Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 01.01.2023 проще получить отсрочку/рассрочку по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсрочка и рассрочка по уплате налогов представляет собой изменение срока их уплаты путем перенесения крайнего числа перечисления денег в бюджет на более позднюю дату. Главное отличие налоговой отсрочки от рассрочки заключается в том, что при отсрочке сумма задолженности по налогу погашается в более поздние сроки единовременно, а при рассрочке – поэтапно в течение всего срока, на который была предоставлена рассрочка. Налоговые отсрочки представляются на срок до одного года, а рассрочки – на срок до трех лет.
Когда в налоговой отсрочке и рассрочке откажут
В ряде случаев налогоплательщикам будет отказано в предоставлении налоговой отсрочки и рассрочки, даже если у них имеются законные основания для изменения сроков уплаты налогов. В предоставлении налоговой отсрочки (рассрочки) откажут (п. 1 ст. 62 НК РФ):
- если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- если налогоплательщик обжалует наличие обязанности по уплате налогов и страховых взносов;
- если налогоплательщик собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства;
- если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки, ИФНС было вынесено решение о досрочном прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки;
- если организация находится в процессе ликвидации;
- если в отношении налогоплательщика возбуждено производство по делу о несостоятельности.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Платежное поручение при ЕНП
Согласно рекомендациям налоговых инспекторов, удобнее и быстрее платить ЕНП через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или сформировать платежку в бухгалтерской программе. В этом случае поля с обязательными реквизитами единого налогового платежа заполняются автоматически. Если платежное поручение заполняется вручную, указываются следующие реквизиты:
Реквизиты | Наименование (поле) | Содержимое поля |
---|---|---|
7 | Сумма | Сумма совокупной обязанности |
101 | Данные о плательщике, получателе и платеже (статус) | 01 |
102 | ИНН и КПП плательщика | Выдается по месту регистрации головной организации |
61 | ИНН получателя | 7727406020 |
103 | КПП получателя | 770801001 |
13 | Наименование банка получателя | Отделение ТУЛА БАНКА России//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 | БИК банка получателя средств | 017003983 |
15 | Номер счета банка получателя | 40102810445370000059 |
16 | Наименование получателя | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом) |
17 | Номер казначейского счета | 03100643000000018500 |
22 | Код (УИП) | |
24 | Назначение платежа | Единый налоговый платеж |
104 | КБК | 18201061201010000510 |
105 | ОКТМО | |
106 | Основание платежа | |
107 | Налоговый период | |
108 | Номер документа, на основании которого оформляется платеж | |
109 | Дата документа, на основании которого оформляется платеж |
Особенности реструктуризации задолженности по налогам
Раскрывая суть проведения реструктуризации налоговой задолженности 2018 можно обозначить процесс урегулирования возникшей недоимки у физ. или юрлица, с целью облегчения его финансового положения. При осуществлении этой процедуры происходит перераспределение обязательств предприятия-должника из настоящих в долгосрочные перспективы.
В НК РФ существует несколько видов переноса периода погашения налоговых обязательств, но реструктуризация, как один из предложенных законодательно вариантов, имеет следующие преимущества:
- Для применения этого вида переноса не существует определённого перечня оснований, но для применения рассрочки у должника должны быть подтверждённые особые обстоятельства, отмеченные в нормативе.
- В процессе возможно списание некоторой задолженности по начисленным пеням. Такой же принцип используется и по отношению к предъявленным штрафам.
- Реструктуризировать можно налог любого вида.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Необходимые документы
Соответствующим заявлением для обращения соискателей в НС служит форма, легитимированная Приказом 2010 г. ФМС под номером МММ-7-8/469@. Заполненный бланк после сдачи юридическим или физическим просителем в пятидневный срок перенаправляется федеральной уполномоченной службой по месту регистрации должника.
Внимание! Если произошло применение ст.64 НК и компании предоставляют льготные условия с начислением процентов, то при составлении обращения должно быть указано, что она принимает на себя эти обязательства по уплате сверх сумм, начисленных на имеющуюся недоплату.
К заполненной форме необходимы такие приложения:
- сведения от НС о фактическом положении пошлинных обязательств у компании по части дисциплины оплат, оформленные в виде справки;
- список-подтверждение об открытых счетах, справочной формы;
- официальная банковская выписка о движении финансов, запрашивается за период последних шести месяцев;
- наличие в картотеке банка расчетных актов, подтверждающих неоплату отдельных счетов;
- информация о фактическом балансе учреждения;
- перечень дебиторов с указанием потенциала исполнения их обязательств перед соискателем рассрочки;
- примерный график реального исполнения возмещения возникшей неоплаты;
- бумаги, доказывающие наличие причин для возможности получения разрешения распределения суммы.
