Учет и отчетность транспортной организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет и отчетность транспортной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2023 году это 45 842 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.

Выбираем формат бизнеса

Сразу заострим внимание на том, что количество инвестиций в этот бизнес далеко не всегда пропорционально «выхлопу», который вы от него получите. Да, можно потрать немалые деньги на закупку собственного транспорта, удовлетворяющего требованиям международного рынка, разработать крутое приложение по отслеживанию грузов в пути, но… стоит ли? На первых порах куда правильнее сосредоточить усилия на оказании качественного сервиса и удержать цены на невысоком уровне.

А потому в случае с «международкой» куда более логичной выглядит модель работы по формату так называемого экспедирования грузов.

При таком подходе к организации операционных процессов вы находите зарубежных подрядчиков, которые берут на себя сам процесс доставки, а зарабатываете на добавленной к перевозке стоимости. Как правило маржинальность колеблется в диапазоне от 10 до 20 процентов.

Взаимодействие с поставщиками услуг (перевозчиками)

Самое сложное при старте работы по международным направлениям – выбрать надежных перевозчиков, которые при этом смогут оказывать услуги по доставке грузов по ценам ниже рынка.

Лучшими перевозчиками из Европы по соотношению цены и оказываемого сервиса являются белорусские и литовские подрядчики. До недавнего времени многие транспортные компании работали с собственниками транспорта из Украины, однако в свете последних политических событий работа с ними на данный момент стала невозможной.

Если говорить про доставку грузов из Китая, стоит обратить внимание либо на местных партнеров из Поднебесной, либо заключить постоянные договоры с линиями, перевозящими контейнеры из этого региона. Доставка грузов из Юго-Восточной Азии как правило производится через ключевые порты России: на северо-западе страны это Санкт-Петербург, на юг России логистика строится в основном через Новороссийск или Азов. Самые известные морские линии – Maersk, MSC, ZIM, Arkas. Следует учитывать, что получить конкурентоспособные условия у подрядчиков получится только при условии больших объемов перевозок. А потому самое время перейти к следующему пункту – продажам.

Подводные камни и реалии практики

Основные риски, которые несет транспортник-экспедитор – риск выйти на ненадежного перевозчика или даже мошенников. Проверить добропорядочность подрядчика, который находится не в России, зачастую куда сложнее, чем компанию, работающую внутри страны.

Если своей базы по «зарубежке» пока нет, рекомендуем пользоваться крупными интернет-площадками по поиску логистических партнеров. Например, европейцы вовсю пользуются порталом Trans.de, на котором зарегистрированы как крупные собственники транспорта, так и небольшие частники.

И, конечно, стоит упомянуть сезонность бизнеса. Как правило потребность в грузоперевозках у крупных клиентов существует круглый год, однако существуют пиковые месяцы, в которых спрос возрастает или, наоборот, падает. Лучшее время для старта – последние пара месяцев в году перед Новым Годом. Именно в этот период времени большинство клиентов готовятся к росту продаж и заказывают транспорт чаще обычного.

Читайте также:  Копия трудовой книжки для загранпаспорта: нюансы оформления

Новые сведения в путевом листе

Сведения о собственнике (владельце)-юрлице должны содержать полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН. Прежний Приказ не оговаривал, что наименование должно быть полным, зато требовал указывать организационно-правовую форму. От ИП требуется указать свои ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРН. Обратите внимание: раньше ИП просили привести почтовый адрес, а теперь — адрес по прописке.

Одним из обязательных реквизитов остаются показания одометра (полные километры пробега). Их раньше следовало указывать на момент выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства и при заезде транспортного средства на парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя. Теперь дополнительно приводятся показания одометра на момент приёма-сдачи транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).

Данные о проведении предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров водителя дополнены наименованием медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации), а также обязательным указанием серии, номера, даты выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

Определено, что информация о видах перевозки должна содержать следующие варианты формулировок:

  1. коммерческие перевозки:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
    • перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе, по договору аренды транспортного средства с экипажем);
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
    • организованная перевозка групп детей автобусами по договору фрахтования;
  2. перевозки для собственных нужд;

  3. передвижение и работа специальных транспортных средств.

В ушедший год логистам пришлось пересматривать партнерские сети, не просто менять модель работы с текущими странами и компаниями, а искать новые рынки, изучать их правила.

Сначала российским компаниям санкции запретили работать с западными. Потом начались ограничения с валютными переводами: денег либо не было, либо они приходили месяцами. Крупные бренды стали уходить с рынка, их начали заменять местными поставками или организовывая параллельный импорт, к концу года упали поставки и добыча энергоресурсов.

Однако продолжал расти рынок e-com. По подсчетам агентства INFOline ― только на 52% в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Это позволило логистам погрузиться во внутренний рынок, ритейлеры улучшили или доработали свои поставки.

Этот тренд спровоцировали отголоски Covid-19, которые приучили нас заказывать покупки на дом. Думаю, что в ближайшие годы он будет развиваться. Подтверждает это популярность логистических сервисов, которые помогают с доставкой последней мили (доставка еды, выезд курьера и др.) на аутсорсе. Эти услуги предлагают уже практически все компании, которые есть в онлайне, и требования к курьерам высокие.

Важно, что все эти события повлияли на работу не только логистов, но и практически каждого бизнеса. Появилась потребность выходить на новые рынки. Те, кто уже научился, в будущем смогут быстрее и проще масштабироваться в новых регионах.

Вывод денег из бизнеса

Основная цель предпринимательской деятельности – это получение прибыли. Однако, чтобы свободно распоряжаться заработанными средствами их сначала нужно вывести из бизнеса.

Для ИП такой проблемы не существует. Все деньги, которые он зарабатывает, считаются его собственными и поэтому он может в любой момент времени забрать их с кассы или снять с расчетного счета.

Суммы, которые ИП может тратить на свои личные нужды – не ограниченны (главное не допускать задолженности по уплате налогов и страховых взносов). Никаких дополнительных налогов при выводе денег платить не нужно.

Относительно ООО ситуация обстоит несколько иначе. Все, что зарабатывает организация, является ее собственностью. Поэтому, даже если в ООО всего один учредитель, он все равно не имеет права распоряжаться деньгами организации по своему личному усмотрению.

Ответственность и штрафы

Регистрируя ООО необходимо понимать, что ответственности у юридического лица гораздо больше, чем у ИП. Например, за превышение лимита бизнес-расчетов наличными средствами ИП оштрафуют на 4-5 тыс. руб., а компанию – на 40-50 тыс. руб. А за неприменение кассового аппарата штраф для ИП составляет 25-50% от суммы расчета, но не менее 10 тыс. рублей, тогда как для ООО – 75-100%, но не менее 30 тыс. рублей.

Читайте также:  Материнский капитал-2023. Как его потратить на ипотеку и покупку жилья?

Как вы видите сами, за административные правонарушения наказания для ООО в несколько раз превосходят денежные санкции для ИП. Помимо этого, согласно КОАП, к ответственности могут привлечь не только саму организацию, но и ее должностных лиц (руководителя, главного бухгалтера).

Уголовная ответственность для руководителей организаций также более серьезная, чем для индивидуальных предпринимателей. Связано это с тем, что целый ряд статей в Уголовном кодексе посвящен именно юридическим лицам.

Что касается налоговой ответственности, то для ИП и ООО она, в большинстве случаев, совпадает (происходит это из-за того что в налоговом законодательстве вместо указания конкретной организационно-правовой формы чаще всего употребляют термин «налогоплательщик»).

«Ситуация, сложившаяся в логистической отрасли в 2022 году, беспрецедентна для всех участников рынка. Российские перевозчики, ранее работавшие со странами ЕС, Великобританией и Норвегией, лишились этих рынков и ныне могут лишь забирать привычные для них грузы из зон ТЛЦ.

Коллеги столкнулись со всеми этапами трансформации международных перевозок, очередями на границах, отсутствием заказов и т. п. Многие из них переориентировали свой транспорт на перевозки по России, поставки из Турции и стран СНГ.

Некоторым перевозчикам пришлось и вовсе покинуть транспортный бизнес либо существенно сократить количество транспортных средств», — описывает положение дел коммерческий директор ООО ТК «СОТА Логистик» (SOTA Logistic) Кирилл Латинский.

Весной беспрецедентное повышение ключевой ставки ЦБ привело к удорожанию кредитов и лизинга, в том числе по действующим договорам, добавляет директор компании ООО «Полуприцеп» (бренд «Полуприцеп.рф») Александр Проскурин. В списке проблем и исход крупных грузоотправителей — представителей американского и европейского бизнеса, что привело к резкому сокращению объём перевозок и внутри страны.

Из-за изменения логистических цепочек начались задержки в поставках и простои на производственных площадках. Многие проекты были заморожены либо вообще отменены, отмечает руководитель отдела продаж ООО «АСТ Плюс» Даниил Демьянов.

Бизнесу пришлось искать новые коридоры. И задействовать мультимодальные перевозки. Но и тут без эксцессов не обошлось.

«С 1 марта крупнейшие мировые контейнерные перевозчики прекратили перевозку в Россию и из неё. Их доля рынка была около 50%, этим операторам принадлежала большая часть контейнеров. На их место достаточно быстро пришли игроки меньшего калибра. Эти линии имеют суда меньшей грузоподъёмности, количество судозаходов существенно возросло.

В итоге порты Дальнего Востока и Новороссийска испытывают серьёзные сложности с перевалкой грузов», — даёт расклад директор департамента автомобильных перевозок ООО «Навиния Рус» (Nawinia Rus) Елена Подольская.

Она приводит итоги третьего квартала 2022 года: общее снижение перевалки грузов в контейнерах в российских портах составляет порядка 33%. При этом ярко выражено падение на Балтике (-80% по итогам 3 квартала). Как глобальный результат, произошло смещение объёма перевозок с запада на восток.

Сколько можно заработать на грузоперевозках на ГАЗели

Приведем некоторые цифры, которые помогут понять, как заработать на Газели, и самое главное, сколько? Итак, на своей машине вы планируете зарабатывать 1 тысячу рублей в день. Эта сумма минимальна, поскольку на практике доход может быть и 10 тыс. рублей. Не все эти деньги будут прибылью владельца своего авто. Часть из них нужно отдать диспетчеру, часть – на заправку топливом. Равномерно на каждую сделку будут распределяться затраты на ремонт и рекламу бизнеса.

Цены на услуги на своей машине исчисляются по таким правилам. По городу – оплата почасовая, а за городом – за километраж. В черте населенного пункта обычно берут 350-400 рублей за час работы. Расценки за 1 км колеблются в пределах 12-14 рублей. Не стоит забывать о постоянных клиентах, программах лояльности и акциях. Например, общепринято, что если расстояние превышает 250 км за черту города, то о цене можно договариваться.

Всю информацию сведем в таблицу:

Статья доходов/затрат Сумма, руб
Доход за три часа работы 3*400 1400
Комиссионные диспетчера (10%) 140
Топливо на 50 км ( из расчета 15 листов на 100 км) 217
Чистый доход за день 1043
При ежедневной работе полный месяц доход составит 31290

Такие несложные расчеты можно сделать, учитывая расход газа в виде топлива. Спланировать свою деятельность можно на ближайшие несколько лет и просчитать, через сколько окупится собственная Газель. В долгосрочном плане можно предусмотреть затраты на рекламу, ремонт, техническое обслуживание и хранение своей машины.

Какое ИП лучше открыть для начинающих: таблица с достоинствами и недостатками

Направления индивидуального предпринимательства различны по режимам налогообложения. Они представлены в таблице.

Название налогового режима Налог, который уплачивается Ограничения по направлениям деятельности Объект налогообложения и ставка Налоговый период
ОСНО (общая система) НДФЛ Нет Доходы (13%) Год
УСН (упрощенный) Единый налог Нет Доходы (6%) и доходы за вычетом расходов (15%) 3, 6, 9 месяцев
ЕНВД (единый налог на вмененный доход) Единый налог Есть Вмененный доход (15%) Нет
Патент Стоимость патента Есть Потенциально вероятный доход за год (6%) Нет
ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) Есть Доходы минус расходы (15%) Полугодие или по его окончанию

Но не все так однозначно и на восточном направлении

Правда, подчеркивают Beluga Projects Logistic, есть на восточном направлении и свои проблемы. Так, например, до недавнего времени часто наблюдались сбои экспортных поставок в Россию из-за существовавшей в Китае политики нулевой терпимости к Covid-19. Сейчас, правда, она уже ослабевает, что должно сбалансировать транзитные сроки и стоимость перевозок.

«Еще одной сложностью является то, что транспортная инфраструктура России на данный момент не соответствует тому объему импорта, который идет по восточному направлению, — отмечают в компании. — Это произошло из-за переориентации экономики РФ преимущественно на Китай и, как следствие, привело к увеличению грузопотока».

При этом в Beluga Projects Logistic не исключают, что «партнеры на восточном направлении воспользовались осложнением экономических связей между Россией и странами Запада и подняли стоимость своих товаров и услуг для российского бизнес-сообщества».

«Кроме того, значительное количество важных для экономики РФ производителей санкционных товаров все-таки отказываются поставлять их в Россию из-за страха вторичных санкций, поскольку они ведут активную внешнеэкономическую деятельность как раз таки со странами Запада, которые и инициировали санкции в отношении России», — отмечают в компании.

Впрочем, подчеркивают там, есть и важные положительные тренды сотрудничества на восточном направлении.

«Во-первых, многим участникам российского бизнеса удалось диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров, заменив их преимущественно на поставщиков из Китая, что позволило им продолжать свой бизнес в России. Во-вторых, получилось согласовать платежи за товары и услуги в валютах стран-поставщиков, что сняло с участников ВЭД риски блокировок транзакций в евро и долларах», — поясняют в Beluga Projects Logistic.

В компании полагают, что в 2023-м году на фоне сокращения сотрудничества с государствами, поддержавшими санкции в отношении РФ, будет происходить еще большая переориентация экономики России на страны Юго-Восточной Азии и Китай. Однако такая переориентация требует существенных государственных и частных инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру России, чтобы та смогла беспрепятственно обслуживать растущий грузопоток.

Кому (не) выгодно становиться самозанятым?

Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников допускает определенный переток индивидуальных предпринимателей в категорию самозанятых с 2023 года. Кому из «ипэшников» будет выгодно становиться самозанятыми, а кому нет?

В стране около 270 тыс. индивидуальных предпринимателей, при этом 84% из них не используют, по данным Минфина, наемный труд.

— Индивидуальные предприниматели до последнего времени не переходили в категорию самозанятых потому, что возможности последних были весьма ограничены, — подчеркнула в комментарии Onlíner налоговый консультант Вера Солянкова.

За нарушение правил, установленных государством, самозанятым может грозить штраф до ста базовых величин, уточнила эксперт.

— На данный момент определено много видов деятельности, для осуществления которой необходима регистрация ИП и вы не можете быть самозанятым. Например, это аренда и прокат транспорта, стоматологическая, консалтинговая, маркетинговая и рекламная деятельность.

Если такая деятельность будет разрешена самозанятым и они смогут оказывать соответствующие услуги юрлицам, то к ним теоретически могут присоединиться и сегодняшние «ипэшники», не использующие наемный труд.

— Говорить про массовый переход предпринимателей в самозанятые пока рано, мы все еще многого не знаем о налоговых новациях 2023 года. Но в случае некоторых изменений, которые анонсированы, можно ожидать, что к самозанятым присоединится существенный процент ИП, — полагает Вера Солянкова.

Хотя при условии, что «ипэшники» готовы самостоятельно заниматься бухучетом и подготовкой налоговой отчетности, в некоторых случаях у них фискальная нагрузка может быть ниже, чем у самозанятых, уточнила эксперт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *