Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменился порядок поверки счетчиков?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно он указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет. Это означает, что по окончании указанного периода прибор должен быть заменен. Потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его замену, сообщить управляющей компании или в ресурсоснабжающую организацию текущие показания счетчика и принять меры по ремонту или замене, объясняет юрист юридической компании «Генезис» Кристина Первухина. На основании полученного уведомления поставщик ресурсов или управляющая компания выдаст предписание на демонтаж, добавляет эксперт.
Срок замены счетчиков воды
Необходимо учитывать требования по установке приборов учета. Они указаны не только в документации на водосчетчик, но и в нормативных актах, говорит исполнительный директор Pоссийской ассоциации водоснабжения и водоответвления (PABВ), член Общественного совета при Минстрое России Елена Довлатова.
Нормы законодательства о поверке
В Определении от 24.10.12 , которое вынес Верховный Суд о поверке приборов учета электроэнергии, счетчиков воды и других измерительных устройств, разъяснено, что их обязаны проводить только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Однако частные лица, в чьих квартирах установлены такие приборы, тоже должны поверять свои счетчики через промежутки времени, указанные в техдокументации. В противном случае корректность отображенных данных не гарантирует даже производитель устройства.
За это время выходит за разумные пределы допустимая погрешность измерений и потребителю стоит определить, все ли в порядке с его измерительным устройством.
Эта норма, как и порядок проверки прописаны в следующих нормативно-правовых документах:
Согласно положениям п. 59 Постановления № 354, в случае пропуска сроков поверки потребитель не может оплачивать холодную и горячую воду по показаниям приборов учета.
Хотя законодательно установлено, кто имеет право проверять счетчики воды в квартире, управляющие компании (УК) следят за соблюдением сроков поверки.
Начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором предполагалось проведение поверки, начисления будут осуществляться:
- исходя из среднерасчетных показаний счетчиков за последние 6 месяцев – в течение первых трех месяцев;
- по нормативу – с 1 числа 4-го месяца.
Поэтому УК, ссылаясь на указанные нормативные акты, а также на закон о ЖКХ в 2020 году, как и раньше, настаивают на поверке счетчиков водопотребления.
Нужно обязательно объяснить из чего состоит поверка счетчиков воды. Это метрологический процесс, благодаря которому житель, эксплуатирующий ИПУ воды, получает на руки правовые документы для его дальнейшего использования.
Водяной счетчик способен прослужить и двенадцать лет. Но весь этот срок должна производиться диагностика. Проведение работ со счетчиком горячей воды проводится единожды в четыре года, а холодной – в шесть лет.
Нужно иметь в виду, что отсчет эксплуатационного времени ведется не со дня установки, а с момента производства. Первая поверка проходит именно на предприятие-производителе. В некоторых случаях нужна внеочередная такая процедура. Для этого необходимо подать обращение в специализирующую контору. Там ее рассмотрят и предпримут соответствующие шаги.
Как определить, кому можно доверить поверку бытовых счетчиков
Росаккредитация настоятельно рекомендует всем потребителям, перед тем как обратиться по вопросу поверки приборов учета в выбранную компанию, тщательно проверять информацию о ней в Реестре аккредитованных лиц на своем сайте. Тем более что это достаточно просто и легко – нужно только уточнить точное название компании или узнать ее ИНН. После этого надо зайти в Реестр аккредитованных лиц, который является открытым и доступен для каждого гражданина России. Далее, вводится соответствующая информация в поля «название компании» и/или «ИНН» и после этого потребитель получает всю нужную ему информацию, которую следует правильно «расшифровать». Если рядом имеется пиктограмма зеленого цвета, то эта метка свидетельствует о том, что аккредитация действительна. Красная пиктограмма говорить о прекращении аккредитации, а если вдруг рядом обнаружится желтый значок, то это значит, что деятельность компании приостановлена. Соответственно, имея такую важную информацию, определиться с выбором компании, которой можно доверить поверку приборов учета, не является никакой проблемой. Важно знать, что только компания, обладающая действующей аккредитацией, имеет право вносить данные в единый электронный Реестр Росстандарта.
Последствия безучетного потребления электрической энергии
Нарушения граждан-потребителей – физических лиц – в жилых помещениях в соответствии с Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) подразделяются на:
- Несанкционированное подключение (нарушение установленного порядка подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутредомовым инженерным системам (п. 62 Правил № 354).
- Несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта потребителем (п. 81(11) Правил № 354).
Несанкционированное подключение (нарушение установленного порядка подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутредомовым инженерным системам
В соответствии с п. 62 Правил № 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель составляет Акт о несанкционированном подключении и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае производится исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения — с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта потребителем
В соответствии с п. 81(11) Правил № 354, в целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение вышеуказанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Как проводится проверка, если прибор учета расположен в квартире?
1. Управляющая организация направляет собственнику не позднее 14 дней до проверки письменное извещение о дате и времени ее проведения, о необходимости допуска представителя с разъяснением последствий бездействия собственника или его отказа в допуске к приборам учета.
2. Собственник обязан обеспечить допуск в квартиру представителя для проведения проверки в указанное в извещении время.
Если собственник не может обеспечить допуск в квартиру, он обязан сообщить об этом управляющей организации не позднее двух дней до даты, указанной в извещении, и обозначить иные возможные даты и время. При этом предложенная дата не может быть ранее двух дней с даты, когда поступило предложение от собственника, и позднее трех дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.
3. Управляющая организация обязана провести проверку в согласованные сроки. По ее итогам составляется акт проверки.
Если собственник не обеспечил допуск представителя управляющей организации, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. В этом случае управляющая организация обязана провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от собственника, отказавшего в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить такой допуск.
В каком случае и как доначисляется плата за коммунальные услуги?
Если прибор учета установлен в квартире, куда не может быть осуществлен доступ без присутствия собственника, управляющая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной суммы.
Перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломб, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующих дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство, и до даты устранения такого вмешательства. Перерасчет производится исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг, с применением повышающего коэффициента 10.
Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет платы за услугу может быть произведен не только в случае нарушения целостности прибора учета, но и из-за необеспечения сохранности контрольных пломб и индикатора антимагнитной пломбы.
Проверка счетчиков водоснабжения относится к обязательным процедурам. Если проверку не пройти, вы не сможете сдавать показания счетчиков и, как следствие, производить оплату в установленном порядке. Если проверка не была проведена, с первого числа следующего за проверкой месяца будет изменен и порядок оплаты:
- Первые три месяца необходимо будет оплачивать по среднерасчетным показателям установленных счетчиков, исходя из данных за последние полгода;
- С четвертого месяца оплата будет производиться по нормативу, к которому также будет применен повышающий коэффициент 1,5.
Смысл проведения проверки заключается в том, чтобы:
- Определить правильность установки;
- Определить, насколько точны их показания;
- Установить наличие повреждений и факт вскрытия пломбы.
Какая стоимость услуги
Первичная проверка для владельца будет бесплатной, так как ее проводит изготовитель. В паспорте счетчика обязательно должна быть отметка о проведенной проверке.
Каждая последующая проверка должна быть соответствующим образом оплачена. Тариф зависит от конкретной компании и региона. Так, средняя стоимость составляет от 400 до 600 рублей на каждый установленный прибор учета. Важно помнить, что дополнительно придется оплатить также услуги сантехника, при необходимости — демонтаж и монтаж, а также доставку нового прибора. В результате стоимость может значительно возрасти. Именно поэтому при заказе проверки важно заранее уточнять не только тариф, который может быть низким, но и стоимость дополнительных услуг: в каждой компании они разные.
Как выполняется проверка и как её не пропустить
В некоторых городах управляющие компании и коммунальные службы составляют списки потребителей, в которых ведут статистику проверки счетчиков. В таких случаях собственникам жилья рассылают по почте уведомления о приближении сроков проверки приборов. Если процедуру не проводить, после указанного срока — суммы начисляются по усредненным данным.
Но не все жилищные компании делают подобные рассылки – в таких случаях ответственность за соблюдение сроков проверки полностью ложиться на самих граждан. Для этого нужно выяснить, когда проводилась последняя проверка и при необходимости инициировать процедуру следующего тестирования.
Желательно организовать мероприятие за несколько месяцев до окончания срока проверки. Оценка работы прибора не предполагает его демонтаж. Предварительно не нужно снимать показания и передать их проверяющей организации. Проверку водомерных приборов разрешено проводить только аккредитованным компаниям. Это могут быть лаборатории или организации одобренные службой аккредитации.
Процедура платная, при этом сроки мероприятия варьируются в диапазоне 20 мин.
Что делать после окончания проверки:
- Обратиться в «УК» , «МФЦ» или «Мои документы»и передать документы.
Многие собственники жилья интересуются, законны ли проверки водомеров на дому. Да, законны, но только в случае, если у организации есть переносная лаборатория и имеются все разрешительные документы для выполнения такой процедуры.
Насколько законные санкции жилищных контор за просрочку? По закону управляющие организации не имеют права начислять такие штрафы. Все, что они вправе предпринять – это посчитать показания следующего месяца по усредненным тарифам.
