Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «II. Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наиболее полная информация о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, содержится в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975).
В соответствии с пунктом 8 Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90 (далее – Требования № 90) площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания.
Согласно пункту 6.10 Свода правил СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97» (утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. № 849) гаражи для автомобилей могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к садовому, дачному дому и хозяйственным постройкам.
Включение/не включение площади автостоянки или гаража в площадь жилого дома зависит от их взаимного расположения и конструктивного решения (с учетом соблюдения требований законодательства к их организации и строительству):
если гараж (автостоянка) расположен внутри здания (встроенный) – его площадь не исключается из площади этажа здания и, соответственно, из площади самого здания;
если гараж (автостоянка) является пристроенным к зданию – решение о включении его площади в площадь здания зависит от характера блокирования построек (является блок гаража автономным или нет). Если блок гаража не является автономным (не может эксплуатироваться независимо от жилого дома) такой «блок» является частью здания и, следовательно, его площадь не исключается из площади здания. Если блок гаража является автономным (то есть может эксплуатироваться независимо от жилого дома) такой «блок» не является частью здания и, следовательно, его площадь исключается из площади здания (в данном случае такой «блок гаража» рассматривается в качестве самостоятельного здания/сооружения);
если гараж (автостоянка) является отдельно стоящим зданием/сооружением, то такой гараж является самостоятельным объектом кадастрового учета.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Учитывая изложенное, в случае если сведения об объекте недвижимости содержатся в ЕГРН, в том числе как о ранее учтенном объекте недвижимости, представление технического плана для государственной регистрации прав на такой объект недвижимости не требуется.
В этой связи в рассматриваемом случае государственная регистрация права собственности на жилой дом может быть осуществлена на основании правоустанавливающего документа на земельный участок.
«Относительно государственного кадастрового учета части объекта недвижимости»
Документы-основания для подготовки технического плана здания предусмотрены статьями 24, 40, 70, 71 Закона № 218-ФЗ, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 (далее – Требования).
В частности согласно пункту 20 Требований в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости — органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 14, части 3 статьи 40 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета всех помещений осуществляется по заявлению собственника здания (сооружения), если право собственности на здание зарегистрировано, к которому прилагается технический план здания, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета всех помещений сведения.
Вопрос подтверждения органу регистрации прав факта отсутствия необходимых для выполнения кадастровых работ и подготовки технического плана документов законодательством Российской Федерации не урегулирован.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, при отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Индивидуализация недвижимого имущества как объекта сделки для целей государственной регистрации осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (что является не только описанием таких объектов, но и подтверждением факта существования предмета сделки).
Отдельные конструктивные элементы здания (фундаменты, стены и перегородки, перекрытия, кровли (крыши), полы, проемы, отделка, внутреннее сантехническое и электротехническое оборудование) действующим законодательством не отнесены к объектам недвижимого имущества, вследствие чего такие объекты в силу Закона № 218-ФЗ не подлежат и кадастровому учету. Вещные (и иные) права на них также не подлежат и государственной регистрации в соответствии с Законом № 218-ФЗ, поскольку в силу пункта 4 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.
Учитывая положения части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, пункта 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», части недвижимого имущества – обособленные и/или изолированные помещения в зданиях, сооружениях – могут быть объектом аренды, если, как следует из статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, они являются индивидуально-определенными вещами.
Если предметом договора аренды будет являться не поставленная на кадастровый учет часть поставленного на кадастровый учет помещения, то необходимо одновременное осуществление государственного кадастрового учета такой части и государственной регистрации ее аренды. При этом для осуществления кадастрового учета части помещения необходима подготовка технического плана помещения, содержащего сведения об образуемой части.
Если сведения о части помещения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация ограничения осуществляется без государственного кадастрового учета. В таком случае, принимая во внимание часть 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, с заявлением в орган регистрации прав вправе обратиться:
правообладатель объекта недвижимости и (или) лицо, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, – при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ;
стороны договора — при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ.
