Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если попал в яму на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На взыскание отводится три года с момента происшествия. Большинство пострадавших обращаются за возмещением гораздо раньше – после документальной фиксации своих расходов. В претензионном заявлении о возмещении ущерба после ДТП указывают сроки перечисления денежных средств – обычно 30 дней. Если виновник получил претензию и не ответил в течение 10 дней, можно подавать судебный иск о возмещении ущерба после ДТП. Длительность процесса варьирует от нескольких недель до полугода и более, а взыскание осуществляют через месяц после вынесения вердикта в пользу истца.
Верховный Суд РФ разъяснил, когда водителя нельзя наказывать за попадание в яму на дороге
Верховный Суд РФ указал чиновникам, что они несут большую ответственность за обеспечение безопасного движения, чем водитель, который мог выбрать неправильный маневр на дороге.
Обязанность властей следить за хорошим состоянием дорог, вовремя ремонтировать дорожное полотно или хотя бы обеспечивать участки с большими ямами дорожными знаками стоит в приоритете, отмечает высшая инстанция.
Верховный Суд РФ подчеркивает, что при несоблюдении этих условий ни власти, ни суды не имеют права перекладывать вину за попадание машины в выбоины на водителя.
Так, Верховный Суд РФ разбирал спор жителя г.Омска с местным «Управлением дорожного хозяйства и благоустройства». Из материалов дела следует, что водитель ехал по затопленной водой дороге, на которой не было ни ограждений, ни предупреждающих знаков.
В итоге автомобиль провалился в яму, из-за чего двигатель перестал работать. Вызванные на место аварии инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца нет и вынесли определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Водитель посчитал, что чиновники должны выплатить ему компенсацию и обратился в суд. Куйбышевский суд г.
Виды возмещения при ДТП
Пострадавший вправе взыскать все виды ущерба, включая физический, финансовый и моральный. При возмещении материального ущерба после ДТП виновник платит за:
- ремонт и покупку запчастей;
- приобретение авто аналогичной марки, модели и технического состояния;
- эвакуацию машины и независимую экспертизу;
- судебные издержки.
Вред здоровью – это различные травмы, обострение хронических и появление новых заболеваний в результате аварии. Возмещение ущерба здоровью после ДТП подразумевает компенсацию:
- стоимости лекарственных препаратов;
- расходов на хирургическое вмешательство, реабилитацию, санаторное лечение;
- утраты заработка в период нетрудоспособности.
Моральный ущерб после ДТП возмещают только через суд. Таким образом потерпевший компенсирует негативные психо-эмоциональные последствия аварии: стресс от ухудшения здоровья, гибели близких людей и т. п. Подать на моральный ущерб после ДТП можно, даже если виновный добровольно компенсировал материальный вред.
Сроки и суммы взыскания ущерба при ДТП
Исковая сумма зависит от тяжести ущерба и выплат, которые пострадавший получил от страховщика. Объективный расчет может сделать юрист, который оказывает помощь с выплатами по ДТП.
Как получить возмещение за наезд на яму или открытый люк?
По закону причиненный ущерб должен быть компенсирован. Но главным фактором становится виновность участника ДТП. Водителю, как правило, вменяют нарушение п.10.1 ПДД – неправильно выбранная скорость с учетом дорожной обстановки. С виновностью не нужно соглашаться.
Если на ней настаивают инспекторы ГИБДД, то их утверждения важно оспорить в суде. Для получения возмещения важно установить нарушения со стороны организации, занимающейся обслуживанием данного участка дорожного полотна.
Чтобы доказать невиновность по п.10.1 ПДД важно с самого начала написать правильное объяснение. Водитель указывает, что двигался по дороге со скоростью не более установленной, и с учетом интенсивности движения, погодных и дорожных условий. Отмечает, что выбранная скорость давала возможность постоянно контролировать опасности, которые мог бы предвидеть.
Дальнейшее возмещение сводится к взысканию ущерба с виновника происшествия – ОСАГО в этом случае не работает. Получить выплату можно от обслуживающей организации. Также возмещение может выплачиваться по полисам КАСКО. Иногда достаточно обращения в обслуживающую организацию и к страховщику. Но часто водителю приходится идти в суд, чтобы установить виновника ДТП и добиться выплаты.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск подаётся в суд общей юрисдикции по месту нахождения организации-ответчика или её филиала. При этом потребуется оплатить госпошлину в размере, зависящем от стоимости иска, но не менее 400 рублей. Эта сумма, если дело будет выиграно, взыскивается с ответчика.
В заявлении указывается наименование судебного органа, персональные данные сторон процесса, обстоятельства произошедшего с описанием причинённого вреда, доказательства правомерности претензий, требования и цена иска.
К прошению необходимо приложить следующие документы:
- справку о факте ДТП из полиции;
- протокол, составленный сотрудником ГИБДД на месте происшествия;
- постановление об административном правонарушении;
- акт оценки полученного материального ущерба;
- копию досудебной претензии;
- фотографии повреждённого транспортного средства и дорожного покрытия;
- свидетельские показания;
- чеки на эвакуацию автомобиля, почтовые и иные расходы, квитанцию об оплате госпошлины.
В большинстве случаев, при достаточной доказательной базе, суд принимает сторону водителя. Ущерб, нанесённый транспортному средству, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы оплачиваются ответчиком. Но для того чтобы предотвратить ДТП, сохранить деньги и время на поиск справедливости важно соблюдать простые правила: следить за погодными условиями, снижать скорость перед лужами и участками с признаками ремонта и объезжать явные дефекты на дорожном полотне.
Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто
После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины. К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа. Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.
В деле Моренова ВС также указал: доказать отсутствие вины должен тот, кто причинил вред (в данном случае это ООО «Магистраль»). Ответчик должен доказать и то, что ДТП произошло по неосторожности водителя – что не учли нижестоящие суды. Никаких доказательств того, что на месте ДТП были знаки об имеющемся недостатке дороги и объезде препятствия, в деле не было, указал ВС.
Автовладелец хотел, чтобы муниципальные власти возместили ему причиненный ущерб, поскольку машина попала в яму на дороге. Размер выбоины превышал предельные значения, определенные ГОСТом.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с апелляционной инстанцией, отказавшей в иске, и направила дело на новое рассмотрение.
В апелляционном определении не приведено никаких доказательств того, что водитель вел машину со скоростью, превышающей какие-либо ограничения. При этом ДТП произошло в темное время суток, информационные щиты о разрушении дорожного полотна отсутствовали.
Для правильного разрешения спора следует выяснить, имел ли водитель техническую возможность избежать наезда на выбоину при движении с разрешенной скоростью. Причем именно причинитель вреда должен доказать отсутствие своей вины и наличие грубой неосторожности потерпевшего.
После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины. К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа. Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.
Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:
- свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
- схему ДТП;
- письменные объяснения очевидцев и водителя;
- акт недостатков на дороге;
- фотографии аварии;
- претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.
Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК. Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб., в остальных случаях — в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев. Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.
В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.
Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.
Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:
- о праве собственности на имущество;
- о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
- об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
- о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.
Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:
- возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
- возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.
Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:
- размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
- степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
- расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).
Как избежать попадания в яму на дороге
Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить вероятность повреждения автомобиля:
- Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
- Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
- Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.
Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.
Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна
Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:
- Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
- На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
- Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
- Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
- Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
- Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
- Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.
Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.
В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Что делать, если машина получила повреждения на выбоине
Любой наезд на яму, даже не повлекший серьёзных повреждений машины, приравнивается к ДТП. Однако большая часть водителей не знают этого факта. А ведь он прописан в пункте 1.2 ПДД. Не нужно просто выходить из машины, менять повреждённое колесо на запасное и уезжать с места ДТП.
Хотя практически каждый водитель, если дело не касается повреждения машины на большую денежную сумму, поступает именно так. А некоторым просто лень заниматься отстаиванием своих прав.
Только небольшая часть автовладельцев готовы добиваться возмещения ущерба из-за попадания автомобиля в дорожную яму. Такие люди помнят главное правило и всегда руководствуются им : получить материальную выплату можно только тогда, когда доказательства собраны на месте происшествия, а не после посещения автосервиса и вынесения механиком неутешительного вердикта.
Как только дорожник выявлен, пускай и с помощью прокуратуры, важно не торопиться бежать в суд, а посетить отдел автоинспекции, сотрудники которого занимались оформлением документации. Здесь стоит запросить справку о ДТП и заверенную копию административного протокола, который составлен в отношении должностных лиц или всего предприятия дорожной службы. Кроме того, потребуется ещё и копия постановления по возбуждению административного процесса.
Кстати, не нужно удивляться тому, что акт обследования места происшествия, который оформляется сотрудником ГИБДД на месте, остаётся в отделении дорожной полиции. Дело в том, что этот документ находится в материале, который был собран ГИБДД. Весь пакет документов будет запрашивать суд при рассмотрении ходатайства по возмещению ущерба автовладельцу. Так что никуда указанный акт из дела не исчезнет.
Только теперь можно готовиться непосредственно к этапу получения компенсации за причиненный автомобилю ущерб.
Можно ли не оформлять попадание машины в яму как ДТП?
Применение европротокола при отсутствии еще одного участника аварии невозможно. Но при этом ждать инспекторов ГИБДД на месте возникновения аварии, если машина осталась на ходу, совершенно не обязательно. Водитель вправе самостоятельно зафиксировать все повреждения, оформить схему и сделать фото и видео места аварии. По возможности автовладелец может измерить длины и глубину ямы. Эти данные станут доказательством вины дорожников, в случае несоответствия ГОСТу размеров углублений.
После составления схемы и создания фото, автолюбителю необходимо сразу же отправиться к посту ДПС или в подразделение ГИБДД для оформления протокола.
При наличии страховки КАСКО возмещение ущерба зависит от условий договора. СК может компенсировать повреждения авто или дать направление на ремонт в СТО для его восстановления. В остальных случаях, если виновным лицом является дорожная служба, то она и должна возмещать ущерб.
Кто ответственен за качество дорожного покрытия?
Если вы попали в ДТП по причине наличия на дороге ям, выбоин, люков, упавших веток и других повреждений, взыскивать ущерб придется с владельца данного участка пути. Как правило, ответственность за состояние автодороги несут дорожно-эксплуатационные организации, городские и районные администрации и так далее. В их компетенцию входит обустройство, ремонт и обслуживание дорог, а наличие дефектов поверхности свидетельствует о ненадлежащем исполнении компанией своих обязанностей. Взыскивать ущерб, в случае возникновения повреждений автотранспорта, необходимо с руководителя данной организации.
Как узнать, кто владеет и управляет данным участком дорожного покрытия? Для этого следует обратиться в районную администрацию, – как правило, там вы без труда сможете получить необходимую информацию. Если местная администрация по каким-либо причинам отказывается оказать содействие или не может дать однозначный ответ, обратитесь в администрацию города.
Акт о состоянии дороги
Документ, описывающий техническое состояние участка, где произошло ДТП, обязан оформить сотрудник ГИБДД. Если он отказывается это делать, автомобилист может сам составить акт. Он пишется в произвольной форме. Но в документе должны быть:
- информация о месте аварии (улица, номера расположенных поблизости домов);
- список дефектов дорожного покрытия, их характер, размер;
- подробности инженерно-технического обустройства дороги (знаки или их отсутствие, разметка, мешающие обзору пути рекламные щиты, освещение и др.);
- фамилии, адреса составителя акта и свидетелей, которыми могут быть и родственники, знакомые потерпевшего водителя.
Документ следует подтвердить фотографиями и видеосъемкой доставившего проблемы участка.