Земельная реформа. Что нужно знать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельная реформа. Что нужно знать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В целом, весь процесс предоставления земельного участка под ИЖС осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ. А именно: Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (статьи 39.18, 39.19, 38.1, 30.1 и другие). Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

На основании каких законодательных актов осуществляется выделение земельного участка?

Кому какие полагаются теперь скидки

До утверждения настоящих Правил в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица имели право приобретать соответствующие земельные участки только по цене, равной кадастровой стои­мости. Предполагается, что новые правила ценообразования повысят спрос на федеральные земли, а доходы от их продаж и начисления имущественного налога пополнят бюджет.

«В текущих кризисных условиях пополнение федерального бюджета за счет эффективного использования федеральных земель является приоритетной задачей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функцию собственника в отношении федерального имущества, а именно земельных участков, — пояснили „ЭЖ“ цель новации эксперты Knight Frank. — Постановление № 279 направлено на определение новой рыночной кадастровой стоимости федеральных земельных участков, прежде всего, находящихся в долгосрочной аренде у юридических и физических лиц, с целью перерасчета арендной платы и, как следствие, увеличение объема арендных платежей за право владения и пользования федеральными земельными участками».

Необходимые документы

Получение участка без торгов начинается с приема и регистрации документов от заявителя. Желающие получить землю, минуя аукцион, должны подать заявление о предварительном согласовании.

Шапка документа содержит наименования органа исполнительной власти, ответственного за предоставление госуслуги в регионе, а также ФИО и контактные данные заявителя.

В основном блоке заявления прописываются:

  • ФИО заявителя, место его проживания, паспортные реквизиты (для физлиц);
  • наименование и юрадрес заявителя, его ИНН и КПП (для юрлиц);
  • кадастровый номер земельного участка, на котором предусматривается образование испрашиваемого участка;
  • реквизиты решения о межевании территории, проекта территориального планирования, изъятии земли для госнужд (если имеется);
  • указание на желание взять участок без торгов со ссылкой на правовое основание (например, статью 39.5 Земельного кодекса);
  • вид права, на котором заявитель хотел бы получить землю (собственность/аренда);
  • цель использования земли;
  • контактные сведения (электронный или почтовый адрес, телефон).

В приложении прописываются все документы, которые прилагаются к заявлению.

В их числе:

  • документы, которые подтверждают право на приобретение земли без торгов;
  • схема расположения участка;
  • проектная документация о площади, границах участка;
  • документы, подтверждающие полномочия заявителей;
  • списки членов НКО.

Указанный перечень документов является приблизительным и зависит от перечня оснований для получения земли.

От льготных категорий граждан могут потребовать предъявить, например, удостоверение ветерана, свидетельства о рождении детей (многодетным), пенсионное удостоверение; документ, подтверждающий необходимость в улучшении жилищных условий и пр.

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Читайте также:  Установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.

Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Пошаговая инструкция бесплатного получения земли

Порядок получения земельного участка в собственность предусматривает ряд производимых действий, которые регулируются законами РФ и помогают решить вопрос выделения земель в законодательном правовом поле.
Соблюдая данные шаги, вы приблизитесь к тому, как получить землю в собственность бесплатно от государства (всё сказанное ниже справедливо и для порядка предоставления земель из муниципальной собственности):

  1. обратиться в местную администрацию с вопросом о предоставлении бесплатного надела земли для той цели, под которую предусматривается взять участок. Если в местном административном управлении предусмотрена очередь, необходимо встать на учет.

    Если очередь отсутствует и в распоряжении властей есть свободные наделы, можно получить их перечень и выбрать подходящий вариант.

  2. Следующий шаг предусматривает написание на имя главы администрации заявления с просьбой предоставить земельный участок с указанием цели его использования.

    В заявлении указывается перечень документов, которые предоставляются в местную администрацию вместе с прошением. Перечень необходимой документации на предоставление земли включает в себя следующие документы:

    • паспорт (копия паспорта);
    • свидетельство о браке;
    • свидетельства о рождении детей;
    • справка о составе семьи;
    • справка, полученная в домоуправлении о метраже жилой площади;
    • выписка из домовой книги;
    • справка из Росреестра об отсутствии земельных наделов.
  3. Чтобы знать, как получить документ на право собственности на землю, нужно обязательно собрать вышеперечисленные бумаги.

