Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2023 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Выезд с одностороннего движения
Когда односторонняя полоса движения заканчивается, нужно правильно выполнить выезд. Начнем с ситуации, когда вы двигаетесь прямо. Обычно в этом случае проблем не возникает. Главное следить за тем, чтобы при выезде оказаться на полосе движения нужного направления, а не на встречном. Так что важно заранее перестроиться в желанную полосу.
Второй случай – нужно повернуть на правую сторону. Когда осуществляется выезд на одностороннее движение, нужно следить на какую сторону поворачивать, чтобы не нарушить поток автомобилей. А вот если поворачиваете направо, нужно заранее перейти на крайнюю полосу. Тогда после поворота машина окажется в крайней полосе дороги с движением на две стороны.
Третий вариант развития событий, когда водитель хочет выехать с дороги, повернув налево. Обычно именно в этом случае нарушается львиная доля правил. Поскольку свернуть нужно с крайней левой полосы дороги, а не с середины пути (как делают многие, а потом удивляются полученным штрафам).
Кто может ездить по односторонке
Право двигаться по односторонке правила дорожного движения предоставляют автомобилям полиции, скорой помощи, пожарной охраны и других экстренных служб, если это необходимо для исполнения их служебных обязанностей.
Важно, чтобы движение осуществлялось при включенных проблесковых маячках. При этом автомобили частных граждан при виде такой машины экстренной службы должны уступить дорогу, приняв вправо, и продолжать движение по правой стороне полосы.
Допустим проезд по полосам с односторонним движением для машин общественного транспорта, если специальной полосы для них не выделено.
Важно! Если в сложившейся ситуации, чтобы избежать столкновения с другим транспортом, необходимо осуществить выезд на полосу одностороннего движения, необходимо максимально придерживаться края. А сам факт произошедшего необходимо доказать записями видеорегистратора, также можно обратиться к помощи очевидцев.
В остальных случаях выезд на полосу одностороннего движения категорически запрещен.
Наказание, штраф за выезд на дорогу для одностороннего движения
За допущенные нарушения на дороге с односторонним движением при въезде, выезде или других маневрах, автолюбитель подвергается следующим вариантам административных наказаний:
- неправильное перестроение при повороте налево, выезжая на обычную дорогу, если не занимается крайнее левое положение – штрафу на сумму пятьсот рублей;
- езда навстречу транспортному потоку при неправильном въезде, после разворота или при необоснованной сдаче назад – штрафным санкциям до пяти тысяч рублей либо лишению права управления авто сроком от четырех месяцев до полугода. Если отмеченное ранее нарушение, относящееся к разряду крайне опасных, совершено повторно за период менее года, у нарушителя изымаются водительские права на более длительный срок – до двенадцати месяцев;
- виновного в выезде на полосу движения маршрутного транспорта противоположного направления ожидает аналогичное наказание. Но если указанная полоса попутная, то меры не настолько суровые – штрафные санкции до полутора тысяч рублей, возрастающие в Москве и Санкт-Петербурге вдвое. Нередко инспекторы ГИБДД в этом случае выписывают штраф, как за ситуацию с противоположным направлением, что не соответствует требованиям законодательства.
Остановка и паркование автотранспортных средств на автодорогах, предназначенных для езды только в 1 сторону, осуществляется согласно общим правилам, указанным в Разделе 12 ПДД:
- ТС нужно ставить на обочине, а когда обочины нет, допускается ставить по краю проезжей части;
- остановка, стоянка для легковых автомобилей менее 3500 кг разрешены как справа, так и слева (только в населенных пунктах);
- грузовые машины массой более 3500 кг могут останавливаться слева исключительно для целей загрузки, разгрузки;
- когда между остановившимся ТС и противоположным краем проезжей части меньше 3 метров, остановка, стоянка запрещены;
- также нельзя останавливаться, стоять ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС и ближе 5 метров перед пешеходными переходами;
- кроме этого, указанные действия запрещены, когда стоят соответствующие знаки 3.27, 3.28, 3.29, 3.30.
Комментарий к ст. 12.15 КоАП
1. Объектом правонарушения являются безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , а также п. 1.2 Правил дорожного движения дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями. Запрещается движение транспортных средств по тротуарам, пешеходным дорожкам.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
2. Квалификация нарушения по части 1 статьи осуществляется в случае нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно движения по обочинам или пересечения организованной транспортной или пешей колонны либо занятия места в ней.
Ответственность по части 2 статьи наступает за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения.
Ответственность по части 3 статьи наступает за выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, а по части 4 — за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
3. Субъектом данного правонарушения является водитель, нарушивший правила расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Какой размер штрафа за выезд на встречкую полосу?
Тип нарушения | Статья и соответствующая часть КоАП | Размер штрафа | Возможна ли скидка |
Препятствие | ст. 12.15 ч.3 | 1 000 – 1 500 рублей | Да |
Обгон | ст. 12.15 ч.4 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Разворот | ст. 12.16 ч.2 | 1 000 – 1 500 рублей | Да |
Выезд на полосу с односторонним движением | ст. 12.16 ч.3 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Выезд на полосу с реверсивным движением | ст. 12.12 ч.1 | 1 000 рублей | Да |
Появление машины на трамвайных путях | ст. 12.15 ч.3 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Как поступить, если инспектор неправ?
Нередко люди совершают обгон через сплошную линию за счет наличия препятствий или других чрезвычайных ситуациях. Сотрудник ГИБДД может не учитывать данные факты, поэтому сразу выписывает протокол, отправляемый в суд. Чтобы отстоять свои права, непременно выполняются следующие действия:
- первоначально надо спокойно объяснять автоинспектору, по какой причине гражданине выехал на «встречку»;
- если все равно сотрудник ГИБДД заполняет постановление, то оно тщательно изучается;
- в данный документ вносятся сведения о том, по какой причине было совершено правонарушение;
- проводится съемка местности, так как она позволит подготовить доказательства правоты автовладельца;
- сохранятся запись с видеорегистратора, если она имеется;
- не следует вовсе подписывать протокол, выражая свое несогласие с информацией, которая содержится в этом документе;
- обратиться за обжалованием данного протокола в суд необходимо в следующие 10 дней.
Практика показывает, что выигрывают суды автовладельцы, обращающиеся за помощью к опытным юристам.
Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:
- При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
- Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
- Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
- Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.
Наказания за проезд под «кирпич»
Как уже упоминалось нами ранее, наказание за нарушение требований знака 3.1 зависит от того, где он установлен.
Если знак установлен, например, перед пунктом отдыха водителей в конце автобусного маршрута, за въезд в зону его действия можно отделаться предупреждением или небольшим по сегодняшним меркам штрафом в размере 500 рублей. В других ситуациях, при выезде в нарушение знака на улицу с односторонним движением во встречном направлении, грозит лишение права управления на несколько месяцев.
Могут ли лишить прав, во многом зависит от трактовки нарушения инспектором ГИБДД, составлявшим протокол и от схемы административного правонарушения, составленной им.
Как ни удивительно, но суды часто снисходительно относятся к тем, кто нарушает ПДД чаще других (например, водители такси или каршеринга) при этом лишая прав водителей, допустивших лишь несколько незначительных нарушений за последний год.
Ввиду того, что штрафы с камер автоматической фотофиксации приходят собственнику транспортного средства, формально водитель арендной машины оказывается лицом, ранее не привлекавшимся к административной ответственности. Этот факт, во многих случаях, позволяет суду ограничиться минимальным штрафом.
Правила передвижения по односторонней дороге
Выезд на дорогу с односторонним движением является серьезным нарушением ПДД. Штрафные санкции во многом зависят от ситуации и обстоятельств, в силу которых произошло нарушение. Но избежать наказания практически невозможно.
Учтите! В большинстве случаев таковым выступает штраф. Так, в дорожных условиях выезд на дорогу с односторонним движением и само движение по встречке – это не всегда нарушение со стороны водителя, подчас сие является вынужденной мерой при необходимости уйти от столкновения или избежать иных дорожных неприятностей.
Ключевое условие заключается в том, чтобы такой выезд не создал препятствие другим автомобилистам и не создал предпосылок к новой аварии.
Так, нормы ПДД допускают выезд на встречку, если это связано с необходимостью избежать аварии. Но данный факт требует доказательств. Ими могут послужить записи с дорожных камер, свидетельские показания или ролик с видеорегистратора.
Вполне законным является выезд на дорогу с односторонним движением, если выполняется маневр. При этом двигаться автомобиль должен задним ходом либо по левой стороне полосы, но с обязательным включением аварийных сигналов, дабы предупредить других водителей о возникшей экстренной ситуации.
Не запрещают правила движение по встречке, но задним ходом для водителей, выезжающих на такую полосу с дворовых территорий, с примыкающих улиц, при этом маневре обязательно перестроение. Также данное движение не может быть продолжительным.
Точка начала и окончания такого участка дороги отмечается соответствующими дорожными знаками – это одна и две белые стрелки на синем фоне квадратного полотна. При наличии дорожной разметки знаки всегда имеют первостепенное значение. Нередко начало полосы, переходящей в одностороннюю, отмечают знаком «кирпич» белая полоса на красном поле знака.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Нарушение правил остановки и стоянки
Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.
Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.
Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.
