Изначально судами назывались и весельные лодки, и большие пароходы для речных круизов. Постепенно для удобства законодатели решили разграничивать плавательные средства. Так появилась довольно обширная группа маломерных судов. Чтобы не путаться в понятиях, если конкретное определение. Согласно N 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года, маломерное судно – это плавательное средство не более 20 метров в длину и рассчитанное на перевозку не более 12 человек. Под приведенное определение подпадают много видов водного транспорта для разнообразных частных нужд. Для удобства их также разделили на категории. Надзорный орган для владельцев «маломерок» – ГИМС, Государственная инспекция маломерных судов. Она является подразделением МЧС России. ГИМС следит, чтобы все плавательные средства были учтены и классифицированы, находились в исправном техническом состоянии, использовались по назначению и с соблюдением норм безопасности.
Ещё один важный момент — постановка судна на учёт. Этим занимается специальная организация — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России).
Инспекция определяет, исправно ли судно, безопасно ли на нём передвигаться и соблюдается ли порядок нахождения на воде.
Определить, нужно ли регистрировать судно, довольно просто. Итак, если его масса вместе с навесным оборудованием менее 200 кг, а мощность мотора не превышает 8 кВт (9.9 лошадиных сил) то постановка на учёт не нужна.
Процедура постановки на учёт — обязательная, иначе владельцу судна грозит штраф. Избежать регистрации можно только одним способом — выбрать судно, которое точно не придётся регистрировать, то есть, легче чем 200 кг и мотором мощность меньше 9,9 лошадиных сил.
В 2021 году поставить судно на учёт можно только лично, при обращении в ГИМС. Для этого нужно заполнить заявление, предоставить паспорт, судовой билет и заплатить госпошлину. В марте 2022 года появится аналогичная возможность регистрации удалённо, через Госуслуги. Теперь, когда известно, что такое маломерное судно и какие из них нужно регистрировать, будет легче определиться с выбором. Если нет желания заниматься документами — можно взять судно поменьше. Если готовы к постановке на учёт и оформлению бумаг, то можно выбрать варианты гораздо интереснее.
Размеры маломерных судов
Маломерные суда могут иметь различные размеры в зависимости от их типа и назначения. Представленные ниже размеры являются примерами и могут варьироваться в зависимости от конкретной модели и производителя:
— Яхты. Яхты могут иметь размеры от небольших, длиной около 7-10 метров (23-33 футов), до крупных яхт, которые превосходят 30 метров (100 футов) и даже более.
— Катера. Катера, как правило, имеют длину от 5 до 15 метров (16-50 футов), хотя могут существовать модели и большие размеры.
— Лодки. Лодки могут быть очень разнообразными по размерам. Они могут иметь длину от нескольких метров до 15-20 метров, в зависимости от типа и назначения.
— Парусные суда. Парусные суда могут быть малыми, с длиной примерно от 4 до 8 метров (13-26 футов), и большими, как например, шхуны или трансатлантические гоночные яхты, которые могут превышать 30 метров (100 футов) в длину.
— Гидроциклы. Гидроциклы обычно имеют размеры от 2 до 4 метров (6-13 футов) в длину, хотя встречаются и модели с большими размерами.
— Каяки и каноэ. Каяки и каноэ могут быть относительно компактными, с длиной около 2-4 метров (6-13 футов), что удобно для одного или двух человек, но также существуют и более крупные модели для большего количества пассажиров.
Размеры маломерных судов могут существенно варьироваться, и важно учитывать конкретные характеристики и требования судна при выборе и использовании его в соответствующей среде и условиях плавания.
Главные изменения 2024 года
Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
Но владельцы по-прежнему будут получать на руки бумажный судовой билет маломерного судна. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4.
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Какие бывают маломерные суда?
Сначала давайте определимся с основным понятием и ответим на вопрос – что такое маломерное судно. Федеральный закон №36 определяет эту формулировку так. Это водное транспортное средство длиной не более 20 метров и вместительностью до 12 пассажиров вместе со снаряжением.
Под понятие маломерного судна подходят следующие плавательные средства:
Моторная лодка – водное транспортное средство с подвесным мотором. Выделяют транспортные, туристические и разъездные лодки, которые отличаются грузоподъемностью;
Катер – основное отличие от лодки — наличие мощного стационарного мотора;
Гребная лодка – малое судно без мотора, но оснащенное веслами;
Байдарка или каяк – легкая длинная лодка. Чаще используется в спортивных соревнованиях или туристических походах. Для управления необходимо двухлопастное весло;
Парусник – плавательное средство, которое приходит в движение благодаря парусам и энергии ветра. Разновидности могут сильно отличаться по своим габаритам;
Гидроциклы/скутеры – скоростные и маневренные плавсредства со стационарным мотором. В длину до 3х метров, максимальная скорость – до 200 км/ч, грузоподъемность – до 300 кг;
Надувная лодка – резиновое судно, оснащенное либо веслами, либо мотором. Отличается легкостью и удобством в эксплуатации;
Катамаран – двукорпусное малое судно, оснащенное ферменным или палубным мостом посередине. В зависимости от разновидности, могут значительно отличаться по габаритам.
Обязательные меры безопасности
При эксплуатации маломерных судов важно соблюдать обязательные меры безопасности, чтобы предотвратить возможные столкновения, пожары и несчастные случаи на воде. В 2024 году вступят в силу новые требования, которые касаются следующих аспектов:
1.
Использование спасательных жилетов
– все пассажиры и члены экипажа должны быть оснащены спасательными жилетами с сигнальными элементами. Они должны быть доступны в надежно закрепленном месте и соответствовать нормам безопасности.
2.
Установка пробки на кокпите
– все маломерные суда должны быть оборудованы пробкой на кокпите. Это предотвратит затопление судна в случае проникновения большого количества воды.
3.
Проверка состояния электрооборудования
– владельцы маломерных судов должны регулярно проверять состояние электрооборудования и убедиться, что все системы работают должным образом. Это позволит избежать пожаров и коротких замыканий.
4.
Ограничение скорости
– во избежание опасных ситуаций и столкновений, маломерные суда должны соблюдать ограничение скорости, установленное в соответствующих водных зонах.
Соблюдение этих мер безопасности позволит уменьшить риски и обеспечить безопасную эксплуатацию маломерных судов.
Общие требования к управлению
При управлении маломерным судном необходимо соблюдать ряд общих требований, которые гарантируют безопасность и эффективность плавания:
Водитель должен обладать достаточными навыками и знаниями в области управления судном, а также иметь действующее свидетельство на право управления маломерным судном.
Все действия водителя должны соответствовать правилам дорожного движения на водных объектах, установленным регулирующими органами.
Водитель должен постоянно следить за состоянием судна, выполнять его техническое обслуживание и не допускать нарушения работоспособности судна.
При управлении судном необходимо соблюдать скоростной режим и не превышать установленные ограничения.
Водитель обязан не допускать нарушений правил безопасности на воде, поддерживать безопасную дистанцию с другими судами и предупреждать их о своих маневрах.
При управлении маломерным судном, особенно в ночное время или в условиях сниженной видимости, необходимо иметь при себе необходимое оборудование для обеспечения безопасности и своевременной реакции на возможные аварийные ситуации.
Какие суда регистрируются в ГИМС в 2024 году?
В 2024 году в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) регистрируются различные маломерные суда, включая:
Моторные и парусные яхты
Катамараны и каяки
Лодки и каноэ
Гидроциклы и водные мотоциклы
Плавучие дома и суда для отдыха
Регистрация в ГИМС обязательна для всех маломерных судов, которые будут использоваться в качестве средств водного транспорта на внутренних водных путях Российской Федерации.
При регистрации судна в ГИМС необходимо предоставить следующие документы:
Заявление на регистрацию судна
Технический паспорт или свидетельство о соответствии судна требованиям безопасности
Документы, подтверждающие право собственности на судно или право пользования им
Документы, удостоверяющие личность заявителя
Копию договора купли-продажи (при наличии)
После принятия всех необходимых документов и прохождения проверки соответствия судна безопасности и требованиям закона, судно будет зарегистрировано в ГИМС и получит регистрационные документы, которые должны быть всегда на борту судна во время его эксплуатации.
Условия регистрации маломерных судов в ГИМС:
Для регистрации маломерных судов в ГИМС в 2024 году необходимо соблюдать следующие условия:
Судно должно иметь длину не менее 3 метров и не более 24 метров.
Судно должно быть предназначено для спортивных, туристических или развлекательных целей.
Судно должно быть способно к самостоятельному передвижению по воде при помощи собственного двигателя или парусов.
Судно должно быть зарегистрировано на физическое или юридическое лицо с гражданством Российской Федерации или на иностранного гражданина или лицо без гражданства, имеющего разрешение на проживание в Российской Федерации.
Судно должно соответствовать требованиям безопасности, установленным ГИМС.
Судно должно быть зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При регистрации маломерного судна в ГИМС необходимо предоставить соответствующий пакет документов, включающий в себя заявление, копию документа, удостоверяющего личность или юридическое лицо, документы, подтверждающие владение и право пользования судном, а также другие необходимые документы в зависимости от особенностей каждого конкретного случая.
Документы, необходимые для регистрации в ГИМС:
Заявление на регистрацию судна;
Документ, удостоверяющий право собственности на судно;
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность собственника;
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, если собственником судна является юридическое лицо;
Свидетельство о праве собственности на судно, если собственником судна является гражданин другого государства;
Документ, удостоверяющий полномочия представителя собственника;
Документы, подтверждающие техническую готовность судна к эксплуатации;
Документы о судовой компании, если судно является частью судового парка;
Документы о страховке судна;
Документы о выплате таможенных пошлин и налогов по импортированному судну;
Прочие документы, указанные в законодательстве.
Маломерное судно: основные понятия
Маломерные суда являются одной из категорий судов, которые используются для различных морских, речных и озерных перевозок. Основным отличием маломерных судов от больших, океанских судов является их меньший размер и специализация на выполнении определенных операций.
