Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный транзит как таможенная процедура». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная особенность процедуры таможенный транзит заключается в том, что перемещаемые товары не облагаются налогами, а также таможенными пошлинами, специальными, антидемпинговыми или компенсационными. Но при этом декларант обязательно должен предоставить в таможенный орган в месте прибытия груза документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин, если они предусмотрены). Размер обеспечения таможенного транзита “иностранных товаров” определяется исходя из размера сумм таможенных пошлин, налогов и сборов, которые подлежали бы уплате при применении таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления – импорт 40 (без учета возможных преференций и льгот). Данная мера необходима для того, чтобы предотвратить факты недоставки товара в место убытия. Гарантийные обязательства по обеспечению уплаты таможенных платежей могут предоставить: таможенные перевозчики, банки, страховые компании, и некоторые другие коммерческие организации, оказывающие подобные услуги.
Общая информация о таможенном транзите
Главной целью таможенной процедуры таможенного транзита считается урегулирование передвижения грузов внутри одного либо нескольких государств, а также облегчённое соблюдение формальностей, необходимых для пересечения границ государств. Порядок подобной процедуры разрешает оформление продукции в подразделениях таможни в тех пунктах, где находятся импортёры (экспортёры). Это предоставляет возможность сохранения таможенного статуса продукции.
При ввозе импортных товаров таможенный транзит даёт обеспечение уплаты необходимых пошлин с отсрочкой при использовании ограничений, пока продукты не прибудут в конечный пункт либо покинут территорию страны. Транзитные грузы не облагаются НДС или акцизами, но находятся под наблюдением таможенников, что обеспечивает контроль соблюдения правил импорта/экспорта. При вывозе продуктов транзит устраняет необходимость оплаты экспортных и импортных пошлин. К тому же при экспорте транзитных грузов запрещено получение соответствующих возмещений.
Таможенный режим транзита товаров по территории Европейского Союза
Цель процедуры транзита Евросоюза – урегулирование перемещения продукции внутри Евросоюза и облегчение соблюдения формальностей, которые необходимы при пересечении таможенных границ Евросоюза. Порядок транзита по территории Евросоюза разрешает оформлять продукцию в подразделении таможни в том пункте, где находится импортер (экспортер). Это дает возможность сохранить таможенный статус продукции: для товаров Евросоюза – при перевозке из одного места в другое на таможенной территории Евросоюза через территорию третьего государства; для иностранной продукции – при перевозке по таможенной территории Евросоюза.
При транспортировке продукции Евросоюза по таможенной территории Евросоюза транзитная процедура не используется, поскольку это основополагающий принцип Договора о ЕС.
Какие документы требуется подготовить, чтобы пройти таможенный транзит товаров Таможенного союза
-
Счет-фактура (инвойс), упаковочный лист, в котором должны содержаться следующие данные:
-
О продавце и покупателе, соответствующие данным отправителя и получателя, содержащиеся в транспортных документах. Если отправитель – не та компания, название которой указано в счете-фактуре в качестве продавца (к примеру, производитель), то необходимо приложить подлинное письмо отправителя с подтверждением того, что он действует по поручению продавца.
-
Номер и дата счета-фактуры.
-
Код продукции согласно ЕТН ВЭД ТС, а также действительное наименование продукции на русском языке. Если указано более одного кода, то по каждому из них надо указать вес нетто, брутто, количество мест и стоимость.
-
Номер контракта, дата.
-
Номера контейнеров, зарегистрированный номер автотранспортного средства.
-
Вес нетто и брутто.
-
Валюта, которая обеспечивает контракт.
-
Цена груза.
-
Число грузовых мест.
-
Условия, на которых осуществляется поставка по Инкотермс-2010.
-
Товаропроизводитель и страна, где был произведен товар.
-
-
Свидетельство из налоговой инспекции с указанием ИНН (копия).
-
Свидетельство из налоговой инспекции с указанием ОГРН (копия).
-
Документ о присвоении кода ОКПО (копия).
-
Транспортный документ (подлинник).
-
Название (с кодом) таможенного поста, который является пунктом принятия груза для таможенной очистки.
-
Схема доставки груза.
-
Соглашение с перевозчиком.
