Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли сборщики металлолома применять спецрежим для самозанятых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часто перед физическими лицами встает вопрос, удерживается ли НДФЛ от продажи лома. Именно так, статьи 212, 217, 220, 228 Налогового кодекса РФ рассматривают прибыль от сдачи вторсырья как доход, облагаемый налогом, а также рассматривает, как происходит декларирование, оплата и как избежать оплаты.
Кто платит НДС с лома в 2021
Когда ИП или компания покупает или получает металлолом, они становятся налоговыми агентами, если поставщим — плательщик НДС. И неважно, какой налоговый режим применяют покупатели: УСН, патент — даже если они освобождены от НДС по ст. 145 НК РФ — при работе с металлоломом придется рассчитать и уплатить НДС. Это не касается только посредников (агентов, комиссионеров), которые покупают лом для других компаний (принципалов, комитентов).
При каждой покупке вторсырья компания или ИП должны рассчитать НДС на основании счета-фактуры, которая оформлена особым образом. Продавец металлолома выставляет счет с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».
Но есть исключения — ситуации, когда именно поставщик платит НДС, не перекладывая эту задачу на покупателя. Это происходит, если продавец:
- незаконно поставил отметку в документах «Без НДС» и налоговая это обнаружила;
- экспортирует металлолом;
- является плательщиком НДС и продает лом физлицу без статуса ИП;
- «слетел» с упрощенки на ОСНО;
- утратил право на освобождение от НДС.
Я сдал металлолом — нужно ли платить налоги?
Часто перед физическими лицами встает вопрос, удерживается ли НДФЛ от продажи лома. Именно так, статьи 212, 217, 220, 228 Налогового кодекса РФ рассматривают прибыль от сдачи вторсырья как доход, облагаемый налогом, а также рассматривает, как происходит декларирование, оплата и как избежать оплаты.
Подоходный налог от реализации невостребованных металлоизделий взимается в том случае, если физ. лицо владело сырьем сроком до трех лет. Также НДФЛ оплачивается, если человек продал сырья на 250000 суммарно за год.
Физическое лицо в данном случае обращается в налоговую службу по месту проживания с заполненной декларацией 3-НДФЛ и оплачивает 13% от прибыли до 30 апреля следующего года.
Тогда на сколько можно сдать металлолом без налога? Из сказанного получается, что при своевременной подаче 3-НДФЛ можно получить налоговый вычет, но это можно сделать только в случаях, если лицо реализовало лом на общую сумму до 250000 рублей, либо срок владения не превысил трех лет. Это гарантировано 212 статьей НК РФ.
Для предотвращения махинаций государство обязывает лицензированные приемки требовать с поставщика документы, подтверждающие право собственности и срок владения вторсырьем. Налоговые агенты проверяют документооборот промышленных предприятий и при выявлении выплаты крупных сумм лицам, сдающим металл, могут затребовать у последних подтверждение уплаты НДФЛ.
Как рассчитывают НДС на металлолом в 2021
Сумму НДС с аванса налоговый агент определяет по формуле:
Сумма НДС с аванса = (Сумма аванса + Сумма аванса * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120
Сумму НДС с отгрузки определяют похожим образом:
Сумма НДС с отгрузки = (Стоимость товара + Стоимость товара * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120
Налог к уплате рассчитывают в рамках квартала, в котором покупали металлолом. НДС, который начислили в течение квартала, компании — плательщики НДС уменьшают на сумму вычетов по НДС и увеличивают на сумму восстановленного налога, если он есть:
НДС к уплате = Начисленный НДС — Вычеты по НДС + Восстановленный НДС
Вычеты НДС на металлолом. Вычет заявляют только на основании счета-фактуры от поставщика (письмо ФНС от 16.05.2018 № СД-4-3/9293). При покупке вторсырья компания может уменьшить НДС на несколько видов вычетов, которые закреплены в п. 4.1 ст. 173 НК РФ:
- вычет НДС, который налоговый агент начислял в течение квартала при покупке вторсырья;
- вычет НДС при возврате вторсырья продавцу или аванса клиенту, такое право есть у покупателей металлолома — плательщиков НДС (п. 5 ст. 171 НК);
- вычет НДС с аванса, который уплатил налоговый агент продавцу (абз. 2 п. 12 ст. 171 НК): он сначала начисляет НДС с аванса, а потом принимает его к вычету;
- вычет НДС при уменьшении цены или объема вторсырья:налоговый агент сперва начисляет НДС с отгрузки, а если цена или объем уменьшаются, принимает излишне начисленный налог к вычету вместо продавца.
Восстановленный НДС. Налоговый агент восстанавливает налог при возврате аванса или при получении товаров, за которые платил аванс и принимал налог к вычету. Также иногда приходится частично восстанавливать НДС, если изменилась стоимость или объем вторсырья по соглашению с продавцом.
Кто заплатит налог с доходов от сдачи металлолома
отражение возмещения (компенсации) персоналу расходов, связанных с осуществлением служебных, трудовых обязанностей, таких как расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей, расходы, связанные со служебными командировками (за исключением выплаты суточных), компенсация стоимости вещевого имущества, иные аналогичные расходы, по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ;
Здесь следует пояснить, что поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходов на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств, приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 7 Порядка № 209н).
Обоснование вывода:
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает учет доходов с применением счетов 205 00 «Расчеты по доходам», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п.п. 197, 199, 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2021 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В ряде случаев реализация имущества на основании договоров согласно положениям Уставов организаций госсектора является одним из видов приносящей доход деятельности этих учреждений. При таких обстоятельствах допустимо использование для учета соответствующих расчетов счета 205 70 «Расчеты по доходам от операций с активами» (п. 197 Инструкции N 157н). В иных ситуациях расчеты по реализации имущества могут учитываться на счете 209 83 «Расчеты по иным доходам» (п. 220 Инструкции N 157н).
В частности, абзацем седьмым п. 178 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2021 N 183н (далее — Инструкции N 183н), прямо предусмотрено, что начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается по кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету счета 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам». Согласно положениям п. 34 Инструкции N 183н металлолом учитывается в составе материальных запасов.
Доходы от выбытия материальных запасов отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов», статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н).
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете следующим образом:
1. Дебет 2 209 83 560 Кредит 2 401 10 172
— отражено начисление дохода от реализации металлолома на основании паспорта-расчета;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 83 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (440 АнКВД, 440 КОСГУ) — отражено поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения.
Порядок заполнения отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) регламентирован положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2021 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
Поступление доходов, полученных автономным учреждением от сторонней организации за сданный металлолом, отражается в графе 5 раздела I Отчета (ф. 0503737) по аналитическому виду доходов 440.
В декларации 3-НДФЛ указывается код 1520 — владение иным имуществом.
Декларация подается в обязательно, если имущество принадлежало владельцу менее 3 лет.
В декларации по НДС — код 1011715. Используется при реализации металлоотходов, указывается по 2 разделу, строке 070.
Заполняется декларация на основании письма № СД-4-3/7484 ФНС РФ от 19.04.2018 г.
Нужно ли платить налог от сдачи металлолома частным лицам, подробно рассмотрено в письме Минфина РФ № 03-04-05/24432 от 27 июня 2013 г.
Лица обязаны производить уплату НДФЛ с продажи металлического утиля. Исключением является ряд случаев, указанных в Кодексе. Не уплачивают НДС при сделках с отходами.
ИП, организации — налоговые агенты по НДС с 01.01.2018г (ФЗ № 335 от 27.11.2017 г.). Покупатели считают и уплачивают пошлины. Имеют право высчитывать НДС и обязаны подавать декларацию.
Сдающих металлолом россиян предложили освободить от налога на доход
При определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
При этом налогоплательщики имеют право на имущественные налоговые вычеты, в частности, в суммах, полученных от продажи иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет, но не более 250 тыс. руб.
Таким образом, налоговая база по доходам, полученным физлицом от продажи личного имущества (металлолома), находящегося в собственности менее 3 лет, определяется с учетом вычета в сумме 250 тыс. руб.
При этом если имущество находилось в собственности физлица — налогового резидента России 3 года и более, то доходы от его продажи освобождаются от НДФЛ.
Чтобы получить освобождение от НДФЛ, у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности 3 года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте.
Таким образом, физлица, получающие доход от продажи имущества (металлолома), находившегося в собственности, за исключением случаев, когда такое имущество принадлежало им 3 года и более, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ, представить налоговую декларацию и уплатить налог.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Металлический лом является отходом производства и потребления. Правительство РФ установило порядок оборота ( №369, 370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами металлов и их отчуждения» от 11.05.2001 г.).
228 статья НК РФ объясняет, облагается ли налогом сдача металлолома физическим лицом , если есть прибыль . В ряде случаев при такой деятельности предусматривается декларирование и уплата сбора. Какая сумма не облагается налогом при сдаче металлолома указано в ст. 217 Кодекса.
Частное лицо может сдавать металлоотходы согласно ст. 13.1 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. Пошлины на прибыль в РФ устанавливаются в законодательном порядке. Сколько металлолома можно сдать в год без налогов в России поясняют ст. 217, 220 Кодекса.
Средства от сбыта лома считаются доходом. Налог на сдачу металлолома платить нужно. Поводами для исчисления и удержания являются ситуации, когда:
- имущество находилось во владении менее 3-х лет;
- суммарная прибыль за год составила больше 250 т.р.
Оплата производится в году, который следует за отчетным.
Прогноз цен на металлолом в 2023 году
Многие эксперты, делая прогноз цен на металлолом в 2023 году, настойчиво ожидают повышения стоимости металлического лома, а фактором, провоцирующим рост стоимости, по их мнению является скоротечный процесс инфляции. Также они отмечают внезапно возникшие сложности у металлургов, потому как им стало тяжело конвертировать долги в условиях введённых ограничений, поступивших вследствие геополитических явлений.
Другие аналитики, говоря о том, когда повысится цена на металлолом в 2023 году, уверенно заявляют, что рост произойдет не раньше, чем через 3 месяца, поскольку в данный момент цены стабилизировались и перестали падать. Проблемы в основном были вызваны высокой конкуренцией с поставщиками из Азии, завершением строительного сезона, а также сложной геополитической обстановкой во всем мире.
За 11 месяцев против российского металлургического сектора был введен ряд санкций, которые затрудняют экспорт из РФ для производителей стали. Запрет на заход российских судов в местные порты действует в США, Великобритании и Канаде. Резиденты Великобритании не могут оказывать техническую помощь, финансовые или брокерские услуги по поставкам готовой стальной продукции и труб из Российской Федерации, даже если эта продукция поставляется в третьи страны.
По данным «Русмет» в течение всего января этого года цена на металлический лом медленно повышалась, такая же тенденция ожидается и в следующих месяцах, поскольку на внутреннем металлургическом рынке прослеживается увеличение спроса на сырье.
Ранее, 31 августа 2022 года, министерство финансов заявило, Россия вводит временный запрет на экспорт лома и отходов драгоценных металлов с 1 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года. Согласно соответствующему постановлению, подписанному премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, запрет на экспорт позволит сохранить стабильный источник вторичного сырья для переработки и производства драгоценных металлов на внутреннем рынке, гарантировать производственные мощности аффинажных заводов России, а также увеличить налоговые поступления в государственный бюджет.
Сейчас, Россия планирует продлить тарифную квоту на вывоз лома и отходов черных металлов за пределы территории страны в государства, не входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), до 30 июня 2023 года. Проект разработан с целью безусловного обеспечения стратегическим сырьем отечественных предприятий металлургической отрасли в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран.
Несмотря на это, металлургические предприятия в России по-прежнему считают вторсырье дорогостоящим и постоянно просят правительство повысить экспортные пошлины, чтобы оставить больше металлолома внутри страны и снизить его цену.
По мнению экспертов, цены начнут расти не раньше, чем в феврале или марте 2023 года. В данный момент мы находимся на стабильном уровне, что говорят о устоявшейся стабилизации черного металла. Единственным фактором, который потенциально может поднять цены на металлолом, является завершение спецоперации, поскольку потребуется большое количество ресурсов для того, чтобы привести пострадавшие территории в хорошее состояние.
Если у вас остались вопросы или вы хотите узнать цены на наши услуги – позвоните нам, и мы с радостью ответим.
Рост цен с середины марта 2023 года
Спрос на металлолом растет с начала года, виной тому сократившиеся запасы в конце 2022 г. из-за низких закупочных цен и праздников, а также увеличение спроса на сталь. Напоминаем, что доля лома в ее выплавке составляет примерно треть, причем в последние годы показатели увеличились с 29% в 2020 г. до 32% в 2022 г. Но здесь все не так однозначно.
Если неделя с 6 по 13 марта закончилась общим ростом, например, в Турции — одном из главных импортеров металлолома — вторсырье подорожало на 8% за неделю, то уже во второй половине марта лом начал дешеветь. Снижение стоимости наблюдалось «по всем фронтам» — в Восточной Азии, США, России, Турции, снизилась цена и на Сингапурской бирже, где котировки упали до 2-месячных минимумов.
Но проблемы оказались временными и в последних числах марта лом опять пошел в рост.
Графики изменения цен
Проследить повышение котировок (средние в мире) в начале года на металлолом можно на графике.
Новые правила обращения с ломом и отходами черных металлов в 2021 году
Уплачивается ли налог на сдачу металлолома физ лица, рассматривается в статьях 228, 217 НК.
Уплата НДФЛ осуществляется при невозможности доказать факт владения от трех лет.
НДФЛ не платится в следующих случаях:
- если продавец — резидент РФ;
- право на собственность подтверждено документально (чеки, акты приема-передачи, договоры отчуждения);
- владение от 3 лет.
Право на собственность может фиксироваться актом приема-передачи в месте сбора металлических отходов (п.10 №369 «Об утверждении правил обращения с ломом»).
Частному лицу при сдаче металлолома надо ли платить налог поясняет п.1 ст.210 НК. Вся прибыль физлица включена для расчета НДФЛ:
- выручка в денежных средствах;
- доход в натуральной форме;
- выгода материальная.
Формируется база с учетом вычета по имуществу (ст.220 п.1 пп. 1 НК РФ). Налог за сдачу металлолома попадает под это правило.
Прием металлолома от населения
Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.
Налоговый учет металлолома в 2021 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль.
Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов.
Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.
Основные преимущества «упрощенки»:
- простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
- предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
- УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.
Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.
Помимо НДС, организациям на УСН предстоит вносить в бюджет транспортный налог. Разумеется, только в случае наличия автомобилей и спецтехники, признанных объектами налогообложения. Если пункт приема не располагает такой техникой, сдавать даже нулевую декларацию не нужно.
Также необходимо уплачивать налог на имущество организации, установленный гл. 30 Налогового кодекса. Здания, строения, сооружения, зарегистрированные на юридическое лицо, подлежат налогообложению, если задействованы в коммерческой и административной деятельности организации. Не платить налог можно при владении объектами, не перечисленными в ст.378.2.
Кто заплатит налог с доходов от сдачи металлолома
отражение возмещения (компенсации) персоналу расходов, связанных с осуществлением служебных, трудовых обязанностей, таких как расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей, расходы, связанные со служебными командировками (за исключением выплаты суточных), компенсация стоимости вещевого имущества, иные аналогичные расходы, по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ;
Здесь следует пояснить, что поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходов на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств, приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 7 Порядка № 209н).
Обоснование вывода:
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает учет доходов с применением счетов 205 00 «Расчеты по доходам», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п.п. 197, 199, 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2021 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В ряде случаев реализация имущества на основании договоров согласно положениям Уставов организаций госсектора является одним из видов приносящей доход деятельности этих учреждений. При таких обстоятельствах допустимо использование для учета соответствующих расчетов счета 205 70 «Расчеты по доходам от операций с активами» (п. 197 Инструкции N 157н). В иных ситуациях расчеты по реализации имущества могут учитываться на счете 209 83 «Расчеты по иным доходам» (п. 220 Инструкции N 157н).
В частности, абзацем седьмым п. 178 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2021 N 183н (далее — Инструкции N 183н), прямо предусмотрено, что начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается по кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету счета 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам». Согласно положениям п. 34 Инструкции N 183н металлолом учитывается в составе материальных запасов.
Доходы от выбытия материальных запасов отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов», статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н).
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете следующим образом:
1. Дебет 2 209 83 560 Кредит 2 401 10 172
— отражено начисление дохода от реализации металлолома на основании паспорта-расчета;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 83 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (440 АнКВД, 440 КОСГУ) — отражено поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения.
Порядок заполнения отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) регламентирован положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2021 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
Поступление доходов, полученных автономным учреждением от сторонней организации за сданный металлолом, отражается в графе 5 раздела I Отчета (ф. 0503737) по аналитическому виду доходов 440.
Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2021 года.
Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2021 года. Проверить учетную политику на 2021 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Полученный в процессе демонтажа металлолом в бюджетной организации принимается к учету на основании актов о списании основного актива. Причем, сам металлолом приходуется по фактической стоимости, в которую входит:
- рыночная оценка, действующая на момент принятия металлического лома к бухучету;
- транспортные расходы, оплачиваемые бюджетной организацией и связанные с процессом демонтажа основных фондов, в результате которого получен приходуемый металлолом.
Администрация Курской области
- В Курской области налог на имущество рассчитают по-новому
- Вниманию кадастровых инженеров!
- Капитальный ремонт курских многоэтажек — по новым правилам
- СВЕДЕНИЯ об итогах реализации программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
- Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
- О внесении изменений в административный регламент комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области по исполнению государственной функции «Осуществление лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов»
- П Л А Н проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год
- Международная выставка «Expomed Eurasia» (июнь 2021 года, г. Стамбул, Турция)
- ОТЧЕТ по субсидии, передаваемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на реализацию проекта «Народный бюджет» по состоянию на 1 января 2021 года
Частное лицо может сдавать металлоотходы согласно ст. 13.1 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. Пошлины на прибыль в РФ устанавливаются в законодательном порядке. Сколько металлолома можно сдать в год без налогов в России поясняют ст. 217, 220 Кодекса.
Сдача металлолома физ лицом какие налоги платить указано в Законе РФ. Все торговые сделки с ломом попадают под действие закона о налоге на прибыль (ФЗ №11 от 10.01.1997 г.). Сдал металлолом нужно платить налог, если имуществом (отходами) владели менее 3 лет или нет возможности доказать обратное.
Выбор системы налогообложения для работы с металлоломом
В 2021 учет металлолома, который приобретен у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, ведут в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», который утвержден Приказом Министерства финансов в 2001 году.
Этот документ, а также Методические указания по учету материально-производственных запасов свидетельствуют о том, что купленный лом можно относить к МПЗ и оценивать его стоимость в соответствии с фактически понесенными затратами. В них входят:
- рыночная цена;
- заготовительные расходы, которые сопряжены с подготовкой вторсырья к переработке;
- транспортные расходы.
Понесенные затраты также можно отнести к транспортно-заготовительным расходам, но это нецелесообразно, поскольку траты на доставку, заготовку и хранение связаны с использованием металлолома, а не с расходами предприятия в целом.
Целесообразно списание понесенных затрат на увеличение стоимости переработанного вторсырья, которое в дальнейшем будет задействовано на производстве или реализовано. Максимально удобный вариант – сотрудничество со специализированными пунктами приема лома, выстроенное так, чтобы производственное предприятие оплачивало стоимость отходов, их заготовку и транспортировку.
В этом случае расходы включают в закупочную стоимость, не выделяя отдельно при оценке металлического лома. Расходы, сопряженные с переработкой, записывают на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». При этом затраты не повлияют на стоимость металлолома, который отражен в виде материально-производственных запасов.
В Федеральном законе «О применении ККТ при взаимных расчетах с покупателями» № 54 от 22 мая 2003 года приведены случаи неприменения контрольно-кассовой техники. В п. 3 ст. 2 этого закона прописано: без ККТ могут работать пункты приема стеклотары и вторсырья, за исключением пунктов приема металлолома.
Федеральный закон требует от предпринимателей и организаций, скупающих и реализующих металлический лом, вести бухгалтерский учет металлолома и применять контрольно-кассовую технику при расчетах с продавцами и покупателями. Ошибочно полагать, что прием лома нужно оформлять договором купли-продажи.
Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.
Налоговый учет металлолома в 2021 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль.
Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов.
Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.
Основные преимущества «упрощенки»:
- простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
- предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
- УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.
Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.
Сдающих металлолом россиян предложили освободить от налога на доход
Учреждение списало материалы и ОС, образовался металлолом. Металлолом реализован сторонней организации. Доходы от реализации металлолома, полученного в рамках приносящей доход деятельности, в федеральный бюджет не перечислялись. Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать по проведенным операциям и как в бюджетном учете отражать реализацию металлолома? Какой порядок налогообложения данной операции? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина и Кошелева Юлия.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с бюджетным законодательством федеральное государственное учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации металлолома, после уплаты налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Контроль за полнотой и правильностью перечисления средств от реализации металлолома в доход федерального бюджета осуществляет Росимущество, выступающее от лица собственника имущества и выполняющее функции администратора соответствующего дохода.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Это означает, что учреждения владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее — Положение о Росимуществе), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам соответствующего бюджета. Согласно ст. 51 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, зачисляются в доход федерального бюджета по нормативу 100%.
Имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, также закреплено за учреждением на праве оперативного управления и является государственной собственностью. Соответственно, к такому имуществу применяются те же положения, что и к имуществу, приобретенному в рамках бюджетной деятельности.
Данный вывод подтверждается п. 3 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений». Согласно данному пункту федеральные органы исполнительной власти обязаны предусматривать в уставах федеральных государственных учреждений:
- исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности — исчерпывающий перечень видов такой деятельности;
- порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который, в том числе, устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.
Кроме того, п. 8 части 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 63-ФЗ), определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, установлены группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов для отражения операций с доходами, полученными от приносящей доход деятельности.
Согласно данному пункту доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являются:
- доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 120);
- рыночные продажи товаров и услуг (КОСГУ 130);
- безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 180);
- целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей (КОСГУ 180).
Иных доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в частности, доходов от реализации имущества (КОСГУ 410, 440) Законом N 63-ФЗ не предусмотрено.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляется администраторами доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).
«Усы, лапы и хвост – вот мои документы!»
С таким набором Матроскину металлолом не сдать, а всё потому, что без паспорта гражданина РФ в этом деле трудно. Лазейки, конечно, есть, но незаконные. Использовать их чревато денежными потерями, штрафами всякими, а то и в статью о незаконной деятельности или мошенничестве влететь можно. Не то чтобы паспорт от этого 100% страхует, но его востребованность в этом деле дает призрачную надежду на то, что и вас на деньги не бросят, и дела какие противоправные не приплетут.
Если вы сдаете черный металл, то необходимы личный паспорт и в некоторых случаях документы на металл (автомобиль, рельсы и другие подозрительные предметы, которые могут вызвать мысли о незаконном присвоении чужого добра).
С цветным ломом процедура сдачи сложнее и заявление куда информативнее. Помимо ваших личных паспортных данных придется записать сведения о продаваемом металле: где взяли, подтверждение собственности и ваша подпись под каждым словом. Вот в этом деле врать – опасно.
В любом случае, данные акты и документы на куплю у вас металлолома в большей степени необходимы для урегулирования взаимоотношений между покупателем и государством. Первый будет демонстрировать свою деятельность, а второй следить за тем, чтобы налоги поступали и рельсы активные не воровали.К тому же у государства может возникнуть ряд вопросов, если вы за год продавали металлолом более двух раз.
Заполнение акта и персональных данных о продавце металлолома – важное доказательство надежности и честности покупателя. Но бывают случаи, когда наличие документов может оказаться делом неважным:
- продавец лома, на момент совершения сделки, еще не достиг 14 лет. Также с 14 до 18 молодой гражданин должен иметь разрешение родителей (опекунов) на продажу лома. В противном случае сделка не может считаться законной,
- покупатель договаривается с продавцом словестно, без актов, забирая лом с большой скидкой (о которой продавец даже может не подозревать) и оставляя при себе налоги,
- продажа сомнительного лома, происхождение и собственность которого может находиться под вопросом. Такой товар могут продавать за чужим паспортом, поддельными данными или вовсе в теневую, договариваясь о приемлемой для обеих сторон цене,
- продавец совершал сделку о купле-продаже лома более двух раз за год, тогда налоговые службы могут задать вопрос: «А почему вы всё ещё не предприниматель? Так положено законом…».
Если будет доказано, что покупатель металлолома использовал недействительные, чужие или поддельные документы, тогда его ожидает долгое и серьезное судебное разбирательство впоследствии с серьезными штрафами и административными взысканиями. А если удастся обвинить в мошенничестве, тогда помимо денег недобросовестный покупатель может потерять и парочку-другую лет вольной жизни.
Чтобы не попасть в канитель разбирательств, избежать возможных штрафов, настаивайте на заполнении акта о сдаче и приеме своего цветного или черного металлолома. Это недолгая процедура, которая обезопасит вас, сохранит чистоту совести и честное имя покупателя.
Частное лицо вправе сдавать металлические отходы исходя из ст. 13.1 ФЗ РФ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления». Налог на доход в России установлен на законодательном уровне. Какое количество металлолома удастся сдать в течение года без уплаты налога в России, разъясняют ст. 217 и 220 Кодекса.
Полученные деньги от сбыта металлолома являются доходом. Пошлину на сдачу лома платить придется. Поводом для удержания/исчисления выступают такие случаи:
- нахождение имущества во владении меньше 3 лет;
- суммарный доход в течение года составил свыше 250 тыс. руб.
Оплату необходимо произвести в году, следующем за отчетным.