Характеристика парламентской демократии в ФРГ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика парламентской демократии в ФРГ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В этом в частности состоит отличие от системы выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга и каждая из них формирует свою половину парламента.

Германия как парламентская федеративная республика

Миша Бур: актуальные события в Германии, а также о жизни в стране, как уехать на ПМЖ или открыть рабочую визу, туризм и путешествия.

Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Парламент определяет пути социально-экономического развития. Парламент определяет курс внутренней и внешней политики.

Можно добавить, что подобная система делает практически невозможной победу на выборах одной партии. Как правило, парламентское большинство в Бундестаге создают коалиции нескольких политических сил.

Решающее поражение в масштабной войне

Германии с Зигмаром Габриелем во главе (193) и Христианско-социальный союз с лидером Хорстом Зеехофером (56). А в составе второй еще две немецкие партии – Левые под руководством Кати Киппинг и Бернда Риксингера (64) и Зеленые с лидерами Джемом Оздемиром и Симоне Петер (63).

На данной странице нашего сайта вы узнаете о политическом устройстве Германии: информация представлена простым понятным языком, с использованием схем и таблиц.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

Германия является демократической страной, таким образом, граждане страны выбирают депутатов в Парламенты Федерации и Земель. Депутаты, являясь представителями народа, осуществляют от их имени законодательную власть, а также выбирают лиц в органы исполнительной и судебной власти страны.

На протяжении большей части Средних веков и Нового времени Германия находилась в состоянии феодальной раздробленности. В 1701 г. одно из крупнейших немецких государств — Пруссия — стало королевством. В 1871 г. завершено объединение страны и провозглашено создание Германской империи. В результате Ноябрьской революции 1918 г. была свергнута монархия.

Конституционный орган, который нужен для избрания Федерального Президента ФРГ. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами Земель на началах пропорциональности, то есть считается и определяется число представителей, пропорциональное населению Земли.

Если возникают разногласия между министрами, их разрешает не единолично канцлер, а весь кабинет. Насколько сильно на практике действует этот принцип коллегиальности (совместное обсуждение и голосование в кабинете по всем важным вопросам), зависит полностью от руководящей роли федерального канцлера.

Если депутатам не понравится работа правительства, они могут внести вотум недоверия правительству. С отставкой канцлера в отставку уходит и правительство. Вопрос о внесении вотума недоверия канцлеру голосуется вкупе с предложением кандидатуры его преемника. В свою очередь, канцлер вправе поставить вопрос о вотуме доверия правительству.

Политическое устройство Германии на региональном уровне

Политическое устройство Германии включает в себя также и региональный уровень власти.

Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель.

Западные: Баден-Вюртемберг, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн.

Восточные: Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания.

Берлин занимает промежуточное положение.

Прежде всего, каждая из земель имеет свою конституцию. Основные ее задачи – гарантия неприкосновенности достоинства и свободы человека, а также устройство общественной жизни, в соответствии с принципами социальной справедливости, и содействие благополучию всех граждан.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Бундесрат: для чего он нужен?

Германия – федеративное государство, в состав которого входит 16 земель. Бундесрат – это их представительский орган. Он не является выборным и состоит из членов региональных правительств. При этом они продолжают выполнять свои функции и на местном уровне, фактически совмещая две должности. Депутаты Бундесрата не получают заработную плату, бюджет компенсирует им только служебные расходы.

Бундесрат нередко называют «верхней палатой немецкого парламента», что фактически является неправильным, поскольку по конституции в Германии однопалатный парламент – Бундестаг.

Число представителей зависит от численности населения федеральной земли. Население в 2 млн человек дает региону право на 2 голоса, 6 млн – на 5 голосов, 7 млн – на 6 голосов.

Германия: форма правления, особенности и устройство

Выборы в высший законодательный орган, Бундестаг (Bundestag), проходят раз в четыре года. Половину парламентариев избирают по мажоритарных округах, а ещё 50% — по партийным спискам. Партия проходит в парламент, если набрала более 5% голосов избирателей.

Политические силы Германии предлагают широкий спектр идеологий и направлений — от крайне правых до центристов и левых. Так, сегодня в Бундестаге представлена левоцентристская Социально – демократическая партия, которая входит в «большую коалицию». Интересы социалистического направления в парламенте также представляет Левая партия.

Избирателей – либералов и интересы бизнеса представляет Свободная демократическая партия. Защита климата, дружественная миграционная политика — это главные направления, представляемые партией «Союз – 90/Зелёные». Ультраправый политический спектр представляет политическая сила «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Интересы правоцентристов представлены правящим союзом ХДС/ХСС. Стоит отметить, что Христианско – демократический союз (ХДС) представлен во всех федеральных землях, кроме Баварии. В этом же регионе правоцентристов представляет Христианско – социальный союз. Эти две политические силы формируют одну фракцию в федеральном парламенте.

Bundesrat — это законодательный орган, в котором заседают председатели 16 федеральных земель Германии. Иногда Бундесрат называют верхней палатой парламента, но это не так, поскольку это отдельный орган, который позволяет внедрять законодательные нормы на уровне федеральных земель и предлагать изменения в Конституцию. В зависимости от количества населения каждую землю в Бундесрате представляют от 3 до 6 законодателей.

Германия — федеральное государство. В стране насчитывается 16 регионов — федеральных земель. Интересно, что столица ФРГ, город Берлин, является отдельной землей. Гамбург и Бремен также являются городами – землями.

Читайте также:  Как оформить ДТП без бланка по Европротоколу?

В каждом регионе есть свой законодательный орган — ландаг. Также, кроме федеральной, там соблюдают и земельную конституцию.

Главами регионов обычно являются земельные премьер – министры, а высшая исполнительная власть в федеральных землях представлена региональными парламентами. К примеру, в разных землях действуют разные правила, регулирующие работы школ, время летних каникул также варьируется. Это обусловлено тем, что в каждом регионе есть свой министр образования. Тем не менее некоторые аспекты продолжают регулироваться на федеральном уровне.

Земли, в свою очередь, разделяются на общины.

  • Парламентские, муниципальные, европейские: кто может голосовать на выборах в Германии?
  • Скоро в Германии может появиться «новая» Левая партия
  • Возвращение русских эмигрантов из Германии в Россию
Название министерства Сокращение Круг задач министерства
Министерство финансов
Finanzen
BMF Налоги, денежные пособия, пенсии
Министерство внутренних дел, строительства и родины
Innern, für Bau und Heimat
BMI Внутренняя безопасность страны, полиция, армия, миграция, интеграция, спорт, религия, единство нации
Министерство иностранных дел
Auswärtiges Amt
AA Внешняя политика, Европейская политика
Министерство экономики и энергетики
Wirtschaft und Energie
BMWi Экономика и энергетика, телекоммуникации, почта, железные дороги
Министерство юстиции и защиты прав потребителей
Justiz und Verbraucherschutz
BMJV Права, законодательство, защита потребителей
Министерство труда и социальных вопросов
Arbeit und Soziales
BMAS Трудовое право, трудоустройство, образование, пенсионеры, инвалиды, социальная защищенность
Министерство обороны
Verteidigung
BMVg армия, оружие, защита страны, поддержка других государств во время конфликтов
Министерство питания и сельского хозяйства
Ernährung und Landwirtschaft
BMEL Продукты питания, сельское хозяйство, безопасность продуктов питания, защита потребителей
Министерство семьи, пожилых, женщин и молодежи
Familie, Senioren, Frauen und Jugend
BMFSFJ Семья, пожилые, женщины, молодежь, благотворительная помощь, волонтеры
Министерство здоровья
Gesundheit
BMG Врачи, больницы, пациенты, лечение, реабилитация, медицинское страхование, страхование на случай потребности в уходе, предупреждение болезней, зависимостей
Министерство транспорта и цифровой инфраструктуры
Verkehr und digitale Infrastruktur
BMVI транспорт, транспортировка людей, грузов и данных, правила и безопасность дорожного движения, дороги, Интернет
Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности
Umwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit
BMU защита окружающей среды, защита граждан от радиации, климат
Министерство образования и исследований
Bildung und Forschung
BMBF образование, наука, международный обмен
Министерство экономического сотрудничества и развития
Wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung
BMZ Помощь бедным странам, взносы в фонды развития, сотрудничество и поддержка партнерских стран

Германия как парламентская федеративная республика

По форме правления Германия является парламентской федеративной республикой. Правительство страны состоит из министров, выполняющих одновременно функции членов кабинета и руководителей подконтрольных им министерств. Наряду с министерствами в состав основных по значимости органов исполнительной власти введены:

  • Ведомство канцлера.
  • Ведомство по делам прессы и информации.

Ведомства полностью подчиняются федеральному канцлеру Германии.

В Германии было восемь федеральных канцлеров. Пять из восьми канцлеров занимались научно-исследовательской работой и защитили диссертации. Стоит непременно отметить, что Ангела Меркель стала единственной женщиной, являющейся канцлером в Германии. После того как Ангела получила эту почетную и ответственную должность, немецкое понятие «федеральный канцлер» по отношению к ней стало использоваться в женском роде. Ангела Меркель является единственным на сегодняшний день политиком из восточной части Германии, избранным на должность канцлера объединенной Германии после соединения западной и восточной частей.

В соответствии с Конституцией канцлер выбирается нижней палатой парламента по предложению президента. Выбранным считается кандидат, набравший определяющее число голосов членов палаты. Если выдвинутое лицо не избрано, нижняя палата может на протяжении двух недель после выборов избрать канцлера большинством своих голосов. Если в течение этого периода избрание не произошло, то немедленно проводится другое голосование, после которого выбранным считается канцлер, набравший наибольшее число голосов. Президент производит его назначение в течение недели. Если предложенное лицо не собрало большинства, президент обязан в течение недели все равно назначить его или распустить нижнюю палату.

Нижняя палата парламента может выразить недоверие канцлеру. Для этого нужно, чтобы бундестаг большинством голосов избрал последователя канцлера и обратился к президенту государства с просьбой о снятии с должности действующего канцлера. Президент должен принять просьбу и произвести назначение нового избранного государственного деятеля. При этом между предложением о замене канцлера и выборами должно пройти двое суток.

Оно состоит из Федерального канцлера и федеральных министров (Статья 62). Канцлер — глава правительства ФРГ. Избирается он Бундестагом по предложению Президента, большинством голосов депутатов, а позже назначается Президентом, согласно статье 63 (1) и (2). Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов (то есть 50%+1 голос), согласно статье 63 (3). По статье 63 (4), если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, в котором избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов.

Если избранное лицо собрало голоса большинства членов Бундестага, Федеральный Президент в течение семи дней после выборов должен его назначить. Если избранное лицо не получило такого большинства, то Федеральный Президент имеет два варианта решения проблемы:

  • В течение семи дней сам назначает его;
  • Распускает Бундестаг.

Канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность.

Германия состоит из 16 субъектов, которые называются Земли, но при этом у многих есть свои наименования (Свободное государство (Бавария и Тюрингия), Свободный ганзейский город Бремен, Свободный и ганзейский город Гамбург), но у них есть более серьёзные различия. Земли – это крупные субъекты Федерации, которых больше всего (13 из 16), а также города, имеющие статус Земли (Берлин, Гамбург, Бремен).

В отличие от просто субъектов, в городах, имеющих статус Земли, нет районов как административно-территориальной единицы (кроме Бремена, который по факту состоит из 2 городов (Бремен и Бремерхафен) или городских районов). В отличие от обычных городов, в них городские округа (или районы) имеют органы власти.