Случаи, когда компания может рассчитывать на рассрочки или отсрочки
В 64 ст. НК РФ указано, что рассрочка либо отсрочка по налогу означает изменение срока выплаты конкретного налога при наличии достаточных оснований, отраженных в НК РФ. Базовое различие между этими понятиями в том, что задолженность при рассрочке погашается частями, а при отсрочке – единовременно. Рассрочка или отсрочка может предоставляться как по одному, так и по нескольким разным налогам.
Длительность отсрочки (рассрочки):
- ФНС России – не более чем на 1 год;
- Правительство РФ – по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – от 1 до 3 лет;
- Минфин РФ (согласно 1 п. 64 ст. НК РФ) – по федеральным налогам на срок до 5 лет.
Рассрочка или отсрочка предоставляется заинтересованным компаниям, финансовое положение которых не дает им возможности уплатить налоги в установленные сроки, но имеются весомые основания полагать, что реальная возможность расчета по налогам появится в течение срока предоставления запрашиваемой рассрочки или отсрочки.
Согласно 2 п. 64 ст. НК РФ, рассрочка (отсрочка) по уплате налогов может предоставляться по любому из следующих оснований:
- причинение компании ущерба в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
- несвоевременное или неполное финансирование фирмы из бюджета, задержка по оплате выполненного госзаказа, в случаях, когда недофинансирование привело к невозможности погашения обязательств перед бюджетом;
- сезонный характер изготовления или реализации товаров, выпускаемых компанией (перечень сезонных видов деятельности и отраслей приведен в 382 Постановлении Правительства РФ);
- угроза появления признаков несостоятельности (банкротства) фирмы, если она единовременно выплатит налоги.
Кстати, 2 п. 3 ст. и 2 п. 6 ст. 127-ФЗ гласит, что у компании появились признаки банкротства, если она не может рассчитаться по:
- денежным обязательствам перед кредиторами;
- обязательным платежам в сумме более 100 тыс. рублей, в течение более чем 3 месяцев.
Какие долги можно списать
Не все долги можно списать. Во-первых, важно выполнение условия — должник не может вносить платежи более трех месяцев. Во-вторых, есть обязательства, которые все равно останутся за должником. По словам партнера юридической компании «Сотби» Антона Красникова, внесудебное и судебное банкротства позволяют списать задолженности, которые образовались из-за того, что должник не исполнил принятые им обязательства.
Можно списать:
-
просрочки по кредитам;
-
микрофинансовые займы;
-
долги за коммунальные услуги;
-
долги перед юридическими лицами;
-
штрафы за неуплату налогов;
-
любые другие штрафы (например, за неоплаченную парковку).
Нельзя списать:
-
долги по алиментам и обязанность их выплачивать;
-
выплаты по субсидиарной ответственности, когда руководство отвечает по долгам компании своими деньгами или имуществом;
-
требования кредиторов по текущим платежам, которые возникли после начала процедуры банкротства;
-
долги по выплате зарплаты или выходного пособия;
-
любые другие выплаты перед третьими лицами, (например, за нанесенный ущерб или моральный вред).
Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам
В реструктуризации долга организации будет отказано в следующих случаях:
- в отношении налогоплательщика ведется уголовное дело по причине несоблюдения нормативно-правовых документов о налогах и сборах;
- налогоплательщик совершил административное правонарушение, связанное с несоблюдением законодательства в сфере налогов и сборов;
- имеются объективные причины полагать, что плательщик воспользуется этим преобразованием для сокрытия своих денежных средств или иных объектов, которые подлежат налогообложению либо он планирует переехать в иностранное государство на постоянное жительство;
- в течение 3-х лет до момента подачи лицом обращения о преобразовании срока компенсации налога, органом, определённым в статье 63 НК РФ, был принят вердикт об аннулировании законной силы ранее одобренной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита из-за несоблюдения требований.
Налоговая реконструкция — 2021: важные изменения для бизнеса
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:
- — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
- — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
- — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
- — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.
Кроме того, должны выполняться и следующие требования:
- — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
- — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
- — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).
