Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные водительские права: для чего нужны и где действуют». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.
Несколько основных выводов, о которых всегда стоит помнить читателям:
- большинство стран Европы и ближнего зарубежья — члены Венской конвенции о дорожном движении, поэтому в них признаются национальные водительские права, в том числе выданные в России;
- международные права все равно могут потребоваться – для аренды автомобиля или на случай ДТП для получения страховых выплат;
- страны, которые не являются членами Венской конвенции, требуют МВУ даже при движении на собственном автомобиле;
- в любом случае, в какую бы страну вы ни отправлялись на автомобиле, рекомендуем оформить права международного образца и всегда возить их с собой.
Действие международных прав
Поскольку обязательным условием законного управления автомобилем за границей является подписанное соглашение, необходимо разобрать виды таких соглашений.
ВАЖНО !!! На сегодняшний день, правила управления автомобилем закреплены в Венской и Женевской конвенции. Однако далеко не все государства подписали и ратифицировали данные соглашения. Соответственно, они не являются участниками и использование международного удостоверения может быть затруднительно.
Скорее всего, если государство не ратифицировала конвенцию, управление внутри страны разрешено только с соответствующим национальным удостоверением. Такой вариант мало подходит для туристов, потому что вряд ли кто-то захочет специально обучаться этому.
Ключевой особенностью между Женевской и Венской конвенцией является признание того или иного водительского удостоверения. Согласно Венской конвенции, государства участники принимают на своей территории национальные права других стран участников. Данная конвенция вступила в силу еще в 1977 году, а на сегодняшний день ее ратифицировали 78 государств-участников. Поскольку ее признали большинство стран Европы, чаще всего будет достаточно одного только национального удостоверения. Общий перечень стран довольно обширный, поэтому имеет смысл назвать только несколько примеров (Германия, Польша, Португалия, Украина) и огромное количество других.
ВАЖНО !!! Для участников конвенции существует требований, что водительское удостоверение должно соответствовать определенному образцу. В России такие права стали выдавать с 2011 года. Поэтому все водители, получившие права после этой даты имеют право использовать их для управления автомобилем в странах-участниках Венской конвенции. Если права были получены ранее – потребуется международное водительское удостоверение.
Международное водительское удостоверение необходимо для управления автомобилем в странах-участниках Женевской конвенции. Это соглашение было заключено в 1949 году. Его также ратифицировало большое количество стран, но многие позже подписали Венскую конвенцию. С международным водительским удостоверением, Гражданин России имеет право управлять автомобилем в любой стране участнице (кроме Японии).
ВНИМАНИЕ !!! Таким образом, на сегодняшний день управлять автомобилем в большом количестве стран можно только по национальному документу и получение дополнительных международных прав не понадобится. Большинство Европейских стран признают удостоверение РФ, выданное уже по новому образцу. Права старого образца будут признаны только в совокупности с международным документом.
Документы водителя и пассажиров для зарубежной поездки на авто
Всем, кто находится в машине, необходимо иметь при себе пакет документов:
- Загранпаспорт, к которому прилагается полученная в Консульстве, Посольстве или визовом центре виза.
- Медстраховка. Её оформляют при сборе документов, необходимых для получения визы. Застрахованы должны быть все члены вашей группы, включая и детей.
- Подтверждение гостиничной брони или приглашение от резидента страны, к которому вы едете.
- Документы на ребёнка (свидетельство о рождении). Несовершеннолетний член вашей группы должен иметь либо свой заграничный паспорт с визой, либо должен быть вписан в документы одного из родителей. Соответственно, в визе родителя должно быть указано наличие ребёнка. Если в поездку с несовершеннолетним отправился только один родитель, нужно предоставить нотариально заверенное разрешение от второго.
Что должен предъявить водитель транспортного средства
Отдельный пакет документов нужно собрать на транспортное средство, на котором вы будете передвигаться за пределами России. Это:
- Водительское удостоверение. Принимаются документы как старого, так и нового образцов.
- Свидетельство о регистрации вашего авто. Этот документ обязан иметь каждый водитель, находящийся за рулём в Российской Федерации.
- «Зелёная карта» – аналог нашего ОСАГО, действующий за пределами страны. Учтите, что в России предусмотрено два варианта такого документа. Ограниченная версия откроет вам доступ в Молдавию, на Украину и в Беларусь, с расширенной версией вы можете колесить по всей Европе.
Как быть в других странах?
Что касается Женевской конвенции, то страны, подписавшие ее, признают у себя действительными водительские права международного формата.
В случаях, если планируется поездка на территорию того государства, которое не подписало ни один из перечисленных выше документов, тогда для управления транспортным средством потребуется сдать соответствующий экзамен.
Среди подписантов Венской конвенции присутствуют практически все страны Европы. Однако, прежде чем отправляться за границу, необходимо уточнить, действительны ли в том или ином государстве права международного формата. Например, по Украине российские автомобилисты могут передвигаться по национальным правам, а в США или на Кипре потребуются МВУ.
В любом случае, перед поездкой за границу рекомендуется оформить или продлить международное водительское удостоверение.
Признание национального водительского удостоверения
Довольно часто у водителей возникают сомнения по поводу действительной актуальности российского удостоверения в европейских странах. Это связано с тем, что документ составлен на русском языке и никаких пометок для иностранных сотрудников нет.
Данное опасение напрасно, поскольку во всех странах участниках Венской-конвенции установлены единые правила дорожного движения, которые практически не отличаются от российских. Кроме этого, на территории этих стран действуют все российские права, выданные после 2011 года и получение дополнительных документов, не требуется.
ВАЖНО !!! Также можно встретить непонимание со стороны сотрудников государственных структур иностранного государства. Случается, что сотрудники отказываются признавать национальное удостоверение. Если страна является участников конвенции, то такие действия являются нарушением и можно смело настаивать на своем.
Что избежать подобных моментов, можно распечатать конкретные положения на языке страны и в случае чего показывать их сотруднику. В большинстве случаев этого будет достаточно. При больших опасениях можно заняться получением международного водительского удостоверения. На сегодняшний день его выдача и изготовление обойдется в небольшую сумму и не займет много времени.
Стоит помнить, что большие крупные фирмы по автомобильному прокату не предоставляют аренду без оформленного международного водительского удостоверения. Для предотвращения неудобных моментов, рекомендуется заранее уточнить нюансы аренды в тех или иных фирмах. Можно изучить форум путешественников, которые оставляют свои отзывы и рассказывают об опыте получения услуг.
Страны, подписавшие «Венское соглашение»
Где можно ездить с российскими правами? Как уже было сказано выше, на территории Европы. При этом наличие международных прав не будет лишним. Например, если человек захочет взять ТС в аренду. Некоторые компании требуют наличия у шофера «местных» или международных прав для оказания своих услуг.
Вот некоторые страны, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении:
- Багамы.
- Австрия.
- Великобритания.
- Бельгия.
- Болгария.
- Венгрия.
- Дания.
- Израиль.
- Италия.
- Казахстан.
- Испания.
- Киргизия.
- Мексика.
- Марокко.
- Норвегия.
- Литва.
- Куба.
- Монако.
- Мексика.
- Польша.
- Португалия.
- Таиланд.
- Таджикистан.
- Узбекистан.
- Украина.
- Сейшелы.
- Филиппины.
- Хорватия.
- Франция.
- Чехия.
- Эстония.
- ЮАР.
- Чили.
Как уже было подчеркнуто, в странах Европы можно пользоваться российским в/у. Более того, мы выяснили, какие нужны права за границей.
Признание национального водительского удостоверения
Действительно, вопрос о признании национальных водительских права часто возникает перед планируемым путешествием. Ведь в документе вся информация лишь на русском языке. И для иностранных сотрудников нет никаких пометок.
Переживать не стоит. Во во всех странах-участниках Венской конвенции были установлены единые правила дорожного движения. Они идентичны российским. Получать дополнительные документы нет никакой необходимости.
Бывают спорные ситуации, когда сотрудники госструктур зарубежного государства отказываются принимать национальное удостоверение. Однако такие действия должны быть признаны нарушение, настаивайте на своем.
Некоторые граждане, которые путешествуют по Европе, берут с собой распечатанные положения на языке той страны, куда отправляются. И в случае возникающих вопросов предъявляют положение. Часто это срабатывает.
Пошаговая инструкция получения международных водительских прав в 2023 году
Для получения МВУ в 2023 году потребуется выполнить следующие шаги:
- Найдите реквизиты отделения МРЭО, в котором вы будете получать международные водительские права. Можете выбрать ближайшее к вам – прописка в данном случае роли не играет.
- Оплатите госпошлину и получите подтверждающую квитанцию (сделать это можно в самом МРЭО, там же узнать все реквизиты). Ей может быть чек или выписка из банка.
- Отнесите собранные документы в отделение. Вместе с ними необходимо подать заявление. В бумаге должна быть просьба о выдаче МВУ, без каких-либо ошибок или исправлений. Помните, что при себе необходимо иметь фотографию, т. к. не всегда можно сфотографироваться в МРЭО.
- Встаньте в очередь на передачу документов инспектору. В некоторых случаях международные водительские права могут сделать в течение часа, однако при высокой загруженности отделения на это рассчитывать не стоит. Максимальный срок изготовления – 15 дней.
Варианты водительского удостоверения
В РФ можно получить водительские удостоверения двух видов:
- Национальные, выдаваемые гос.органом (структурное подразделение МВД РФ) и дающие право управлять транспортом по открытой категории в пределах РФ, а также в ряде стран за пределами РФ;
- Международные. Имеют вид блокнота формата А6.
Данные права дают право управлять транспортом по открытой категории во всех странах ратифицировавших хотя бы одну из международных конвенций (Венскую, Женевскую).
Международные права на сегодняшний день являются дополнение к основному национальному. Сам же документ содержит исчерпывающую информацию о водителе.
Чтобы права международного образца были приняты за пределами РФ как действительные требуется одновременное соблюдение двух условий:
- у водителя при себе имеются удостоверения двух образцов и предъявляются представителям власти государства пребывания одновременно;
- номера обоих удостоверений идентичны.
В нашей стране международные права юридической силы не имеют. Срок действия таких прав ограничен 3 года, исчисляемые с даты получения.
Где можно ездить с отечественными правами
В 1968 году несколькими десятками стран была подписана Венская конвенция, в которой статьей 41 пунктом 1 закреплена возможность беспрепятственно считаться с водительскими правами иностранных образцов наравне с водительскими удостоверениями, выдаваемыми внутри страны.
Таким образом, отечественные права дают право законно водить транспорт со всеми вытекающими в странах, которые подписали Конвенцию.
Однако есть определенные оговорки: права должны быть выданы в стране, гражданином которой является водитель, а срок их действия не должен истечь к моменту выезда за пределы РФ.
Хотите узнать, предполагается ли наказание за езду без наличия водительского удостоверения? Смотрите об этом в статье: штраф за езду без прав. О том, как происходит замена прав при смене фамилии, написано тут.
Разрешение на транзит тоже требуется?
Вообще, в самом регламенте Евросоюза сказано, что «заинтересованное государство-член должно информировать другие государства-члены и Комиссию о любом предоставленном разрешении в течение двух недель после разрешения». Следует ли это так понимать, что государства, выдавшие разрешение, таким образом проинформируют и те страны ЕС, через которые предполагается транзит для осуществления перевозки? Не совсем понятно…
Скорее всего, отдельное разрешение на транзит тоже потребуется…
По крайней мере, по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Беларуси (БАМАП), представители Литвы и Польши не признают выданные Германией разрешения и настаивают на том, чтобы у перевозчиков были разрешения в том числе для транзитных перевозок грузов в/из ФРГ.
В информации со стороны Швеции тоже указывается, что заявку на разрешение необходимо подавать для каждой перевозки грузов по территории Швеции, в том числе транзитом.
Требования к соискателям
Требования для работы водителем в Европе зависят от выбранной страны и транспортной компании.
Однако чаще всего предпочтение отдают кандидатам, которые обладают следующим:
- Открытые права категории «C», «D», «E». Тут работает правило «чем больше категорий — тем лучше». При этом в Европе признаются российские права, поэтому дополнительно учиться в местной автошколе не потребуется.
- Опыт вождения — 2-3 года. Признается в том числе опыт вождения по российским дорогам. Но лучше всего предварительно отъездить хотя бы год по европейским, такой опыт котируется больше.
- Возраст от 20 до 50 лет. Водители младше просто не успеют наработать необходимый опыт. Водители старше могут быть комиссованы по состоянию здоровья.
- Отличное здоровье. Перед трудоустройством компания может затребовать результаты медкомиссии. Любое отклонение от нормы — уже повод для отказа, особенно у педантичных немцев.
- Знание языка. Никто не примет на работу водителя, который не понимает хотя бы по-английски. Дополнительным преимуществом будет знание языка страны, которую вы выбрали для трудоустройства. Достаточно базового уровня — в дальнейшем в нативной среде вы сможете подтянуть свои знания.
Особенности вождения в США
Американская система дорог сильно отличается от России. К основным особенностям можно отнести следующие факты:
- Понятные дорожные знаки с написанным ограничением, а не абстрактные русские картинки.
- Американцы не пользуются метрической системой. Расстояние меряется в милях, а не в километрах. Следовательно, показатель 100 на спидометре означает не километры, а мили в час. Напомним, 1 миля равняется 1,6 км.
- Полосы Carpool или HOV предназначены только для электромобилей и обычных машин, которые везут 2 и более человек. Выделенные полосы – это завоевание местных экологов-активистов. Штраф за нарушения превышает 350 долларов.
- Хайвей – это скоростные трассы. Кстати остановки там запрещены. Исключение – возникшая проблема. Могут подъехать полицейские и поинтересоваться, что случилось. Если нет весомой причины, то можно получить штраф.
- Пассажиры на переднем сиденье обязательно пристегиваются. За нарушение платит сам нарушитель, а не водитель.
- Превышение скорости «стоит» от 200 долларов.
- Кроме того, нельзя выбрасывать мусор из окна. Штраф достигает суммы в 10 000 долларов.
- Одну двойную иногда пересекать можно, а барьер – никогда. Кстати, барьер представляет собой две двойные осевые линии.
Если остановили полицейские, то выходить без приглашения сотрудника нельзя. Руки должны быть на руле. Более того, попытки покинуть машину могут быть расценены как угроза.
Проживаете на Бали, в Ереване, Батуми, Анталье — короче говоря, во временной или длительной эмиграции? Всё окей: и там есть возможность получить шенген.
Если есть ВНЖ
• Грузия. Можно обратиться в немецкий и французский визовые центры.
• Турция. Получите икамет и через полгода собирайте документы на шенген. После возвращения из поездки в Европу вид на жительство должен быть действительным ещё три месяца.
• Армения. Можно подать документы на испанский шенген при наличии социальной карты. Социальную карту выдают в паспортном столе. Срок изготовления — менее недели. Биометрию можно пройти в испанском визовом центре в Ереване.
Если нет ВНЖ
Если вы не являетесь резидентом той страны, откуда будете подавать заявление на шенген, то нужно указать серьёзную причину и подкрепить её доказательствами.
Если ранее сдавали биометрию, то можете оплатить визовый сбор, собрать комплект запрашиваемых документов и воспользоваться услугами курьерской службы. Таким образом возможно подать документы на швейцарский шенген.