Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация концертов и гастролей: специфика бизнеса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы хотя бы примерно рассчитать свои расходы и ожидаемую прибыль, нужно подумать, сколько стоит билет, сколько человек ожидается на концерте и уточнить цены по всем вышеперечисленным организационным моментам. Вот некоторые приблизительные цифры.
Старт в концертном бизнесе: как подготовиться
Прежде чем начать, важно создать базу для дальнейшей работы:
- Выбрать нишу. Подумайте, какие мероприятия хотите организовывать: концерты поп-исполнителей, рэп-баттлы, выступления рокеров, рейв-вечеринки и так далее. На старте лучше нишеваться, завоевать региональный рынок, а потом расширять географию или добавлять параллельные сегменты.
- Изучить аудиторию. Для этого можно найти сообщества артистов, работающих в выбранном жанре, и спарсить их аудиторию (собрать информацию о пользователях по заданному алгоритму) с помощью сервисов вроде Церебро Таргет или TargetHunter. А потом посмотреть группы, в которых состоят участники из вашего города или региона. Соберите контакты менеджеров и администраторов сообществ — пригодится, когда соберетесь рекламировать свои мероприятия в соцсетях.
- Наладить контакты. Важно постепенно знакомиться с директорами музыкальных групп, владельцами клубов и других площадок, прокатчиками оборудования. Если есть знакомые в этом кругу — просите представить вас людям из индустрии. Если нет — ходите по мероприятиям, изучайте сообщества в соцсетях, добавляйтесь в друзья, комментируйте посты. Важно быть на виду, запомниться, чтобы в определенный момент выглядеть «своим». С конкретными предложениями пишите на мейл или звоните по указанным на сайтах и в соцсетях номерам.
- Подыскать место для переговоров. Первое время можно проводить встречи в ресторане или коворкинге, особенно если работаете в одиночку. Решите обзавестись постоянной базой — готовьте от 25 000 рублей за закрепленное место в коворкинге или от 60 000 рублей за аренду офиса площадью около 30 м² (в Москве). Цена зависит от района, ремонта, площади и ряда других факторов.
- Нанять помощника. Заниматься концертным бизнесом в одиночку достаточно сложно. Придется одновременно вести переговоры с клиентом, площадкой, спонсорами, заниматься продвижением артиста и работать на концерте. Желательно уже на старте найти ответственного ассистента, который станет вашей «правой рукой». В Москве зарплата такого человека — от 60 000 рублей. Чем больше обязанностей, тем выше оплата.
- Позаботиться об оборудовании. Скорее всего оно будет на площадке, которую вы арендуете, или у артистов. На всякий случай стоит заранее найти пункты проката и держать контакты под рукой, чтобы оперативно заменить технику в случае поломки и спасти выступление. Обычно нужны: звук (акустические системы, DJ-оборудование, коммутация), свет (статичная и динамичная архитектурная подсветка), проекторы и экраны.
Любой удачно организованный концерт – это результат не только грамотных переговоров, но и грамотно проведенной рекламной кампании. Люди в городе должны быть готовы к тому, что к ним придут звезды. Эту задачу можно выполнить с помощью:
- Рекламные ролики и фотосессии. Этот материал понадобится для рекламы в местных СМИ и социальных сетях.
- Пресс-релизы от спортсмена и организаторов мероприятия.
- Рекламные баннеры.
- Целевая страница концерта. Думая о том, как организовать концерт артиста, этому моменту нужно уделить достаточно внимания. Стильный, понятный лендинг (лендинг пейдж) способен привлечь большую часть целевой аудитории.
- Контекстная реклама. Использование Яндекс Директ и Google AdWords с правильными настройками дает хорошие результаты.
Практически ни один концерт не обходится без привлечения спонсоров. Они нужны для финансовой поддержки, помощи в организационных вопросах или для рекламы и продажи билетов. Существуют две основные формы сотрудничества:
- экономически — может быть выгодно, но обычно это делают редко и только с уже известными компаниями. Никто не дает деньги напрямую новичкам.
- В форме бартера — то есть вы размещаете логотип компании или рекламу на афишах, билетах, стенах и на сцене, а спонсор предлагает для этого какую-то помощь. Это может быть распространение информации о концерте, организация пресс-конференции для артистов, организация для них проживания, зала для выступлений, оборудования, полиграфической продукции и т.д.
Не забудьте прорекламировать предстоящий концерт. Особенно важно ориентироваться на аудиторию, которой должны быть интересны выбранные вами исполнители. Распространить информацию о концерте можно следующими способами:
- Распечатать листовки и раздать их в людных местах, оставить в молодежных кафе, учебных заведениях и т.д.
- Расклейте плакаты по всему городу.
- Воспользуйтесь услугами специальных агентств, которые не только помогут продать билеты, но и создадут рекламу.
- Создайте страницу в Интернете или социальных сетях, дайте информацию о концерте на местном форуме.
- Устройте пресс-конференцию и пригласите журналистов.
Как выбрать исполнителя, чтобы организовать его концерт
От артиста зависит успех концерта. На старте кажется, что лучшая стратегия — найти популярного исполнителя. У него большая фанбаза, поэтому не придется переживать, удастся ли собрать полный зал.
Организовывая концерт известного исполнителя, вы, и правда, меньше рискуете — есть статистика по предыдущим выступлениям, реакция на клипы, фан-сообщества в интернете. Можно понять, насколько активно люди идут на его творчество, и спрогнозировать успех мероприятия.
Но часто известный артист = высокие запросы, которые нужно удовлетворять. Если где-то не дотянете до нужного уровня, концерт, конечно, не отменят, но и сотрудничать в дальнейшем не захотят.
Давайте разберемся, как выбрать подходящего исполнителя.
Изучите чарты iTunes, ВКонтакте, Яндекс.Музыки, Genius, Shazam, посмотрите, какие треки популярны в YouTube. Так вы сможете понять, какие артисты и композиции сейчас востребованы. На тех, кто в ТОПе, со старта замахиваться рискованно — можете не потянуть и поставить крест на своей карьере организатора. Начинайте с малоизвестных артистов, а по мере того, как наберетесь опыта, переходите к более крутым.
Не стоит слепо доверять чартам. Важно проанализировать и другие параметры, например, сколько концертов в год дает исполнитель. Если их много, скорее всего, музыкант окупается.
Любой успешно организованный концерт – это результат не только грамотных переговоров, но и качественно проведенной рекламной кампании. Людей в городе нужно подготовить к тому, что к ним приедут звезды. Такую задачу можно выполнить при помощи:
- Промороликов и фотосессий. Эти материалы понадобятся для рекламы в местных СМИ и соцсетях.
- Пресс-релизов исполнителя и организаторов мероприятия.
- Рекламных баннеров.
- Посадочной страницы концерта. Думая над тем, как организовать концерт артиста, этому пункту нужно уделить достаточно внимания. Стильная понятная целевая страница (лендинг) может привлечь немалую часть целевой аудитории.
- Контекстной рекламы. Использование «Яндекс Директ» и Google AdWords при грамотных настройках дает хорошие результаты.
Организация концертов как бизнес: с чего начать, рентабельность
Найдите на официальном сайте исполнителя контакты, свяжитесь с директором группы и спросите:
- Сколько составляет гонорар группы? Обратите внимание, часто цену говорят в долларах. Ориентировочный гонорар группы имеющей ротацию на ТВ и радио может составлять от 70 000 руб. до 1 500 000 руб. за 1 концерт.
- Свободна ли дата, на которую вы планируете мероприятие? Если это одно из ваших первых мероприятий, все переговоры с группой начинайте за менее чем за 3 месяца до концерта.
- Могут ли вам выслать райдеры — бытовой и технический? В райдерах содержатся все требования артистов к условиям проживания-питания и к необходимой звуковой аппаратуре. Обратите внимание, что все перечисленное в райдерах является вашими дополнительными расходами и не входит в гонорар артиста.
- Поиск первых спонсоров (денежных и информационных). Спонсор — компания или частное лицо (реже), которые дают вам денежные средства в обмен на организованную рекламную компанию. Составьте спонсорское письмо с установленными градациями: сколько денег вы хотите получить и сколько рекламы взамен готовы предоставить спонсору? По такому же принципу пишутся и письма информационным спонсорам: просьба размещения информации о событии в обмен на …?
- С первых же денег вносите предоплату артистам и бронируйте даты. Дело в том, что пока вы не внесли предоплату, дата за вами не закреплена и ее может перебить другой город/организатор.
- Внесли предоплату и вам подтвердили дату? Начинайте свою рекламную кампанию и продажу билетов.
- Одновременно с продажей билетов ведите поиск остальных спонсоров. Вам не важно же откуда прийдут деньги на оставшуюся часть гонорара, оплату райдеров, аренду площадки. Кстати, в 90% случаев официального договора между вами и артистом не будет. Рынок шоу-бизнеса в России «черный» и уходит от налогов. А вот с площадкой лучше заключить договор, чтобы не прогадать. и и др.
- Полномасштабная рекламная и промо-кампания. За 2-3 недели до мероприятия с вместимостью до 1 000 чел и за 2 месяца если людей больше начинайте звонить во все колокола. Организуйте много точек продаж билетов, ведите акции и розыгрыши, продвигайтесь в социальных сетях, пускайте рекламу. Люди должны о вас знать и покупать билеты. Более половины билетов обычно покупается ДО мероприятия, а не в день концерта.
- Оплатите вторую часть гонорара, купите билеты, если артист иногородний. Пользуйтесь системами элетронных билетов, тогда их не придется пересылать.
- Концерт. Внимательно следите, чтобы райдеры артиста были выполнены. Серьезные нарушения по райдеру — это повод отказаться от выступления.
- Составьте отчеты спонсорам о размещенной рекламе. Подпишите все документы, необходимые для бухгалтерии. Также заготовьте благодарственные письма для всех спонсоров и партнеров мероприятия. Это норма делового этикета и ее выполнение помогает создать благоприятный имидж начинающему организатору.
Старт в концертном бизнесе: как подготовиться
Прежде чем начать, важно создать базу для дальнейшей работы:
Отдельно стоит упомянуть оборудование для сканирования билетов. Если на площадке его нет, придется арендовать, а это — деньги и необходимость следить за сохранностью. Есть альтернативный вариант — бесплатное приложение Qtickets, используя которое, сможете на входе ограничиться смартфонами. Если продаете не через нас, нужно будет зарегистрироваться, создать мероприятие и загрузить штрих-коды билетов. Переживать о том, что интернет «упадет» или батарея сядет раньше времени, не стоит — приложение экономно потребляет заряд и может работать офлайн. Оно фиксирует, кто, кого и во сколько пустил в зал, что позволяет аргументированно решить вопрос с посетителем, который требует вернуть деньги, т. к. не был на концерте.
С чего начать бизнес по организации концертов?
Несложно догадаться, что организовать концерты известных групп и звезд эстрады с нуля человеку, который решил зарабатывать в шоу-бизнесе, практически нереально, но кто запрещает «раскручивать» музыкальные коллективы и восходящих звезд эстрады, не имеющих громких имен и слишком высокого мнения о себе?
Известно, что организацией проведения концертных программ со звездами музыкального Олимпа занимаются именитые компании и продюсерские центры. Даже если предположить, что вы сможете заинтересовать менеджеров звезд и предложите интересные условия сотрудничества, все равно из этой затеи ничего не выйдет.
В первую очередь это связано с нежеланием руководителей коллективов и эстрадных исполнителей связываться с малоизвестными организаторами, поскольку на кону стоят большие деньги, да и срыв концерта по любым причинам чреват неприятностями.
Инна:
«Это дело очень трудное и сложное. Заниматься им стоит лишь тогда, когда в вашем распоряжении есть либо достаточная сумма для организации концертов за свой счет на первое время, либо есть связи с владельцами клуба и артистами».
Максим:
«Не рекомендую начинать подобный проект без определенной подготовки и хотя бы минимальных знаний музыки. Попробуйте для начала поработать помощником в подобных фирмах и только набравшись опыта, открывайте свою компанию».
Михаил:
«Еще со школьных лет организовывал дискотеки и другие развлекательные мероприятия в городе. Дальше дело пошло проще, так как смог зарегистрироваться официально и работать с различными исполнителями. За это время появилось множество связей с нужными людьми. Теперь бизнес развивается сам по себе. Главное, создать имя и авторитет в определенных кругах».
Прежде чем отправиться на гастроли, коллективу необходимо составить крепкую программу, основой которой будет полноформатный альбом. По словам гитариста группы Blind Ivy Романа Бурлакова, из 10-12 песен слушателю будет проще выбрать несколько полюбившихся композиций, из-за которых он отправится на концерт. На текущий момент запись альбома не требует больших затрат, поскольку многие начинающие коллективы благодаря специальному программному обеспечению организуют этот процесс у себя дома или на репетиционной точке. «Если вы отправитесь в студию, то ее услуги обойдутся вам от 500 рублей до 5 тыс. рублей за один час в зависимости от профессионализма ее сотрудников. В среднем на запись всех инструментов может понадобиться около 30-40 часов. Также прибавьте к этому сведение материала: за одну песню специалист берет от 3 до 5 тыс. рублей», — отмечает вокалист группы Chigurh Денис Шестаков.
Благодаря современным технологиям распространение альбома также не подразумевает серьезных расходов. Чаще всего группы выкладывают пластинку в интернет и рассылают по музыкальным сообществам, чтобы охватить максимальную аудиторию. Основатель продакшн-студии Marik Studio Вячеслав Мартыненко рекомендует после выпуска альбома снять клип: «Видео с интересным визуальным рядом станет второй волной атаки на слушателей. Причем вам необязательно тратиться на профессиональную съемку — сегодня клип можно легко снять на смартфон. Главное, чтобы в ролике присутствовала оригинальная идея, которая сможет зацепить зрителей».
Готовую программу перед туром необходимо показать в своем городе: лучше всего устроить не менее пяти выступлений, которые помогут группе понять свои сильные и слабые стороны, а также проанализировать реакцию публики. «Если вы намерены привлечь как можно больше зрителей, то можете договориться с клубом о бесплатном входе и об аренде в размере 10-15 тысяч рублей. Другой вариант сотрудничества предполагает выпуск билетов, при этом коллектив забирает себе 70% от сборов», — отмечает владелец бара «Сержант Пеппер» Артур Сергеев.
Важным аспектом подготовки к туру является поиск площадок для выступлений. По словам промоутера Андрея Ланского, существует множество способов найти подходящее помещение: «Вы можете обзвонить владельцев клубов, пообщаться с арт-директорами или попытаться договориться с местными организаторами. Чтобы получить согласие, вышлите собеседнику свой альбом, клип и записи концертных выступлений. Вы должны показать себя с лучшей стороны и доказать свою коммерческую привлекательность. Помните, что клубы зовут не «прикольных» или «веселых», а тех, на ком можно заработать».
Другой важной составляющей планирования является логистика: вы должны просчитать, каким образом группа будет перемещаться между городами и какие затраты понадобятся на покупку билетов на поезд или автобус. По словам Бурлакова, идеальным вариантом является наличие собственного автомобиля: в этом случае вы не зависите от расписания транспорта, а ваши расходы ограничиваются приобретением бензина.
Следующий этап подготовки связан с поиском жилья. «В целях экономии вы, конечно, можете ночевать в своей машине, — отмечает Ланской. — Но сегодня можно за 500 рублей остановиться в хостеле или за 2-3 тыс. снять неплохой номер в отеле». Также, по словам промоутера, начинающие группы нередко гостят у своих друзей, что позволяет хотя бы немного сократить расходы.
Дилетанты считают, что на гастролях больше всего денег тратится на алкоголь, но это не так.
Перед отправкой на гастроли Роман Бурлаков рекомендует запустить таргетированную рекламу в соцсетях. По его мнению, так группа повысит шансы на проведение успешных концертов: «Разместите во «ВКонтакте» или Instagram афишу или короткий видеоролик с датами тура. Да, реклама потребует дополнительных расходов, но, поверьте, она обязательно окупится».
По словам Ланского, планированием гастрольного графика обязан заниматься тур-менеджер, однако у начинающих команд нет в распоряжении такого человека, поэтому его функции зачастую берет на себя кто-либо из участников коллектива. Главная задача этого специалиста заключается в том, чтобы оградить музыкантов от всевозможных бытовых проблем и предоставить им лучшие условия для выступления. Обычно тур-менеджер получает за свои услуги фиксированный гонорар либо берет долю из общей выручки. «Этот человек — директор, бухгалтер, охранник, а зачастую и повар в одном лице. Именно на нем держится вся экономика тура», — подчеркивает промоутер.
Любой успешно организованный концерт – это результат не только грамотных переговоров, но и качественно проведенной рекламной кампании. Людей в городе нужно подготовить к тому, что к ним приедут звезды. Такую задачу можно выполнить при помощи:
- Промороликов и фотосессий. Эти материалы понадобятся для рекламы в местных СМИ и соцсетях.
- Пресс-релизов исполнителя и организаторов мероприятия.
- Рекламных баннеров.
- Посадочной страницы концерта. Думая над тем, как организовать концерт артиста, этому пункту нужно уделить достаточно внимания. Стильная понятная целевая страница (лендинг) может привлечь немалую часть целевой аудитории.
- Контекстной рекламы. Использование «Яндекс Директ» и Google AdWords при грамотных настройках дает хорошие результаты.
Важный момент, без которого дальнейшие шаги будут бессмысленны. Необходимо привлечь одного или нескольких спонсоров, которые бесплатно или в обмен на рекламу выделят вам необходимую сумму. Убедить спонсоров нелегко. Особенно, если нужны большие финансовые вложения. Имеет смысл обратиться к нескольким спонсорам. Если вы хотите организовать благотворительный концерт, стоит обратиться в общественные организации и министерство культуры в вашем регионе.
В качестве спонсоров могут выступать коммерческие компании, организации, фонды, частные лица. Важно понимать, что благотворительные концерты предусматривают перечисление вырученных средств в некоммерческие благотворительные фонды. На таких мероприятиях не зарабатывают, но это отличный шанс отточить свои организаторские навыки. Учтите, что далеко не все артисты согласны выступать бесплатно под эгидой благотворительности. Большинство откажется от участия или запросит оплату согласно прайсу. Спонсорам можно продать рекламное размещение в холле, на билетах, на стендах и афишах. Можно дать возможность провести конкурс от имени спонсора, раздавать рекламные флаеры, выделить спонсорские места. Также можно предложить аудиорекламу и видеорекламу на стенде.
Как уже было сказано ранее, чем меньше город, тем быстрее рынок насыщается. Для одних городов будет мало 20 концертов в месяц, а для других 4 уже очень много. Для городов с населением менее 200 000 человек такой вид бизнеса будет крайне сложным. Ваши расходы на организацию концерта могут очень часто не окупаться.
Минимальный размер города для получения хорошей прибыли — 500 000 человек. В него можно приглашать как известных артистов, так и малоизвестных. Вы в любом случае сможете выходить в плюс.
Что касается крупных городов, то организовать концерт в Москве, Санкт-Петербурге или каком-нибудь другом крупном городе крайне дорого, но вероятность того, что вложения окупятся, достаточно высока.
Также, нужно смотреть на культурные ценности населения города и приглашаемого артиста. Они могут не всегда совпадать и тогда в худшем случае концерт будет отменен. Такая ситуация произошла с Егором Кридом, когда его творчество раскритиковал Хабиб Нурмагомедов.
Важнейшая вещь в этом бизнесе — это заполненность зала. Чем меньше людей вы приведете, тем меньше заработаете. Поэтому вам нужно стараться, чтобы их было больше.
Интересным лайфхаком для увеличения посещаемости концерта является не простое проведение концерта, а проведение тусовки, куда вы приглашаете артиста как хедлайнера. В результате вы смешаете сразу две аудитории: одни придут на мероприятие ради исполнителя и его музыки, а другие придут просто так ради вечеринки. Если акцентировать внимание на том, что проводится концерт, то вы отпугнете людей, которые хотели бы просто повеселиться в клубе.
Другой важный момент, если вы облажаетесь и продадите мало билетов, то проблемы у вас на этом не закончатся. Многие артисты не хотят терять репутацию и потребуют от вас заполненного зала, который будет красиво смотреться на фотографиях в Instagram. Вам придется бесплатно раздавать билеты своим друзьям, знакомым или какими-то другими способами искать массовку. Разумеется, некоторым исполнителям плевать на это и они готовы выступать перед 10 своими фанатами.
Все эти вопросы обсуждаются заранее, поэтому если вы хотите самостоятельно организовать концерт, то обязательно обговорите это всё с менеджером артиста.
С чего лучше начинать?
Крайне не рекомендуем начинать свою деятельность с проведения крупных мероприятий. Чем крупнее мероприятие, тем крупнее будут проблемы, которые вам придется решать. Для начала вам нужно организовать концерт в небольшом клубе, посмотреть как всё это работает и постепенно расти.
Плюсом данной деятельности является то, что проблемы маленьких и крупных мероприятий очень похожи, например:
Проблем может быть миллион и поверьте нам, с менее популярным артистом гораздо проще урегулировать все конфликты, чем с известным. При этом суть решения проблемы одна и та же. Поэтому мы рекомендуем вам набивать шишки с начиняющими артистами, а затем переходить к более известным. Когда будут крутиться большие деньги, у вас уже будет достаточно много набитых шишек, чтобы быстро решить появившиеся проблемы, либо вообще не допускать их возникновения.
Также, на старте вашей карьеры мы рекомендуем работать по схеме с оплатой за процент от прибыли. На таких условиях согласятся работать только малоизвестные артисты. Если артист малоизвестный, то вероятность того, что вы заработаете прибыль в маленьком городе крайне мала.
Идеальной точкой старта будет сотрудничество с малоизвестным артистом в крупном городе на условиях с оплатой за процент от продаж.