Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С КЕМ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК ПРИ РАСПАДЕ СЕМЕЙНОЙ ПАРЫ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?
Когда развод в исламе не имеет силы
Судей традиционно назначали правители Халифата, по рекомендации Совета улемов (улем- высший статус ученого-правоведа по Шариату).
Однако первое мнение подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что одна женщина пришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, мой муж хочет увести моего сына, а он приносит мне воду из колодца Абу ‘Инабы и помогает мне». Пророк сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним. Об этом сообщил Абу Давуд.
Есть и иные случаи, в которых обе стороны имеют право на развод — например, если один из супругов скрыл что-либо важное, и это выяснилось уже после заключения брака.
Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.
Что должно соблюдаться при разводе и после него.
Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.
Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.
Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).
Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.
Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.
В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).
Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.
С кем из родителей остаются дети после развода?
Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?
Пишет шейх аль-Карми: «Если исчезло то, что препятствовало праву опеки, или тот, кто отказался от своего права, решил вернуть его, то право опеки возвращается к нему». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.
قال العلامة الكرمي: «ومتى زال المانع أو أسقط الأحق حقه ثم عاد عاد الحق له». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.
Если какой-либо из родителей задумал путешествие или переезд на новое место жительства, то это может повлиять и на право опеки.
Пишет шейх аль-Карми: «Если один из родителей задумал отправиться в путешествие и затем вернуться обратно, то у остающегося больше прав на опеку.
Если задумал переехать на новое место жительства, и расстояние до него равно или более того расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у отца.
Если расстояние до него будет меньше расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у матери». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.
قال العلامة الكرمي: «وإن أراد أحد الأبوين السفر ويرجع فالمقيم أحق بالحصانة وإن كان لسكنى وهو: مسافة قصر فالأب أحق ودونها فالأم أحق». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.
Приоритет отца при переезде в далекое место жительства объясняется тем, что обычно отец применяет воспитательное воздействие к ребенку, и он более озабочен сохранностью своего рода.
Примеры таких случаев были приведены в предыдущем пункте в словах имамов Ибн ‘Акыля и Ибн Таймии. Здесь же будет более обобщенное решение.
Пишет шейх аль-Карми: «И не оставляется опекаемый в руках того, кто не заботится о нем и не исправляет». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.
قال العلامة الكرمي: «ولا يترك المحضون بيد من لا يصونه ويصلحه». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.
Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.
Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.
Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.
Условия, при которых ребенок может остаться с отцом
Решить вопрос о проживании детей можно как во время процесса расторжения брака, так и после того, как вы развелись с супругой. В судебной практике чаще всего ребенок до 14 лет остается с матерью. Однако есть ряд исключений, при которых решение суда может быть иным. Факторы, влияющие на дальнейшее место жительство ребенка:
- возраст и интересы детей (с 10 лет он может сам выразить желание, с кем хочет проживать);
- материальное состояние родителей;
- моральные качества обоих;
- отзывы других членов семьи, коллег и друзей о каждом из супругов;
- условия, в которых живут родители;
- состояние здоровья матери и отца.
Одним из ключевых факторов становится исполнение родительских обязанностей. То есть важно доказать, что бывшая жена выполняет их плохо или не выполняет вообще. Отец в свою очередь должен уделять достаточно времени ребенку и заниматься его воспитанием. В таком случае есть возможность, что ребенок после развода будет проживать с папой.
Правила развод в исламе
Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.
Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку.
Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.
С кем остаются дети после развода?
К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.
Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.
Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.
Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.
Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».
Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.
Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.
Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.
И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.
Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».
С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.
Ва ‘аляйкум ас-Салям ва рахматуЛлаhи ва баракату.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:
Ученые, не пришли к единому мнению! Поэтому, мы упомянем самое основное, и самое надежное, иншаАллаh:
Если родители развелись, и у них ребенок, а именно мальчик, то как говорит шейх Мухаммад Муса аш-Шариф: если мальчик, достигает двух летнего возраста, то он сам выбирает к кому идти.
Я добавлю: не всегда дети в это возрасте способны выбирать, бывает такое, что ребенок может выбрать одного из родителей, просто по причине того, что кто-то из них забавляет его, балует, таким образом мальчик и тянется к нему. Надо учитывать, чтобы выбор мальчика, не был связан с грехом родителей.
Для того, чтобы выбор мальчика был справедлив, оба родителей должны быть набожными, богобоязненными людьми.
К примеру, муж нечестивец, а мать праведная, и мальчик тянется к нечестивцу отцу, отдаем ли его отцу? Нет! Не отдаем, судья выносит решение в пользу матери. А если на оборот, то судья выносит решение в пользу отца, и т.д.
В данном вопросе важно учитывать пользу и вред, как сказал шейх Сулейман аль-Маджид.
Если женщина, справедлива, пусть даже не очень набожна, она сам по себе достаточно надежный человек, то как указал имам Ибн аль-Къайим, она более достойна ребенка. И вообще из книги имама Ибн аль-Къайима «Заду аль-Ма’ад» в разделе, где он разбирает эту тему, видно, что он склоняется к тому что лучше для ребенка.
Все же, ситуации могут различаться! И лучше, в данной ситуации мальчика к тому родителю, в котором он получит должное воспитание, и никто из родителей не может запретить своему сыну, посещать одного из родителей, как сказал имама Ибн Къудама!
Это что касается мальчика, а по поводу девочки, то тут вопрос еще обширней, обо всем по порядку:
Большинство ученых на том, что девочка, более достойна быть с матерью, так как именно мать знает все тонкости этого вопроса, и нужные элементы, связанные именно с девочкой.
Развод в исламе по инициативе жены
Статья акутальна на: Декабрь 2019 г.
Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.
Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.
Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.
Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.
Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.
Как правильно развестись
Хвала Аллаху, ниспославшему Коран и мудрость, чтобы вывести людей из мрака неведения к свету знания! Мир и благословение пророку Мухаммаду, который разъяснил все, что делает нас счастливее, и предостерег от всего, что навлекает беды и разрушает судьбы. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!
Мы часто слышим, что семья — это ячейка и фундамент любого общества. Семья играет огромную роль в воспитании детей и становлении личности. Вместе с тем для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор. Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.
Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу. А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения. Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.
Поскольку ислам предполагает жесткий патриархат, то право давать развод имеется только у мужчины. Единственной возможностью для женщины как-то повлиять на данный процесс является просьба мужа о расторжении отношений. При соответствующем решении мужчины, супруга имеет право также дать развод, но она должна сделать это незамедлительно, как только услышит слова мужа.
Развод в исламе – это весьма сложный процесс, который является неизменным в течение сотен лет. Из каждого правила здесь могут существовать десятки исключений, поэтому при расторжении отношений очень важно знать мусульманские обычаи. В противном случае отмена брака может быть признана недействительной, и супругам придется проходить всю процедуру повторно.
После развода в исламе
После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.
Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.
Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:
- если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
- когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
- в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.
Как правильно развестись
Хвала Аллаху, ниспославшему Коран и мудрость, чтобы вывести людей из мрака неведения к свету знания! Мир и благословение пророку Мухаммаду, который разъяснил все, что делает нас счастливее, и предостерег от всего, что навлекает беды и разрушает судьбы. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!
Мы часто слышим, что семья — это ячейка и фундамент любого общества. Семья играет огромную роль в воспитании детей и становлении личности. Вместе с тем для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор. Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.
Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу. А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения. Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.
«Ударил по голове, пошла кровь»
Ася ушла от мужа, когда у него появилась любовница. Старший брат забрал ее к родителям, а троих сыновей оставил в доме отца. Старшему сыну тогда было девять лет, среднему — восемь, младшему — пять. «Это не наши дети», — мотивировал брат свою позицию.
«У нас нельзя говорить о детях и муже брату или отцу. А я в лицо ему сказала: «Ты любишь своих детей? Я своих тоже люблю». Он стал кричать: «Кто ты такая, чтоб мне в лицо говорить о своих детях?» Взял пистолет и рукояткой ударил по голове, пошла кровь. Моя мама умерла, старшие сестры прислушивались к братьям, поддержки никакой не было», — говорит Ася. По словам женщины, в доме отца к детям относились плохо. Однажды она привезла детей к себе, но старший брат попросил младшего отвезти их назад. Тот вышел во двор, увидел играющих детей, ударил старшего и сказал: «Забирай своих братьев и уходи».
«Это была последняя капля. Я собрала вещи, незаметно вышла на трассу и побежала вместе с детьми», – вспоминает Ася. Сначала она с детьми убежала в соседний Дагестан, затем уехала в Астрахань. Три ночи подряд они ночевали на автобусной остановке.
Днем мы собирали бутылки, сдавали их. На вырученные деньги покупали хлеб. У меня была с собой книга. Ночью, когда мы ложились спать на остановке, я открывала ее и отворачивалась, будто читаю, а сама тихо-тихо плакала, чтобы дети не видели. Через несколько дней к нам подошел один дагестанец и говорит: «Вижу, что вы не попрошайка, книги читаете. Почему спите на улице?» Я рассказала ему. Он дал нам хилый дом своего родственника, где никто не жил. Мы в этом доме несколько лет прожили. А потом я заболела. Онкология», — продолжает она.
Пока Ася лечилась, детей вернули в дом отца. А когда она поправилась и вернулась в Чечню, ее семья уже не препятствовала возвращению детей: старший брат переехал за границу, а младший сидел в тюрьме. Бывший муж позволил Асе забрать двоих сыновей, а один должен был остаться с ним. Старший категорически отказался жить с отцом и мачехой, средний — болел и ему нужен был уход, остаться пришлось младшему.
Сейчас Ася с сыновьями живет в Европе. «Сын после переезда рассказывал, как бабушка била его по голове большой толстой деревянной палкой, какой у нас обычно халву в больших кастрюлях мешают. Говорит: «Мама, она меня била-била, я в обморок падал, а бабушка уходила. Я приходил в сознание там, где упал». Отец, правда, не бил. Бабушка била, мачеха била. Их постоянно за что-нибудь ругали. Я столько плакала, говорила, что не прощу себе этого никогда», — вспоминает Ася.
Согласно исламу, брак является особым типом союза между женщиной и мужчиной. В его рамках они находят уважение, любовь и упокоение. Но даже столь категоричная религия допускает разрыв брачных отношений, ведь далеко не всегда союз двух людей оказывается способен выдержать все жизненные испытания. Однако это довольно сложный процесс, предполагающий соблюдение ряда нюансов.
Таким образом, расторжение брака в мусульманстве считается возможным (категория «халяль» — дозволенное), хоть и относится к одним из наиболее нежелательных действий. Правила развода в исламе опираются на нормы Шариата, ведущими свои истоки от Корана и Благородной сунны, написанной Пророком Мухаммадом.
Данный процесс является довольно гибким, позволяя супругам хорошо обдумать свое решение. При изменении мнения и желании остаться в браке, восстановить отношения не составляет труда.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены
Аллах говорит в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.
Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.
عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»
Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:
«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).
Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.
Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.
«Пришлось отдать дочку»
Сейчас Лейле 32 года. Она доктор. После свадьбы муж увез ее из Чечни в Москву — он жил там со своей матерью. Через год у пары родилась дочь.
«Конфликты с ним и с его матерью начались еще до рождения ребенка», — рассказывает Лейла.
Когда девочке исполнилось три года, они решили развестись: «Разошлись мы со скандалом. Его мать забрала у меня девочку и заявила, что не будет мне ее даже показывать».
«Я очень сильно страдала и скучала по ребенку. Моя семья пыталась решить вопрос с помощью старейшин и богословов, но семья бывшего мужа была непреклонна. Они обвиняли меня во всех грехах и говорили, что из меня не выйдет матери», — вспоминает женщина.
«Сестра бывшего мужа согласилась привезти ребенка на пару часов. Несмотря на ее мольбы, я взяла ребенка и, не думая, поехала в аэропорт и улетела в Грозный в дом отца. Мне было уже плевать на все. Ребенок по мне очень скучал, и я не могла расстаться с дочкой», — продолжает Лейла.
Но на этом все не закончилось. «В дом отца начали приходить родственники мужа и требовать согласно традициям вернуть им девочку. На доводы, что по исламу ребенок в раннем возрасте должен расти вместе с матерью, они не соглашались. Моему отцу пришлось отдать внучку», — вспоминает она.
Через четыре года после развода Лейла опять вышла замуж и родила еще троих детей. С дочкой от первого брака сейчас ей позволяют видеться раз в две недели.