Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ПОРЯДОК СПИСАНИЯ УТРАТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок привлечения сотрудников ОВД к материальной ответственности установлен Федеральным законом РФ от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные Законодательные акты РФ».
Выделяем случаи полной материальной ответственности
Обязательные условия наступления материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба перечислены в ст. 243 ТК РФ и расширительному толкованию не подлежат. Это случаи:
- когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей;
- когда в трудовом договоре заместителя руководителя организации, главного бухгалтера есть об этом условие.
Как привлечь работника к материальной ответственности
Иногда действия недобросовестного сотрудника приводят к недостаче финансовых средств или порче имущества.
Если при найме на работу с ним был подписан трудовой договор или контракт, то есть всё официально, то работодатель на своих законных основаниях может привлечь этого человека к материальной ответственности.
Поскольку сотрудник, как ни крути, должен нести личную ответственность за свои действия. Далее более обстоятельно рассмотрим все возможные нюансы таких неприятных ситуаций.
Для начала необходимо ответить на следующие вопросы:
- Когда или почему возникает материальная ответственность сотрудника?
- В чем именно заключается эта самая ответственность, что в нее входит?
- На какой объем ответственности сотрудника можно рассчитывать? То есть, как и сколько он должен возместить.
- Как рассчитать конкретную, точную цифру ущерба, который он успел причинить?
- Как её подтвердить, доказать?
- Как отразить в бухгалтерском учете эту недостачу по его вине?
- И, наконец, сколько можно вычесть из зарплаты сотрудника, чтобы покрыть нанесенный ущерб?
Выделяем случаи полной материальной ответственности
Обязательные условия наступления материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба перечислены в ст. 243 ТК РФ и расширительному толкованию не подлежат. Это случаи:
- когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей;
- когда в трудовом договоре заместителя руководителя организации, главного бухгалтера есть об этом условие.
В отличие от гражданских лиц, для военных предусмотрено два вида юридической ответственности за материально-техническое состояние какого-либо имущества. Так, если своими действиями или бездействием лицо нанесло ущерб, находясь при исполнении обязанностей, то есть непосредственно на службе в армии, процедура привлечения и взыскания осуществляется на основании Федерального закона о материальной ответственности военнослужащих.
В том же случае, когда солдат, даже принятый по контракту, наносит вред собственности в иное время, например, находясь в увольнительной или на отдыхе, привлечение к ответственности осуществляется на основании общего гражданского законодательства РФ. Другими словами, солдата привлекают как частное лицо, не имеющее специального статуса военнослужащего. Именно такое различие органам следствия или суда порой бывает непросто установить.
Эта принципиальная разница заключается в том, что процедура определения виновных, величины денежного взыскания и способов возмещения, а также непосредственно судебное разбирательство, проводится в обычном гражданско-правовом поле Российской Федерации.
Если привлекаются лица, которые на момент нанесения ущерба были при исполнении своих обязанностей, то для установления виновных и размера материальной ответственности назначается административное расследование на основании приказа командира (начальника) воинской части, где непосредственно был осуществлён факт нанесения ущерба.
Далее, по результатам этого расследования, определяется степень виновности и размеры компенсации. В том случае, если наличие принесённого убытка и причастность конкретных лиц были установлены другим способом, например, в ходе проведения судебного разбирательства, проверки, ревизии или дознания, приказ о взыскании может быть издан без проведения административного расследования.
Важно
! По
161 ФЗ
О материальной ответственности военнослужащих предусмотрено, что лица, несущие службу в армии, могут быть привлечены к обязанности возместить ущерб в течение трех лет, но начиная со дня обнаружения, а не нанесения убытков.
Если, к примеру, в ходе проведения ревизии было установлено, что имеется какая-либо финансовая или материальная недостача, приказом назначается административное расследование. В том случае, когда установленное виновным лицо по-прежнему находится на военной службе, процедура взыскания проводится согласно изданному приказу. Если военнослужащий уже был уволен или демобилизован, возмещение осуществляется в судебном порядке, независимо от срока давности происшествия, приведшего к материальному ущербу.
