Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.
Структура плана счетов
План счетов для коммерческий компаний представляет собой схему, которая позволяет регистрировать и группировать факты деятельности — активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и т.д.
В плане счетов зафиксированы счета первого порядка (синтетические). У каждого из них имеется название и номер.
Синтетические счета могут быть:
- активными — сальдо дебетовое, увеличение всегда по дебету, а уменьшение по кредиту;
- пассивными — сальдо кредитовое, увеличение всегда по кредиту, а уменьшение по дебету;
- активно-пассивными — сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым, увеличение и уменьшение также может быть как по дебету, так и по кредиту.
Аналитический учет расчетов
Абзац 9 п. 3 Инструкции № 157н дополнен такой нормой. Аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, закрепленных в данной инструкции, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных Инструкцией № 157н и учетной политикой. В случае невозможности установления конкретной даты исполнения задолженности или обязательства, в аналитическом показателе «дата исполнения» отражается значение «31.12.2999». Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов, осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (коды целей) (при наличии).
Учет материальных запасов
В части организации учета материальных запасов в п. 106 Инструкции № 157н введено дополнение, согласно которому фактическая стоимость материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При этом расходы субъекта учета, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидацией (утилизацией) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы на их транспортировку, сортировку, иные аналогичные расходы на приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся субъектом учета к расходам текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов.
Положениями п. 118 Инструкции № 157н установлено, что на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» ведется учет молодняка всех видов животных и животных на откорме, семей пчел независимо от их стоимости в случае, если они предназначены для использования в научно-исследовательских, селекционных целях, а также менее 12 месяцев применяются для обучения или в любой другой деятельности, не являющейся деятельностью по биотрансформации.
Резервы предстоящих расходов
Пункт 302.1 Инструкции № 157н также изложен в новой редакции, при этом правила применения счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» остались прежними.
Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, принимаемых к бухгалтерскому учету на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов», следует руководствоваться положениями СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденного Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н, а также иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Резервные суммы формируются в целях:
-
равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения;
-
своевременного принятия к учету нефинансовых активов, результатов произведенных работ;
-
раскрытия информации об обязанности учреждения по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), которая имеет на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования и отражает обязательные предстоящие выплаты (например, оплата отпусков за фактически отработанное время или выплата компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения).
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Переход на ЭДО в бухгалтерском учете
С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).
Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.
В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.
С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.
Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.
Внимание
Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.
План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2021 год
В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.
Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.
Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:
- Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
- Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
- Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
- ПБУ 1/98.
В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных документов;
- состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
- в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
- также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
- в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
- каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
- прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.
Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август
Вот список документов, формы которых получили новые редакции:
- отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
- отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
- отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
- отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
- отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2021 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.
Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:
- приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
- приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
- приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.
В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.
ВАЖНО!
Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.
План счетов бухучета для бюджетных и госучреждений
Актуальная таблица счетов бюджетного учета в 2021 году для государственных и бюджетных учреждений по инструкции 157н:
Наименование балансового счета | Синтетический счет объекта учета | Наименование группы | ||
Синтетический | Аналитический | |||
Группа | Вид | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ | 1 0 0 | 0 | 0 | |
Основные средства | 1 0 1 | 0 | 0 | |
1 0 1 | 1 | 0 | Основные средства — недвижимое имущество учреждения | |
1 0 1 | 2 | 0 | Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения | |
1 0 1 | 3 | 0 | Основные средства — иное движимое имущество учреждения | |
1 0 1 | 9 | 0 | Основные средства — иное движимое имущество учреждения | |
1 0 1 | 0 | 1 | ||
1 0 1 | 0 | 2 | ||
1 0 1 | 0 | 3 | ||
1 0 1 | 0 | 4 | ||
1 0 1 | 0 | 5 | ||
1 0 1 | 0 | 6 | ||
1 0 1 | 0 | 7 | ||
1 0 1 | 0 | 8 | ||
Нематериальные активы | 1 0 2 | 0 | 0 | |
1 0 2 | 2 | 0 | Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения | |
1 0 2 | 3 | 0 | Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения | |
Непроизведенные активы | 1 0 3 | 0 | 0 | |
1 0 3 | 1 | 0 | Непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения | |
1 0 3 | 3 | 0 | Непроизведенные активы — иное движимое имущество | |
1 0 3 | 9 | 0 | Непроизведенные активы — в составе имущества концедента | |
1 0 3 | 0 | 1 | ||
1 0 3 | 0 | 2 | ||
1 0 3 | 0 | 3 | ||
Амортизация | 1 0 4 | 0 | 0 | |
1 0 4 | 1 | 0 | Амортизация недвижимого имущества учреждения | |
1 0 4 | 2 | 0 | Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения | |
1 0 4 | 3 | 0 | Амортизация иного движимого имущества учреждения | |
1 0 4 | 4 | 0 | Амортизация прав пользования активами | |
1 0 4 | 5 | 0 | Амортизация имущества, составляющего казну | |
104 | 6 | Амортизация прав пользования нематериальными активами | ||
1 0 4 | 9 | 0 | Амортизация имущества учреждения в концессии | |
1 0 4 | 0 | 1 | ||
1 0 4 | 0 | 2 | ||
1 0 4 | 0 | 3 | ||
1 0 4 | 0 | 4 | ||
1 0 4 | 0 | 5 | ||
1 0 4 | 0 | 6 | ||
1 0 4 | 0 | 7 | ||
1 0 4 | 0 | 8 | ||
1 0 4 | 0 | 9 | ||
1 0 4 | 2 | 9 | ||
1 0 4 | 3 | 9 | ||
1 0 4 | 4 | 9 | ||
1 0 4 | 5 | 1 | ||
1 0 4 | 5 | 2 | ||
1 0 4 | 5 | 4 | ||
1 0 4 | 5 | 9 | ||
Материальные запасы | 1 0 5 | 0 | 0 | |
1 0 5 | 2 | 0 | Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения | |
1 0 5 | 3 | 0 | Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения | |
1 0 5 | 0 | 1 | ||
1 0 5 | 0 | 2 | ||
1 0 5 | 0 | 3 | ||
1 0 5 | 0 | 4 | ||
1 0 5 | 0 | 5 | ||
1 0 5 | 0 | 6 | ||
1 0 5 | 0 | 7 | ||
1 0 5 | 0 | 8 | ||
1 0 5 | 0 | 9 | ||
Вложения в нефинансовые активы | 1 0 6 | 0 | 0 | |
1 0 6 | 1 | 0 | Вложения в недвижимое имущество | |
1 0 6 | 2 | 0 | Вложения в особо ценное движимое имущество | |
1 0 6 | 3 | 0 | Вложения в иное движимое имущество | |
1 0 6 | 4 | 0 | Вложения в объекты финансовой аренды | |
1 0 6 | 6 | 0 | Вложения в права пользования нематериальными активами | |
1 0 6 | 0 | 1 | ||
1 0 6 | 0 | 2 | ||
1 0 6 | 0 | 3 | ||
1 0 6 | 0 | 4 | ||
Нефинансовые активы в пути | 1 0 7 | 0 | 0 | |
1 0 7 | 1 | 0 | Недвижимое имущество учреждения в пути | |
1 0 7 | 2 | 0 | Особо ценное движимое имущество учреждения в пути | |
1 0 7 | 3 | 0 | Иное движимое имущество учреждения в пути | |
1 0 7 | 0 | 1 | ||
1 0 7 | 0 | 3 | ||
Нефинансовые активы имущества казны | 1 0 8 | 0 | 0 | |
1 0 8 | 5 | 0 | Нефинансовые активы, составляющие казну | |
1 0 8 | 5 | 1 | ||
1 0 8 | 5 | 2 | ||
1 0 8 | 5 | 3 | ||
1 0 8 | 5 | 4 | ||
1 0 8 | 5 | 5 | ||
1 0 8 | 5 | 6 | ||
1 0 8 | 5 | 7 | ||
1 0 8 | 9 | 0 | ||
1 0 8 | 9 | 1 | ||
1 0 8 | 9 | 2 | ||
1 0 8 | 9 | 5 | ||
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг | 1 0 9 | 0 | 0 | |
1 0 9 | 6 | 0 | Себестоимость готовой продукции, работ, услуг | |
1 0 9 | 7 | 0 | Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг | |
1 0 9 | 8 | 0 | Общехозяйственные расходы | |
Права пользования активами | 1 1 1 | 0 | 0 | |
1 1 1 | 4 | 0 | Права пользования нефинансовыми активами | |
1 1 1 | 4 | 1 | ||
1 1 1 | 4 | 2 | ||
1 1 1 | 4 | 4 | ||
1 1 1 | 4 | 5 | ||
1 1 1 | 4 | 6 | ||
1 1 1 | 4 | 7 | ||
1 1 1 | 4 | 8 | ||
1 1 1 | 4 | 9 | ||
1 1 1 | 6 | Права пользования нематериальными активами | ||
Обесценение нефинансовых активов | 1 1 4 | 0 | 0 | |
1 1 4 | 1 | 0 | Обесценение недвижимого имущества учреждения | |
1 1 4 | 2 | 0 | Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения | |
1 1 4 | 3 | 0 | Обесценение иного движимого имущества учреждения | |
1 1 4 | 4 | 0 | Обесценение прав пользования активами | |
1 1 4 | 6 | Обесценение прав пользования нематериальными активами | ||
1 1 4 | 0 | 1 | ||
1 1 4 | 0 | 2 | ||
1 1 4 | 0 | 3 | ||
1 1 4 | 0 | 4 | ||
1 1 4 | 0 | 5 | ||
1 1 4 | 0 | 6 | ||
1 1 4 | 0 | 7 | ||
1 1 4 | 0 | 8 | ||
1 1 4 | 0 | 9 | ||
1 1 4 | 6 | 0 | ||
1 1 4 | 6 | 1 | ||
1 1 4 | 6 | 2 | ||
1 1 4 | 6 | 3 | ||
ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ | 2 0 0 | 0 | 0 | |
Денежные средства учреждения | 2 0 1 | 0 | 0 | |
2 0 1 | 1 | 0 | Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе Казначейства | |
2 0 1 | 2 | 0 | Денежные средства учреждения в кредитной организации | |
2 0 1 | 3 | 0 | Денежные средства в кассе учреждения | |
2 0 1 | 0 | 1 | ||
2 0 1 | 0 | 2 | ||
2 0 1 | 0 | 3 | ||
2 0 1 | 0 | 4 | ||
2 0 1 | 0 | 5 | ||
2 0 1 | 0 | 6 | ||
2 0 1 | 0 | 7 | ||
Средства на счетах бюджета | 2 0 2 | 0 | 0 | |
