Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Главные правила в гражданском праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суть принципа – приоритет нормы, обладающей более значимой юридической силой, – заключается в следующем. Если в нормативных правовых актах существуют разночтения по поводу регулирования одних и тех же вопросов, предпочтение следует отдать документу, имеющему больший юридический вес4. Поясним на примере двух нормативных правовых актов, которые не понаслышке знакомы работникам кадровых служб, – постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 и постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69. Первым актом были утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек… (далее – Правила), вторым – Инструкция по заполнению трудовых книжек (далее – Инструкция). Как часто бывает, не обошлось без определенных накладок. Так, в пункте 3.2 Инструкции (где речь идет о внесении в трудовую книжку сведений о переименовании организации) ничего не говорится о том, что такая запись должна иметь порядковый номер (обычно на практике кадровики его и не ставят), а в пункте 11 Правил сказано, что все записи в пределах своего раздела должны быть пронумерованы. Если руководствоваться принципом приоритета нормы, имеющей высшую юридическую силу, мы должны сделать выбор в пользу нумерации записи о переименовании организации, так как эти требования содержатся в постановлении Правительства РФ (а противоречащие нормы – в постановлении Министерства).
Правила против Инструкции: какому документу верить?
Признаки императивной нормы
- Строгость изложения – формулировки четко указывают на надлежащий порядок действий в той или иной ситуации. Это может быть как категоричный запрет, так и предписанный характер действий. Участнику не нужно самому выдумывать действия, все уже указано. Сущность императива в том, что он не оставляет выбора варианта поведения.
- Содержат властное предписание. Государство формирует предписания для населения и обязывает соблюдать их. В тексте это выражается словами «должен, следует, необходимо».
- Исходят от государства – законы издает и следит за их исполнением государство.
- Несоблюдение влечет санкции – в нормативных актах установлена ответственность за нарушение законов. Если участники поступают по-своему и нарушают императивные устои, то их ждет привлечение к ответственности.
- Направлена на урегулирование общественных отношений. Целью регламентов всегда является поддержание общественного порядка и урегулирование возможных споров.
- Нормативность – закреплены в официальных документах, не могут исходить от неуправомоченных лиц. Если правило не закреплено официально, то оно не имеет силы и является неформальным обычаем.
- Формальная определенность. Норма не может носить двусмысленного толкования или быть незавершенной по смыслу. Правило четко определено и доводит до читателей суть требований.
- Обязательность для всех лиц. Законы обязательны к соблюдению для всех категорий граждан в рамках национальной юрисдикции.
- Микросистемность. Императивные нормы, как и обычные, состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Одна из классификаций правовых норм — подразделение их на императивные и диспозитивные нормы права.
Императивные нормы представляют собой строго обязательные веления, не допускающие отступлений.
Пример императивной нормы
Пункт 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ определяет — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Пример императивной нормы
Статья 143.1. «Требования к документарной ценной бумаге» (п. 2) ГК РФ :
«При отсутствии в документе обязательных реквизитов документарной ценной бумаги, несоответствии его установленной форме и другим требованиям документ не является ценной бумагой, но сохраняет значение письменного доказательства».
Императивные нормы характерны для публичных отраслей права, но применяются также и в частном праве. Так, упоминаются императивные нормы в ст. 422 гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):
«Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.»
Разъяснения судам по поводу применения императивных и диспозитивных норм в спорах вытекающих из хозяйственных договоров указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» . Так, п. 2 документа указывает:
Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).
Трудовое право было создано в результате поэтапного соединения двух основных институтов: частноправового института договора трудового найма, вытекающей из гражданского права, и организации общественного здравоохранения и безопасности (заводское законодательство), действующей в соответствии с полицейским (административным) законодательством. Это обстоятельство свидетельствует об особенностях трудового права, которое сочетает в себе как принципы гражданского права (о заключении и действительности трудового договора), так и принципы административного управления, которые отражаются в административном и авторитарном подчинении работника в соответствии с правилами и приказами внутреннего распорядка работодателя.
Взаимоотношение между работодателем и работником в процессе работы появляются в связи с заключением трудового договора и, аналогичным образом, опираются в целом на договорных началах. Впрочем некоторые институты трудового права регулируется нормами общественного права. Это обозначает, что некоторые нормы не могут быть изменены по требованию работодателя или работника, а также по взаимному согласию (например, институт времени отдыха и продолжительность рабочего времени, институт гигиены труда и безопасности и т. д.)
Доминирование общественно-правовых норм основано на необходимости правовой защиты лиц, вступающих в трудовые отношения с работодателем. Однако наличие норм частного характера требуется, к примеру, для регулирования правовых условий трудового договора между работником и работодателем.
Принцип дифференциации и единства
Еще одной ключевой особенностью метода трудового права является соблюдение принципа дифференциации и единства, связанных с ними отношений и правового регулирования трудовых отношений. Данный принцип основан на общих нормах правового регулирования труда для разных категорий работников. В то же время работа некоторых категорий работников носит особый характер и нуждается в специальном правовом регулировании.
Например, статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации учитывает сокращение рабочего времени для медицинских работников – не более 39 часов в неделю (статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации), сокращение рабочего времени для педагогических работников – не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).
Определенные особенности работы также указаны для работников, работающих в консульских учреждениях Российской Федерации и дипломатических представительствах, для работников транспорта, спортсменов и их тренеров и т. д.
Некоторые исследователи также выделяют рекомендованный метод регулирования, получивший распространение в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям. Этот метод предполагает принятие стандартных рекомендаций, касающихся вопросов социальных отношений, которые являются предметом трудового права. Это хоть отнесет к «мягкому» урегулированию, указав поступок субъектов социальных отношений, желательных для государства.
Методы правового регулирования
Для начала следует уточнить, что в данном случае права – это система обязательных уставов и правил поведения, которые занимаются урегулированием отношений в обществе.
Любой конфликт между гражданами регулируется установленными юридическими правилами. Различают два основных метода регулирования:
Императивный – данный метод крайне точен, именно он требует безусловного подчинения субъектов кодексу правил, предусмотренных для конкретного случая. Он точным образом характеризует не только права, но и обязанности субъектов, а также не дает им возможности менять что-либо в соглашении. Примером метода может стать наказание преступника государством: применяются жесткие меры, которые субъект не может изменить. В литературе императивный метод называют авторитарным, подчиняющим и методом субординации.
Диспозитивный – это равноправный метод, который говорит о равных юридических правах участвующих субъектов и свободе их воли. Применяется в сферах гражданских, трудовых, административно-правовых и семейных взаимоотношений. Регулирующей основой выступает договор, заключенный сторонами, в котором прописываются их возможности и обязанности. Примером метода может стать создание договоров о покупке или продаже, хранения или аренды. В литературе может встречаться под названием автономный метод.
Важно! Диспозитивный метод всегда указывает на тип взаимоотношений между участниками.
Данные методы существенно различаются между собой, поскольку основываются на совершенно различных юридических предписаниях, несмотря на то, что они одинаково направлены на управление субъектных взаимоотношений.
Императивные нормы права обладают своими характерными чертами. В частности, к ним относят:
- Распространенность. Императивные нормы выступают в качестве признака объективности в целом. В связи с этим они в той либо другой степени присутствуют во всех юридических отраслях.
- Статус. Императивные нормы обладают особым влиянием на регулирование общественных отношений.
- Метод внедрения. Императивность вводится в систему посредством установления ограничений.
- Внешнюю форму. Императивные нормы представляют собой четко обозначенные категории: принципы, предписания, запреты, ограничения.
- Функции. Императивные нормы исполняют охранительную, обеспечительную, системообразующую, регулятивную задачи. Они также наделяют субъектов юридическими возможностями и обязанностями.
Понятие процессуального права
Остается дискуссионным вопрос о сфере «сверхимпертивных» норм, имеющих место в российском праве. Некоторые из них исключают применение непосредственно отечественных коллизионных положений, обращаясь вместо них к иностранным предписаниям. Противоречивым моментом при начале международного сотрудничества может стать толкование любой частно-императивной нормы как ограничивающего правила для действия коллизионной нормы собственного права страны. С таким подходом исключается возможность обеспечивать защиту субъективных интересов, появляющихся под влиянием зарубежной юридической системы.
Под юридической нормой понимаются определенные общеобязательные правила поведения. Они устанавливаются и регулируются государством, обществом, закрепляются и издаются в виде официальных документов. Целью создания является координация общественных отношений методом определения субъективных обязанностей и прав каждого участника.
Выявляются следующие признаки юридических норм:
В зависимости от способа координации различаются императивные и диспозитивные нормы гражданского права. Диспозитивные правила имеют автономное направление, которое дозволяет фигурантам отношений самостоятельно договариваться об объеме услуг, процесса исполнения. Участники могут применить в некоторых случаях резервные регулировочные нормативы. Вид диспозитивных отношений чаще развивается в условиях гражданско-правовых контактов.
Императивные закономерности носят динамический характер, проявляются в форме регулирования отношений административного характера, имеют властное и категорическое направление, при этом запрещают отклонения и нарушения.
Диспозитивный правовой кодекс представляет собой определенный порядок поведения, который устанавливается по соглашению фигурантов договора. Он подразумевает большой выбор деятельности участников, касающейся реализации прав на владение собственностью с учетом нормативов действующего законодательства РФ. Стороны соглашения самостоятельно выбирают характер взаимных отношений, при этом действуют в рамках правил юриспруденции.
Критерий разграничения норм на императивные и диспозитивные
Императивный метод – совокупность способов и приемов регулирования общественных отношений, которыми одному субъекту предоставляется власть, а другой должен ей подчиняться.
Диспозитивный метод – совокупность способов и приемов регулирования общественных отношений, основанный на учете инициативы и волеизъявления участников таких отношений.
Сложилось два подхода к диспозитивности в праве:
- материальная диспозитивность – большинство ученых полагают, что инициатива сторон возможна в материальных правоотношениях (гражданских, семейных);
- процессуальная диспозитивность – некоторые ученые считают, что диспозитивность распространяется только на распоряжение процессуальными правами (подача иска, его признание, заключение мирового соглашения).
Правила применения для стран СНГ
Они во многом схожи с положениями статьи 7 Римской конвенции. Тем не менее, в разделе VII ГК для стран СНГ в ст. 1201 правила не ограничивают сферу применения императивных норм исключительно договорными отношениями. Это видно в следующих положениях:
- Правила данного раздела не касаются действия императивных правовых норм, посредством которых осуществляется регулирование соответствующих отношений вне зависимости от предписания, подлежащего применению.
- При использовании юридической системы какого-либо государства суд может применить ограничительный порядок иной страны, если он имеет тесную связь с конкретным отношением и если в соответствии с режимом этой страны он должен регулировать это взаимодействие. Вместе с этим уполномоченный орган должен принять во внимание характер и назначение норм такого рода и последствия, которые могут наступить при их использовании.
Нормы права трудового договора
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О несостоятельности (банкротстве)»
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 315-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»
-
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 304-ФЗ
«О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Исполнение правил в гражданском праве даёт гарантию выполнения верного использования нормами, которые установлены законами. Исходя из статьи в 1 Гражданском кодексе РФ, к ним можно отнести:
- правило равных прав сторон в гражданских правоотношениях;
- правило на неприкосновенность имущества;
- правило свободы в договорах;
- правило невмешательство в дела частных лиц;
- правило на беспрепятственное осуществление прав граждан;
- правило обязательного возобновления нарушенного права;
- правило защиты в суде нарушенных прав;
- правило дозволительных направленностей в гражданско-правовых регулированиях.
Императивная норма и диспозитивная норма права
Императивные нормы устанавливают, идентифицируют и регулируют обязанности и права субъектов, которые должны их беспрекословно выполнять.
Внести изменения в соглашение, оформленное в императивном стиле невозможно. Специфический характер гражданско-правовых отношений можно идентифицировать по категоричной текстовой части документа, выражающей элементы запрета. Для неё характерны фразы: «недействительность», «не могут», «недопустимо».
В реальности договорные отношения часто требуют соответствующего правового разрешения. Однако законодательство не предусматривает порядок и правила применения императивных и диспозитивных норм, что обеспечивает правовые нестыковки. Для их урегулирования применяются специальные приёмы по аналогии закона и права. До 1998 года эти элементы были предусмотрены в законодательстве, однако, после этого периода оно было пересмотрено и правовые нормы стали ориентироваться на материальное право. На сегодняшний день используется правило, отвечающее за регулирование идентичных отношений.
Императивные и диспозитивные явления определяются по аналогии закона.
Это достигается за счёт выбора аналогичной характеристики элемента правоотношений между участниками договорных соглашений, что актуально в ситуациях, определённых условиями отношений:
- в виде элементов имущественных или неимущественных характеристик права;
- в случае отсутствия урегулирования законодательными нормами или условиями договорного соглашения;
- если в законодательстве существуют нормы, регулирующие схожие взаимоотношения, при условии, если они им не противоречат.
Стратегия аналогии актуальна в ситуациях, когда взаимоотношения между сторонами договорного соглашения невозможно урегулировать действующим законодательством.
Сложности решения проблемных вопросов могут также возникнуть в ситуациях отсутствия норм для внешне идентичных отношений. Практика метода применима с учётом параметров здравого смысла. Невозможно её использовать в ситуациях, когда практическое применение нормативов способствует ограничению прав граждан, в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. Актуально применение аналогии в отношении всех субъектов, отношения между которыми формируются за счёт возникновения определённых обязательств, а также прав на их реализацию и потребление.