Внимание
! Административное расследование проводится в месячный период. По решению командира или начальника этот срок может быть увеличен ещё на один месяц. В том случае, если виновное лицо так и не будет установлено, взыскание производиться не может. По истечению трёх лет, даже в случае выявления лица, причастного к нанесению материального убытка, востребование компенсации не может быть осуществлено по причине истечения срока давности.
Если руководством воинской части будет принято решение о взыскании компенсации со служащего вооружённых сил РФ по истечению трёхлетнего периода, такое лицо имеет право обжаловать данное решение в суде.
Законодательные документы
Под материальной ответственностью в общем смысле подразумеваются принятые обязательства по возмещению причиненного ущерба. Несмотря на столь простое определение, основные положения материальной ответственности военнослужащих, а также все спорные вопросы о ее наступлении отражает федеральный закон № 161, который был издан в 1999 году. Текстовка, которую содержит данный федеральный закон, достаточно объемная, поэтому во избежание неприятностей рекомендуется каждому, кто подписывает контракт, ознакомиться со своими правами, чтобы не брать на себя лишних обязательств.
Согласно представленному законодательству материальная ответственность военнослужащих имеет место быть только тогда, когда военному или государственному имуществу был причинен ущерб. Кроме этого, необходимо, чтобы указанное имущество состояло на балансе военной части. Значительный объем текста ФЗ обусловлен тем, что подробно рассматриваются такие вопросы, как порядок компенсации нанесенного вреда, определение денежного эквивалента, доказательство вины военного. Оказывается, что определенная категория лиц не могут быть материально ответственными, следовательно, на них не накладываются никакие санкции.
Как оформляется договор?
Деяния, совершенные с документом (вступление или расторжение его), регламентируются Федеральным законом, нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими последовательность процесса служения и статус служащих.
Однако он не заключается с человеком, если:
- ему вынесли обвинение, и ныне он должен предстать перед наказанием;
- идет следствие по делу;
- заведено уголовное дело или оно отдано на рассмотрение в суд;
- существует активная судимость;
- лишен свободы;
- лишен права служить.
Документ разрешает/утверждает:
- свободное вступление на службу;
- длительность работы в Вооруженных Силах РФ.
В нем прописываются:
- статус, ФИО соглашающегося с контрактом, данные о рождении;
- название федерального органа исп. власти, должность, звание, фамилия и рядом инициалы должностного лица органа;
- Вооруженные Силы РФ, войска, их формирования или органы, подразделения федеральной противопожарной службы, где намеревается вестись служба;
- день соглашения с документом и обязанным человеком, представляющим имя РФ.
После подписания идут:
- число начала действия контракта, число приказа обязанного человека о данном событии;
- подпись и печать.
Как определяется степень нанесённого вреда?
В случае выявления наличия материального ущерба для собственности Вооружённых Сил, сумма денежной компенсации устанавливается, исходя из размера фактических потерь.
Для этого учитываются цены на объекты собственности, ремонт или замена которых требуется, с учётом стоимости на день обнаружения убытков, для местности или страны, где дислоцируется воинская часть.
Если компенсация назначается за оружие или его составные части, военную технику, а также любые другие объекты собственности, поставки которых осуществляются централизованно для всех воинских формирований, для определения суммы ущерба формируется специальная комиссия от уполномоченного государственного органа.
Важно! При установлении степени нанесённого убытка Вооружённым Силам учитывается уровень естественного износа данной собственности в ходе её постоянной эксплуатации. Амортизация рассчитывается на день обнаружения причинённых потерь, но сумма компенсации должна быть не ниже стоимости утилизации данного имущества.. Если материальный ущерб был нанесён командиром из-за неправомерного назначения на занимаемую должность лица, которое не соответствует установленным критериям, то убыток исчисляется из размера выплаченной заработной платы или денежного довольствия, которое начислялось такому лицо во время нахождения на посту
Также сумма компенсации может вычисляться из разницы между положенной и фактически занимаемой должностью
Если материальный ущерб был нанесён командиром из-за неправомерного назначения на занимаемую должность лица, которое не соответствует установленным критериям, то убыток исчисляется из размера выплаченной заработной платы или денежного довольствия, которое начислялось такому лицо во время нахождения на посту. Также сумма компенсации может вычисляться из разницы между положенной и фактически занимаемой должностью.
Законодательные документы
Под материальной ответственностью в общем смысле подразумеваются принятые обязательства по возмещению причиненного ущерба. Несмотря на столь простое определение, основные положения материальной ответственности военнослужащих, а также все спорные вопросы о ее наступлении отражает федеральный закон № 161, который был издан в 1999 году. Текстовка, которую содержит данный федеральный закон, достаточно объемная, поэтому во избежание неприятностей рекомендуется каждому, кто подписывает контракт, ознакомиться со своими правами, чтобы не брать на себя лишних обязательств.
Согласно представленному законодательству материальная ответственность военнослужащих имеет место быть только тогда, когда военному или государственному имуществу был причинен ущерб. Кроме этого, необходимо, чтобы указанное имущество состояло на балансе военной части. Значительный объем текста ФЗ обусловлен тем, что подробно рассматриваются такие вопросы, как порядок компенсации нанесенного вреда, определение денежного эквивалента, доказательство вины военного. Оказывается, что определенная категория лиц не могут быть материально ответственными, следовательно, на них не накладываются никакие санкции.
Главные обязанности военнослужащего
К обязанностям относят:
- сохранять верность своему народу, своей Родине и преданно услуживать присяге, храбро и смело, избегая жалости к себе, беречь границы своего государства, блюсти воинский устав, претерпевать всякие сложности во время службы;
- безоговорочно соблюдать конституцию и законы Российской Федерации, выполнять долг — служить Отечеству;
- неизменно совершенствоваться в своем деле, оттачивать воинские умения;
- всегда быть готовым применить врученное снаряжение и оборудование, оберегать военную собственность;
- правдиво, организованно, доблестно выполнять свой долг, без крайностей проявлять предприимчивость;
- безукоризненно слушаться военачальников (командиров) и охранять их жизни в бою, беречь боевое знамя воинской части;
- почитать взаимоотношения в воинском коллективе, выручать сослуживцев в беде, почитать индивидуальность и заслуги каждого бойца, не позволять издевательств, когда ситуация касается Вас или товарищей, сдерживаться от безнравственных проступков;
- исполнять порядок воинской культуры общения, быть вежливым и почтительным по отношению ко всем сослуживцам, независимо от их чина и статуса; следовать правилам приветливости военнослужащих, повсеместно быть в униформе, чистоплотным и опрятным;
- соблюдать внимательность, жестко хранить тайны: государственные и военные.
Как правильно привлечь военного к материальной ответственности
Командир части назначает приказом или распоряжением проведение административного расследования, устанавливает его срок, ответственных лиц и определяет факт, по которому будет осуществляться проверка. Второй вариант — резолюция на рапорте, которая станет основанием для проверки.
Алгоритм действий следующий:
- сбор комиссии для расследования;
- анализ ситуации;
- определение виновного лица, изучение его должностных обязанностей;
- выяснение обстоятельств совершения нарушения;
- анализ собранной информации, определение наличия или отсутствия умысла, расчет бухгалтером части размера причиненного ущерба;
- получение объяснений участвующих в деле лиц;
- к материалам проверки приложить акт о проверке, объяснения, рапорты, отчеты.
287. Прием материальных средств в воинской части (соединении) производится порядком, установленным Основными условиями поставки продукции для военных организаций, инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству и Особыми условиями поставки продукции.
288. Прием материальных средств, поступивших в адрес воинской части (соединения) под ответственность железной дороги (водного, воздушного транспорта), производится на железнодорожной станции (в порту, аэропорту) назначения комиссией воинской части (соединения) в присутствии представителя железнодорожного (водного, воздушного) транспорта.
Обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности железной дороги (порта, аэропорта), воинской части (соединения) или поставщика (отправителя) при железнодорожной (водной, воздушной) перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми представителями транспортных органов, а также грузополучателем, если он участвовал в проверке груза.
289. Коммерческий акт составляется в случаях:
Повреждения или порчи груза;
Обнаружения недостачи материальных средств, превышающей нормы естественной убыли;
Обнаружения воинского груза без документов или документов без груза;
Неподачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь вагонов с воинскими грузами в течение 24 часов после оформления в товарной конторе (кассе) документов на выдачу воинского груза. В последнем случае коммерческий акт составляется только по требованию воинской части (соединения).
Приемщик (комиссия) воинской части (соединения) обязан потребовать составления коммерческого акта также при обнаружении неисправности вагонов, контейнеров, люков трюмов судов или пломб и при наличии признаков утраты, порчи или повреждения груза.
Для удостоверения других обстоятельств, не предусмотренных в данной статье, составляется акт общей формы.
290. Порядок составления коммерческого акта и акта общей формы устанавливается правилами перевозки грузов, издаваемыми соответствующими транспортными министерствами.
Коммерческий акт подписывается начальником станции (порта, аэропорта) или его заместителем, заведующим грузовым двором и весовщиком, а также представителем воинской части (соединения), если он участвовал в проверке груза.
В коммерческом акте должны быть точно описаны состояние воинского груза и те обстоятельства, при которых обнаружена неисправность.
На все вопросы, указанные в графах бланка акта, должны даваться точные ответы.
291. Коммерческие акты составляются в следующие сроки:
При выгрузке грузов на местах общего пользования — в день выгрузки, а в соответствующих случаях — в день выдачи груза получателю;
При выгрузке на местах необщего пользования — в день выгрузки груза, при этом груз следует проверять в процессе выгрузки или непосредственно после нее;
В пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
292. В случаях отказа транспортных органов от составления коммерческого акта недостача или повреждение груза должны быть заактированы комиссией воинской части (соединения) в день принятия материальных средств и обжалован отказ станции (порта, аэропорта) назначения в вышестоящем транспортном органе. Кроме комиссии акт подписывает представитель незаинтересованной организации или транспортной милиции.
293. Железная дорога (пароходство, авиатранспортное предприятие) несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи воинской части (соединению) или до передачи согласно Уставу железных дорог СССР (Кодексу торгового мореплавания СССР, Уставу внутреннего водного транспорта СССР, Воздушному кодексу СССР) другому получателю, если не докажет, что порча или утрата воинского груза произошла вследствие обстоятельств, которые дорога (пароходство, авиатранспортное предприятие) не могла предотвратить или устранить.
294. Железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, если:
Воинский груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) за исправными пломбами отправителя или на открытом подвижном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой, исправным креплением и при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
Недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой воинского груза на открытом подвижном составе;
Воинский груз перевозился в сопровождении проводника отправителя или получателя;
Недостача воинского груза не превышает норм естественной убыли.
295. Право на предъявление претензий к железной дороге (порту, аэропорту) получатель имеет в случаях:
Утраты груза — при условии представления грузовой квитанции с отметкой ж.-д. станции (порта, аэропорта) назначения о прибытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции — документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги (порта, аэропорта) об отправке груза с отметкой ж.-д. станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза;
Недостачи или порчи груза — при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного железной дорогой (портом, аэропортом), или представления накладной с отметкой железной дороги (порта, аэропорта) о составлении коммерческого акта (в случае его утраты), или представления накладной и документов об обжаловании отказа железной дороги (порта, аэропорта) в составлении коммерческого акта;
Просрочки в доставке груза — при условии представления накладной;
Задержки выдачи груза — при условии представления накладной и акта.
296. За повреждение вагона на железнодорожном подъездном пути при погрузке средствами воинской части (соединения) на станции, а также за повреждение контейнера или утрату съемного воинского оборудования и приспособлений отправитель или получатель возмещает железной дороге в соответствии с Уставом железных дорог СССР и Уставом воинских железнодорожных перевозок стоимость ремонта вагона или контейнера или стоимость утраченного оборудования и приспособлений.