2 0 2 | 1 | 0 | Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства | |
2 0 2 | 2 | 0 | Средства на счетах бюджета в кредитной организации | |
2 0 2 | 3 | 0 | Средства бюджета на депозитных счетах | |
2 0 2 | 0 | 1 | ||
2 0 2 | 0 | 2 | ||
2 0 2 | 0 | 3 | ||
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание | 2 0 3 | 0 | 0 | |
2 0 3 | 0 | 1 | ||
2 0 3 | 1 | 0 | Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание | |
2 0 3 | 2 | 0 | Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути | |
2 0 3 | 3 | 0 | Средства на счетах для выплаты наличных денег | |
2 0 3 | 0 | 2 | ||
2 0 3 | 0 | 3 | ||
2 0 3 | 0 | 4 | ||
2 0 3 | 0 | 5 | ||
Финансовые вложения | 2 0 4 | 0 | 0 | |
2 0 4 | 2 | 0 | Ценные бумаги, кроме акций | |
2 0 4 | 3 | 0 | Акции и иные формы участия в капитале | |
2 0 4 | 5 | 0 | Иные финансовые активы | |
2 0 4 | 2 | 1 | ||
2 0 4 | 2 | 2 | ||
2 0 4 | 2 | 3 | ||
2 0 4 | 3 | 1 | ||
2 0 4 | 3 | 2 | ||
2 0 4 | 3 | 3 | ||
2 0 4 | 3 | 4 | ||
2 0 4 | 5 | 2 | ||
2 0 4 | 5 | 3 | ||
Расчеты по доходам | 2 0 5 | 0 | 0 | |
2 0 5 | 1 | 0 | Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование | |
2 0 5 | 2 | 0 | Расчеты по доходам от собственности | |
2 0 5 | 3 | 0 | Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат | |
2 0 5 | 4 | 0 | Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба | |
2 0 5 | 5 | 0 | Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера | |
2 0 5 | 6 | 0 | Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера | |
2 0 5 | 7 | 0 | Расчеты по доходам от операций с активами | |
2 0 5 | 8 | 0 | Расчеты по прочим доходам | |
2 0 5 | 1 | 1 | ||
2 0 5 | 2 | 1 | ||
2 0 5 | 2 | 2 | ||
2 0 5 | 2 | 3 | ||
2 0 5 | 2 | 4 | ||
2 0 5 | 2 | 6 | ||
2 0 5 | 2 | 7 | ||
2 0 5 | 2 | 8 | ||
2 0 5 | 2 | 9 | ||
2 0 5 | 3 | 1 | ||
2 0 5 | 3 | 2 | ||
2 0 5 | 3 | 3 | ||
2 0 5 | 3 | 5 | ||
2 0 5 | 4 | 1 | ||
2 0 5 | 4 | 4 | ||
2 0 5 | 4 | 5 | ||
2 0 5 | 5 | 1 | ||
2 0 5 | 5 | 2 | ||
2 0 5 | 5 | 3 | ||
2 0 5 | 6 | 1 | ||
2 0 5 | 7 | 1 | ||
2 0 5 | 7 | 2 | ||
2 0 5 | 7 | 3 | ||
2 0 5 | 7 | 4 | ||
2 0 5 | 7 | 5 | ||
2 0 5 | 8 | 1 | ||
2 0 5 | 8 | 3 | ||
2 0 5 | 8 | 4 | ||
2 0 5 | 8 | 9 | ||
Расчеты по выданным авансам | 2 0 6 | 0 | 0 | |
2 0 6 | 1 | 0 | Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда | |
2 0 6 | 2 | 0 | Расчеты по авансам по работам, услугам | |
2 0 6 | 3 | 0 | Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов | |
2 0 6 | 4 | 0 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям | |
2 0 6 | 5 | 0 | Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам | |
2 0 6 | 6 | 0 | Расчеты по авансам по социальному обеспечению | |
2 0 6 | 7 | 0 | Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений | |
2 0 6 | 8 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям | ||
2 0 6 | 9 | 0 | Расчеты по авансам по прочим расходам | |
2 0 6 | 1 | 1 | ||
2 0 6 | 1 | 2 | ||
2 0 6 | 1 | 3 | ||
2 0 6 | 2 | 1 | ||
2 0 6 | 2 | 2 | ||
2 0 6 | 2 | 3 | ||
2 0 6 | 2 | 4 | ||
2 0 6 | 2 | 5 | ||
2 0 6 | 2 | 6 | ||
2 0 6 | 2 | 7 | ||
2 0 6 | 2 | 8 | ||
2 0 6 | 2 | 9 | ||
2 0 6 | 3 | 1 | ||
2 0 6 | 3 | 2 | ||
2 0 6 | 3 | 3 | ||
2 0 6 | 3 | 4 | ||
2 0 6 | 4 | 1 | ||
2 0 6 | 4 | 2 | ||
2 0 6 | 5 | 1 | ||
2 0 6 | 5 | 2 | ||
2 0 6 | 5 | 3 | ||
2 0 6 | 6 | 1 | ||
2 0 6 | 6 | 2 | ||
2 0 6 | 6 | 3 | ||
2 0 6 | 7 | 2 | ||
2 0 6 | 7 | 3 | ||
2 0 6 | 7 | 5 | ||
2 0 6 | 9 | 6 | ||
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) | 2 0 7 | 0 | 0 | |
2 0 7 | 1 | 0 | Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам) | |
2 0 7 | 2 | 0 | Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований) | |
2 0 7 | 3 | 0 | Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям | |
2 0 7 | 0 | 1 | Расчеты по прочим долговым требованиям | |
2 0 7 | 0 | 3 | ||
2 0 7 | 0 | 4 | ||
Расчеты с подотчетными лицами | 2 0 8 | 0 | 0 | |
2 0 8 | 1 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда | |
2 0 8 | 2 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг | |
2 0 8 | 3 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов | |
2 0 8 | 5 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам | |
2 0 8 | 6 | Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению | ||
2 0 8 | 9 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам | |
2 0 8 | 1 | 1 | ||
2 0 8 | 1 | 2 | ||
2 0 8 | 1 | 3 | ||
2 0 8 | 2 | 1 | ||
2 0 8 | 2 | 2 | ||
2 0 8 | 2 | 3 | ||
2 0 8 | 2 | 4 | ||
2 0 8 | 2 | 5 | ||
2 0 8 | 2 | 6 | ||
2 0 8 | 2 | 7 | ||
2 0 8 | 2 | 8 | ||
2 0 8 | 2 | 9 | ||
2 0 8 | 3 | 1 | ||
2 0 8 | 3 | 2 | ||
2 0 8 | 3 | 4 | ||
2 0 8 | 6 | 1 | ||
2 0 8 | 6 | 2 | ||
2 0 8 | 6 | 3 | ||
2 0 8 | 9 | 1 | ||
2 0 8 | 9 | 3 | ||
2 0 8 | 9 | 4 | ||
2 0 8 | 9 | 5 | ||
2 0 8 | 9 | 6 | ||
Расчеты по ущербу и иным доходам | 2 0 9 | 0 | 0 | |
2 0 9 | 3 | 0 | Расчеты по компенсации затрат | |
2 0 9 | 3 | 4 | ||
2 0 9 | 3 | 6 | ||
2 0 9 | 4 | 0 | Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба | |
2 0 9 | 4 | 1 | ||
2 0 9 | 4 | 3 | ||
2 0 9 | 4 | 4 | ||
2 0 9 | 4 | 5 | ||
2 0 9 | 7 | 0 | Расчеты по ущербу нефинансовым активам | |
2 0 9 | 7 | 1 | ||
2 0 9 | 7 | 2 | ||
2 0 9 | 7 | 3 | ||
2 0 9 | 7 | 4 | ||
2 0 9 | 8 | 0 | Расчеты по иным доходам | |
2 0 9 | 8 | 1 | ||
2 0 9 | 8 | 2 | ||
2 0 9 | 8 | 9 | ||
Прочие расчеты с дебиторами | 2 1 0 | 0 | 0 | |
2 1 0 | 0 | 2 | ||
2 1 0 | 8 | 2 | Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному | |
2 1 0 | 9 | 2 | Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет | |
2 1 0 | 0 | 3 | ||
2 1 0 | 0 | 4 | ||
2 1 0 | 0 | 5 | ||
2 1 0 | 0 | 6 | ||
2 1 0 | 1 | 0 | Расчеты по налоговым вычетам по НДС | |
2 1 0 | 1 | 1 | ||
2 1 0 | 1 | 2 | ||
2 1 0 | 1 | 3 | ||
Внутренние расчеты по поступлениям | 2 1 1 | 0 | 0 | |
Внутренние расчеты по выбытиям | 2 1 2 | 0 | 0 | |
Вложения в финансовые активы | 2 1 5 | 0 | 0 | |
2 1 5 | 2 | 0 | Вложения в ценные бумаги, кроме акций | |
2 1 5 | 3 | 0 | Вложения в акции и иные формы участия в капитале | |
2 1 5 | 5 | 0 | Вложения в иные финансовые активы | |
2 1 5 | 2 | 1 | ||
2 1 5 | 2 | 2 | ||
2 1 5 | 2 | 3 | ||
2 1 5 | 3 | 1 | ||
2 1 5 | 3 | 2 | ||
2 1 5 | 3 | 3 | ||
2 1 5 | 3 | 4 | ||
2 1 5 | 5 | 2 | ||
2 1 5 | 5 | 3 | ||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 3 0 0 | 0 | 0 | |
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам | 3 0 1 | 0 | 0 | |
3 0 1 | 1 | 0 | Расчеты по долговым обязательствам в рублях | |
3 0 1 | 2 | 0 | Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) | |
3 0 1 | 3 | 0 | Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям | |
3 0 1 | 4 | 0 | Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте | |
3 0 1 | 0 | 1 | ||
3 0 1 | 0 | 2 | ||
3 0 1 | 0 | 3 | ||
3 0 1 | 0 | 4 | ||
Расчеты по принятым обязательствам | 3 0 2 | 0 | 0 | |
3 0 2 | 1 | 0 | Расчеты по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда | |
3 0 2 | 2 | 0 | Расчеты по работам, услугам | |
3 0 2 | 3 | 0 | Расчеты по поступлению нефинансовых активов | |
3 0 2 | 4 | 0 | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям | |
3 0 2 | 5 | 0 | Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам | |
3 0 2 | 6 | 0 | Расчеты по социальному обеспечению | |
3 0 2 | 7 | 0 | Расчеты по приобретению финансовых активов | |
3 0 2 | 8 | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера организациям | ||
3 0 2 | 9 | 0 | Расчеты по прочим расходам | |
3 0 2 | 1 | 1 | ||
3 0 2 | 1 | 2 | ||
3 0 2 | 1 | 3 | ||
3 0 2 | 2 | 1 | ||
3 0 2 | 2 | 2 | ||
3 0 2 | 2 | 3 | ||
3 0 2 | 2 | 4 | ||
3 0 2 | 2 | 5 | ||
3 0 2 | 2 | 6 | ||
3 0 2 | 2 | 7 | ||
3 0 2 | 2 | 8 | ||
3 0 2 | 2 | 9 | ||
3 0 2 | 3 | 1 | ||
3 0 2 | 3 | 2 | ||
3 0 2 | 3 | 3 | ||
3 0 2 | 3 | 4 | ||
3 0 2 | 4 | 1 | ||
3 0 2 | 4 | 2 | ||
3 0 2 | 5 | 1 | ||
3 0 2 | 5 | 2 | ||
3 0 2 | 5 | 3 | ||
3 0 2 | 6 | 1 | ||
3 0 2 | 6 | 2 | ||
3 0 2 | 6 | 3 | ||
3 0 2 | 7 | 2 | ||
3 0 2 | 7 | 3 | ||
3 0 2 | 7 | 5 | ||
3 0 2 | 9 | 3 | ||
3 0 2 | 9 | 5 | ||
3 0 2 | 9 | 6 | ||
Расчеты по платежам в бюджеты | 3 0 3 | 0 | 0 | |
3 0 3 | 0 | 1 | ||
3 0 3 | 0 | 2 | ||
3 0 3 | 0 | 3 | ||
3 0 3 | 0 | 4 | ||
3 0 3 | 0 | 5 | ||
3 0 3 | 0 | 6 | ||
3 0 3 | 0 | 7 | ||
3 0 3 | 0 | 8 | ||
3 0 3 | 0 | 9 | ||
3 0 3 | 1 | 0 | ||
3 0 3 | 1 | 1 | ||
3 0 3 | 1 | 2 | ||
3 0 3 | 1 | 3 | ||
Прочие расчеты с кредиторами | 3 0 4 | 0 | 0 | |
3 0 4 | 0 | 1 | ||
3 0 4 | 0 | 2 | ||
3 0 4 | 0 | 3 | ||
3 0 4 | 0 | 4 | ||
3 0 4 | 8 | 4 | ||
3 0 4 | 9 | 4 | ||
3 0 4 | 0 | 5 | ||
3 0 4 | 0 | 6 | ||
3 0 4 | 8 | 6 | ||
3 0 4 | 9 | 6 | ||
Расчеты по выплате наличных денег | 3 0 6 | 0 | 0 | |
Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание | 3 0 7 | 0 | 0 | |
3 0 7 | 1 | 0 | Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание | |
3 0 7 | 0 | 2 | ||
3 0 7 | 0 | 3 | ||
3 0 7 | 0 | 4 | ||
3 0 7 | 0 | 5 | ||
Внутренние расчеты по поступлениям | 3 0 8 | 0 | 0 | |
Внутренние расчеты по выбытиям | 3 0 9 | 0 | 0 | |
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | 4 0 0 | 0 | 0 | |
Финансовый результат экономического субъекта | 4 0 1 | 0 | 0 | |
4 0 1 | 1 | 0 | Доходы текущего финансового года | |
4 0 1 | 1 | 6 | Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям | |
4 0 1 | 1 | 7 | Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям | |
4 0 1 | 1 | 8 | Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году | |
4 0 1 | 1 | 9 | Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году | |
4 0 1 | 2 | 0 | Расходы текущего финансового года | |
4 0 1 | 2 | 6 | Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям | |
4 0 1 | 2 | 7 | Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям | |
4 0 1 | 2 | 8 | Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году | |
4 0 1 | 2 | 9 | Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году | |
4 0 1 | 3 | 0 | Финансовый результат прошлых отчетных периодов | |
4 0 1 | 4 | 0 | Доходы будущих периодов | |
4 0 1 | 4 | 1 | Доходы будущих периодов к признанию в текущем году | |
4 0 1 | 4 | 9 | Доходы будущих периодов к признанию в очередные года | |
4 0 1 | 5 | 0 | Расходы будущих периодов | |
4 0 1 | 6 | 0 | Резервы предстоящих расходов | |
Результат по кассовым операциям бюджета | 4 0 2 | 0 | 0 | |
4 0 2 | 1 | 0 | Поступления | |
4 0 2 | 2 | 0 | Выбытия | |
4 0 2 | 3 | 0 | Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета | |
САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ | 5 0 0 | 0 | 0 | |
5 0 0 | 1 | 0 | Санкционирование по текущему финансовому году | |
5 0 0 | 2 | 0 | Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году) | |
5 0 0 | 3 | 0 | Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным) | |
5 0 0 | 4 | 0 | Санкционирование по второму году, следующему за очередным | |
5 0 0 | 9 | 0 | Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода) | |
Лимиты бюджетных обязательств | 5 0 1 | 0 | 0 | |
5 0 1 | 0 | 1 | ||
5 0 1 | 0 | 2 | ||
5 0 1 | 0 | 3 | ||
5 0 1 | 0 | 4 | ||
5 0 1 | 0 | 5 | ||
5 0 1 | 0 | 6 | ||
5 0 1 | 0 | 9 | ||
Обязательства | 5 0 2 | 0 | 0 | |
5 0 2 | 0 | 1 | ||
5 0 2 | 0 | 2 | ||
5 0 2 | 0 | 5 | ||
5 0 2 | 0 | 7 | Принимаемые обязательства | |
5 0 2 | 0 | 9 | Отложенные обязательства | |
Бюджетные ассигнования | 5 0 3 | 0 | 0 | |
5 0 3 | 0 | 1 | ||
5 0 3 | 0 | 2 | ||
5 0 3 | 0 | 3 | ||
5 0 3 | 0 | 4 | ||
5 0 3 | 0 | 5 | ||
5 0 3 | 0 | 6 | ||
5 0 3 | 0 | 9 | ||
Сметные (плановые, прогнозные) назначения | 5 0 4 | 0 | 0 | |
Право на принятие обязательств | 5 0 6 | 0 | 0 | |
Утвержденный объем финансового обеспечения | 5 0 7 | 0 | 0 | |
Получено финансовое обеспечение | 5 0 8 | 0 | 0 |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 101)
Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:
1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:
ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета: |
0 104 00 000 «Амортизация» |
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов» |
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» |
Таблица 1. Структура синтетического счета «Материальные запасы»
Действующий План счетов |
Извлечение из нового ЕПС |
||
Наименование группы объектов аналитического учета | Аналитический код счета (субсчет) | Наименование группы объектов аналитического учета | Аналитический код счета |
Синтетический код счета 06 «Материалы и продукты питания» | Синтетический код счета 201 «Материальные запасы» | ||
— |
Строительные материалы | 10 | |
Материалы для учебных, научных и других целей | 060 | Материалы для учебных, научно-исследовательских и других целей | 20 |
— |
Материалы для учебных, научных и других целей | 21 | |
Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ | 044 | Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ | 22 |
Медикаменты и перевязочные средства | 062 | Медикаменты и перевязочные средства | 30 |
Продукты питания | 061 | Продукты питания | 40 |
Топливо, горючее и смазочные материалы | 064 | Топливо, горючее и смазочные материалы | 50 |
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности | 063 | Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности | 60 |
Запасные части | 069 | Запасные части | 70 |
Прочие материалы | 067 | Прочие материальные запасы | 90 |
Материалы в пути | 068 | Материалы в пути | 91 |
Корма и фураж | 065 | Корма и фураж | 92 |
Тара | 066 | Тара | 93 |
— |
Прочие материальные запасы | 99 |
Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.
Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.
Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:
- Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
- Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
- Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
- Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
- Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
- Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.
План счетов выступает в роли упорядоченного списка счетов, принятых в бухгалтерском учете и объединенных в зависимости от цели учета.
Единый План счетов и Инструкция к нему, утвержденные указом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, регламентируют учет в государственных организациях.
Такие образования подразделяются на:
Наука, образование, здравоохранение и прочие государственно-важные отрасли являются направлениями деятельности бюджетных организаций. В форме бюджетных институтов также могут быть учреждены государственные фонды поддержки научной и инновационной деятельности. (пункт1 статья 15.1 Закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ).
ПС используется учреждениями с 2011 года. На его основе организации формируют собственный рабочий документ, основанный на Плане счетов. В нем находят отражение исключительно те синтетические счета, которые свойственны получателю бюджетных денег.
Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.