Как представляется, в случае изменения конфигурации и площади части помещения речь должна идти об образовании новой части помещения, сведения о которой, в том числе ее обозначение, должны указываться в техническом плане в соответствии с пунктом 45 Требований. При этом ранее сформированная и учтенная в Едином государственном реестре недвижимости часть объекта недвижимости должна быть снята с кадастрового учета в связи с изменением предмета аренды (одновременно с государственной регистрацией дополнительного соглашения к договору аренды или государственной регистрацией нового договора аренды и прекращения (расторжения) прежнего).
В силу части 3 статьи 14 Закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 названной статьи.
Поскольку договор аренды (если его срок более одного года) подлежит государственной регистрации, учет части объекта недвижимости и государственная регистрация аренды будут осуществляться одновременно. Исходя из пункта 46 Требований, включение в состав приложения технического плана копии договора аренды в рассматриваемом случае не требуется.
Как следует из пункта 8 Требований к подготовке декларации, декларация об объекте недвижимости в форме бумажного документа должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего декларацию; оттиском печати соответствующего юридического лица (при наличии печати) или органа государственной власти, органа местного самоуправления заверяется подпись лица, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, или подписью представителя соответствующего органа.
Виды кадастровых работ в отношении земельных участков
Основная цель проведения кадастровых работ – это необходимость внесения новой записи в Росреестр по конкретному земельному наделу для отображения всех сведений по нему. По итогу такой деятельности составляется кадастровый план, который подлежит постановлению на учет в Государственном кадастре.
После выполнения всех работ и внесения в реестры всех необходимых данных у гражданина, который инициировал кадастровые работы в отношении земельных участков, появляется возможность оформить на себя право владения.
В паспорте должна присутствовать такая информация:
- схема-чертеж участка;
- кадастровый номер надела;
- точная площадь земли;
- адрес участка;
- категория земли, разрешенные виды использования;
- цена после кадастровой оценки;
- дата постановления участка на кадастровый учет;
- соответствие расположения границ с нормами законодательства.
После выдачи кадастрового паспорта владелец земли также получает выписку с такими данными:
- какие существуют обременения на земельном участке или его частях;
- указание точных координат границ участка (поворотных точек);
- точное местоположение линий границ.
Такой паспорт должен отвечать всем критериям, которые на его счет прописаны в законодательстве. Если в этом документе недостаточно необходимой информации, то в регистрации прав собственности может быть отказано.
Если было обнаружено, что в госкадастр внесены неверные данные, то они подлежат уничтожению, после чего проводятся кадастровые работы для получения правдивой информации об участке земли.
В перечень кадастровых работ включаются такие виды деятельности:
- установление всех собственников определенного земельного участка;
- оформление схем размещения надела;
- согласование и исполнение работ по кадастровой или контурной съемке;
- описание контуров надела;
- обоснование с юридической точки зрения права на возникновение новых участков земли;
- уточнение границ участка;
- проведение уточнения координат границ надела;
- межевание и формирование плана межевания.
Если все работы проведены, за земельным участком может быть закреплен кадастровый номер, который записывается в паспорт.
Субъекты, связанные с кадастровым учетом
В осуществлении кадастрового учёта на всех этапах принимают участие:
- Собственники недвижимого имущества и их представители. Именно на основании их заявлений запускается механизм кадастрового учёта. Целями обращения могут быть внесение изменений в существующие данные, постановка на кадастровый учёт или снятие с учёта земельных участков, зданий, помещений, сооружений. Возможно обращение с целью получения информации из ГКН.
- Кадастровые инженеры. Специалисты, квалификация которых позволяет осуществлять кадастровую деятельность. Для получения данной квалификации физические лица, имеющие профильное высшее образование, гражданство РФ и не имеющие непогашенной судимости за умышленное преступление, проходят аттестацию и вступают в профильную саморегулируемую организацию. Записи об аттестованных инженерах делаются в государственном реестре. Эти специалисты обеспечивают сбор необходимой информации, подготовку документов, содержащих сведения для кадастрового учёта.