Воинская часть (соединение) обязана также возместить железной дороге (пароходству) убытки, причиненные вследствие недогруза вагонов (судов), сверхнормативных простоев подвижного состава (судов) под погрузкой и выгрузкой, повреждения подвижного состава (судов), а также за неправильную погрузку, упаковку или неправильное крепление груза при отправке их железной дорогой.
297. При повреждении железной дорогой подвижного состава, принадлежащего воинским частям (соединениям), железная дорога обязана его отремонтировать за свой счет.
За утраченный железной дорогой подвижной состав, принадлежащий воинским частям (соединениям), железная дорога по их требованиям обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать подвижной состав взамен утраченного. При отсутствии у железной дороги соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава, принадлежащего воинским частям (соединениям).
287. Прием материальных средств в воинской части (соединении) производится порядком, установленным Основными условиями поставки продукции для военных организаций, инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству и Особыми условиями поставки продукции.
288. Прием материальных средств, поступивших в адрес воинской части (соединения) под ответственность железной дороги (водного, воздушного транспорта), производится на железнодорожной станции (в порту, аэропорту) назначения комиссией воинской части (соединения) в присутствии представителя железнодорожного (водного, воздушного) транспорта.
Обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности железной дороги (порта, аэропорта), воинской части (соединения) или поставщика (отправителя) при железнодорожной (водной, воздушной) перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми представителями транспортных органов, а также грузополучателем, если он участвовал в проверке груза.
289. Коммерческий акт составляется в случаях:
Повреждения или порчи груза;
Обнаружения недостачи материальных средств, превышающей нормы естественной убыли;
Обнаружения воинского груза без документов или документов без груза;
Неподачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь вагонов с воинскими грузами в течение 24 часов после оформления в товарной конторе (кассе) документов на выдачу воинского груза. В последнем случае коммерческий акт составляется только по требованию воинской части (соединения).
Приемщик (комиссия) воинской части (соединения) обязан потребовать составления коммерческого акта также при обнаружении неисправности вагонов, контейнеров, люков трюмов судов или пломб и при наличии признаков утраты, порчи или повреждения груза.
Для удостоверения других обстоятельств, не предусмотренных в данной статье, составляется акт общей формы.
290. Порядок составления коммерческого акта и акта общей формы устанавливается правилами перевозки грузов, издаваемыми соответствующими транспортными министерствами.
Коммерческий акт подписывается начальником станции (порта, аэропорта) или его заместителем, заведующим грузовым двором и весовщиком, а также представителем воинской части (соединения), если он участвовал в проверке груза.
В коммерческом акте должны быть точно описаны состояние воинского груза и те обстоятельства, при которых обнаружена неисправность.
На все вопросы, указанные в графах бланка акта, должны даваться точные ответы.
291. Коммерческие акты составляются в следующие сроки:
При выгрузке грузов на местах общего пользования — в день выгрузки, а в соответствующих случаях — в день выдачи груза получателю;
При выгрузке на местах необщего пользования — в день выгрузки груза, при этом груз следует проверять в процессе выгрузки или непосредственно после нее;
В пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
292. В случаях отказа транспортных органов от составления коммерческого акта недостача или повреждение груза должны быть заактированы комиссией воинской части (соединения) в день принятия материальных средств и обжалован отказ станции (порта, аэропорта) назначения в вышестоящем транспортном органе. Кроме комиссии акт подписывает представитель незаинтересованной организации или транспортной милиции.
293. Железная дорога (пароходство, авиатранспортное предприятие) несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи воинской части (соединению) или до передачи согласно Уставу железных дорог СССР (Кодексу торгового мореплавания СССР, Уставу внутреннего водного транспорта СССР, Воздушному кодексу СССР) другому получателю, если не докажет, что порча или утрата воинского груза произошла вследствие обстоятельств, которые дорога (пароходство, авиатранспортное предприятие) не могла предотвратить или устранить.
294. Железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, если:
Воинский груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) за исправными пломбами отправителя или на открытом подвижном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой, исправным креплением и при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
Недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой воинского груза на открытом подвижном составе;
Воинский груз перевозился в сопровождении проводника отправителя или получателя;
Недостача воинского груза не превышает норм естественной убыли.
295. Право на предъявление претензий к железной дороге (порту, аэропорту) получатель имеет в случаях:
Утраты груза — при условии представления грузовой квитанции с отметкой ж.-д. станции (порта, аэропорта) назначения о прибытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции — документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги (порта, аэропорта) об отправке груза с отметкой ж.-д. станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза;
Недостачи или порчи груза — при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного железной дорогой (портом, аэропортом), или представления накладной с отметкой железной дороги (порта, аэропорта) о составлении коммерческого акта (в случае его утраты), или представления накладной и документов об обжаловании отказа железной дороги (порта, аэропорта) в составлении коммерческого акта;
Просрочки в доставке груза — при условии представления накладной;
Задержки выдачи груза — при условии представления накладной и акта.
296. За повреждение вагона на железнодорожном подъездном пути при погрузке средствами воинской части (соединения) на станции, а также за повреждение контейнера или утрату съемного воинского оборудования и приспособлений отправитель или получатель возмещает железной дороге в соответствии с Уставом железных дорог СССР и Уставом воинских железнодорожных перевозок стоимость ремонта вагона или контейнера или стоимость утраченного оборудования и приспособлений.
Воинская часть (соединение) обязана также возместить железной дороге (пароходству) убытки, причиненные вследствие недогруза вагонов (судов), сверхнормативных простоев подвижного состава (судов) под погрузкой и выгрузкой, повреждения подвижного состава (судов), а также за неправильную погрузку, упаковку или неправильное крепление груза при отправке их железной дорогой.
297. При повреждении железной дорогой подвижного состава, принадлежащего воинским частям (соединениям), железная дорога обязана его отремонтировать за свой счет.
За утраченный железной дорогой подвижной состав, принадлежащий воинским частям (соединениям), железная дорога по их требованиям обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать подвижной состав взамен утраченного. При отсутствии у железной дороги соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава, принадлежащего воинским частям (соединениям).
298. При прибытии воинских грузов на станцию (в порт, аэропорт) назначения воинская часть (соединение) обязана:
Своевременно и полностью выгрузить (слить) груз из вагонов (цистерн), морских, речных и воздушных судов или контейнеров;
Очистить вагоны и контейнеры как с внутренней, так и с наружной стороны своими силами, если выгрузка производилась средствами получателя. Если выгрузка осуществлялась средствами железной дороги (пароходства), то и очистку производит железная дорога (пароходство). Очистка контейнеров производится во всех случаях получателем.
Материально ответственные лица: перечень
Поскольку работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым для эффективного выполнения его трудовых обязанностей, любой работник на своем рабочем месте имеет дело с материальными ценностями. Это, например, приобретенные за счет средств работодателя, приборы, оборудование и инструменты, комплектующие и расходные материалы, сырье.
Но на любом предприятии есть должности и такие виды работ, которые связаны с приемом, хранением и обслуживанием денежных или иных товарных ценностей. Они указаны в упомянутом перечне должностей материально ответственных лиц.
Виды работ, требующих подписания с работником договора об индивидуальной материальной ответственности;
Виды работ, требующих подписания с работниками договоров о коллективной материальной ответственности.
- прием и выплата платежей; обслуживание денежных и торговых автоматов; применение и хранение документов с обозначением номинальной стоимости, а также абонементов, талонов, банковских и дисконтных карт, карточек, билетов.
- подготовка к реализации ТМЦ, купля-продажа товаров и услуг.
- депозитарная и инкассаторская деятельность;
- приемка на хранение, транспортировка, отпуск и выдача ТМЦ на складах, базах, точках складирования и любых подобных подразделениях (участках работы), в любых транспортных, производственных и социальных учреждениях;
- выращивание скота и продукции растениеводства;
- многие другие.