-
Транзитная декларация.
-
Если груз растительного происхождения, потребуется импортное карантинное разрешение на ввоз продукции на территорию Таможенного Союза, фитосанитарный сертификат.
-
Если груз животного происхождения, потребуется ветеринарный сертификат от отправителя (подлинник), ветеринарный сертификат (копия) страны происхождения, а также разрешение Управления ветеринарии РФ.
-
Если груз имеет класс опасности (IMO), то потребуются аварийная карта, паспорт безопасности (на русском языке), сертификат.
По Таможенному кодексу Таможенного Союза не требуется уплата таможенных платежей и налогов, если:
-
их общая сумма не превышает 20 тыс. рублей;
-
таможенное подразделение уверено, что компания-перевозчик исполнит все свои обязательства.
Согласно Таможенному кодексу Таможенного Союза, компания-перевозчик не платит таможенные налоги и пошлины, если:
-
общая сумма налогов и пошлин не превышает 500 евро по курсу, установленному государством-членом Таможенного Союза в день, когда следует оплатить таможенные налоги и пошлины;
-
декларант – таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
-
транзит продукции осуществляется посредством трубопроводного, железнодорожного транспорта, а также по линиям электропередач;
-
отсутствует обеспечение согласно международным договорам РФ о перемещении продукции при таможенном сопровождении.
Таможенная процедура таможенного транзита товаров – особенности
Следующая особенность данной таможенной процедуры заключается в том, что товары могут перемещаться только транспортными средствами международного перевозчика. Такие компании действуют на основании свидетельства о допуске к международным перевозкам, и имеют в своем парке грузовые автомобили, которые соответствуют всем требованиям ТК ЕАЭС и правилам международной перевозки грузов. Только такие транспортные средства обеспечивают необходимую степень сохранности грузов при перевозке, защищены от несанкционированного проникновения и позволяют производить пломбирование и опечатывание грузовых отсеков (при перевозке живых животных или международных почтовых отправлений в почтовых емкостях пломбирование не предусмотрено).
Где мы оформляем транзит
Код поста | Станция | Название | Адрес |
10106050 | Ворсино | Обнинский таможенный пост | 249020, Калужская область, Боровский р-н, с. Ворсино, Северная промышленная зона, вл.6 |
10013110 | Белый Раст | Ленинградский таможенный пост | 141870, Московская обл., Дмитровский р-н, г.п. Икша, с. Белый Раст, влд. 112 |
10129020 | Ховрино | Таможенный пост МЖТП Только ВТТ на ж/д транспорте, ВТТ на автотранспорте не возможно! | 125635 Москва, ул. Путейская, д.7 |
10013130 | Кресты | Львовский таможенный пост | 108830, Москва, п. Вороновское, вблизи д.Львово |
10013130 | Силикатная | Львовский таможенный пост | 142116 9, проезд Нефтебазовский, г. Подольск, Московская обл., Россия 142111, Подольск, Московская обл., |
10013220 | Купавна, Электроугли |
Черноголовский таможенный пост | 142430, Московская область, Ногинский р-н, 5,5км северо-западнее с.Ямкино, промышленная зона Ногинск-23, промплощадка №1, уч.№ 2, стр. 2 |
10013180 | Селятино | Селятинский таможенный пост | 143345, Московская область, Наро-Фоминский г.о., рп Селятино, ул. Вокзальная, стр. 2а |
Наша специализированная компания предлагает комплексные уникальные услуги. Мы открываем таможенный транзит для доставки товаров с железнодорожных станций под таможенным режимом ВТТ. Благодаря такому сервису, клиенты нашей компании смогут пользоваться транзитным маршрутом через РФ. Товары могут перемещаться по Ж/Д из Китая и европейских стран. В особенности популярен маршрут Китай – Владивосток – Москва – Беларусь.
Другие маршруты также распространены. Транзит в Беларусь очень важен для экспедиторов, которые сотрудничают с представителями этой страны. Сервис может заинтересовать клиентов, которые занимаются поставками товаров из Китая в Беларусь. Сотрудники нашей компании специально разработали для этого направления отдельный комплекс услуг. Оформление транзита осуществляется опытными профессионалами нашей большой команды. Возможности компании РусРесурсЛогистика позволяют заказчикам сэкономить личное время и средства.
Перемены в финансово-экономической области
- Снижение товарооборота между Россией и государствами западной коалиции;
- Новый подход к тому, в какой валюте вести расчеты. Если раньше повсеместно использовался доллар, то теперь малый и средний бизнес переориентировался на национальные денежные единицы. При расчетах с Китаем стали использоваться юани, с Индии – рупии, с Турцией – лиры и т. д. Также стали озвучиваться планы о том, чтобы создать единую валюту для расчетов между государствами-членами ЕАЭС;
- Рост товарооборота с азиатскими и африканскими странами, а также с рядом государств Центральной и Южной Америки.
- Закон о параллельном импорте, который был принят в начале прошлого года, на практике продемонстрировал свою эффективность и продолжит действовать дальше.
Обеспечение уплаты таможенных платежей при транзите
Следует отметить, что внутренний, ввозной и сквозной транзиты хоть и имеют различия, но весьма несущественные и, по сути, подчиняются общим правилам. Чего нельзя сказать о процедуре вывозного транзита: при правильной подаче документов она может быть существенно проще. Все дело в том, что вывозной транзит, как правило, подразумевает экспорт товаров, произведенных в государствах Таможенного союза. А такие грузы, за исключением отдельных случаев, не облагаются таможенными пошлинами. Таким образом, государство не несет убытков, а значит, может существенно упростить оформление транзита.
Другое дело с импортными товарами, ведь, как уже говорилось выше, государство устанавливает специальный таможенный контроль над их перемещением. Одним из способов обезопасить бюджет от недополученных таможенных пошлин и сборов является механизм обеспечения уплаты таможенных платежей. Существует несколько вариантов обеспечения. Самыми распространенными являются поручительство, денежный и имущественный залог, а также банковская гарантия.
Поручителями могут выступать организации, которые заключили специальный договор с таможней. Механизм взаимодействия достаточно прост: поручитель дает банковские гарантии на полную сумму пошлин, сборов и налогов. При этом ФТС зачастую рекомендует определенного поручителя. Это один из самых распространенных способов обеспечения уплаты таможенных сборов и налогов.
Еще один способ — денежный залог. Однако он не подходит в случаях, когда товары осуществляют сквозной транзит и будут «растаможиваться» на территории другого государства. Этот вариант подходит для того груза, который со временем будет проходить процедуру таможенного оформления именно в России. Сам порядок довольно прост: на счет Федерального казначейства вносятся денежные средства, которые будут списаны в момент прохождения таможенного контроля в счет уплаты налогов и пошлин.
Что же касается банковских гарантий, то они весьма близки, по сути, к поручительству. Единственная разница — отсутствие самого поручителя как посредника между ФТС и банками. Финансовые структуры, которые могут давать банковские гарантии, перечислены на сайте Федеральной таможенной службы. Всего их около 200, однако этот список периодически обновляется.
Залог имущества на практике применяется очень редко. Для реализации этого способа необходимо заключить договор в таможне отправления или назначения. Срок его действия — до момента, пока товары не попадут на указанный таможенный орган и не пройдут на нем таможенный контроль.
Оформление внутреннего таможенного транзита
Оформление внутреннего таможенного транзита подразумевает, прежде всего, работу с документами. Лицо, выступающее декларантом, должно подготовить все необходимые бумаги, проверить их, заполнить транзитную декларацию.
Еще одна задача — это работа с транспортными средствами. На них также необходимо подготовить документы, а кроме того, согласовать время подачи.
Помимо всего прочего, в список услуг по оформлению таможенного транзита входит обеспечение идентификации товаров. К средствам идентификации относят:
- пломбы;
- штампы;
- отбор проб и образцов;
- печати;
- составление чертежей;
- идентификационные знаки;
- изготовление иллюстраций, масштабных изображений, фотографий и т.д.
Саму процедуру таможенного транзита можно разбить на следующие этапы:
- Подача документов в таможенный орган;
- Проверка поданных документов;
- Получение разрешения и начало транзитного движения;
- Транспортировка груза в конечный пункт таможенного контроля.
Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается подразделением Федеральной Таможенной Службы. При этом компания-грузоперевозчик должна гарантировать выполнение своих обязательств по ВТТ. В том случае, если общая сумма платежей и налогов не превышает 20 000 рублей, то их уплата при внутреннем таможенном транзите не является обязательной.
Получить разрешение на ВТТ можно при сухопутных или морских грузовых перевозках при соблюдении следующих условий:
- Наличие документов и разрешения на ввоз товара в РФ;
- Прохождение на границе санитарного и ветеринарного контроля;
- Наличие неповрежденных таможенных пломб на контейнере;
- Возможность идентификации изделий.
При ВТТ товары не нуждаются в лицензировании. И это далеко не единственное преимущество внутреннего таможенного транзита, делающего его особенно популярным при морской перевозке грузов в контейнерах. Применение режима ВТТ позволяет сократить сроки и стоимость перевозки морским транспортом, что выгодно для всех участников договора доставки грузов морскими перевозками.
Сроки и место доставки
При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита таможенный орган определяет срок таможенного транзита и место доставки, тем самым на перевозчика и декларанта возлагается обязанность доставить товары в место доставки в установленный таможенным органом срок. Срок таможенного транзита определяется исходя из заявления перевозчика, маршрута перевозки, возможностей транспортного средства и с учетом режима труда и отдыха водителей. Предельный срок таможенного транзита не должен превышать срока, определяемого из расчета 2000 км в месяц.
Сразу хочу оговориться (пока это в приказе ФТС), есть рекомендация таможенного органа при перевозке автомобильным транспортом устанавливать срок таможенного транзита из расчета 450 км в сутки. Для чего предложена такая рекомендация, которая, как правило, обязательна для исполнения? Если брать простой маршрут в рамках ТС: перевозка Брест — Москва, здесь 1000 км, и закон дает нам право определить срок таможенного транзита 15 дней, но по факту это расстояние можно преодолеть за трое суток. Это вполне реальные сроки, и при транзите на такие расстояния мы стараемся устанавливать срок из расчета 450 км в сутки, потому что, как показывает опыт, например, в пункте пропуска в Бресте в течение 6 часов ни одна машина не отправилась в таможню назначения. Это значит, что резко возрастает возможность хищения товаров. Сейчас это наиболее распространенный вид нарушений. И второй момент — мы стараемся регулировать прибытие транспортных средств в место доставки равномерно, потому что, как правило, в понедельник в таможню прибывают все машины и декларанты подают декларацию, а в четверг-пятницу никого.
В том случае, если, допустим, произошла поломка транспортного средства в пути следования, по мотивированному заявлению лица в любом ближайшем таможенном органе срок транзита можно продлить.
Местом доставки является зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения. Притом есть оговорка — из места прибытия, то есть из пункта пропуска, товары должны быть доставлены в место нахождения таможенного органа, туда, где находится непосредственно таможенный пост. Для железнодорожного транспорта местом доставки является зона таможенного контроля на станции назначения либо на подъездных путях. До вступления в силу ТК ТС местом доставки была исключительно станция назначения и возникали проблемы по перемещению на ближайшие склады временного хранения, которые находятся на подъездных путях. Теперь можно доставлять сразу на подъездные пути.
По мотивированному заявлению перевозчика место доставки можно изменить. Но изменение места доставки при изменении срока таможенного транзита происходит в два этапа. В промежуточном таможенном органе, где изменяется место доставки, оформляется завершение транзита, и до нового места доставки оформляется новая процедура транзита.
Транзитная декларация
Теперь об условиях, которые должны быть соблюдены, чтобы поместить товары под процедуру транзита. Первое — товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС. Второе — в отношении товаров проведен пограничный и иные виды государственного контроля (с учетом того что ряд функций переданы таможенным органам, в том числе по транспортному, ветеринарному, санитарному и фитосанитарному контролю, то остался по сути пограничный контроль). Следующее условие — в отношении товаров представлены разрешительные документы, если их перемещение допускается при наличии таких документов. Четвертое — должна быть представлена транзитная декларация, пятое — приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Шестое — должна быть обеспечена идентификация товаров. И последнее — транспортные средства должны быть оборудованы надлежащим образом, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
Если останавливаться на условиях подробнее, то первое, о чем хотелось бы сказать, — транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут использоваться любые транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения в соответствии со ст. 182 ТК ТС. Базовый документ для нас — это транспортная накладная, она содержит почти все сведения, которые есть в декларации, за исключением стоимости. Поэтому транспортные и коммерческие документы уже составляют транзитную декларацию, сведений в них для нас достаточно. В отличие от помещения товаров под иную процедуру, допустим, под процедуру для внутреннего потребления, есть упрощение — код товара указывается на уровне не менее первых шести знаков, то есть не надо детализировать до 10 знаков.
В качестве транзитной декларации можно подавать транспортные документы и счет-фактуру, этого будет для нас достаточно, но можно представлять транзитную декларацию по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза, она распечатывается на листах формата А4. Форма транзитной декларации отличается от декларации на товары, но просто потому, что в транзитной декларации указывается ряд сведений, которые не указываются в декларации на товары. В частности, перевозчик. Кроме того, есть графы, касающиеся осуществления грузовых операций в пути следования, то есть сведения о новых транспортных средствах, новых пломбах.
Правила заполнения транзитной декларации установлены Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 289. В настоящее время в это Решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. N 638) с учетом практики. Вместе с транзитной декларацией должна быть представлена ее электронная копия. Это требование обязательное.
Что еще хотелось бы сказать по электронной копии: как правило, участникам ВЭД приходится обращаться к таможенным представителям, чтобы они сделали электронную копию, подготовили пакет документов, поскольку у таможенных представителей есть свои программные продукты. С транзитной декларацией несколько иная ситуация. На портале ФТС России по предварительному информированию есть страница представления транзитной декларации. Туда можно зайти, заполнить все поля, касающиеся товаров, ввозимых на территорию ТС. После введения этой информацию участник ВЭД получает уникальный ПИН-код, который перевозчик должен сообщить в пункте пропуска. Эту предварительную информацию мы приравниваем к электронной копии транзитной декларации, соответственно, в пункте пропуска не надо идти к таможенному представителю.
Еще в качестве транзитной декларации могут использоваться документы, предусмотренные международными соглашениями, в частности книжка МДП. Причем эта декларация признается всеми странами, которые подписали конвенцию МДП 1975 г.
Что делать при задержании груза?
Зачастую с задержкой груза сталкиваются физические лица, которые заказывают себе товары для личного пользования из разных стран, включая Китай. Перевозкой их занимаются различные службы и организации.
Самой известной является ЕMS. Она отличается от обычной почты тем, что с прибытием посылки на почтовое отделение по адресу отправления заказчику приходит уведомительное письмо или смс на мобильный телефон о том, что посылка доставлена, и заказчик может ее забрать.
Если посылка отправлялась по этому каналу доставки, то ситуация несколько упрощается. Заказчику придет письмо о задержке. Если же посылка отправлялась обычной почтой, то заказчику самому придется выяснять, куда она делась. Это занимает много времени, ведь изначально нужно посетить почту, затем связаться с отправителем, подать заявку в таможню для выяснения задержки груза.
Что такое ВТТ и когда к нему прибегают?
Способ транспортировки грузов с помощью режима ВТТ часто используется при перевозке морских контейнеров – их ввозе или вывозе из страны. Внутренний таможенный транзит дает возможность сократить время оформления груза и упростить бюрократические процедуры. Режим применяется, когда необходимо доставить прибывший товар по территории страны из порта (или иного места прибытия, например, при железнодорожных перевозках контейнерами) до таможенного терминала, где происходит процесс растаможивания.
Еще внутренний таможенный транзит применяется если:
- груз ошибочно прибыл не на тот таможенный пост и нуждается в отправке по правильному адресу;
- товар необходимо транспортировать со склада к месту временного хранения;
- нужно переместить груз между таможенными органами внутри страны.
Преимущества ВТТ состоит в отсутствии уплаты таможенных пошлин и таможенного оформления товара, так как, хоть фактически он и находится на территории РФ, в свободное перемещение он не поступает. Но следует помнить, что такой режим находится под особым контролем пограничной и таможенной служб.