Налоговая система и уровень налоговой нагрузки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система и уровень налоговой нагрузки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые доходы физических лиц могут не облагаться налогом вообще. Так не начисляется подоходный налог на пенсии, пособия и другие выплаты социального характера. Есть доходы, которые не облагаются налогом только до определенной суммы.

Можно ли сократить обязательные удержания?

Да, благодаря налоговым вычетам. Налоговый вычет – это сумма, которую можно отнять от начисленной заработной платы. И тогда подоходный налог будет рассчитываться и удерживаться из полученной разницы, которая называется “налоговая база”. Чем меньше налоговая база, тем меньше сумма платежа.

Кому доступна эта опция? В 2021 году это:

  • работники, чья зарплата менее 761 руб.;
  • семьи с детьми до 18 лет и (или) иждивенцами;
  • вдовы, вдовцы, одинокие или приемные родители, опекуны или попечители;
  • родители, у которых дети с инвалидностью
  • люди с инвалидностью 1-2 группы, с инвалидностью с детства и т.д.
  • если ребенок работника или сам работник получает первое высшее образование на платной основе в Беларуси;
  • если гражданин получил кредит по программе улучшения жилищных условий;
  • если работник заключил добровольный договор медицинского страхования.

Полный перечень указан в п.1.3 ст. 209 Налогового Кодекса. Подробно о налоговых вычетах мы рассказывали тут.

Как рассчитываются взносы в ФСЗН в ПВТ

Резиденты ПВТ имеют право на применение пониженного размера базы при расчете обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Так, размер страховых взносов у резидентов ПВТ в соответствии с предоставленными им льготами значительно ниже, чем у иных организаций и ИП, которые не являются резидентами ПВТ.

У резидентов ПВТ обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода работника (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) резидента ПВТ, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы.

В соответствии с Положением работники резидентов ПВТ вправе отказаться от использования вышеуказанных льгот.

Если резидент ПВТ имеет начисленную заработную плату выше, чем средняя заработная плата работников в республике за предыдущий месяц, и не отказался от использования льготы, то величина обязательных страховых взносов в ФСЗН для такого физического лица всегда будет оставаться одинаковой независимо от фактической величины заработной платы и иных начислений в денежной и натуральной форме, являющихся объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН, такого работника за месяц.

Сами размеры обязательных страховых взносов, определенные Законом «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» для резидентов ПВТ, являются такими же, как и для остальных субъектов хозяйствования. Для резидентов ПВТ уменьшена только «база» для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН.

  • Для удобства возьмем, к примеру, белоруса с зарплатой в 1000 рублей «грязными». Для того чтобы их начислить, работодатель платит 340 рублей взносов в Фонд социальной защиты населения. Если бы отчисления в фонд делал сам работник, то в расчетнике увидел бы 1340 рублей.
  • На руки со своей условной тысячи работник получит 860 рублей. Таким образом, общая сумма налогов и взносов с его зарплаты составит 480 рублей.
  • Если все эти 860 рублей человек потратит, то примерная сумма налога на добавленную стоимость составит 143 рубля. Добавим сюда 25 рублей в месяц различных акцизов и 14 рублей налога на имущество (общие суммы этих налогов разделили на число жителей Беларуси).

Белорус, у которого зарплата «грязными» составляет 1000 рублей, платит минимум 662 рубля налогов и сборов. Это 49% от тех самых 1340 рублей, которые могли бы начислять работнику. Для сравнения, максимальная ставка налога в Германии — 42%.

  • 84% от общего дохода бюджета — это налоговые поступления. Причем на первом месте в структуре налоговых поступлений — НДС, а потом подоходный налог. К слову, в чеках магазинов есть сумма НДС с каждой покупки.
  • За прошлый год белорусы заплатили 4,4 млрд рублей прямых или косвенных налогов. Это примерно по 3478 рублей с каждого в год. Или без малого 290 рублей ежемесячно, включая младенцев, стариков, находящихся в декрете и так далее.
  • На что идут наши налоги? На первом месте стоят государственные расходы. На них идет 23% от всего консолидированного бюджета. Но это не только обслуживание госаппарата, сюда еще входят различные госпрограммы, инвестпрограммы развития. Значительную часть в этих расходах занимает обслуживание государственного долга. Это плата за неэффективную экономическую политику.
  • Несмотря на то, что в процентном соотношении мы платим налогов столько же, сколько немцы, наш ВВП на душу населения гораздо меньше немецкого. Соответственно, качество государственных услуг не будет сопоставимо, к примеру, с немецким. По словам Катерины Борнуковой, у нас, в принципе, качество медицины и образования довольно высокое относительно уровня ВВП.
  • Одна из идей по улучшению фискальной (налоговой) политики страны — введение дифференцированного подхода к налогам по принципу «больше зарабатываешь — больше процент налога».
  • В конечном итоге все налоги оплачивают не предприятия, а люди.
Читайте также:  Автомобильные номера России в 2023 году

Единый налог с повышенной налоговой ставкой

Министерство налогов и сборов напомнило, что новые плоские налоги будут применяться с февраля 2023 года. Они увеличились в 1,5-3 раза, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

Например, самозанятые торговцы, продающие овощи в Минске, должны будут платить 708 рублей, а в областных центрах — 532 рублей. Единый налог для физических лиц, реализующих плодоовощную продукцию, семена и саженцы, составит 155 рублей в столице и 143 рубля в региональных центрах. Инструкторам в Минске за легальную работу придется платить 164 рублей, а в вобластных центрах — 152 рублей.

Фактически, единый налог для самозанятых и самозанятых работников был увеличен с января 2023 года, когда было объявлено о внесении изменений в Налоговый кодекс, но новые налоговые ставки вступят в силу только с 1 февраля.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Старая формула: (7 000 — 10,5%) — 12% = 5 513,2. Работник платил 1 486,8 лея налогов с зарплаты в 7 000 леев.
Новая формула: 7000 — 840 (12%) — 554,4 (9%) = 5 605,6. Работник будет платить. 1 394,4 лея налогов с зарплаты в 7000 леев.

Зарплаты учителей и воспитателей детских садов представлены в таблице ниже. Как вы видите, бюджетники в этой стране получают весьма небольшие деньги за свой труд. Даже не смотря на ежегодно обещаемые повышения, ставки оплаты труда остаются в два раза ниже, чем, в среднем, люди зарабатывают в Республике Беларусь.

Профессия Заработная плата, бел. руб. Заработная плата, рубли
Воспитатели детских садов 520 16360
Учителя 550 17260
Социальные работники 440 13900

ГЛАВА 18. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Согласно проекту, доходы будут учитываться исходя из фактических сведений и обстоятельств их получения при возможности их установления, в том числе с учетом документов (информации, материалов), предоставленных самим физлицом, госорганами, организациями, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами.

А вот доходы, полученные ИП после получения требования о представлении пояснений или понесенные ранее, но не указанные своевременно в налоговых декларациях, не учитываются.

Также к основаниям, по которым представленные источники не будут приняты налоговым органом, предложено отнести также сделки, основной целью совершения которых является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора).

Читайте также:  Получил квартиру в дар и продаю - какие налоги я должен платить?

Кроме того хотят увеличить размер превышения расходов над доходами, при котором у физлиц потребуют дополнительные пояснения об источниках доходов. А именно в два раза, до 500 базовых (сейчас 14500 рублей).

По документу, основанием для увеличения является необходимость корректировки механизма работы налоговых. Они для отражения количества проведенных контрольных мероприятий в первую очередь берутся за более простые кейсы, где у людей установлены минимальные суммы превышения расходов над доходами. Как отмечает «Ежедневник», как правило, проверка данной категории граждан показывает соответствие расходов полученным доходам, так как изначально налоговики не обладают сведениями о фактически начисленных доходах по трудовым и гражданско-правовым договорам, о полученных дивидендах, кредитах, займах и др.

Кроме того, согласно новому НК, увеличение размера превышения позволит сконцентрировать работу на наиболее крупных и сложных проверках, наработать опыт проверки «неудобных» и сложных плательщиков, что в целом послужит стимулом для профессионального роста сотрудников налоговых инспекций.

Кроме того, чтобы лучше контролировать людей, у которых превышение расходов над доходами менее 500 базовых, предлагают наделить руководителей столичной и областных инспекций МНС правом назначения соответствующей проверки.

«По данным Минфина, в настоящее время проблема работы с такими расходами «приняла значительные размеры». Отсутствие возможности сбора доказательной базы о фактически понесенных на строительство коттеджей и жилых домов расходов привело к тому, что граждане заявляют в качестве сумм расходов только 10-20% от рыночной стоимости такой недвижимости. Отсутствие возможности со стороны налоговых органов настоять на большем размере понесенных расходов приводит к распространению такой практики по всей стране.

Поэтому Минфин и МНС предложили многовариантный механизм определения размера понесенных гражданами расходов на строительство недвижимости, который предусматривает, в том числе, заключение от оценщика», — пояснил «Ежедневник».

В документе сказано, что «к расходам физлица относятся денежные средства на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения его здоровья и обеспечения его жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения», и такие же на несовершеннолетних детей в размере 50%.

И если налоговая располагает информацией о фактически израсходованных физлицом денежных средствах на эти цели в большем размере, то расходы учитываются в размере фактически израсходованных средств.

По результатам проверки налоговая составит уточненный расчет расходов и доходов человека. И если она установит превышение, то «лишние» доходы будут обложены подоходным налогом в размере 20%.

В НК предполагается, что новая ставка будет применяться лишь в отношении доходов, полученных после 1 января 2022 года.

27 октября первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко заявил, что в течении 2022 года индивидуальные предприниматели в Беларуси должны будут принять для себя важное решение. Есть три варианта развития.

Всем ИП в Беларуси течение 2022 года придется принять важное решение. В Минфине рассказали, почему

Налог платится не только с зарплаты. В налогооблагаемую базу попадают все поощрения, премии и другие дополнительные выплаты, в том числе материальная выгода и доходы, которые работник получил в натуральной форме. Налог рассчитывается так:

  • суммируем все доходы сотрудника;
  • вычитаем из этой суммы официальные расходы;
  • с полученного остатка взимаем налог 13, 15 или 30 %.

Действия работодателя должны соответствовать требованиям закона и укладываться в заявленные временные рамки, иначе не избежать штрафов и пеней:

  • если работодатель не удержал или не перечислил подоходный налог без законных оснований, его ждет штраф — 20% от суммы неперечисленного налога;
  • при уклонении от уплаты НДФЛ в крупных размерах нарушителю может грозить штраф в 100-300 тысяч рублей или штраф в размере зарплаты за 1-2 года, лишение права занимать определенные должности на 3 года и даже арест на 6 месяцев или лишение свободы на срок до 2 лет.

Рассчитывайте НДФЛ автоматически и перечисляйте налог с помощью веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. Здесь вы можете легко вести учет, начислять зарплату, формировать и отправлять отчетность, а еще пользоваться поддержкой наших экспертов. Первый месяц работы в сервисе — бесплатен.

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате, то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Увеличивается размер надбавок для некоторых категорий работников.

  • Медики

На 55 процентных пунктов вырастет надбавка врачам-специалистам, а средним медицинским работникам и за особенности профдеятельности иным работникам — на 50 процентных пунктов.

Читайте также:  Собеседование с кандидатом на должность главного бухгалтера

Также установлена надбавка за особенности профессиональной деятельности рабочим бюджетных организаций, ее размер зависит от разряда — до 90% базовой ставки.

Кроме того, введена надбавка для руководителей стажировки: 5% базовой ставки за день. Увеличены надбавки для преподавателей за лечебно-диагностическую работу: их размер будут рассчитывать в процентах от оклада врача-специалиста соответствующей специальности и квалификационной категории.

  • Работники культуры и выпускники учреждений образования Минкультуры

Выпускники вузов, распределенные в бюджетные организации и включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, в течение срока обязательной отработки будут получать надбавку в размере 40% от оклада.

Руководителям и специалистам с высшим и средним специальным образованием в течение отработки, в том числе целевой, положена надбавка в размере 20% оклада.

Педагогам культуры, которые были зачислены в ряды одаренной и талантливой молодежи, учились на бюджете и получили распределение, прибавят 45% от оклада.

Кроме того, надбавка в 30% от оклада предусмотрена для педагогов с высшим и средним специальным культурным образованием, отработавшим срок обязательной работы и продолжающим работать на условиях заключенных трудовых договоров (контрактов), надбавка выплачивается в течение последующего одного года.

Надбавка сотрудникам бюджетных организаций культуры будет составлять 23% от оклада (ранее 16% от оклада).

  • Работники в сфере соцобслуживания

Размер стандартных налоговых вычетов в Беларуси в 2020 году

Стандартный налоговый вычет составляет:

  • 117 бел руб. для тех, чей ежемесячный доход не превышает 709 руб.
  • 34 руб. за каждого ребенка не достигшего совершеннолетия или иждивенца. Под иждивенцем подразумеваются мужчины или женщины, ухаживающие за малолетним до 3-х лет, не работающие или находящиеся в отпуске. Тогда стандартный вычет применяется к одному из родителей или к усыновителю/опекуну. Если же в отпуске по уходу находится человек, не имеющий мужа или жены, то он считается иждивенцем для родителей малыша. Чтобы получить вычеты за наличие ребенка до 18-ти, необходимо предоставить его свидетельство о рождении. Льготой они смогут пользоваться, пока ребенок не достигнет 18.

Иждивенцами будут признаны совершеннолетние студенты, которые получают следующее образование на дневной (очной) форме:

  • Первое высшее
  • Общее среднее
  • Специальное
  • Первое профессионально-техническое
  • Первое среднее специальное

Тогда воспользоваться налоговой льготой могут родители или опекуны учащегося, пока последний не прекратит обучение в образовательном учреждении. Для того, чтобы претендовать на вычет в соответствующем учреждении образования необходимо получить справку о том, что совершеннолетний ребенок действительно там обучается.

Если же студент получает образование платно, то он или его близкие родственники (опекуны) могут получить налоговый вычет в сумме равный годовой стоимости обучения. Если уплачено больше, чем месячный заработок, вычет делится на несколько месяцев. Справку обычно нужно предъявить на работе плательщика, но иногда документы подаются сразу в налоговую инспекцию вместе с декларацией.

Стандартный налоговый вычет в 65 бел. руб. могут получить воспитывающие детей в одиночку, вдовы или вдовцы, а также родители, имеющие 2 и более ребенка, либо несовершеннолетних детей-инвалидов.

165 руб. составляет в этом году стандартный налоговый вычет для некоторых категорий белорусов с правом на льготное налогообложение. Категории таких граждан перечислены в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ.

Налоговые вычеты в 2020 году в РБ могут получить те, кто купил или построил дом или квартиру. Претендовать на них могут те, кто числится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. На льготу может претендовать стоящий на учете и члены его семьи. Сумма для вычета будет равна либо стоимости покупки (строительства) квартиры или дома, либо сумме жилищного кредита, который необходимо погасить.

Если в строительство привлекаются подрядчик или застройщик, то налоговый вычет составит сумму в пределах стоимости или затраченной на строительство дома, долевого строительства квартиры, или же строительства по справке ЖСК.

Если же подрядчик не привлекался, то сумма льготы будет приблизительно равной стоимости, которую укажет в своём заявлении претендующий гражданин. В стоимость строительства в данном случае включается не только цена покупки, но также расходы на отделку изнутри и отдельно на материалы, стоимость разработки проектно-сметных документов.

Налоговую льготу на строительство можно использовать только в отношении одного объекта недвижимости. При этом если весь вычет не использовался за год, в который были поданы документы, остаток переносится на следующий до тех пор, пока не будет использован полностью.

В 2020 году цифры налоговых вычетов несколько изменились:

Кто может получить налоговый вычет 2018 год 2019 год 2020 год
Граждане, чья зарплата ниже установленного предела 103 (при доходе ниже 620) 110 (при доходе ниже 665) 117 (при доходе ниже 709)
На несовершеннолетнего ребенка и каждого иждивенца 30 32 34
Родителю, который воспитывает ребенка до 18 один (вдове, вдовцу, опекуну, попечителю) 57 61 65
Родителям, у которых 2 и больше несовершеннолетних детей или дети-инвалиды младше 18 57 61 65
Некоторые граждане РБ, указанные в подпункте 1.3 п. 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ 144 155 165


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *