Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика парламентской демократии в ФРГ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом в частности состоит отличие от системы выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга и каждая из них формирует свою половину парламента.
Германия как парламентская федеративная республика
Миша Бур: актуальные события в Германии, а также о жизни в стране, как уехать на ПМЖ или открыть рабочую визу, туризм и путешествия.
Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Парламент определяет пути социально-экономического развития. Парламент определяет курс внутренней и внешней политики.
Можно добавить, что подобная система делает практически невозможной победу на выборах одной партии. Как правило, парламентское большинство в Бундестаге создают коалиции нескольких политических сил.
Решающее поражение в масштабной войне
Германии с Зигмаром Габриелем во главе (193) и Христианско-социальный союз с лидером Хорстом Зеехофером (56). А в составе второй еще две немецкие партии – Левые под руководством Кати Киппинг и Бернда Риксингера (64) и Зеленые с лидерами Джемом Оздемиром и Симоне Петер (63).
На данной странице нашего сайта вы узнаете о политическом устройстве Германии: информация представлена простым понятным языком, с использованием схем и таблиц.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
Германия является демократической страной, таким образом, граждане страны выбирают депутатов в Парламенты Федерации и Земель. Депутаты, являясь представителями народа, осуществляют от их имени законодательную власть, а также выбирают лиц в органы исполнительной и судебной власти страны.
На протяжении большей части Средних веков и Нового времени Германия находилась в состоянии феодальной раздробленности. В 1701 г. одно из крупнейших немецких государств — Пруссия — стало королевством. В 1871 г. завершено объединение страны и провозглашено создание Германской империи. В результате Ноябрьской революции 1918 г. была свергнута монархия.
Конституционный орган, который нужен для избрания Федерального Президента ФРГ. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами Земель на началах пропорциональности, то есть считается и определяется число представителей, пропорциональное населению Земли.
Если возникают разногласия между министрами, их разрешает не единолично канцлер, а весь кабинет. Насколько сильно на практике действует этот принцип коллегиальности (совместное обсуждение и голосование в кабинете по всем важным вопросам), зависит полностью от руководящей роли федерального канцлера.
Если депутатам не понравится работа правительства, они могут внести вотум недоверия правительству. С отставкой канцлера в отставку уходит и правительство. Вопрос о внесении вотума недоверия канцлеру голосуется вкупе с предложением кандидатуры его преемника. В свою очередь, канцлер вправе поставить вопрос о вотуме доверия правительству.
Политическое устройство Германии на региональном уровне
Политическое устройство Германии включает в себя также и региональный уровень власти.
Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель.
Западные: Баден-Вюртемберг, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн.
Восточные: Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания.
Берлин занимает промежуточное положение.
Прежде всего, каждая из земель имеет свою конституцию. Основные ее задачи – гарантия неприкосновенности достоинства и свободы человека, а также устройство общественной жизни, в соответствии с принципами социальной справедливости, и содействие благополучию всех граждан.
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Бундесрат: для чего он нужен?
Германия – федеративное государство, в состав которого входит 16 земель. Бундесрат – это их представительский орган. Он не является выборным и состоит из членов региональных правительств. При этом они продолжают выполнять свои функции и на местном уровне, фактически совмещая две должности. Депутаты Бундесрата не получают заработную плату, бюджет компенсирует им только служебные расходы.
Бундесрат нередко называют «верхней палатой немецкого парламента», что фактически является неправильным, поскольку по конституции в Германии однопалатный парламент – Бундестаг.
Число представителей зависит от численности населения федеральной земли. Население в 2 млн человек дает региону право на 2 голоса, 6 млн – на 5 голосов, 7 млн – на 6 голосов.
Германия: форма правления, особенности и устройство
Выборы в высший законодательный орган, Бундестаг (Bundestag), проходят раз в четыре года. Половину парламентариев избирают по мажоритарных округах, а ещё 50% — по партийным спискам. Партия проходит в парламент, если набрала более 5% голосов избирателей.
Политические силы Германии предлагают широкий спектр идеологий и направлений — от крайне правых до центристов и левых. Так, сегодня в Бундестаге представлена левоцентристская Социально – демократическая партия, которая входит в «большую коалицию». Интересы социалистического направления в парламенте также представляет Левая партия.
Избирателей – либералов и интересы бизнеса представляет Свободная демократическая партия. Защита климата, дружественная миграционная политика — это главные направления, представляемые партией «Союз – 90/Зелёные». Ультраправый политический спектр представляет политическая сила «Альтернатива для Германии» (АдГ).
Интересы правоцентристов представлены правящим союзом ХДС/ХСС. Стоит отметить, что Христианско – демократический союз (ХДС) представлен во всех федеральных землях, кроме Баварии. В этом же регионе правоцентристов представляет Христианско – социальный союз. Эти две политические силы формируют одну фракцию в федеральном парламенте.
Bundesrat — это законодательный орган, в котором заседают председатели 16 федеральных земель Германии. Иногда Бундесрат называют верхней палатой парламента, но это не так, поскольку это отдельный орган, который позволяет внедрять законодательные нормы на уровне федеральных земель и предлагать изменения в Конституцию. В зависимости от количества населения каждую землю в Бундесрате представляют от 3 до 6 законодателей.
Германия — федеральное государство. В стране насчитывается 16 регионов — федеральных земель. Интересно, что столица ФРГ, город Берлин, является отдельной землей. Гамбург и Бремен также являются городами – землями.
В каждом регионе есть свой законодательный орган — ландаг. Также, кроме федеральной, там соблюдают и земельную конституцию.
Главами регионов обычно являются земельные премьер – министры, а высшая исполнительная власть в федеральных землях представлена региональными парламентами. К примеру, в разных землях действуют разные правила, регулирующие работы школ, время летних каникул также варьируется. Это обусловлено тем, что в каждом регионе есть свой министр образования. Тем не менее некоторые аспекты продолжают регулироваться на федеральном уровне.
Земли, в свою очередь, разделяются на общины.
- Парламентские, муниципальные, европейские: кто может голосовать на выборах в Германии?
- Скоро в Германии может появиться «новая» Левая партия
- Возвращение русских эмигрантов из Германии в Россию
Название министерства | Сокращение | Круг задач министерства |
---|---|---|
Министерство финансов Finanzen |
BMF | Налоги, денежные пособия, пенсии |
Министерство внутренних дел, строительства и родины Innern, für Bau und Heimat |
BMI | Внутренняя безопасность страны, полиция, армия, миграция, интеграция, спорт, религия, единство нации |
Министерство иностранных дел Auswärtiges Amt |
AA | Внешняя политика, Европейская политика |
Министерство экономики и энергетики Wirtschaft und Energie |
BMWi | Экономика и энергетика, телекоммуникации, почта, железные дороги |
Министерство юстиции и защиты прав потребителей Justiz und Verbraucherschutz |
BMJV | Права, законодательство, защита потребителей |
Министерство труда и социальных вопросов Arbeit und Soziales |
BMAS | Трудовое право, трудоустройство, образование, пенсионеры, инвалиды, социальная защищенность |
Министерство обороны Verteidigung |
BMVg | армия, оружие, защита страны, поддержка других государств во время конфликтов |
Министерство питания и сельского хозяйства Ernährung und Landwirtschaft |
BMEL | Продукты питания, сельское хозяйство, безопасность продуктов питания, защита потребителей |
Министерство семьи, пожилых, женщин и молодежи Familie, Senioren, Frauen und Jugend |
BMFSFJ | Семья, пожилые, женщины, молодежь, благотворительная помощь, волонтеры |
Министерство здоровья Gesundheit |
BMG | Врачи, больницы, пациенты, лечение, реабилитация, медицинское страхование, страхование на случай потребности в уходе, предупреждение болезней, зависимостей |
Министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Verkehr und digitale Infrastruktur |
BMVI | транспорт, транспортировка людей, грузов и данных, правила и безопасность дорожного движения, дороги, Интернет |
Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Umwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit |
BMU | защита окружающей среды, защита граждан от радиации, климат |
Министерство образования и исследований Bildung und Forschung |
BMBF | образование, наука, международный обмен |
Министерство экономического сотрудничества и развития Wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung |
BMZ | Помощь бедным странам, взносы в фонды развития, сотрудничество и поддержка партнерских стран |
Германия как парламентская федеративная республика
По форме правления Германия является парламентской федеративной республикой. Правительство страны состоит из министров, выполняющих одновременно функции членов кабинета и руководителей подконтрольных им министерств. Наряду с министерствами в состав основных по значимости органов исполнительной власти введены:
- Ведомство канцлера.
- Ведомство по делам прессы и информации.
Ведомства полностью подчиняются федеральному канцлеру Германии.
В Германии было восемь федеральных канцлеров. Пять из восьми канцлеров занимались научно-исследовательской работой и защитили диссертации. Стоит непременно отметить, что Ангела Меркель стала единственной женщиной, являющейся канцлером в Германии. После того как Ангела получила эту почетную и ответственную должность, немецкое понятие «федеральный канцлер» по отношению к ней стало использоваться в женском роде. Ангела Меркель является единственным на сегодняшний день политиком из восточной части Германии, избранным на должность канцлера объединенной Германии после соединения западной и восточной частей.
В соответствии с Конституцией канцлер выбирается нижней палатой парламента по предложению президента. Выбранным считается кандидат, набравший определяющее число голосов членов палаты. Если выдвинутое лицо не избрано, нижняя палата может на протяжении двух недель после выборов избрать канцлера большинством своих голосов. Если в течение этого периода избрание не произошло, то немедленно проводится другое голосование, после которого выбранным считается канцлер, набравший наибольшее число голосов. Президент производит его назначение в течение недели. Если предложенное лицо не собрало большинства, президент обязан в течение недели все равно назначить его или распустить нижнюю палату.
Нижняя палата парламента может выразить недоверие канцлеру. Для этого нужно, чтобы бундестаг большинством голосов избрал последователя канцлера и обратился к президенту государства с просьбой о снятии с должности действующего канцлера. Президент должен принять просьбу и произвести назначение нового избранного государственного деятеля. При этом между предложением о замене канцлера и выборами должно пройти двое суток.
Оно состоит из Федерального канцлера и федеральных министров (Статья 62). Канцлер — глава правительства ФРГ. Избирается он Бундестагом по предложению Президента, большинством голосов депутатов, а позже назначается Президентом, согласно статье 63 (1) и (2). Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов (то есть 50%+1 голос), согласно статье 63 (3). По статье 63 (4), если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, в котором избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов.
Если избранное лицо собрало голоса большинства членов Бундестага, Федеральный Президент в течение семи дней после выборов должен его назначить. Если избранное лицо не получило такого большинства, то Федеральный Президент имеет два варианта решения проблемы:
- В течение семи дней сам назначает его;
- Распускает Бундестаг.
Канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность.
Германия состоит из 16 субъектов, которые называются Земли, но при этом у многих есть свои наименования (Свободное государство (Бавария и Тюрингия), Свободный ганзейский город Бремен, Свободный и ганзейский город Гамбург), но у них есть более серьёзные различия. Земли – это крупные субъекты Федерации, которых больше всего (13 из 16), а также города, имеющие статус Земли (Берлин, Гамбург, Бремен).
В отличие от просто субъектов, в городах, имеющих статус Земли, нет районов как административно-территориальной единицы (кроме Бремена, который по факту состоит из 2 городов (Бремен и Бремерхафен) или городских районов). В отличие от обычных городов, в них городские округа (или районы) имеют органы власти.
Это объединение двух или более соседних, обычно небольших, общин одного района. Руководство объединением общин осуществляет мэр (бургомистр), которым нередко является мэр одной из общин, входящих в объединение, а также совет объединения и исполнительный комитет. К типичным полномочиям объединений общин обычно относятся:
- Планирование по использованию земель;
- Вопросы водоотведения;
- Строительство и обслуживание дорог местного значения;
- Организация начального образования;
- Обеспечение деятельности публичных библиотек и спортивных площадок;
- Обеспечение функционирования кладбищ;
- Пожарная охрана.
Сами эти полномочия очень разные и их особенности зависят от Земли.
Политическое устройство Германии
Политическая система | |
---|---|
Политический режим | Демократия |
Форма государственного правления | Парламентская республика |
Форма государственного устройства | Федерация |
Характеристика государства | Правовое и социальное государство |
Экономическая система Германии | Социально-ориентированная рыночная экономика |
Основной закон | Конституция Германии |
Уровни власти | Федеральный и региональный (земель) |
Основные политические партии | CDU, CSU, SPD, AfD, FDP, Die Linke, Die Grünen |
Федеральный уровень | |
Глава государства | Федеральный президент |
Основные законодательные органы | Бундестаг (федеральный парламент) и Бундесрат (Федеральный совет) |
Состав бундестага | Депутаты |
Состав бундесрата | Члены правительства каждой федеральной земли |
Основной исполнительный орган | Федеральное правительство |
Состав правительства | Федеральный канцлер и министры |
Глава правительства | Федеральный канцлер |
Основные судебные органы | Конституционный суд и другие федеральные суды |
Уровень земель | |
Форма правления | Парламентская республика |
Основные законы | Конституции земель |
Основные законодательные органы | Ландтаги или парламенты земель |
Основные исполнительные органы | Правительства земель |
Основные судебные органы | Земельные суды первой инстанции |
Наивысшим уровнем власти в Германии является уровень федерации или государства. На этом уровне решаются вопросы, касающиеся интересов всего государства: внешняя политика, оборона, бюджет страны и т.д. Основной закон или Конституция определяет на уровне федерации 5 основных постоянно-действующих политических органов Германии, а также 2 органа или собрания, созываемых для определенных целей. Все они представлены в следующем далее списке.
Как устроена Германия: политическая система
В кон. 15 в. в горном деле, текстильной пром-сти, книгопечатании Г. зародились ранние формы мануфактуры, начало складываться товарное произ-во, интенсифицировались кредитно-денежные отношения. В среде бюргерства всё более заметную роль играли предприниматели, не связанные с цеховой организацией, усиливалась имуществ. дифференциация. Неуклонное проникновение товарно-денежных отношений в с. х-во вело к усилению нажима на крестьянство со стороны феодалов и, как следствие, к обострению социальных противоречий, что стало причиной развития антифеодальных движений. Деятельность тайных союзов «Башмак» и «Бедный Конрад», частые восстания гор. низов в кон. 15 – нач. 16 вв. свидетельствовали о нарастании социальной напряжённости в Г. и необходимости проведения реформ.
Тридцатилетняя война нанесла огромный урон Г. – её население сократилось на 40% (в некоторых землях на 60–70%), резко упал объём произ-ва (его довоенный уровень был достигнут только к сер. 18 в.). Вестфальский мир закрепил политич. раздробленность герм. земель. В сер. 17 в. в Г. было 297 княжеств, 51 имперский город и 1,5 тыс. независимых рыцарских владений.
Экономика Зап. и Вост. Г. после Тридцатилетней войны развивалась разными путями. Для зап. районов были характерны небольшие землевладения, дворяне сдавали земли в аренду, лично свободные крестьяне имели собств. наделы. За пользование землёй вносились натуральные и денежные платежи, отнять землю можно было только по решению суда. К кон. 18 в. в зап. районах Г. было уже достаточно зажиточных арендаторов и лично свободных безземельных крестьян, что заложило здесь основы «фермерского» пути развития с. х-ва. На востоке страны продолжало развиваться крупное дворянское землевладение (см. Юнкерство), основанное на барщинном труде лично зависимых крестьян, объявленных наследств. подданными господина. Помещичье землевладение расширялось за счёт сгона крестьян, которые превращались не в свободную рабочую силу, а в крепостных батраков.
Развитию внутр. торговли в Г. мешали сохранявшиеся цеховые ограничения, наплыв иностр. товаров, а также внутр. таможни. Оживление в герм. экономике наметилось только к нач. 18 в. с утверждением рассеянной мануфактуры. В сер. 18 в. появилась централизов. мануфактура, но она испытывала острый недостаток свободной рабочей силы. Только к кон. 18 в. мануфактура возобладала над ремесленным производством.
Крупнейшим герм. гос-вом, наряду с Австрией, во 2-й пол. 17 в. стало Бранденбургско-прус. гос-во, в котором с 1415 правили Гогенцоллерны. В 1618 курфюршество Бранденбург объединилось с находившимся в ленной зависимости от Польши герцогством Пруссия. В 1657 при Великом курфюрсте Фридрихе Вильгельме в ходе польско-швед. войны зависимость Пруссии от Польши была ликвидирована. После войны бранденбургско-прус. армия не была распущена и стала основой для формирования в 1650–80-х гг. особой системы управления этим гос-вом, имевшей гражд. и воен. составляющие. В 1701 курфюрст Бранденбурга Фридрих III получил от императора титул короля (на престол взошёл под именем Фридриха I), Бранденбургско-прус. гос-во стало королевством Пруссия со столицей в Берлине (с 1709).
При Фридрихе Вильгельме I, носившем прозвище «солдатского короля», окончательно определился милитаристский характер Пруссии. В 1733 был принят Кантональный регламент, по которому в стране фактически вводилась всеобщая воинская повинность. К 1740 численность прус. армии составляла 80 тыс. чел. (3,7% нас. страны); на её содержание расходовалось до 85% гос. бюджета.
Фридрих II Великий внёс значит. вклад в укрепление прус. гос-ва, при нём Пруссия стала играть заметную роль в европ. политике, вступила в соперничество с Австрией за гегемонию в Г. Сторонник просвещённого абсолютизма, Фридрих II Великий реорганизовал судопроизводство, запретил суды над ведьмами и пытки, установил независимость судей от администрации, провёл ряд др. реформ. Для привлечения в Пруссию квалифицир. рабочей силы из др. стран он издал декрет о веротерпимости. В 1763 в Пруссии было введено обязат. начальное обучение.
После Венского конгресса 1814–15 Г. оставалась политически раздробленной. Большинство территориальных изменений, произведённых Наполеоном в Г., отменено не было. В соответствии с Союзным актом, утверждённым конгрессом, был создан Германский союз 1815–66, который объединил 35 герм. королевств и княжеств и 4 вольных города. Ведущие позиции в нём заняла Австрия, Пруссии отводилась подчинённая роль, что с течением времени всё больше противоречило её экономич. и политич. значению в Германии.
19.1.1919 состоялись выборы в Учредит. собрание. В соответствии с новым законом о выборах к ним были допущены все мужчины и женщины Г. старше 20 лет. По результатам голосования был сформирован первый герм. демократич. парламент – Нац. собрание, которое в 1919 проводило свои заседания в тюрингском Веймаре, остававшемся в стороне от революц. событий. По назв. этого города как парламент и сформированное им правительство, так и сама республика получили наименование веймарских. Из 423 депутатских мест в веймарском Нац. собрании 165 принадлежали СДПГ, 91 – партии Центра, 75 – либеральной Немецкой демократической партии (НДП), 22 – НСДПГ, 19 – правой Немецкой народной партии (ННП) и 44 – крайне правой Немецкой национальной народной партии (НННП). Правительств. коалицию сформировали СДПГ, НДП и партия Центра, располагавшие в общей сложности 76% депутатских мандатов. 11.2.1919 Нац. собрание избрало Ф. Эберта первым президентом Веймарской республики, а 31.7.1919 приняло Веймарскую конституцию. Г. превратилась в федеративную республику с двухпалатным парламентом, в ней гарантировались демократич. свободы, церковь была отделена от гос-ва. Верховная власть передавалась президенту, который наделялся широкими полномочиями, в т. ч. правом назначать и распускать правительств. кабинеты. 28.6.1919 новое правительство подписало Версальский мирный договор 1919, подведший итоги 1-й мировой войны. По его условиям Г. лишилась всех своих колоний и значит. части территории, обязалась выплатить огромные репарации. Численность её армии (рейхсвера) сократилась до 100 тыс. чел. Г. было запрещено иметь наступат. вооружения, воен. авиацию, подводный флот.
Основные черты парламентской республики
Они являются представителями всего народа, не связаны наказаниями или инструкциями и подчиняются только своей совести. Статья 40.1: Бундестаг избирает президента, членов и секретарей. Он принимает собственные правила процедуры. Статья 41.1: В обязанности Бундестага входит контроль за регулярностью выборов.
Президент лишается должности в случае умышленного нарушения Конституции или закона. Такое заявление может быть подано только Бундестагом или Бундесратом. Предложение может быть внесено четвертью каждого органа, а для принятия решения (т.е. обвинительного акта) требуется большинство в две трети голосов в каждой палате.
Во главе стоит президент, которому помогают депутаты, избранные палатой. Президент и депутаты образуют президиум палаты. Секретари Бундестага отвечают за организационные вопросы, связанные с проведением заседаний.
Федеральное собрание — это временный, специально созданный орган. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их членов в Бундестаге. Любой член Федерального собрания может выдвинуть кандидата на пост президента (в действительности это делают партии).
Современные парламентские республики
Среди стран бывшего СССР к ним относятся Армения (с 2018 года), Кыргызстан, Молдова, Эстония, Латвия и Грузия. Многие страны Европы имеют такой вид государственного устройства: ФРГ, Болгария, Греция, Албания, Италия, Финляндия, Чехия, Словакия, Австрия, Исландия, Мальта все республики бывшей Югославии и Швейцария. Самой маленькой парламентской республикой Европы является Сан-Марино.
В Азии к парламентским республикам относятся Израиль, Мьянма (с 2010 года и в период с 1948 по 1962), Сингапур, Ливан, Непал, Пакистан, Ирак, Индия. Последняя интересна тем, что является самым населенным государством с данной формой правления, свыше 1 млрд жителей.
Некоторые экзотические страны также стали парламентскими республиками, например, островные Фиджи, Вануату, Науру, Маврикий, Тринидад и Тобаго и континентальные – Сомали и Ботсвана.
Краткий конспект лекций по курсу
СТРОЯ ГЕРМАНИИ
- Конституция Германии.
- Правовое регулирование институтов демократии.
- Высшие органы государственной власти Германии.
- Германский федерализм и местное самоуправлении.
1. Конституция Германии
Конституция Германии 1949 г., четвертая конституция в истории Германии, официально называется Основным Законом и принималась как временная. По форме правления Германия — парламентская республика, по форме государственного устройства федерация.
Конституция Германии также как и Франции исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство.
Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер- министров западногерманских земель, избранных ландагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции.
Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента. За время действия конституции было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее.
Конституционный контроль в Германии осуществляет федеральный конституционный суд.
2. Правовое регулирование институтов демократии.
В Основном законе ФРГ содержатся основные положения, касающихся трех главных форм непосредственной демократии: выборы, референдум и народная инициатива.
Референдум проводится только в некоторых землях и возможен только в связи с изменениями границ и образованием новой земли.
Активным избирательным правом пользуются лица, достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избирательных прав.
Народный опрос также проводится в Германии и может касаться законопроекта по поводу передачи территории той или иной земле.
В Германии действует около 40 политических партий. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям. Основными политическими партиями являются: Христианско-демократический союз, Социал-демократическая партия, Свободная демократическая партия, Партия демократического социализма, Партия 90-х (партия зеленых).
В Германии существует единый профсоюзный центр — Объединение немецких профсоюзов. Большое внимание в Германии уделяется средствам массовой информации.
3. Высшие органы государственной власти Германии.
Законодательная власть осуществляется парламентом страны. Нижняя палата — Бундестаг (Союзный съезд), 669 депутатов избираемых по смешанной системе на 4 года. Бундестаг создается по партийному принципу.
Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет). Некоторые специалисты германского права считают, что парламент однопалатный и Союзный совет не является верхней палатой. Палата состоит из 69 членов направляемых правительствами земель в количестве от 3 до 6 человек. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы.
Исполнительная власть осуществляется Федеральным правительством, состоящим их Федерального Канцлера, Президента Германии и федеральных министров. Федеральный Канцлер является ведущей политической фигурой в Германии. Президент избирается на пять лет Федеральным собранием.
Судебная власть Германии полисистемная. Действует шесть ветвей правосудия: конституционное, трудовое, административное, финансовое, социальное и общее. Каждое направление возглавляется высшим судом. В землях действуют конституционные и верховные суды. Имеют место и специализированные суды.
4. Германский федерализм и местное самоуправлении.
ФРГ — это конституционная федерация, учреждаемая на основе Основного закона 1949 года. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм.
После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен.
Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства Германии:
- конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социальноправового государства.
- на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности.
- все земли имеют равный статус.
- компетенция земель и федерации разделена.
Концепция государственной власти в ФРГ
Кратко: Германия — демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент — Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель — 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.
Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера — главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.
Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону — Grundgesetz — аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд — Bundesverfassungsgericht.
Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства — Совет Федераций — Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.
Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента — лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.
На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага — Федеральное Собрание — Bundesversammlung.
Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.
Важнейшая функция президента — предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.
Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.
Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.
Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.