Варианты передвижения
При выезде на дорогу с односторонним движением гражданин должен учитывать следующее:
- односторонняя дорога может иметь несколько полос (как и двухсторонняя) – тогда можно занять любую удобную полосу (если однонаправленная автодорога находится в населенном пункте);
- когда односторонняя имеет три либо более полосы, крайнюю полосу слева занимать можно исключительно при очень интенсивном дорожно-транспортном движении, или когда все остальные ряды заняты, или для целей перестроения на другой ряд, или поворота влево, разворота (в последнем случае — если дальше идет двухсторонняя дорога);
- заезжать на тротуары, обочины запрещается;
- перед началом любого маневра не стоит забывать подавать сигналы поворотниками;
- однонаправленная дорога может иметь выделенную автобусную полосу (обозначается указателями 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2) – заезжать на эту «выделенку» запрещено.
Почему стоит сразу обращаться за помощью профессионалов
Для многих автовладельцев лишение прав является самым суровым и нежелательным наказанием. На время их отсутствия вы не просто потеряете свою мобильность и передвижение по городу станет сложнее, но и можете остаться без источника заработка, если ваша деятельность, так или иначе, требует наличия собственного транспорта.
Еще одним явным недостатком лишения прав является необходимость повторной сдачи экзаменов на знание ПДД. Без этого заветную «корочку» вам никто не вернет. Для многих автолюбителей, особенно если права были получены давно, такое положение дел становится весьма удручающим. Приходится заново разучивать все ПДД, разбираться в их тонкостях и нюансах с учетом новых поправок и изменений, тратить время на экзамен. Бумажная волокита и дополнительные сложности процедуры обратного получения прав могут стать источником серьезного дискомфорта.
Не доводите дело до столь плачевных последствий. Если вы проехали по участку дороги с движением в одну сторону во встречном направлении, обращайтесь за помощью к нашим специалистам. Мы поможем разрешить ситуацию в суде в вашу пользу. Для этого есть все необходимые ресурсы.
Основные ошибки водителя
На дороге с направлением только в одну сторону организация перемещения максимально проста, но и здесь автомобилисты делают досадные ошибки:
- Въезд в противоположном направлении (под «кирпич»).
- Разворот.
- Въезд на полосу, выделенную для маршрутных ТС;
- При въезде занятие левой полосы, без перестройки в противоположную.
- Неправильное занятие ряда при выезде.
- Задний ход, противоречащий правилам.
Водительские нарушения чреваты авариями, поэтому важно неукоснительно соблюдать ПДД, чтобы не повлечь ДТП. Особые ошибки у водителей касаются езды задним ходом. Она не запрещена в случае:
- параллельной парковки;
- для выезда с места стоянок;
- для объезда помехи, если иным образом сделать это невозможно.
При выполнении движений необходимо ехать:
- с включенной аварийкой;
- в зоне видимости не менее ста метров;
- не представлять опасности для окружающих;
- использовать зеркала или камеру заднего вида.
Варианты передвижения
При выезде на дорогу с односторонним движением гражданин должен учитывать следующее:
- односторонняя дорога может иметь несколько полос (как и двухсторонняя) – тогда можно занять любую удобную полосу (если однонаправленная автодорога находится в населенном пункте);
- когда односторонняя имеет три либо более полосы, крайнюю полосу слева занимать можно исключительно при очень интенсивном дорожно-транспортном движении, или когда все остальные ряды заняты, или для целей перестроения на другой ряд, или поворота влево, разворота (в последнем случае — если дальше идет двухсторонняя дорога);
- заезжать на тротуары, обочины запрещается;
- перед началом любого маневра не стоит забывать подавать сигналы поворотниками;
- однонаправленная дорога может иметь выделенную автобусную полосу (обозначается указателями 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2) – заезжать на эту «выделенку» запрещено.
Значение знака и разновидности
Знак имеет цифровое обозначение 5.5 в ПДД. Значит следующее – дорога или проезжая часть, которая находится сразу за этим указателем, имеет одностороннее (далее также – однонаправленное) движение. Проще говоря, встречной полосы нет (она находится где-либо в другом месте).
Как практически все предписывающие указатели, данный выполнен как квадрат, имеющий синий фон, внутри которого расположена белая стрелка, направленная вверх (см. картинку).
Существуют также подвиды 5.5:
- 5.7.1 – означает, что автодорога, расположенная справа от автомобилиста, имеет однонаправленное транспортное движение;
- 5.7.2 – означает, что по дороге, расположенной слева автолюбителя, движение осуществляется исключительно в одну сторону.
Когда автомобилист увидел знак 5.6, то через 150–300 метров вне города (50–100 метров внутри населенного пункта) односторонняя дорога закончится, поэтому нужно подготовиться к выезду с нее.
Важно! 5.6 может не монтироваться при общей протяженности односторонней дороги менее 100 метров, либо при расположении в конце ее действия Т-образного перекрестка, либо с круговым движением.
Правила выезда простые:
- когда нужно продолжать движение в прямом направлении, следует ехать по той полосе, по которой была езда по односторонней автодороге – главное, не оказаться на встречке;
- при необходимости ехать направо, следует подать соответствующий сигнал поворота, занять крайний правый ряд (аб. 2 п. 8.6. ПДД), пропустить пешеходов, пересекающих проезжую часть, наконец, повернуть так, чтобы тоже оказаться на крайней правой полосе;
- если требуется ехать налево, следует занять крайний левый ряд (с учетом того, что дорога станет двухсторонней только после перекрестка, либо сразу после установки 5.6, либо через 150–300 (50–100 метров) после 1.21), включить левый поворотник, пропустить машины, движущиеся прямо или направо, и, наконец, повернуть так, чтобы не оказаться на встречке (непосредственно после левого поворота можно заехать в любую попутную полосу движения – необязательно на крайнюю правую).
Правила передвижения по односторонней дороге
Выезд на дорогу с односторонним движением является серьезным нарушением ПДД. Штрафные санкции во многом зависят от ситуации и обстоятельств, в силу которых произошло нарушение. Но избежать наказания практически невозможно.
Учтите! В большинстве случаев таковым выступает Штраф. Так, в дорожных условиях выезд на дорогу с односторонним движением и само движение по встречке – это не всегда нарушение со стороны водителя, подчас сие является вынужденной мерой при необходимости уйти от столкновения или избежать иных дорожных неприятностей.
Ключевое условие заключается в том, чтобы такой выезд не создал препятствие другим автомобилистам и не создал предпосылок к новой аварии.
Так, нормы ПДД допускают выезд на встречку, если это связано с необходимостью избежать аварии. Но данный факт требует доказательств. Ими могут послужить записи с дорожных камер, свидетельские показания или ролик с видеорегистратора.
Вполне законным является выезд на дорогу с односторонним движением, если выполняется маневр. При этом двигаться автомобиль должен задним ходом либо по левой стороне полосы, но с обязательным включением аварийных сигналов, дабы предупредить других водителей о возникшей экстренной ситуации.
Не запрещают правила движение по встречке, но задним ходом для водителей, выезжающих на такую полосу с дворовых территорий, с примыкающих улиц, при этом маневре обязательно перестроение. Также данное движение не может быть продолжительным.
Точка начала и окончания такого участка дороги отмечается соответствующими дорожными знаками – это одна и две белые стрелки на синем фоне квадратного полотна. При наличии дорожной разметки знаки всегда имеют первостепенное значение. Нередко начало полосы, переходящей в одностороннюю, отмечают знаком «кирпич» белая полоса на красном поле знака.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Можно ли обжаловать штраф?
Нередко водители не соглашаются со штрафами, так как уверены, что не совершали серьезного правонарушения. Чтобы отстоять свои права, необходимо следовать некоторым рекомендациям юристов. К ним относится:
- полностью избежать наказания при наличии доказательств у автоинспекторов не получится, но можно его смягчить, поэтому судьей может уменьшаться размер штрафа или отменяться лишение прав;
- нередко водители просто не замечают сплошную линию, так как она плохо видна по причине плохого качества краски, поэтому желательно сразу после получения постановления от работника ГИБДД сфотографировать линию, так как сделанные фотографии будут выступать в качестве доказательства невиновности водителя в суде;
- в качестве доказательств могут использоваться записи с видеорегистратора, доказывающие, что увидеть разметку было невозможно;
- разметка, имеющаяся на дороге, должна точно соответствовать ГОСТу, поэтому если ее трудно различить или она является блеклой, то этом может стать основанием для оспаривания наказания за ее пересечение;
- желательно сразу в протоколе указывать, что водитель просто не увидел разметку, поэтому нарушение не было намеренным;
- если обгон начался на прерывистой линии, но закончился на сплошной, то часто автоинспекторы наказывают водителей за пересечение линии, хотя у автомобилиста просто отсутствует возможность поступить иначе, поэтому важно ссылаться при составлении протокола на ст. 11.4 ПДД, где указывается, что водитель после обгона должен занять прежнюю полосу движения;
- нередко можно доказать, что для пересечения линии у водителя имелась крайняя необходимость, например, если на дороге обнаружена значительная яма или другие препятствия, поэтому если бы водитель не пересек сплошную, то он мог бы нанести непоправимый урон своему автомобилю;
- часто вовсе приходится сталкиваться с тем, что камеры видеонаблюдения неверно определяют номер машины, поэтому высылается штраф гражданину, который вовсе не ездил на конкретном участке дороге, поэтому отменить такое наказание не составит труда.