обладает всеми разрешительными документами для проведения проверок счетчиков воды и выполняет процедуру максимально оперативно и профессионально. Данные проверки оформляются в официальном порядке и документируются.
Кто проверяет счетчики
Все жильцы, имеющие измерительные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, задаются вопросом: кто должен проверять эти приборы? Контрольная поверка приборов учета – это процедура, которая входит в компетенцию исключительно водоканала.
Помимо водоканала, подобные услуги оказывают организации, которые успешно прошли аккредитацию и получили лицензию на право оказания данных услуг населению. Они имеют право составлять акт, влияющий на форму и размер оплаты коммунальных услуг.
ВНИМАНИЕ! Управляющая организация не имеет права заниматься подобным видом деятельности.
Однако жильцы, которым требуется проверить измерительные приборы, могут обратиться к специалистам коммунальных служб с целью получения контактных данных надежной, проверенной организации.
Законодательством определено, что ответственность за несвоевременное проведение поверки несет только собственник помещения, в котором установлены водомеры. Показания приборов, которые не прошли проверочные испытания, не учитываются.
Что делать, если истек срок поверки счетчика воды
Данная проблема является довольно распространенной. Многие пользователи даже не догадываются о необходимости проведения периодических инспекций водоизмерительного оборудования. Кроме этого, частное лицо может попросту забыть выполнить эту процедуру в срок.
Если вовремя не провести инспекцию устройства, то тогда его показания становятся недействительными по умолчанию. Чем чревата просрочка срока поверки счетчика горячей воды и прибора для ХВС? В случае невыполнения своих обязанностей потребитель расплачивается тем, что будет производить платеж за услугу по общим тарифам.
Штрафы за просрочку инспекции, которые иногда накладывают коммунальные службы, не являются законными. При назначении каких-либо санкций собственник имеет полное право оспорить решение управляющей компании, направив жалобу в соответствующие органы. Важно запомнить, что пользователь не обязан оплачивать никакие штрафы. При их наличии собственник обязан направить жалобу в управляющую организацию.
Если срок службы счетчика воды истек, то тогда необходимо провести замену устройства на новое. Оплата услуг по общим тарифам будет производиться до тех пор, пока пользователь не проведет инспекцию водомера. Поэтому специалисты не рекомендуют затягивать с решением данного вопроса.
Свод правил для проведения грамотной поверки
Сегодня можно найти множество способов для проведения поверки индивидуальных приборов для учёта потребления воды. Также существуют различные методы проверки. Среди них можно выделить:
1. Инспекционную;
2. Периодическую (ежегодную);
3. Первичную;
4. Без определения очереди.
Каждый из видов поверки обладает собственными целями и определёнными особенностями. К примеру, первичную поверку необходимо провести ещё до того, как прибор будет выпущен для реализации. Также первичную поверку можно проводить во время ремонта. Пользователь прибора для учёта воды может узнать о проведении поверки только по сопроводительным документам, которые должны находится в комплектации с прибором.
По поводу доступа представителей УК в квартиры собственников Верховный Суд озвучил свою позицию в определении № 4-КГ19-6 от 07.05.2019 г.
Началось все с того, что собственники одной из квартир произвели перепланировку. Узнав об этом управляющая компания решила проверить состояние коммуникаций, проходящих через данную квартиру. Однако смогла осмотреть не всю квартиру — представителей УК не пустили на кухню, в одну из комнат и в лоджию. Кроме того, собственники не предоставили никаких документов, подтверждающих, что перепланировка законна.
В рамках досудебного урегулирования ситуация не разрешалась. УК отправляла письма владельцам квартиры с просьбой предоставить документы о том, что перепланировка согласована. После этого УК направила второе письмо с требованием пустить её представителей в квартиру для осмотра состояния внутриквартирного оборудования. Ни документов по перепланировке, ни допуска в квартиру УК не дождалась.
Жилищная компания обратилась в городской суд с иском о предоставлении доступа в жилое помещение. И суд данный иск удовлетворил. Но хозяева квартиры подали апелляцию, и уже эта инстанция пересмотрела решение городского суда.
Апелляционное решение гласило, что оснований у управляющей компании для доступа в комнату и кухню нет. Так как техническое и санитарное внутриквартирное оборудование в комнатах, куда не была допущена УК, отсутствует. Также отсутствуют аварийные ситуации. А поскольку из-за выполненной перепланировки нет жалоб от соседей, значит нет нарушений прав ни УК, ни других собственников.
После этого уже управляющая компания обратилась в Верховный Суд, который и встал на сторону жилищной компании.
В определении суда имеется много ссылок на действующее законодательство, в том числе на Жилищный и Градостроительный Кодексы, а также на Правила предоставления коммунальных услуг.