- СРО в сфере кадастра. Кадастровые инженеры обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций. СРО обеспечивают условия для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, представляют их интересы в отношениях с органами власти, осуществляют контроль за профессиональной деятельностью инженеров.
- Росреестр выполняет функции кадастрового учёта через свои территориальные управления. Именно этот орган исполнительной власти ведёт два информационных ресурса, которые обеспечивают гражданский оборот недвижимости. Информация об объектах недвижимости поставленной на учёт в кадастре идентифицируются кадастровыми номерами.
Взаимодействие перечисленных субъектов правоотношений осуществляется при:
- предоставлении сведений из кадастра;
- постановке на учёт объекта недвижимости;
- дополнении сведений о ранее учтённых участках;
- внесении изменений в существующую информацию в ГКН;
- исправлении различного рода ошибок в сведениях кадастра;
- снятии с учёта;
Какие органы занимаются ведением кадастра?
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.
Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.
Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).
Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Если геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном Правительством РФ порядке геодезические сети специального назначения, то картографическую основу составляют карты, планы, создаваемые в определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений формах и масштабах.
Геодезическая и картографическая основы кадастра создаются и обновляются в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
- описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
- кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
- площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости:
- ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;
- кадастровый номер иного объекта недвижимости, в результате раздела, выдела доли в натуре или другого соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее — преобразование объекта недвижимости) был образован объект недвижимости, если последний был образован в результате преобразования иного объекта недвижимости;
- кадастровый номер иного объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости, если последний являлся объектом недвижимости, из которого образован иной объект недвижимости;
- кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
- кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;
- кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната;
- адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и т.п.);
- сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости;
- сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
- сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
- категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
- разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок;
- назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;
- назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;
- вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
- назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;
- количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);
- материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (далее — почтовый адрес и (или) адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости);
- сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости;
- год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение:
- сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации и сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов.
Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:
- реестр объектов недвижимости;
- кадастровые дела;
- кадастровые карты.
Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
Кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости. Место же осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов, определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета его законному владельцу выдаются документы:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости);
- кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости);
- кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого объекта недвижимости);
- кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев преобразования земельного участка при выделе из него доли в натуре, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям закона к описанию местоположения границ земельных участков.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета также может быть обжаловано в судебном порядке.
Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.
Статья 13. Разделы государственного кадастра недвижимости
1. Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:
1) реестр объектов недвижимости;
2) кадастровые дела;
3) кадастровые карты.
2. Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
3. Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
4. Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее — публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».
Номер документа: | 42 |
Дата принятия: | 04/02/2010 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Регистрация в МинЮсте: | № 16771 от 31/03/2010 |
Начало действия документа: | 20/04/2010 |
Органы эмитенты: | Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 01/01/2017 |
Документ утратил силу с 1 января 2017 года в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 ноября 2016 года №733 |
Существуют специально сформулированные положения, которые строят основу работы рассматриваемого органа. С ними необходимо знакомиться не только сотрудникам данной организации, но и обычным гражданам, чтобы точно понимать специфику работы.
Первое, но очень важное правило заключается в том, что осуществлять его должно специальное управомоченное на это лицо. Это требование – не только прихоть руководителей государственной службы.
Это изложено в законодательстве, а именно, в федеральном законе 221 от 24 июля 2007 года.
Использование труда только квалифицированных сотрудников дает возможность вести реестр правильно и грамотно, а также формировать систематизированные и упорядоченные сведения и базы из них.
Следующее положение заключается в том, что деятельность кадастровой палаты основывается на следующих нормативных актах:
- Конституция;
- Земельный кодекс;
- Гражданский;
- Водный;
- Лесной;
- Жилищный;
- Градостроительный.
Также стоит отметить, что осуществляет ведение реестра определенный орган – федеральная служба кадастра и картографии.
Узнайте из нашей статьи, как определить, стоит ли объект недвижимости на кадастровом учете.
Принципы ведения государственного кадастра недвижимости
Комментарий к статье 4
1. В комментируемой статье сформулированы основные начала ведения государственного кадастра недвижимости. К ним отнесены следующие принципы: — принцип единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации — он выражается в том, что во всех регионах страны (субъектах РФ) государственный кадастр недвижимости ведется с применением единых механизмов и систем; — принцип обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем кадастровых сведений — первое положение, касающееся общедоступности, закреплено дополнительно в п. 8 комментируемой статьи, второе же, в котором говорится о постоянном обновлении кадастровых сведений, отражает ценность государственного кадастра недвижимости как основного источника, содержащего актуальные сведения об объектах недвижимости; — принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, — его наличие объясняется тем, что государственный кадастр недвижимости является не единственным государственным ресурсом. К ним отнесена информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы. Это указано в п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ «Об информации»). При этом согласно ст. 13 указанного Закона государственные информационные системы — это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов. В качестве примера государственного информационного ресурса можно привести государственный лесной реестр, государственный земельный кадастр и т.д.
2. Исходя из приоритета, закрепленного в комментируемой статье, можно сделать вывод о том, что основным источником информации при ведении государственного кадастра недвижимости законодательно признаются бумажные носители. Это, в частности, обосновано тем, что в части 3 подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2007 годы)» (далее — подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости») предусматриваются проведение работ по преобразованию сведений с бумажных носителей в электронный вид, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов бюро технической инвентаризации, органов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной документации. Таким образом, в данной ситуации первичными, конечно, являются именно те сведения, которые изначально содержались на бумажном носителе, а затем были преобразованы в электронный вид. Также не исключена возможность технической или автоматической ошибки при внесении записи. Поэтому в случае возникновения противоречия между информацией, содержащейся на бумажном носителе (первоисточник) и на электронном, приоритетными будут являться именно сведения, указанные на бумажном носителе.
3. В настоящем пункте рассмотрены условия хранения документов, по сути, являющихся теми самыми сведениями на бумажном носителе, приоритет которых установлен в предыдущем пункте. Сроки их хранения оговорены достаточно четко — если речь идет о документах, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, они должны храниться постоянно, за исключением случаев, когда иное было установлено комментируемым Федеральным законом. Кроме того, в комментируемой статье содержится указание в адрес Правительства РФ установить порядок и сроки их хранения органом кадастрового учета, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы. Некоторое противоречие содержится в том, что, с одной стороны, они должны храниться постоянно, на уничтожение и изъятие из них каких- либо частей наложен запрет. Но при этом Правительство РФ должно дополнительно установить иные сроки их хранения. По-видимому, в данной статье речь идет о том сроке, который должен быть установлен для хранения указанных документов в органах кадастрового учета, по истечении которого они подлежат передаче на хранение в государственные архивы.
4. При разработке подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости» за основу был выбран именно тот вариант, когда создание и ведение государственного кадастра недвижимости ведется на федеральном уровне. Поэтому государственный кадастр недвижимости включен в состав единой федеральной информационной системы. В нее наряду с указанным кадастром 7включен Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти государственные информационные ресурсы объединены в виде сведений, содержащихся на электронных носителях. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ «О государственной регистрации») Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. По мнению авторов подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости», вариант ведения государственного кадастра недвижимости на уровне федеральной информационной системы исключает возможность двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.
5. Основанием для внесения информации в государственный кадастр недвижимости сведений являются документы, представленные в орган кадастрового учета. Особый порядок установлен для следующих видов сведений: — сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; — сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти сведения должны вноситься органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, но комментируемая статья предусматривает право Правительства РФ установить иной порядок действия органа кадастрового учета.
6. В соответствии с настоящей статьей сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости по результатам кадастрового учета, не должны изменяться в случае, если: — истек некоторый промежуток времени со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости; — изменены требования к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости; — изменены геодезическая или картографическая основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения.
7. Как уже было сказано ранее, документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хранению (п. 3 комментируемой статьи). Аналогичное положение распространяется также и на кадастровые сведения, которые были изменены в процессе ведения государственного кадастра. Таким образом, законодательно установлено, что в результате ведения кадастра недвижимости можно будет проследить в полном объеме всю «цепочку» изменений, связанных с тем или иным объектом недвижимости.
Необходимость и структура государственного кадастра недвижимости в 2021 году
(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 12.03.2015 N 137, от 31.03.2015 N 188, от 16.06.2015 N 376, от 12.08.2015 N 555, от 24.11.2015 N 878, от 20.01.2016 N 16)
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА
УТВЕРЖДЕН
Приказом
Минэкономразвития России
от 04.02.2010 N 42
1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов: (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 16.06.2015 N 376, от 24.11.2015 N 878)
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, ст. 6419.
. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
1) реестра объектов недвижимости;
2) кадастровых дел;
3) кадастровых карт.
Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.
Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.
3. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
5. Реестр объектов недвижимости состоит из:
1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);
Сноска — Исключена. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.
Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:
об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;
о прохождении Государственной границы Российской Федерации;
о границах между субъектами Российской Федерации;
о границах муниципальных образований;
о границах населенных пунктов;
об особых экономических зонах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
о поверхностных водных объектах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — территории объектов культурного наследия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
о проекте межевания территории; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
о кадастровом делении территории кадастрового округа;
о картографической и геодезической основах кадастра.
7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.
Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.
Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.
Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42
63. В Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок);
2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;
3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Законом о кадастре кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (далее — исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;
5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;
6) номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;
8) разрешенное использование земельного участка;
9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления;
10) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
10.1) учетный номер особой экономической зоны, если земельный участок расположен в границах такой зоны; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
11) сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк)), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);
12) сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);
13) сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
14) условный номер земельного участка, образованного (образуемого) в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
15) отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка; для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
вид, наименование, реквизиты (дата и номер) акта о предоставлении земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такой акт; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
73. В Реестр вносятся следующие общие сведения о здании:
1) вид объекта недвижимости (здание);
2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;
3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;
4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее здание;
5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего здания;
6) кадастровые номера помещений, расположенных в здании; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. Если здание расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;
7.1) номер кадастрового квартала, в котором находится здание; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
8) назначение здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);
8.1) наименование здания (указывается наименование здания при его наличии, например храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
9) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;
10) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
11) материал наружных стен;
12) год ввода в эксплуатацию здания после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
13) сведения о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
реквизиты решений Правительства Российской Федерации, органов охраны объектов культурного наследия о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране, об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
регистрационный номер, вид и наименование этого объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — в отношении здания, являющегося объектом культурного наследия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
76. В Реестр вносятся следующие общие сведения о сооружении:
1) вид объекта недвижимости (сооружение);
2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;
3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;
4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано сооружение;
5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего сооружения;
6) кадастровые номера помещений, расположенных в сооружении; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;
7.1) номер кадастрового квартала(ов), в котором находится сооружение; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
8) назначение сооружения;
8.1) наименование сооружения (указывается наименование сооружения при его наличии, например газопровод «Южный поток»); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
8.2) тип и значение основной характеристики сооружения; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
протяженность в метрах с округлением до 1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра; площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
объем в кубических метрах с округлением до 1 кубического метра; высота в метрах с округлением до 0,1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
9) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
10) год ввода в эксплуатацию сооружения после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
11) сведения о включении сооружения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении сооружения к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.
Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.
Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:
- вид объекта;
- кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
- подробное описание границ объекта;
- его месторасположение;
- площадь объекта.
В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:
- учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
- кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
- кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
- кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
- сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
- сведения об обременении вещных прав;
- другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:
- единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
- общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
- актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
- сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
- хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
- после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.
Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.
Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.
Земельный кадастр РФ, его функции и задачи в 2021 году
- ГКН
- Состав сведений об объекте недвижимости содержащихся в кадастре
- Порядок внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
- Список документов
- Наиболее популярные вопросы и ответы на них по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
- Пример по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
- Заключение
- Образцы заявлений и бланков
- Список законов
В главе 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывается, что систематизация данных об объектах недвижимости является одной из основных задач комплекса. Состав сведений кадастра недвижимости включает:
- Описание объекта.
- Данные о собственнике.
- Местоположение строения.
- Стоимость.
Дополнительно в состав сведений ГКН вносятся:
- Указание того, к какому объекту он привязан.
- Кадастровый номер недвижимости.
- Координаты объекта.
Информация вносится в базу постоянно по стандартной технологии, единой для всей территории государства. Занимается внесением подобных данных Кадастровая палата. Для того чтобы объект был внесен в ГНК необходимо:
- Подать заявку на постановку и снятие с кадастрового учета.
- Определить стоимость имущества в соответствии с кадастром.
- Присвоить учетный номер.
- Произвести учет изменений объекта.
Ввести данные об имуществе в ГНК, при помощи составления кадастровой карты, где отмечаются разграничения по земельным участкам территории.
После проведения всех этих действий объект считается внесенным в государственный кадастр недвижимости.
Принципиальной особенностью базы считается общедоступность информации. Если Федеральным законом не установлен запрет, то запрос можно направить относительно любого участка или здания.
Заявка подается лично или посредством электронного портала государственных услуг.
Гражданка П. подала в свое время заявление на постановку в госкадастр своего жилого помещения. Через некоторое время ею был получен кадастровый паспорт.
Когда дошло дело до совершения сделки с этим объектом выяснилось, что в паспорте не указана стоимость имущества и соответственно, невозможно рассчитать госпошлину, которую необходимо оплатить.
Повторно обратившись в Росреестр с требованием переделать паспорт, П. получила ответ, в котором ей предложили по новой собрать все документы и ждать несколько недель, пока будут внесены изменения. Женщина указала руководству на то, что ошибку допустил сотрудник ведомства. Общего языка найдено не было, и П. вынуждена была подать заявление в суд о нарушении своих прав.
В результате суд принял решение в ее пользу и обязал Росреестр без предоставления документации в течение трех дней внести изменения в документ.
В итоге можно составить несколько тезисов:
- Государственный кадастр недвижимости является единой унифицированной базой, в которую постоянно вносятся данные обо всех имущественных объектах, земельных участках, а также информация о разграничении субъектов Российской Федерации.
- Целями создания данной системы является контроль со стороны исполнительных органов власти и участие всех объектов недвижимости в экономическом обороте страны.
- Не все объекты могут быть внесены в этот реестр. Исключением являются морские и воздушные суда, космические объекты, природные недра и предприятия входящие в общий имущественный комплекс.
- Регистрация осуществляется в стандартном порядке и является единой для всех субъектов Российской Федерации.
- При постановке на учет конкретного объекта потребуется внесение обязательной и дополнительной информации о нем.
- Чтобы получить кадастровый паспорт следует обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением.
- Помимо заявки, потребуется предоставить перечень документации, утвержденный ФЗ. В каждом регионе страны перечень может быть видоизменен в связи с типом недвижимости и областными условиями.
- В процессе постановки на учет, объекту присваивается индивидуальный кадастровый номер.
- Основанием для регистрации являются: появление нового объекта, изменения относительно имущества, окончание срока его службы.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2021 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения).
Минэкономразвития России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. Ранее указанные функции принадлежали Минюсту России. Таким образом, до вступления в силу указанного Приказа Минэкономразвития России действует Приказ Минюста России от 20.02.2021 № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».
В каком виде можно получить сведения из ГКН?
В зависимости от ситуации: покупка дома или его продажа, разрешение споров с соседями по поводу границ участка и т.д., могут понадобиться те или иные данные об объекте. В связи с этим, ГКН предоставляет возможность получить информацию в нескольких видах, каждый из которых отличается объемом данных и их приватностью.
Государственный контроль за проведением землеустройства
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1061 утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства.
Контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.
Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (с 1 марта 2009 г. — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии), а также внеплановых проверок.
Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства, на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.
При проведении контроля могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.
В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.