Чтобы объявить себя банкротом в 2021 году, можно подать заявление и необходимые документы в арбитражный суд или же обратиться в МФЦ.Этапы процедуры банкротства:
1) сбор документов;2) оплата госпошлины;3) выбор финансового управляющего;4) подача документов в суд;
5) рассмотрение дела, в ходе которого суд решит проводить одну из двух процедур: реструктуризацию долга или реализацию имущества;6) предоставление суду отчета о проведении одной из процедур и признание гражданина банкротом.
— Реструктуризация — это восстановление платежеспособности физлица путем изменения условий выплаты задолженности кредиторам. Суд может признать заявление обоснованным и ввести процедуру реструктуризации долгов, — пояснила Лилия Ших.
Такое промежуточное решение суда говорит о том, что:
- — заявление соответствует предъявляемым к нему требованиям;
- — у гражданина действительно существует задолженность перед кредиторами, которую он не способен погасить;
- — он отвечает признакам неплатежеспособности;
- — если заявление подано кредитором или уполномоченным органом, у должника нет на него возражений.
Если же реструктуризация невозможна, то на основании ходатайства должника выносится решение о признании его банкротом и введении другой процедуры – реализации имущества.После того, как сообщение об обоснованности заявления будет опубликовано, у кредиторов есть 2 месяца на предъявление требований к должнику.
Чтобы можно было применить в отношении физлица процедуру реструктуризации долгов, оно должно соответствовать требованиям:
- — получать стабильный доход, чтобы кроме погашения долгов иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности;
- — не быть судимым за экономические преступления;
- — не привлекаться за административные правонарушения, связанные с хищением или уничтожением имущества, преднамеренным банкротством;
- — не иметь принятые решения о банкротстве в течение последних 5 лет;
- — не иметь плана реструктуризации задолженности за последние 8 лет.
- — План реструктуризации долгов составляет основу реализации процедуры. Его может предложить как сам должник, так и кредитор или уполномоченный орган. Проект плана направляется финансовому управляющему в течение 10 дней после составления реестра требований кредиторов. Если проект никто не предложит, тогда на собрании кредиторов будет решаться вопрос о признании гражданина банкротом и реализации его имущества, — пояснила юрист.
Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?
В случае, если лицо привлекается к субсидиарной ответственности — да. И именно это часто становится основанием для признания несостоятельным самого гражданина.
Говоря просто, субсидиарная ответственность — это когда лицо отвечает своим имуществом не только по своим личным долгам, но и по долгам юридического лица, признанного банкротом, в котором во время его деятельности гражданин имел определенный статус. И необязательно для этого быть руководителем обанкротившегося бизнеса.
Так, к числу лиц, которые в случае банкротства организации могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, относятся так называемые «контролирующие организацию-должника лица».
В число контролирующих должника лиц входят следующие, влиявшие на действия организации в течение последних 3 лет, лица:
- Учредители (собственники бизнеса);
- Руководители;
- Главный бухгалтер;
- Другие лица.
Так, данные лица могут быть привлечены к ответственности по задолженностям организации, признанной несостоятельной. Ни для кого не секрет, что долги организаций значительно превышают долги обычных граждан.
Многие налогоплательщики перешли на реструктуризацию своей налоговой задолженности в соответствии с Постановлением Правительства от 3 сентября 1999 г. № 1002. Пункт 7 данного Постановления устанавливает, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002. При этом налоговые органы предпринимают разнообразные попытки, чтобы снять налогоплательщиков с реструктуризации, расширительно толкуя пункт 7 Постановления. Такая спорная ситуация рассмотрена …
29.08.2007
Многие налогоплательщики перешли на реструктуризацию своей налоговой задолженности в соответствии с Постановлением Правительства от 3 сентября 1999 г. № 1002. Пункт 7 данного Постановления устанавливает, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002. При этом налоговые органы предпринимают разнообразные попытки, чтобы снять налогоплательщиков с реструктуризации, расширительно толкуя пункт 7 Постановления. Такая спорная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 12 мая 2003 года № А 12-4835/02-С42 :
«Решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ворошиловскому району г. Волгограда N 20 от 05.04.2000 (дополнительное решение N 20/1 от 15.11.2001) ООО «Волгоградтрансгаз» предоставлено право на реструктуризацию задолженности в бюджеты всех уровней в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.99 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».
Решением N 56 от 30.04.2002 Инспекция с 01.04.2002 прекратила действие указанных решений о реструктуризации кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней в связи с несоблюдением истцом условий проведения реструктуризации, установленных названным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Признавая недействительным данное решение, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.99 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности, согласно п. 7 которого организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.
Вывод арбитражного суда о том, что данный нормативный акт не подлежал применению налоговым органом, является правильным, поскольку в оспоренном решении указывается на несвоевременную уплату текущих платежей по налогу на прибыль в субъекты Российской Федерации.
В соответствии с Правилами по применению порядка проведения реструктуризации задолженности организация не утрачивает права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам при наличии задолженности по текущим платежам по местным и региональным налогам.
Из акта сверки расчетов по платежам в бюджет от 23.04.2002 по состоянию на 01.04.2002 по данным истца имелась переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 98218621 руб., по данным налогового органа — 67865068 руб.
В оспоренном решении налогового органа также указано на невыполнение условий реструктуризации структурными подразделениями истца, однако решение каких-либо данных о том, какими структурными подразделениями допущены эти нарушения, в чем они выражаются, не содержит.
Кроме того, вывод арбитражного суда о том, что письмо истца от 20.03.2002 N 06/1106 не могло служить основанием для начисления авансовых платежей по налогу на прибыль и отмены права на реструктуризацию, является правильным, поскольку такое решение можно было принять только в случае непредставления сведений об уплате авансовых платежей в 1 кв. 2002 г. Такие сведения истцом представлены, и это обстоятельство ответчик не отрицал.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о том, что оспоренное решение ответчика не содержит доказательств нарушения истцом условий реструктуризации, является правильным, оно признано недействительным обоснованно.»
Выводы:
Таким образом, налогоплательщик утрачивает право на реструктуризацию при наличии задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей. При наличии задолженности перед другими бюджетами, включая задолженность по местным и региональным налогам налогоплательщик не может утратить право на реструктуризацию, и налоговые органы не могут лишить налогоплательщика такого права, в противном случае действия налоговых органов не основаны на нормах Постановления № 1002.
Что будет, если бросить ООО с долгами?
Можно, конечно, бросить фирму так как есть — с долгами, или продать доли в ООО и поменять руководителя. Но является ли это решением проблемы? Ответ очевиден — проблем может стать еще больше.
Долговые обязательства не исчезнут – не игнорируйте их! Закон однозначно на стороне кредиторов. Компания не может прекратить деятельность, пока не покроет долги в полном объеме. Иначе не избежать серьезных правовых последствий:
- Субсидиарная ответственность. Это сравнительно недавняя новелла законодательства, ведь ранее учредитель ООО отвечал по долгам только вкладом в уставной капитал. Этот пробел устранен, и в ходе ликвидации руководство может лишиться личного имущества, если активов ООО окажется недостаточно.
- Дисквалификация. Налоговая служба «чистит» реестры юрлиц и ИП от недобросовестных предпринимателей. Бросить ООО с долгами – значит, не заниматься делами компании, не предоставлять налоговую отчетность. Этого достаточно, чтобы через суд лишить юрлицо права быть учредителем или руководителем в течение определенного времени.
- Испорченная репутация. Закон подталкивает предпринимателей сотрудничать только с проверенными, добросовестными партнерами. Вряд ли кто-то захочет иметь дело с учредителем, который ранее был дисквалифицирован.
Чтобы избежать столь негативных последствий, лучше обратиться к юристам и закрыть ООО с долгами с наименьшими потерями.
Чем скорее закроется фирма, тем лучше для руководителя и участников ООО. Но если подойти к решению вопроса закрытия фирмы полумерами, то всё может обернуться тяжелыми последствия, особенно, если за дело возьмется ФНС и инициирует принудительное закрытие фирмы из-за задолженностей перед бюджетом, внесенных сведений о недостоверности адреса юридического лица, не сдачи отчетности:
- запрет на организацию нового бизнеса в течение 3 лет;
- запрет на открытие юридического лица;
- риск привлечения к субсидиарной ответственности кредиторами, которые не были уведомлены о ликвидации компании-должника в установленном порядке;
- обращение имущества фирмы в счет оплаты долгов перед работниками и кредиторами, в том числе продажа на публичных торгах. Если вырученной суммы недостаточно, суд взыскивает ее с руководящих лиц.
Не дожидайтесь, пока кредиторы подадут в суд, или ФНС обратит внимание на несостоятельную компанию. Обращайтесь к профильным юристам! Последствия ликвидации через банкротство в этом случае будут другими:
- вы освободитесь от долговых обязательств;
- не придется переживать о риске субсидиарной и уголовной ответственности;
- ранее подписанные договоры и контракты станут недействительными;
- у вас сохранится право открыть новую фирму и развивать бизнес, учитывая прежний опыт.