Маломерные суда могут иметь длину от нескольких метров до нескольких десятков метров, их грузоподъемность обычно составляет несколько тонн. Используются для транспортировки грузов, пассажиров, выполнения различных видов работ на воде.
Также существуют разные типы маломерных судов:
Лодки – небольшие суда, оснащенные мотором или с помощью весел передвигаемые рычагами.
Катамараны – суда с двумя параллельными корпусами, что обеспечивает им высокую устойчивость.
Плоскодонные суда – суда с плоской днищевой поверхностью, предназначенные для плавания по мелководным рекам и каналам.
Катера – быстроходные маломерные суда с двигателем.
К маломерным судам также предъявляются определенные требования:
Судно должно соответствовать техническим требованиям, установленным международными и национальными правилами.
Привод судна должен быть надежным и обеспечивать оптимальную работу.
Судно должно иметь необходимое оборудование для выполнения своих функций и обеспечения безопасности на борту.
Судно и его оборудование должны регулярно проходить техническое обслуживание и проверку.
Маломерные суда играют важную роль в различных сферах: от рыболовства и туризма до выполнения строительных и спасательных работ. Их универсальность и маневренность позволяют использовать их в различных условиях и на разных водных путях.
Безопасность на маломерных судах
Маломерные суда, также известные под названием катеров или лодок, представляют собой суда небольшого размера, которые обычно используются для рыбалки, отдыха или туризма. Несмотря на свою небольшую величину, маломерные суда так же должны соответствовать определенным требованиям безопасности.
Соблюдение правил плавания: Владельцы маломерных судов должны быть знакомы с правилами и инструкциями по безопасности на воде. Это включает в себя знание правил движения на воде, особенности плавания в конкретной области, а также когда и как использовать сигнальные флаги.
Наличие спасательного снаряжения: На маломерных судах должно быть достаточное количество спасательных жилетов, соответствующих размеру и весу пассажиров. Также рекомендуется иметь на борту сигнальные ракеты, розжигатель, аптечку первой помощи и другое необходимое оборудование, которое может способствовать безопасности на воде.
Осмотр и техническое состояние: Перед каждым выходом на воду необходимо проверить техническое состояние маломерного судна. Это включает проверку работоспособности двигателя, электрических систем, топливных баков и наличие необходимой навигационной и световой сигнализации.
Учет погодных условий: Погодные условия могут сильно повлиять на безопасность плавания на маломерных судах. Перед отправлением на воду необходимо учитывать предстоящую погоду, включая прогноз ветра, волнения и температуру воды. В случае неблагоприятных условий, лучше отложить выход на воду или выбрать более безопасное место для плавания.
Обучение и опыт: Важно, чтобы владельцы маломерных судов имели определенный уровень обучения и опыта. Знание основных навигационных навыков, умение работать с оборудованием и понимание морских правил и законов являются важными компонентами безопасного плавания.
Необходимо помнить, что безопасность на маломерных судах — это ответственность каждого владельца и пассажира. Соблюдение правил безопасности и тщательная подготовка перед каждым выходом на воду помогут избежать возможных аварий и несчастных случаев. Оставайтесь в безопасности и наслаждайтесь удовольствием от плавания на маломерных судах!
VIDEO
Судостроение и эксплуатация маломерных судов
Маломерное судно – это тип водного транспортного средства, которое имеет небольшие размеры и предназначено для использования на внутренних водных путях, в прибрежных зонах или озерах. В отличие от крупных судов, маломерные суда имеют более ограниченный функционал и могут использоваться как для рыбалки и охоты, так и для отдыха и морских прогулок.
Судостроение маломерных судов имеет свои особенности. Во-первых, маломерные суда должны быть легкими и компактными для удобства транспортировки и хранения. Они обычно изготавливаются из алюминия, дерева или пластика, чтобы обеспечить оптимальное соотношение между весом и прочностью.
Кроме того, маломерные суда должны соответствовать определенным требованиям безопасности. Они должны быть оборудованы плавучестью, чтобы предотвратить их затопление при попадании воды на борт. Также они должны иметь надежные системы навигации, освещения и сигнализации, чтобы обеспечить безопасность на воде.
При эксплуатации маломерных судов также следует соблюдать определенные правила. Во-первых, необходимо иметь права на управление маломерным судном. Также важно соблюдать ограничения по максимальной скорости, особенно в охраняемых районах или рядом с пляжами. Другим важным аспектом является знание правил общения на воде и умение предотвращать аварии.
Маломерные суда также могут использоваться для коммерческих целей, например, для доставки грузов или проведения экскурсий. В этом случае требования к судостроению и эксплуатации могут быть более жесткими, так как судно должно быть не только безопасным, но и эффективным в использовании.
В целом, судостроение и эксплуатация маломерных судов представляет собой важную отрасль транспортной индустрии. Она позволяет людям наслаждаться водными прогулками, заниматься активными видами отдыха, а также развивать морской туризм и рыболовство.
Бортовой номер маломерного судна
Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.
Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.
При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.
Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.
В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.
Похожие записи: