверки финансовой состоятельности партнеров может быть анализ их рыночной позиции. Рыночная позиция компании оценивается на основе таких факторов, как доля рынка, конкурентное преимущество, инновационность и др. Анализ рыночной позиции может помочь определить стабильность и перспективы развития партнера, что важно при заключении долгосрочных и крупных сделок.
Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с
Отметим, что с 01.01.2022 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2022 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).
Является ли данная сделка крупной для бюджетного учреждения
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Об определении балансовой стоимости активов при расчете размера крупной сделки бюджетного учреждения
Таким образом, в балансовую стоимость активов, используемую при расчете размера крупной сделки, не входит остаточная стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения.
Для расчета контрольного показателя при определении минимальной цены крупной сделки бюджетного учреждения используются показатели Баланса (ф. 0503730). При этом показатель балансовой стоимости активов бюджетного учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, расчеты по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе расчеты с учредителем).
Что включает в себя справка?
Рассмотрим детально, как должна выглядеть справка для ООО. Определенной формы еще не существует, но рекомендуем вам придерживаться таких правил:
- документ должен быть напечатан на фирменном бланке, либо же просто на листе вы указываете информацию о своей компании. После этого указывается место, куда вы планируете передавать этот документ;
- затем вы обязательно должны написать, что справка подтверждает собой, что сделка не является крупной. Укажите номер сделки и напишите закон, в соответствии с которым она такой не является;
- также вы должны уделить внимание таким моментам, как: дата проведения сделки, ее номер и предмет. Старайтесь указывать все эти детали;
- на справке должна стоять точная дата ее составления, подпись руководителя, главного бухгалтера и поставьте печать ООО.
Кроме этого, учтите, что для проведения крупных сделок необходимо получить специальное разрешение от руководителей или же учредителей ООО, также возможно получение соглашения от совета директоров. Эти детали должны быть указаны в уставе общества. В том случае, если вы не выполнили это условие, то сделка может считаться недействительной. Такие требования не разглашаются, но мы рекомендуем вам их выполнять, чтобы не сталкиваться с неприятностями.
Крупные сделки бюджетных и автономных учреждений (Зернова И
Для автономных учреждений установлен несколько иной порядок предварительного согласования совершения крупных сделок.
Как было указано выше, крупная сделка должна совершаться автономным учреждением с предварительного одобрения высшего коллегиального органа управления — наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Наблюдательный совет автономного учреждения создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одной трети от общего числа членов такого совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 174-ФЗ).
Таким образом, до совершения сделки руководитель учреждения должен обратиться в наблюдательный совет, к исключительной компетенции которого в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ относится рассмотрение предложения о совершении крупной сделки.
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом последнего не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Заседание наблюдательного совета будет являться правомочным, если все его члены извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается.
Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ решение об одобрении (или неодобрении) крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов его членов.
Последствия совершения крупной сделки с нарушением установленных правил
Крупная сделка, совершенная бюджетным учреждением без предварительного согласования с учредителем в установленном порядке, может быть признана судом недействительной по иску БУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия на совершение сделки со стороны учредителя (абз. 3 ч. 13 ст. 9.2 Закона об НКО).
Негативный характер этих последствий может касаться прежде всего контрагентов БУ, которые заключат с ним договор поставки, купли-продажи, подряда или возмездного оказания услуг, не убедившись в том, что данная сделка не является для учреждения крупной, или в том, что крупная сделка согласована с учредителем учреждения. Например, в конце 2012 года ФГБУ из Приморского края купило у ООО «N» бульдозер стоимостью 13,1 млн руб. Поставщик предоставил учреждению технику, но учреждение ее не оплатило, что и заставило поставщика обратиться в суд за взысканием этой суммы и пени. В свою очередь, учреждение обратилось в суд с встречным иском — о признании сделки недействительной, так как она, будучи крупной, была совершена без предварительного согласования с учредителем (Министерство природных ресурсов и экологии РФ). Суд установил, что стоимость сделки составляла 35% балансовой стоимости активов учреждения, и на этом основании признал сделку недействительной . При этом суд указал, что поставщик не мог не знать о требованиях Закона, касающихся ограничения правомочий учреждения по совершению крупных сделок и порядка их совершения, поскольку сведения о финансовом положении учреждения на 2012 год, в том числе о его финансовых активах, были размещены на сайте учреждения и являлись общедоступными, а, принимая во внимание данные обстоятельства и значительную стоимость цены спорной сделки, поставщик, заботясь о собственных правах, мог установить, что заключаемый договор крупный и учреждение не получило согласие на его заключение от учредителя.
Постановление ФАС ДВО от 03.04.2014 N Ф03-1113/2014 по делу N А51-33812/2012.
К сведению. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Руководитель БУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки без предварительного согласования с учредителем в установленном порядке, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (абз. 3 ч. 13 ст. 9.2 Закона об НКО). В соответствии с гражданским законодательством под убытками понимаются: 1) расходы, которые учреждение произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; 2) утрата или повреждение имущества учреждения (реальный ущерб); 3) неполученные доходы, которые учреждение получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода); причем если руководитель учреждения получил вследствие этого доходы, то учреждение вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Стратегии успешного заключения крупной сделки для автономных учреждений
Автономные учреждения, будучи независимыми организациями, располагают некоторой свободой в принятии решений, однако заключение крупных сделок требует особого внимания и стратегического подхода. Ниже представлены ключевые стратегии, которые помогут в успешной реализации крупной сделки.
1. Анализ и изучение рынка. Перед заключением крупной сделки необходимо провести детальный анализ рынка, изучить основных конкурентов и их предложения, а также определить потенциальные возможности и риски. Подходящая стратегия зависит от специфики предлагаемых услуг или товаров, поэтому глубокое понимание рыночной ситуации является неотъемлемой частью успешного заключения крупной сделки.
2. Установление партнерских отношений. Для заключения крупной сделки может потребоваться партнерство с другими организациями или учреждениями. Поиск подходящих партнеров, их оценка и установление доверительных отношений являются важными этапами в процессе заключения сделки. Взаимовыгодные партнерские отношения могут привести к увеличению шансов на успешное сотрудничество и заключение крупной сделки.
3. Комплексный подход. Заключение крупной сделки требует комплексного подхода, который включает в себя анализ рисков, финансовое планирование, прогнозирование результатов и оценку потенциальной выгоды. Необходимо провести детальное планирование и оценку всех аспектов сделки, чтобы минимизировать риски и максимизировать выгоду для автономного учреждения.
4. Надежная команда. Для успешного заключения крупной сделки необходима надежная и компетентная команда, включающая профессионалов в области маркетинга, финансов, юриспруденции и управления проектами. Команда должна быть способна эффективно работать вместе, принимать решения в сложных ситуациях и обеспечивать успешную реализацию сделки.
Есть ли перечень видов договоров, которые могут относиться к крупным сделкам?
Нет, такого перечня нет. Крупной можно признать практически любую сделку, если она соответствует этим критериям. Распространенные примеры — договоры поставки, купли-продажи, аренды, займа, приобретения определенного количества акций, кредитный договор. В перечисленных случаях приобретение и отчуждение по сделкам прямое. Но оно может быть и косвенным. Например, по договорам залога и поручительства. Дело в том, что при заключении таких договоров отчуждение имущества произойдет, только если обязанное лицо не исполнит обязательство, которое ими обеспечено (например, кредит).
Трудовые договоры можно признать крупными в части выплаты «золотых парашютов» при увольнении либо иных выплат в других обстоятельствах (подп. 1 п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28).