Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена паспортов сделок по ВЭД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По сути, это своего рода синтез ранее действующей Инструкции (2004 г.) и Положения нашего Центробанка (2004 г.) относительно рассматриваемого вопроса. В полученном варианте значительно упрощен порядок оформления, передачи документов экспортерами в специально уполномоченный банк.
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
Какие документы требовались для получения паспорта сделки?
Перечень документов, которые запрашивал банк для открытия паспорта импортной сделки для ООО и ИП, согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И:
- Заполненный бланк паспорта сделки в одном эземпляре согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И
- Документы или информация, содержащие сведения, которые отражены в бланке паспорта сделки;
- Контракт (кредитный договор), исполнение обязательств по которому требует оформления паспорта сделки, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления паспорта сделки, а также информацию об условиях расчетов по контракту;
- Другие документы, которые могут являться неотъемлемой частью контракта, описывать важные условия сделки, условия расчетов между сторонами и т. п.;
- Банковское уведомление, принятое налоговыми органами по месту вашего учета, об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов, либо о наличии счета(вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, в случае проведения операций по договору (кредитному договору) через ваши счета, открытые в банке-нерезиденте.
По одному контракту или кредитному договору мог быть только один паспорт сделки. Вы могли производить расчеты с контрагентами только через собственные счета в банке оформившем этот паспорт сделки. В отдельных случаях расчеты могли производиться в другом банке.
На сегодняшний день все операции с валютой должны проводиться в строжайшем соответствии с нашим законодательством. Необходимо интерпретировать данное понятие. Так, валютный контроль – деятельность специально уполномоченных госорганов, ориентированная на установление соответствия осуществляемых валютных операций ныне действующему российскому законодательству. В него входит: проверка исполнения хозсубъектами обязательств в инвалюте перед государством, обоснованности проводимых платежей в инвалюте, полноты, объективности процесса учета, отчетности по операциям с валютой.
Существует тесная взаимосвязь разбираемых в данной статье понятий (паспорт сделки, валютный контроль, резиденты, нерезиденты). Так, первое – это документ рассматриваемого валютного контроля, который содержит требуемые для его реализации данные из договора между нерезидентом и резидентом, предусматривающего вывоз товаров с нашей территории, их оплату в инвалюте либо российской.
Открытие паспорта сделки
В соответствии с гл. 6 инструкции ЦБ РФ от 04.06. 2012 №138-И («Порядок оформления паспорта сделки»), одна из сторон — резидент РФ — оформляет документ в уполномоченном банке (агенте валютного контроля) на основании заключенного контракта. Представитель банка заверяет паспорт подписью и печатью. С момента заверения банковское учреждение приобретает официальный статус валютного контролера.
Паспорт бартерной сделки оформляется в особом порядке. Процедура его открытия требует разрешения Управления уполномоченного Министерства торговли РФ в регионе.
Оно выдается на основании предоставленного заявления, оригинала контракта, проекта паспорта сделки в двух экземплярах и подтверждения полномочий юрлица. Только при наличии такого разрешения агент валютного контроля вправе оформить паспорт бартерного контракта.
Открытие паспорта сделки
В соответствии с гл. 6 инструкции ЦБ РФ от 04.06. 2012 №138-И («Порядок оформления паспорта сделки»), одна из сторон — резидент РФ — оформляет документ в уполномоченном банке (агенте валютного контроля) на основании заключенного контракта. Представитель банка заверяет паспорт подписью и печатью. С момента заверения банковское учреждение приобретает официальный статус валютного контролера.
Паспорт бартерной сделки оформляется в особом порядке. Процедура его открытия требует разрешения Управления уполномоченного Министерства торговли РФ в регионе.
Оно выдается на основании предоставленного заявления, оригинала контракта, проекта паспорта сделки в двух экземплярах и подтверждения полномочий юрлица. Только при наличии такого разрешения агент валютного контроля вправе оформить паспорт бартерного контракта.
Какая информация должна содержаться в паспорте сделки
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Требование оформления паспорта сделки распространяется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.
Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю).
Таким образом, информация в Паспорте сделки излагается в стандартизированной форме. Поэтому агенты валютного контроля могут проверить законность и правильность осуществления операций.
Паспорта сделки передаются уполномоченными банками электронным путем органам (агентам) валютного контроля.
Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы?
2018 – год перемен в жизни участников внешнеэкономической деятельности:
- внесены изменения в Федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие персональную ответственность для лиц, принимающих решения;
- вступила в силу новая инструкция Банка России № 181-И.
Как жить участникам ВЭД в новых условиях? Означают ли эти нововведения, что мы идем по пути либерализации? Давайте разбираться.
Основные поправки 173-ФЗ
Начнем с Федерального закона № 173-ФЗ, т.к. он касается всех нас – физических лиц и граждан РФ. С 1 января 2018 года все граждане России становятся резидентами РФ – вне зависимости от наличия другого гражданства и места проживания. Если сравнить с мировой практикой, то обычно резидентство определяется не гражданством, а постоянным местом пребывания человека.
Если вы являетесь гражданином России, но пребываете в совокупности более 183 календарных дней в году за пределами страны и имеете счета в иностранных банках, то вам не нужно подавать в налоговые органы отчет о движение денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ. Однако на вас, как на резидента, распространяются все права и обязанности, предусмотренные 173-ФЗ. Например, резидент может перевести иностранную валюту без ограничения в сумме со своего счета, открытого в российском банке, в адрес другого резидента только в случае, если адресат является близким родственником (родство необходимо подтвердить документально).
С 14 мая вступают в силу еще два важных изменения:
- во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции;
- во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.
Также недавно Госдума приняла закон, который устанавливает обязанность резидентов по репатриации средств в соответствии с договорами займа. Это означает, что та лазейка в законе, которой пользовались участники ВЭД для вывода капитала, устранена. Резиденты будут обязаны передавать уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату денежных средств.
Информация, указываемая в ПС
Законом предусматривается, что в ПС должны присутствовать все сведения, необходимые для осуществления контроля и составления отчетности по валютным операциям между резидентами и их зарубежными партнерами.
Поэтому в паспорте сделки обязательно содержатся следующие сведения:
- номер самого документа и дата его оформления;
- сведения о резиденте и его контрагенте;
- информация о контракте – когда заключен, под каким номером, на какую сумму и в какой валюте, до какого срока действует;
- данные о банке, через который будут происходить финансовые расчеты;
- информация об изменениях, внесенных в первоначальный текст контракта;
- условия закрытия контракта.
Оформление, вид и подача информации стандартизированы. ПС оформлялся уполномоченными банками, а в дальнейшем документ отправлялся агентам или органам валютного контроля для осуществления полномочий, возложенным на них Центробанком.
Законодательством на банки возложены функции по осуществлению валютного контроля. В рамках своих полномочий они проводят проверку документов по всем контрактам, попадающим под условия, озвученные в законе «О валютном регулировании». Банк подтверждает легальность документов, следит за тем, чтобы сумма контракта соответствовала величине транзакций. В случае товарных операций банк дополнительно запрашивает информацию у таможенной службы, чтобы удостовериться, что сумма контракта соответствует количеству (и качеству) товара, перевезенного через государственную границу.
При оформлении сделок, связанных с внешнеторговыми отношениями, банковские учреждения отслеживают своевременность платежей по обязательствам, предусмотренных в договорах, а также исполнение условий, оговоренных в нем. В случае нарушений пунктов договора (например, отказа от поставки оплаченных товаров), банк отслеживает возвращение средств, перечисленных нерезидентам. За нарушение сроков репатриации средств законом предусмотрены штрафные санкции.
Если сделкой оговаривается выдача кредита или займа, банк отслеживает валютные транзакции (проверяет на соответствие условиям сделки), контролирует возврат средств на р/с резидентов.
Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года
Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:
-
общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
-
валюта экспортного контракта (наименование),
-
сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
-
дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
-
реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).
Какие документы требовались для получения паспорта сделки?
Перечень документов, которые запрашивал банк для открытия паспорта импортной сделки для ООО и ИП, согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И:
- Заполненный бланк паспорта сделки в одном эземпляре согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И
- Документы или информация, содержащие сведения, которые отражены в бланке паспорта сделки;
- Контракт (кредитный договор), исполнение обязательств по которому требует оформления паспорта сделки, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления паспорта сделки, а также информацию об условиях расчетов по контракту;
- Другие документы, которые могут являться неотъемлемой частью контракта, описывать важные условия сделки, условия расчетов между сторонами и т. п.;
- Банковское уведомление, принятое налоговыми органами по месту вашего учета, об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов, либо о наличии счета(вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, в случае проведения операций по договору (кредитному договору) через ваши счета, открытые в банке-нерезиденте.
По одному контракту или кредитному договору мог быть только один паспорт сделки. Вы могли производить расчеты с контрагентами только через собственные счета в банке оформившем этот паспорт сделки. В отдельных случаях расчеты могли производиться в другом банке.
Минусы нововведений для участников ВЭД
Однако есть и негативные последствия: эксперты сошлись во мнении, что отмена единой формы при подаче информации в банк, может вызвать сложности у клиентов.
Марина Фролова, Росбанк: «При явном положительном эффекте для резидентов-участников ВЭД изменения валютного законодательства имеют ряд последствий в части отсутствия унифицированных форм при обмене информацией с уполномоченными банками. Таким образом, в случае обслуживания в нескольких уполномоченных банках или переходе из одного банка в другой на стороне резидента потребуется оперативно перестраиваться и учитывать особенности форм документов каждого уполномоченного банка при обмене информацией и взаимодействии в процессе обслуживания».
Гульфира Равилова, Энергобанк: «Минусом для клиентов может стать то, что, несмотря на упрощение процесса подачи документов валютного контроля, исчезла унификация порядка представления различной информации в банк, которой тоже осталось еще не мало (код валютной операции, сведения о контракте, ожидаемые сроки поступления товара или возврата авансового платежа и т.д.). Клиентам, имеющим счета в нескольких банках, приходится учиться заполнять многообразие форм, которые банки были вынуждены разработать в связи с нововведениями».
Станислав Фоминых, Райффайзенбанк, поддержал коллег: «Что касается минусов, то любое изменение нормативно-правовой базы на начальном этапе порождает сложности, связанные с необходимостью адаптировать внутренние процессы субъектов внешнеэкономической деятельности к новым правилам. А при существующем уровне автоматизации любые изменения в требованиях регулятора связаны с необходимостью доработок IT-систем. Это актуальная проблема для крупных клиентов, у которых их внутренние бухгалтерские приложения передают и принимают данные от систем Банк-Клиент различных финансовых организаций. Соответственно, любые изменения форм документов, которыми клиенты должны обмениваться с банками, воспринимаются крайне болезненно. В данном случае при вступлении в силу Инструкции №181-И была изменена форма справки о подтверждающих документах (изменения внешне незначительные, но они потребовали существенных доработок)».
Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.
При этом Инструкцией предусмотрен ряд исключений, для которых представление подтверждающих документов не потребуется. Среди таких исключений – операции по зачислению или списанию денежных средств по договору, сумма обязательств по которому не превышает 200 тысяч рублей. Напомним, аналогичное исключение содержалось и в прежней инструкции для контрактов с суммой обязательств не более 1 тысячи долларов США.
Паспорт сделки и справку о валютных операциях отменили. Вместо них банки будут ставить контракты на учет
С января 2018 г. начнет действовать новая инструкция Банка России о валютном контроле. Она отменяет обязанность оформлять паспорт сделки. Таким образом разработчики планировали облегчить жизнь экспортерам. Определенные послабления, конечно, появились, но в целом все равно придется собирать пакет документов для валютного контроля.
Минюст России зарегистрировал 31 октября инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — инструкция Банка России № 181-И).
Цель этого документа — снизить нагрузку на резидентов при совершении ими валютных операций. Положения новой инструкции Банка России № 181-И вступят в силу с 1 января 2018 г. С этой же даты утратит свою силу нынешняя инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — инструкция Банка России № 138-И).
Минусы нововведений для участников ВЭД
Однако есть и негативные последствия: эксперты сошлись во мнении, что отмена единой формы при подаче информации в банк, может вызвать сложности у клиентов.
Марина Фролова, Росбанк: «При явном положительном эффекте для резидентов-участников ВЭД изменения валютного законодательства имеют ряд последствий в части отсутствия унифицированных форм при обмене информацией с уполномоченными банками. Таким образом, в случае обслуживания в нескольких уполномоченных банках или переходе из одного банка в другой на стороне резидента потребуется оперативно перестраиваться и учитывать особенности форм документов каждого уполномоченного банка при обмене информацией и взаимодействии в процессе обслуживания».
Гульфира Равилова, Энергобанк: «Минусом для клиентов может стать то, что, несмотря на упрощение процесса подачи документов валютного контроля, исчезла унификация порядка представления различной информации в банк, которой тоже осталось еще не мало (код валютной операции, сведения о контракте, ожидаемые сроки поступления товара или возврата авансового платежа и т.д.). Клиентам, имеющим счета в нескольких банках, приходится учиться заполнять многообразие форм, которые банки были вынуждены разработать в связи с нововведениями».
Станислав Фоминых, Райффайзенбанк, поддержал коллег: «Что касается минусов, то любое изменение нормативно-правовой базы на начальном этапе порождает сложности, связанные с необходимостью адаптировать внутренние процессы субъектов внешнеэкономической деятельности к новым правилам. А при существующем уровне автоматизации любые изменения в требованиях регулятора связаны с необходимостью доработок IT-систем. Это актуальная проблема для крупных клиентов, у которых их внутренние бухгалтерские приложения передают и принимают данные от систем Банк-Клиент различных финансовых организаций. Соответственно, любые изменения форм документов, которыми клиенты должны обмениваться с банками, воспринимаются крайне болезненно. В данном случае при вступлении в силу Инструкции №181-И была изменена форма справки о подтверждающих документах (изменения внешне незначительные, но они потребовали существенных доработок)».
Отказ банка в обслуживании договора и оформления паспорта сделки
Банк имеет право отказать клиенту в обслуживании в случаях, если:
- информация, указанная в паспорте, не соответствует информации, содержащейся в контракте, договоре или иных документах, предоставленных резидентом, или в них отсутствуют основания для оформления паспорта валютной сделки;
- паспорт заполнен с нарушением требований законодательства;
- резидент не предоставил информацию или документы в соответствии с требованиями инструкции или предоставил недостоверную информацию или документы;
- у банка есть основания подозревать, что операции, которые будут проводиться по договору (контракту), имеют целью легализацию доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
В случае отказа банка в обслуживании контракта, клиент имеет право подать пакет документов повторно, устранив недочеты.