    Важно! На принятие решения администрацией предоставляется 30 дней.

  4. О вынесении решения гражданина информируют письменным постановлением разрешающим выделение участка либо аргументированным письменным отказом на основании тех пунктов, которые указаны в законодательстве.
  5. Положительное решение в некоторых установленных законодательством случаях предусматривает оформление договора, который необходим для выделения земли некоторым категориям граждан. Договор содержит в себе пункты, регулирующие весь процесс пользования землей. Основные пункты соглашения предусматривают такие разделы:
    • дата и место подписания;
    • наименование субъектов заключивших сделку;
    • наименование объекта аренды;
    • имущество;
    • страхование;
    • период действия договора;
    • права и обязанности сторон;
    • целевое назначение надела;
    • условия использования;
    • существенные ограничения пользования землей;
    • условия и сроки передачи земли в пользование;
    • ответственность сторон;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • заключительные положения;
    • адресные реквизиты сторон с подписями.
  6. Каждый раздел может быть дополнен необходимыми для полноты соглашения подпунктами.

  7. Следующий шаг предполагает межевание территории, которая подразумевает под собой установление границ земельного надела. Межевание проводится в установленный местной администрацией день, после чего производится выдача постановления о его проведении.
  8. Обращение в кадастровый отдел является новым шагом в процедуре оформления земли, на которую также предусмотрен определенный законом тридцатидневный период. Земля за это время регистрируется, на участок составляются схемы, чертежи, выписывается кадастровый паспорт на земельный надел.

    Весь процесс стоит некоторой суммы, гражданину, по всей видимости, придется раскошелиться на 6-7 тысяч рублей.

  9. Заключенный с администрацией договор подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Дата регистрации договора является днем, когда пользователь земельного надела вступает в свои права.
Читайте также:  Что нужно для временной прописки, обращаем внимание на важные моменты

Таков обязательный порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность.

Бланк заявления на предоставление земельного участка безвозмездно.

Образец заявления на предоставление земельного участка безвозмездно.

Виды бесплатно предоставляемых земельных участков

Законодательными актами РФ установлено, что все земли, которые выделяются гражданам для организации своих хозяйств, принадлежат к категории земель сельскохозяйственного значения.

Законом предусматривается целевое использование наделов, для которых устанавливаются определенные способы использования земли:

  • участок для возведения жилого дома и хозяйственных построек. Варианты предоставления таких территорий весьма разнообразны. На определенных условиях могут заключаться договора, которые предполагают последующий бесплатный переход земли в собственность после постройки здания.

    Варианты выделения территорий для возведения жилых зданий предполагает также закон для организации ЛПХ, а также законодательные нормы, регулирующие порядок получения участков гражданами, которые имеют востребованные в сельской местности профессии;

  • территория для занятия садоводством. Выделяется лицам, желающим заняться выращиванием фруктовых деревьев.

    Строительство дома на участке с таким целевым предназначением не предусмотрено (подробнее о том, какие ещё земли выделяются не для строительства, читайте );

  • надел земли для выращивания сельскохозяйственных культур. Территория выделяется под огород и не предполагает возведение любых построек;
  • земельная территория для ведения животноводства. Территория земли выделяется для разведения скота. Договором предусматривается возведение укрытий и построек для животных. Жилищное строительство не разрешается;
  • надел для занятия фермерством. Земли выделяются на основании предоставленных местным администрациям бизнес-планов, располагающих необходимыми расчетами и предусматривающие доходность земель, а также природоохранные методы защиты территорий;
  • участок для проведения дачного строительства. Небольшие наделы, выделяемые гражданам для собственных потребностей с возможностью сооружения на участках небольших временных жилых строений.

Основания присоединения

Благодаря проведенной земельной реформе, прирезать землю к дачному, садовому участку, а также предназначенному для дачной или жилой застройки, стало гораздо проще. Торгов такая процедура не предусматривает, однако исполняется она на платной основе.

Основанием для присоединения земельного участка выступает соглашение, которое заключается собственником земли с органами местного самоуправления. Происходит это согласно утвержденному проекту межевания, а при его отсутствии — утвержденной схеме расположения земли, оформить которую можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами кадастрового инженера.

Присоединение земли возможно в случаях:

  • когда необходимо застроить и улучшить территорию, требующую развития;
  • когда требуется возведение капитальных построек;
  • при необходимости разведения овощных и плодовых культур на участке, расположенном в СНТ;
  • в случае, когда землевладелец желает построить частное домовладение или заняться ведением ЛПХ.

Передача земельных участков

Земельный кодекс Российской Федерации – это ключевой нормативный акт, которым регулируется предоставление земельных участков и порядок передачи права на землю от государства физическому или юридическому лицу, а также требования к претендентам, кто может получить ее бесплатно. Порядок предоставления земельных участков довольно сложный, при сделке обязательно трактуются:

  • цели пользования;
  • условия предоставления;
  • сроки доставления земли;
  • в случае неограниченного срока, при котором договор может быть расторгнут.

Размеры участков зависят от многих факторов, их определяют нормативные акты. В каждом регионе они свои. Минимальный размер, на который можно рассчитывать – 3 сотки. Возможность пользоваться бесплатным участком земли предполагается при соответствии условиям, указанным в законопроектах.

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Читайте также:  Выписать человека из квартиры без его согласия

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности процесса по разделу земельного участка

Владелец земельного участка может подать специальное заявление на разделение земельного участка.

Обратите внимание: разрешенное использование земли, категория земель при разделении участка не меняется! Целевое назначение объекта недвижимости сохраняется даже после существенной сегментации.

Еще одно важное условие: разделить можно только участок, границы которого уточнены и точность установленных границ не больше 10см. В случае, если эти условия не выполнены, перед разделением участка придется сделать его межевание.

Основаниями для раздела участков могут стать следующие факторы:

  • раздел участка между родственниками (например, собственность семьи);
  • перераспределение имущества в случае развода между супругами;
  • реализация процесса наследия;
  • намерение владельца продать часть своей доли;
  • раздел земли для осуществления предпринимательской деятельности.

Если собственников участка несколько, то здесь потребуется составить письменное соглашение. Это соглашение оформляется нотариально. После этого орган местной власти обязан издать специальное постановление. В документе указывается информация о создании нескольких участков. Новоиспеченные хозяева должны получить новые кадастровые номера и зарегистрировать право собственности.
Мирное соглашение должно содержать следующие разделы информации:

  1. персональные данные субъектов операции (анкета, паспорт и пр.);
  2. фактический адрес расположения земельного участка;
  3. актуальный кадастровый номер объекта недвижимости;
  4. письменное соглашение контрагентов о разделе актива;
  5. конкретный способ осуществления операции;
  6. способы оплаты предстоящих расходов.

Как могут образовывать участки органы власти

Органы управления могут образовывать участки. Это происходит в связи с тем, что принимают определенные документы-основания.

  1. Создана вся проектная документация относительно земельных наделов, которая решит вопросы с межеванием.
  2. Сформированы документы, что нужны для лесных участков.
  3. Утвержден проект положения территорий на нужных кадастровых планах.

При этом сам проект межевания необходим для ряда земель. Такими территориями будут:

  • наделы, где планируется создавать линейные объекты;
  • участки, где находятся многоквартирные дома;
  • те земли, что будут предоставлены для освоения комплексного типа;
  • территории, выделенные для ведения своего хозяйства какому-либо некоммерческому образованию;
  • участки, выданные человеку по договору о том, что он освоит и будет способствовать развитию земли.

Что такое часть земельного участка в 2020 году

Чаще всего кадастровый паспорт содержит только формы В1 и В2. Кадастровый паспорт формы В3 выдается только тогда, когда в кадастровой базе имеются данные о части земельного участка. Причем частью земельного участка может быть как незастроенная часть участка, так и под сооружением, зданием или другим объектом, находящимся на нем.

Характеристики, указанные при формировании земельного участка, в дальнейшем определят его судьбу, налогообложение и разрешенные действия применительно к землепользованию (строительство, прописка). Основные характеристики земельного участка необходимые при образовании земельного участка:

  • категория земель;
  • разрешенное использование земельного участка;
  • площадь;
  • адрес;
  • координаты земельного участка;

Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *