Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо России подобный сбор есть и в других странах СНГ. К примеру, в Беларуси, но там существуют отличия по возрасту автомобиля. Есть три уровня: авто младше 3 лет, от 3 до 7 лет и старше 7 лет.
В каких случаях нужно уплачивать утилизационный сбор
Сбор платят компании и частные лица, благодаря которым транспорт так или иначе оказывается в России. Соответственно, это обязанность ложится на плечи:
- Производителей – если транспортное средство собрано на территории РФ.
- Импортеров – если речь идет о технике, которую ввозят из других стран. Платят как за поддержанные машины, так и за новые.
- Покупателей – это могут быть транспортные компании и обычные граждане. Им придется платить, если до них этого никто не сделал. Такие ситуации могут возникнуть, когда производитель/импортер освобожден от утильсбора или должен был его перечислить, но так этого и не сделал.
Есть определенные правила и условия, по которым перечисляется утилизационный сбор на автомобили в России:
- Он оформляется отдельно на каждое транспортное средство, ввезенное в Россию или произведенное внутри страны. То есть, нельзя оформить один документ на всю партию – только на каждое отдельное авто.
- Если ТС вводится в Россию, то сбор должен быть уплачен до окончания таможенного оформления или до того, как авто поступит в обращение. Без этого машину нельзя будет зарегистрировать.
- Российские производители должны заплатить утильсбор в том квартале, который следует за кварталом, в котором машина сошла с конвейера.
И самое главное – оплата утилизационного сбора происходит лишь один раз и только кем-то одним. Соответственно, он работает как своего рода таможенная пошлина – как только сбор уплачен, авто считается легализованным в России.
Еще важно, что это касается даже ввоза авто из стран ЕАЭС (с которыми у России общее таможенное пространство). То есть, нужно платить утилизационный сбор и на автомобили из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Сумма утилизационного сбора в 2023 году
01.01.2022 утилизационный сбор в РФ увеличили, что отразилось на стоимости практически всех автомобилей.
Размер сбора зависит от типа и возраста автомобиля, а также от лица, приобретающего автомобиль:
Тип транспортного средства | Размер сбора для ТС младше 3 лет, руб. | Размер сбора для ТС старше 3 лет, руб. |
---|---|---|
Электромобили | 32.600 | 122.000 |
Легковые авто, ввозимые юридическими лицами | 48.200-445.000 в зависимости от объема двигателя | 123.000-700.200 в зависимости от объема двигателя |
Любые легковые авто, ввозимые гражданами для личного использования | 3.400 | 5.200 |
Грузовые автомобили до 3.5 тонн | 178.500-300.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто | 189.000-432.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто |
Грузовые автомобили от 3.5 до 20 тонн | 300.000-496.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто | 456.000-1.735.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто |
Автобусы | 171.000-990.000 в зависимости от объема двигателя | 172.500-1.558.500 в зависимости от объема двигателя |
Тягачи, фургоны, самосвалы, автобетономесители и прочая спецтезника | 285.000-1.002.000 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности | 1.725.000-3.469.500 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности |
Мототранспорт | Утилизационный сбор отсутствует | Утилизационный сбор отсутствует |
Плюсы и минусы утилизации транспортного средства
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.
К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.
К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.
После выполнения всех условий, сдачи машины и получения сертификата на скидку при покупке перед автолюбителем открываются широкие возможности для выбора. Некоторые дилеры позволяют покупку железных коней от зарубежных производителей. Но большинство салонов предлагают продукцию АвтоВаз.
Наибольшей популярностью пользуются модели ВАЗ 2107, Kalina2, Priora, Granta. Но по сути можно взять любую машину, которая есть в наличии. Если выбранной модели нет в автосалоне, ее можно заказать. Центр сообщает клиенту примерный временной интервал, когда транспортное средство доставят в нужный центр продажи. Правила покупки и порядок оформления документов не отличаются от стандартной процедуры при оформлении покупки у официального дилера.
Программа утилизации направлена на формирование нового автопарка, улучшение экологической обстановки и ситуации на дорогах.Государство финансирует исключительно покупку новых машин.
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
Что такое утилизация автомобилей
Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.
Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.
Что такое утилизация автомобилей
Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.
Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.
Какие машины принимают по Trade-In
Это достаточно важный вопрос. Перед тем как поменять свой старый легковой автомобиль на новый, убедитесь, что ваша машина соответствует критериям.
Каждый автосалон имеет право формировать собственный перечень требований и условий, на которых они готовы принять то или иное транспортное средство. Важно понимать, что автосалоны заинтересованы в получении прибыли от участия в Trade-In. А потому неликвидные, откровенно старые, чрезмерно изношенные машины, которые будет сложно продать и восстановить, приниматься не будут. Салону попросту не удастся выручить за него больше, чем они дали своему клиенту за неё.
Некоторые компании ориентируются только на состояние, год выпуска и комплектацию. Другие же работают исключительно с определёнными марками. К примеру, если салон является официальным дилером Ford, и продаёт только модели этой марки, они вряд ли захотят принимать по Trade-In любые машины, кроме Ford. Мультибрендовые компании работают с обширным перечнем марок и моделей.
Несмотря на возможность каждого автосалона предъявлять свои требования, есть общий перечень условий, которые предъявляют большинство компаний:
- Возраст. Обычно организации не готовы принять по Trade-In машину, если её возраст превышает 7-10 лет. У некоторых есть ограничения до 5 лет.
- Техническое состояние. Идеального состояния никто не требует. Но хотя бы в хорошем и пригодном для эксплуатации состоянии машина быть обязана.
- Товарный вид. Если на автомобиле имеется множество повреждений, разбитые стёкла, мятый капот и прочие визуально заметные дефекты, такую машину вряд ли примут. На придание товарного вида нужно много времени и ресурсов, что делает невыгодным принятие такого авто по Trade-In.
- Спрос. Лишь в редких случаях салон готов принять машину, спрос на которую минимальный. Существует определённый перечень наиболее ходовых и востребованных моделей в каждом ценовом сегменте.
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2022 году
Одним из самых популярных вопросов в программе утилизации, остается возможность приобретения б/у транспортного средства. Основан он на том, что новое авто недешево, а скидки невелики. Покупка бывшего в пользовании ТС при помощи государства, могло бы стать хорошей возможностью для множества граждан.
В 2022 году, к сожалению множества автолюбителей, правительство осуществляет софинансирование только покупки нового транспорта. Здесь следует помнить, что одна из причины создания и введения программы – это поддержка отечественных производителей.
Покупка бывшего в пользовании ТС таким способом невозможна. Автолюбителям приходится искать другие варианты решения проблемы. Одним из наиболее популярных является – кредит.
Как сдать машину в утиль по программе льготного субсидирования «Утилизация»
Сдать машину в центр утилизации, после чего приобрести новый автомобиль с современными техническими характеристиками и показателями, совершенно не сложно. Это не займет у участников много времени и сил. Однако процедура предполагает наличие нескольких этапов, которые обязательно нужно будет пройти:
- Если клиент планирует участвовать в программе государственного льготного автокредитования «Утилизация», которая предполагает обмен старого транспортного средства на дисконт, потребуется выйти на связь с официальным дилером. Важную роль играет то, что он должен обязательно находиться в регионе прописки клиента. В автосалоне, который находится в другом регионе, купить машину со скидкой по программе не получиться.
- В дилерском центре клиенту потребуется выбрать новый автомобиль. Приобрести можно только машину, которая была собрана на территории России. Это условие является важным, так как программа является государственной. Выбрать наиболее подходящий для вас автомобиль, который имеет нужную комплектацию, вам охотно помогут сотрудники автосалона. Профессиональные консультанты предоставят перечень автомобилей, которые можно приобрести по данной программе. Список машин в разных регионах может существенно отличаться.
- В дилерском представительстве автомобильной марки, которую вы предпочитаете, предстоит заключение договора. В документации указывается, что определенная часть от общей суммы стоимости автомобиля, будет приниматься дилерами специальным сертификатом. Представленный документ предоставляется клиенту в виде компенсации за автомобиль, который был утилизирован.
- После получения договора участнику программы потребуется обратиться в центр утилизации. Там производится осмотр предоставленного автомобиля, так как к нему имеются некоторые требования, среди которых:
- Машина, которая сдается в центр утилизации, обязательно должна быть старше шести лет. Если ваша машина была выпущена в более поздние сроки, ее утилизировать по данной программе запрещено.
- Автомобиль нужно привезти в полной базовой комплектации. Кузов обязательно должен находиться в исправном состоянии и быть целым, стекла должны быть в целом виде.
- Если имеются вредоносные вещества, их также следует сдать в центр утилизации.
- После проведения осмотра сотрудниками дилерского центра вашего автомобиля, клиенту на руки предоставляется сертификат, который дает возможность купить новый автомобиль в автосалоне вашего регионе с достаточно неплохой скидкой. Данная сумма является полностью фиксированной, независимо от марок авто, которые сдаются в утилизацию.
- Клиент с наличием специального сертификата уже имеет возможность обращаться к дилерам для оформления акта про куплю-продажу.
- Далее клиенту в ГИБДД нужно снять свой старый автомобиль с регистрационного учета. Участнику программы потребуется написать заявление о изъявлении желания снять машину с учета. К заявлению нужно приложить номерные знаки автомобиля, акт про то, что была произведена утилизация. Документ, который клиент получит в органах ГИБДД нужно будет предоставить дилерам.
Могу ли я продать списанную машину?
Да, нет никаких преград для отчуждения автомобиля, если он снят с учёта ГИБДД. Даже если вы покупали машину новой и ни разу не ставили на учёт, и, таким образом, в ГАИ о ней вообще ничего не известно, вы имеете полное право продать её.
Тут дело в том, что при списании машины не происходит никакого изменения вашего права собственности на него. Следовательно, нет никаких ограничений по распоряжению этой собственностью так, как вам захочется (до тех пор, пока это не нарушается закон – например, вам всё ещё нельзя ездить на списанном авто). Поэтому можно продавать списанное авто.
Другое дело – утилизация. Такую машину у вас вряд ли кто-то купит. А после покупки, если она была осуществлена из-за невнимательности покупателя, тот будет иметь полное право расторгнуть договор купли-продажи, и вернуть вам вашу «недвижимость», а себе – уплаченные за неё деньги.
Как и кто платит утилизационный сбор на автомобиль?
Недавнее введение утилизационного сбора вызывает много вопросов и недопонимания. Автовладельцев интересуют ответы по существу: для всех ли обязателен сбор или кто-то может избежать его, когда он должен быть уплачен и есть ли возможность рассчитать сумму, которую требуется уплатить, без посторонней помощи?
Данная статья поможет разобраться во всех важных моментах, связанных с расчетами и порядком оплаты утилизационного сбора на транспортное средство.
- Что такое утилизационный сбор на автомобиль?
- Кто должен платить утилизационный сбор?
- Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?
- Как рассчитать сумму утилизационного сбора?
- Где ставится отметка об уплате утилизационного сбора?
- Наказания за неуплату утилизационного сбора
- Возврат средств, если утилизационный сбор уплачен ошибочно
Утилизационный сбор на автомобили в России: что это и как с этим жить?
В 2012 году в нашей стране была введена обязанность уплачивать утилизационный сбор, покупая себе новенький автомобиль.
По своей сути, утилизационный сбор – это единоразовая уплата некоторого количества денег в бюджет государства, назначенная в качестве платы за нарушение экологической безопасности природы и окружающей среды нашей страны.
То есть, попадая после эксплуатации в утиль, машина начинает загрязнять нашу жизнь и жизнь остальных граждан, а чтобы охранять это здоровье, а точнее утилизировать железный мусор, государству нужны средства.
Оплачивается сбор на утилизацию в отношении ТС на колесах или шасси. Кстати, такая формулировка говорит о том, что сбор может быть, как уплачен, так и возвращен не только за автомобиль.
Существует также утилизационный сбор на мотоциклы, скутеры, тракторы и тому подобное. Именно этот налог позволяет всем нам спокойно дышать свежим воздухом даже в больших городах.
О том, как именно работает данная поправка к закону, мы сегодня и поговорим.