Это объединение двух или более соседних, обычно небольших, общин одного района. Руководство объединением общин осуществляет мэр (бургомистр), которым нередко является мэр одной из общин, входящих в объединение, а также совет объединения и исполнительный комитет. К типичным полномочиям объединений общин обычно относятся:

  1. Планирование по использованию земель;
  2. Вопросы водоотведения;
  3. Строительство и обслуживание дорог местного значения;
  4. Организация начального образования;
  5. Обеспечение деятельности публичных библиотек и спортивных площадок;
  6. Обеспечение функционирования кладбищ;
  7. Пожарная охрана.

Сами эти полномочия очень разные и их особенности зависят от Земли.

Политическое устройство Германии

Политическая система
Политический режим Демократия
Форма государственного правления Парламентская республика
Форма государственного устройства Федерация
Характеристика государства Правовое и социальное государство
Экономическая система Германии Социально-ориентированная рыночная экономика
Основной закон Конституция Германии
Уровни власти Федеральный и региональный (земель)
Основные политические партии CDU, CSU, SPD, AfD, FDP, Die Linke, Die Grünen
Федеральный уровень
Глава государства Федеральный президент
Основные законодательные органы Бундестаг (федеральный парламент) и Бундесрат (Федеральный совет)
Состав бундестага Депутаты
Состав бундесрата Члены правительства каждой федеральной земли
Основной исполнительный орган Федеральное правительство
Состав правительства Федеральный канцлер и министры
Глава правительства Федеральный канцлер
Основные судебные органы Конституционный суд и другие федеральные суды
Уровень земель
Форма правления Парламентская республика
Основные законы Конституции земель
Основные законодательные органы Ландтаги или парламенты земель
Основные исполнительные органы Правительства земель
Основные судебные органы Земельные суды первой инстанции
Читайте также:  Медкомиссия для получения прав: как пройти в 2023-м

Наивысшим уровнем власти в Германии является уровень федерации или государства. На этом уровне решаются вопросы, касающиеся интересов всего государства: внешняя политика, оборона, бюджет страны и т.д. Основной закон или Конституция определяет на уровне федерации 5 основных постоянно-действующих политических органов Германии, а также 2 органа или собрания, созываемых для определенных целей. Все они представлены в следующем далее списке.

Как устроена Германия: политическая система

В кон. 15 в. в гор­ном де­ле, тек­стиль­ной пром-сти, кни­го­пе­ча­та­нии Г. за­ро­ди­лись ран­ние фор­мы ма­ну­фак­ту­ры, на­ча­ло скла­ды­вать­ся то­вар­ное про­из-во, ин­тен­си­фи­ци­ро­ва­лись кре­дит­но-де­неж­ные от­но­ше­ния. В сре­де бюр­гер­ст­ва всё бо­лее за­мет­ную роль иг­ра­ли пред­при­ни­ма­те­ли, не свя­зан­ные с це­хо­вой ор­га­ни­за­ци­ей, уси­ли­ва­лась иму­ществ. диф­фе­рен­циа­ция. Не­ук­лон­ное про­ник­но­ве­ние то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний в с. х-во ве­ло к уси­ле­нию на­жи­ма на кре­сть­ян­ст­во со сто­ро­ны фео­да­лов и, как след­ст­вие, к обо­ст­ре­нию со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий, что ста­ло при­чи­ной раз­ви­тия ан­ти­фео­даль­ных дви­же­ний. Дея­тель­ность тай­ных сою­зов «Баш­мак» и «Бед­ный Кон­рад», час­тые вос­ста­ния гор. ни­зов в кон. 15 – нач. 16 вв. сви­де­тель­ст­во­ва­ли о на­рас­та­нии со­ци­аль­ной на­пря­жён­но­сти в Г. и не­об­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния ре­форм.

Три­дца­ти­лет­няя вой­на на­нес­ла ог­ром­ный урон Г. – её на­се­ле­ние со­кра­ти­лось на 40% (в не­ко­то­рых зем­лях на 60–70%), рез­ко упал объ­ём про­из-ва (его до­во­ен­ный уро­вень был дос­тиг­нут толь­ко к сер. 18 в.). Вест­фаль­ский мир за­кре­пил по­ли­тич. раз­дроб­лен­ность герм. зе­мель. В сер. 17 в. в Г. бы­ло 297 кня­жеств, 51 им­пер­ский го­род и 1,5 тыс. не­за­ви­си­мых ры­цар­ских вла­де­ний.

Эко­но­ми­ка Зап. и Вост. Г. по­сле Три­дца­ти­лет­ней вой­ны раз­ви­ва­лась раз­ны­ми пу­тя­ми. Для зап. рай­онов бы­ли ха­рак­тер­ны не­боль­шие зем­ле­вла­де­ния, дво­ря­не сда­ва­ли зем­ли в арен­ду, лич­но сво­бод­ные кре­сть­я­не име­ли собств. на­де­лы. За поль­зо­ва­ние зем­лёй вно­си­лись на­ту­раль­ные и де­неж­ные пла­те­жи, от­нять зем­лю мож­но бы­ло толь­ко по ре­ше­нию су­да. К кон. 18 в. в зап. рай­онах Г. бы­ло уже дос­та­точ­но за­жи­точ­ных арен­дато­ров и лич­но сво­бод­ных без­зе­мель­ных кре­сть­ян, что за­ло­жи­ло здесь ос­но­вы «фер­мер­ско­го» пу­ти раз­ви­тия с. х-ва. На вос­то­ке стра­ны про­дол­жа­ло раз­ви­вать­ся круп­ное дво­рян­ское зем­ле­вла­дение (см. Юн­кер­ст­во), ос­но­ван­ное на бар­щин­ном тру­де лич­но за­ви­си­мых кре­сть­ян, объ­яв­лен­ных на­следств. под­дан­ны­ми гос­по­ди­на. По­ме­щи­чье зем­ле­вла­де­ние рас­ши­ря­лось за счёт сго­на кре­сть­ян, ко­то­рые пре­вра­ща­лись не в сво­бод­ную ра­бо­чую си­лу, а в кре­по­ст­ных бат­ра­ков.

Раз­ви­тию внутр. тор­гов­ли в Г. ме­ша­ли со­хра­няв­шие­ся це­хо­вые ог­ра­ни­че­ния, на­плыв иностр. то­ва­ров, а так­же внутр. та­мож­ни. Ожив­ле­ние в герм. эко­но­ми­ке на­ме­ти­лось толь­ко к нач. 18 в. с ут­вер­жде­ни­ем рас­се­ян­ной ма­ну­фак­ту­ры. В сер. 18 в. поя­ви­лась цен­тра­ли­зов. ма­ну­фак­ту­ра, но она ис­пы­ты­ва­ла ост­рый не­дос­та­ток сво­бод­ной ра­бо­чей си­лы. Толь­ко к кон. 18 в. ма­ну­фак­ту­ра во­зоб­ла­да­ла над ре­мес­лен­ным про­из­вод­ст­вом.

Круп­ней­шим герм. гос-вом, на­ря­ду с Ав­ст­ри­ей, во 2-й пол. 17 в. ста­ло Бран­ден­бург­ско-прус. гос-во, в ко­то­ром с 1415 пра­ви­ли Го­ген­цол­лер­ны. В 1618 кур­фюр­ше­ст­во Бран­ден­бург объ­е­ди­ни­лось с на­хо­див­шим­ся в лен­ной за­ви­си­мо­сти от Поль­ши гер­цог­ст­вом Прус­сия. В 1657 при Великом курфюрсте Фридрихе Вильгельме в хо­де поль­ско-швед. вой­ны за­ви­си­мость Прус­сии от Поль­ши бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на. По­сле вой­ны бран­ден­бург­ско-прус. ар­мия не бы­ла рас­пу­ще­на и ста­ла ос­но­вой для фор­ми­ро­ва­ния в 1650–80-х гг. осо­бой сис­те­мы управ­ле­ния этим гос-вом, имев­шей гражд. и во­ен. со­став­ляю­щие. В 1701 кур­фюрст Бран­ден­бур­га Фрид­рих III по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра ти­тул ко­ро­ля (на пре­стол взо­шёл под име­нем Фрид­ри­ха I), Бран­ден­бург­ско-прус. гос-во ста­ло ко­ро­лев­ст­вом Прус­сия со сто­ли­цей в Бер­ли­не (с 1709).

При Фрид­ри­хе Виль­гель­ме I, но­сив­шем про­зви­ще «сол­дат­ско­го ко­ро­ля», окон­ча­тель­но оп­ре­де­лил­ся ми­ли­та­ри­ст­ский ха­рак­тер Прус­сии. В 1733 был при­нят Кан­то­наль­ный рег­ла­мент, по ко­то­ро­му в стра­не фак­ти­че­ски вво­ди­лась все­об­щая во­ин­ская по­вин­ность. К 1740 чис­лен­ность прус. ар­мии со­став­ля­ла 80 тыс. чел. (3,7% нас. стра­ны); на её со­дер­жа­ние рас­хо­до­ва­лось до 85% гос. бюд­же­та.

Фрид­рих II Ве­ли­кий внёс зна­чит. вклад в ук­ре­п­ле­ние прус. гос-ва, при нём Прус­сия ста­ла иг­рать за­мет­ную роль в ев­роп. по­ли­ти­ке, всту­пи­ла в со­пер­ни­че­ст­во с Ав­ст­ри­ей за ге­ге­мо­нию в Г. Сто­рон­ник про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма, Фрид­рих II Ве­ли­кий ре­ор­га­ни­зо­вал су­до­про­из­вод­ст­во, за­пре­тил су­ды над ведь­ма­ми и пыт­ки, ус­та­но­вил не­за­ви­си­мость су­дей от ад­ми­ни­ст­ра­ции, про­вёл ряд др. ре­форм. Для при­вле­че­ния в Прус­сию ква­ли­фи­цир. ра­бо­чей си­лы из др. стран он из­дал дек­рет о ве­ро­тер­пи­мо­сти. В 1763 в Прус­сии бы­ло вве­де­но обя­зат. на­чальное обу­че­ние.

По­сле Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 Г. ос­та­ва­лась по­ли­ти­че­ски раз­дроб­лен­ной. Боль­шин­ст­во тер­ри­то­ри­аль­ных из­ме­не­ний, про­из­ве­дён­ных На­по­лео­ном в Г., от­ме­не­но не бы­ло. В со­от­вет­ст­вии с Со­юз­ным ак­том, ут­вер­ждён­ным кон­грес­сом, был соз­дан Гер­ман­ский со­юз 1815–66, ко­то­рый объ­е­ди­нил 35 герм. ко­ро­левств и кня­жеств и 4 воль­ных го­ро­да. Ве­ду­щие по­зи­ции в нём за­ня­ла Ав­ст­рия, Прус­сии от­во­ди­лась под­чи­нён­ная роль, что с те­че­ни­ем вре­ме­ни всё боль­ше про­ти­во­ре­чи­ло её эко­но­мич. и по­ли­тич. зна­че­нию в Гер­ма­нии.

19.1.1919 со­стоя­лись вы­бо­ры в Уч­ре­дит. со­б­ра­ние. В со­от­вет­ст­вии с но­вым за­ко­ном о вы­бо­рах к ним бы­ли до­пу­ще­ны все муж­чи­ны и жен­щи­ны Г. стар­ше 20 лет. По ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния был сфор­ми­ро­ван пер­вый герм. де­мо­кра­тич. пар­ла­мент – Нац. со­б­ра­ние, ко­то­рое в 1919 про­во­ди­ло свои за­се­да­ния в тю­ринг­ском Вей­ма­ре, ос­та­вав­шем­ся в сто­ро­не от ре­во­люц. со­бы­тий. По назв. это­го го­ро­да как пар­ла­мент и сфор­ми­ро­ван­ное им пра­ви­тель­ст­во, так и са­ма рес­пуб­ли­ка по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние вей­мар­ских. Из 423 де­пу­тат­ских мест в вей­мар­ском Нац. со­б­ра­нии 165 при­над­ле­жа­ли СДПГ, 91 – пар­тии Цен­тра, 75 – ли­бе­раль­ной Не­мец­кой де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии (НДП), 22 – НСДПГ, 19 – пра­вой Не­мец­кой на­род­ной пар­тии (ННП) и 44 – край­не пра­вой Не­мец­кой на­цио­наль­ной на­род­ной пар­тии (НННП). Пра­ви­тельств. коа­ли­цию сфор­ми­ро­ва­ли СДПГ, НДП и пар­тия Цен­тра, рас­по­лагав­шие в об­щей слож­но­сти 76% де­пу­тат­ских ман­да­тов. 11.2.1919 Нац. со­б­ра­ние из­бра­ло Ф. Эбер­та пер­вым пре­зи­ден­том Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки, а 31.7.1919 при­ня­ло Вей­мар­скую кон­сти­ту­цию. Г. пре­вра­ти­лась в фе­де­ра­тив­ную рес­пуб­ли­ку с двух­па­лат­ным пар­ла­мен­том, в ней га­ран­ти­ро­ва­лись де­мо­кра­тич. сво­бо­ды, цер­ковь бы­ла от­де­ле­на от гос-ва. Вер­хов­ная власть пе­ре­да­ва­лась пре­зи­ден­ту, ко­то­рый на­де­лял­ся ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми, в т. ч. пра­вом на­зна­чать и рас­пус­кать пра­ви­тельств. ка­би­не­ты. 28.6.1919 но­вое пра­ви­тель­ст­во под­пи­са­ло Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1919, под­вед­ший ито­ги 1-й ми­ро­вой вой­ны. По его ус­ло­ви­ям Г. ли­ши­лась всех сво­их ко­ло­ний и зна­чит. час­ти тер­ри­то­рии, обя­за­лась вы­пла­тить ог­ром­ные ре­па­ра­ции. Чис­лен­ность её ар­мии (рейхс­ве­ра) со­кра­ти­лась до 100 тыс. чел. Г. бы­ло за­пре­ще­но иметь на­сту­пат. воо­ру­же­ния, во­ен. авиа­цию, под­вод­ный флот.

Основные черты парламентской республики

Они являются представителями всего народа, не связаны наказаниями или инструкциями и подчиняются только своей совести. Статья 40.1: Бундестаг избирает президента, членов и секретарей. Он принимает собственные правила процедуры. Статья 41.1: В обязанности Бундестага входит контроль за регулярностью выборов.

Президент лишается должности в случае умышленного нарушения Конституции или закона. Такое заявление может быть подано только Бундестагом или Бундесратом. Предложение может быть внесено четвертью каждого органа, а для принятия решения (т.е. обвинительного акта) требуется большинство в две трети голосов в каждой палате.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в хмао в 2022 году

Во главе стоит президент, которому помогают депутаты, избранные палатой. Президент и депутаты образуют президиум палаты. Секретари Бундестага отвечают за организационные вопросы, связанные с проведением заседаний.
Федеральное собрание — это временный, специально созданный орган. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их членов в Бундестаге. Любой член Федерального собрания может выдвинуть кандидата на пост президента (в действительности это делают партии).

Современные парламентские республики

Среди стран бывшего СССР к ним относятся Армения (с 2018 года), Кыргызстан, Молдова, Эстония, Латвия и Грузия. Многие страны Европы имеют такой вид государственного устройства: ФРГ, Болгария, Греция, Албания, Италия, Финляндия, Чехия, Словакия, Австрия, Исландия, Мальта все республики бывшей Югославии и Швейцария. Самой маленькой парламентской республикой Европы является Сан-Марино.

В Азии к парламентским республикам относятся Израиль, Мьянма (с 2010 года и в период с 1948 по 1962), Сингапур, Ливан, Непал, Пакистан, Ирак, Индия. Последняя интересна тем, что является самым населенным государством с данной формой правления, свыше 1 млрд жителей.

Некоторые экзотические страны также стали парламентскими республиками, например, островные Фиджи, Вануату, Науру, Маврикий, Тринидад и Тобаго и континентальные – Сомали и Ботсвана.


Краткий конспект лекций по курсу


ЛЕКЦИЯ 13. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ ГЕРМАНИИ


  1. Конституция Германии.
  2. Правовое регулирование институтов демократии.
  3. Высшие органы государственной власти Германии.
  4. Германский федерализм и местное самоуправлении.


1. Конституция Германии

Конституция Германии 1949 г., четвертая конституция в истории Германии, официально называется Основным Законом и принималась как временная. По форме правления Германия — парламентская республика, по форме государственного устройства федерация.

Конституция Германии также как и Франции исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство.

Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер- министров западногерманских земель, избранных ландагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции.

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента. За время действия конституции было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее.

Конституционный контроль в Германии осуществляет федеральный конституционный суд.

2. Правовое регулирование институтов демократии.

В Основном законе ФРГ содержатся основные положения, касающихся трех главных форм непосредственной демократии: выборы, референдум и народная инициатива.

Референдум проводится только в некоторых землях и возможен только в связи с изменениями границ и образованием новой земли.

Активным избирательным правом пользуются лица, достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избирательных прав.

Народный опрос также проводится в Германии и может касаться законопроекта по поводу передачи территории той или иной земле.

В Германии действует около 40 политических партий. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям. Основными политическими партиями являются: Христианско-демократический союз, Социал-демократическая партия, Свободная демократическая партия, Партия демократического социализма, Партия 90-х (партия зеленых).

В Германии существует единый профсоюзный центр — Объединение немецких профсоюзов. Большое внимание в Германии уделяется средствам массовой информации.

3. Высшие органы государственной власти Германии.

Законодательная власть осуществляется парламентом страны. Нижняя палата — Бундестаг (Союзный съезд), 669 депутатов избираемых по смешанной системе на 4 года. Бундестаг создается по партийному принципу.

Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет). Некоторые специалисты германского права считают, что парламент однопалатный и Союзный совет не является верхней палатой. Палата состоит из 69 членов направляемых правительствами земель в количестве от 3 до 6 человек. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы.

Исполнительная власть осуществляется Федеральным правительством, состоящим их Федерального Канцлера, Президента Германии и федеральных министров. Федеральный Канцлер является ведущей политической фигурой в Германии. Президент избирается на пять лет Федеральным собранием.

Судебная власть Германии полисистемная. Действует шесть ветвей правосудия: конституционное, трудовое, административное, финансовое, социальное и общее. Каждое направление возглавляется высшим судом. В землях действуют конституционные и верховные суды. Имеют место и специализированные суды.

4. Германский федерализм и местное самоуправлении.

ФРГ — это конституционная федерация, учреждаемая на основе Основного закона 1949 года. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм.

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен.

Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства Германии:

  • конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социальноправового государства.
  • на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности.
  • все земли имеют равный статус.
  • компетенция земель и федерации разделена.

Концепция государственной власти в ФРГ

Кратко: Германия — демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент — Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель — 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.

Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера — главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.

Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону — Grundgesetz — аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд — Bundesverfassungsgericht.

Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства — Совет Федераций — Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.

Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента — лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.

На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага — Федеральное Собрание — Bundesversammlung.

Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.

Важнейшая функция президента — предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.

Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.

Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.

Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *