Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Белоруссии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году власти намерены ввести очередные налоговые новшества. Возможные правки предусмотрены как для населения, так и для юрлиц. Одно из предложений — ввести дополнительный стандартный налоговый вычет по подоходному налогу для молодых специалистов.
С 2024 года повысят минимальный страховой стаж. Он необходим для получения трудовой пенсии. В этот стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. Сейчас минимальный страховой стаж составляет 19 лет. С 1 января 2024 года он вырастет на полгода — до 19 лет и шести месяцев.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет. По планам, это должно произойти в 2025 году.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 182,2 рубля.
Еще одно пенсионное изменение под вопросом. Так, чиновники хотят разрешить плательщикам налога на профдоход вносить больше средств в госбюджет, чтобы эти деньги шли в ФСЗН на будущую пенсию.
Что будет, если страхового стажа не хватает
Если у гражданина нет страхового стажа продолжительностью в 19 лет 6 месяцев, он не вправе рассчитывать на трудовую пенсию – ему полагается лишь социальная.
Портал Tochka.by ранее подробно рассказывал, кому начисляют социальные пенсии и как вообще рассчитываются такие выплаты.
Вместе с тем государство сделало большой шаг навстречу людям, которые имеют продолжительный страховой стаж, но все же меньше, чем 19 лет 6 месяцев.
По указу №171 от 18 мая 2020 года, работники со страховым стажем от десяти и более лет получают не социальную, а трудовую пенсию в особом размере – о нем будет сказано ниже.
Женщинам с неполным страховым стажем от десяти лет эта пенсия назначается в 60 лет, а мужчинам – в 65 лет, как это предусмотрено для части других получателей соцпенсии.
Свой стаж нужно держать «на контроле»
Вопрос со страховым стажем не нужно откладывать до предпенсионного возраста или непосредственного выхода на пенсию.
Для того чтобы знать, есть ли у вашего работодателя (а значит, и у вас самого) проблемы со взносами, вы можете запросить выписку со своего лицевого счета в Фонде.
Для этого обратитесь туда с паспортом – документ вам выдадут сразу.
В выписке подробно излагаются сведения о стаже и уплаченных страховых взносах. И если у кого-то из ваших прежних работодателей есть долги по выплате взносов, это будет указано отдельной строчкой.
Кроме того, ФСЗН разработал мобильное приложение, благодаря которому каждый белорус может получить информацию о своем страховом стаже.
Как отмечается, сведения об этом даны начиная с 1 января 2003 года – именно тогда в Беларуси был введен персонифицированный учет в системе соцстрахования.
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Несколько видов белорусских пенсий
В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:
- Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
- Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
- Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
- Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
- Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.
Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.
С нового года в Беларуси повысят пенсионный возраст и страховой стаж
Так, в новом году смогут уйти на пенсию мужчины в возрасте 63 лет, женщины — в возрасте 58 лет. Это предусмотрено Указом № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Напомним, пенсионный возраст повышают с 2024 года — каждый год на шесть месяцев. Аналогично увеличивается (на 3 года за 6 лет) возраст, дающий право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет, а также предельный возраст состояния на военной службе.
Чтобы получать полную трудовую пенсию по возрасту, общий стаж должен быть минимум 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. В этот стаж, в отличие от страхового, входят учёба в вузе, отпуск по уходу за ребёнком, армия, уход за инвалидом I группы или человеком старше 80 лет.
Кроме того вырастет и минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии. Он так же увеличивается на шесть месяцев каждый год. В 2024 году он составит 18 лет 6 месяцев. В итоге минимальный страховой стаж должен увеличиться до 20 лет. Это произойдёт в 2025 году. Страховой стаж — период работы с уплатой взносов в ФСЗН. Сюда не входят учёба, декретный отпуск, уход за малолетними детьми либо нетрудоспособными гражданами.
Для социально уязвимых категорий страховой стаж остается прежним. Например, женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей, имеют право на досрочную пенсию — на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Она назначается при пониженном общем стаже 15 лет и страховом — 5 лет.
Официальный прогноз: когда ждать повышение пенсий?
Власти неоднократно заявляли о планах по повышению пенсий, однако, они связаны с различными условиями и факторами. Важным моментом является экономическая ситуация в стране, уровень инфляции и общий финансовый баланс государства.
Однако, правительство Беларуси стремится к постепенному увеличению пенсионных выплат, чтобы обеспечить достойные условия для граждан, находящихся на пенсии. В связи с этим, ожидается, что будут предприняты шаги для повышения пенсий в ближайшие годы.
Пенсионная система в Беларуси постепенно модернизируется и совершенствуется. Это включает в себя повышение пенсионного возраста, увеличение пенсионных накоплений и другие меры. Все это направлено на обеспечение стабильности и устойчивости пенсионной системы в стране.
Следует отметить, что официальные прогнозы по повышению пенсий могут быть изменены в зависимости от различных факторов. Поэтому, для получения точной информации следует обращаться к официальным источникам и следить за трудовыми новостями в Беларуси.
Важно помнить, что прогнозы и планы по повышению пенсий не являются окончательными решениями и могут быть изменены в зависимости от обстановки в стране. Поэтому, для получения актуальной информации о повышении пенсий следует обратиться к официальным источникам и регулярно следить за новостями в данной сфере.
Влияние экономической ситуации на пенсионные выплаты
Уровень пенсионных выплат в Беларуси непосредственно зависит от экономической ситуации в стране. Повышение пенсий предполагает общий рост доходов населения и стабильный экономический рост. Экономическое развитие позволяет государству выделять больше средств на социальную сферу, включая пенсионную систему, и обеспечивать достойный уровень жизни пенсионеров.
Основными факторами, влияющими на пенсионные выплаты, являются уровень инфляциии, уровень зарплат, состояние бюджета государства и демографическая ситуация. Рост инфляции может снижать покупательскую способность пенсии, поэтому для поддержания уровня жизни пенсионеров необходимо повышать размеры пенсионных выплат.
Уровень зарплат также влияет на размер пенсий, так как пенсионные взносы рассчитываются исходя из заработка в течение трудовой деятельности. Повышение зарплат обеспечивает увеличение пенсионных накоплений и позволяет улучшить пенсионные выплаты.
Состояние бюджета государства также имеет прямое влияние на пенсионные выплаты. В случае экономического кризиса или финансовых трудностей государство может ограничить финансирование пенсионной системы, что приведет к снижению пенсионных выплат.
Демографическая ситуация также оказывает влияние на пенсионные выплаты. Сокращение численности трудоспособного населения и увеличение числа пенсионеров может привести к увеличению нагрузки на пенсионную систему. В таких условиях государство может решить увеличить пенсионный возраст или внести другие изменения в пенсионную систему, чтобы обеспечить ее устойчивость.
Таким образом, эффективное регулирование пенсионных выплат в Беларуси требует постоянного мониторинга экономической ситуации и соответствующих мер для обеспечения стабильного роста доходов пенсионеров.
Увеличение пенсионного возраста в 2024 году в Республике Беларусь неминуемо повлечет за собой ряд социальных последствий. В первую очередь, это касается около трех миллионов граждан, которые будут вынуждены продолжать работу до позднего возраста.
Один из главных аспектов социальных последствий заключается в ухудшении здоровья работающих пенсионеров. Частое проблема в пожилом возрасте приводит к необходимости обращения к медицинским услугам и большему расходу на лекарственные препараты, что негативно сказывается на финансовом положении пенсионеров.
Кроме того, увеличение пенсионного возраста может столкнуть старшее поколение с проблемой поиска работы или утраты источника дохода, особенно для сотрудников, занимающихся физическим трудом. Это может привести к увеличению численности безработных пенсионеров и социальной напряженности в обществе.
Другим социальным последствием является ухудшение качества жизни пенсионеров. Увеличение пенсионного возраста означает, что пожилые люди будут проживать меньшую часть своей жизни на пенсии, что может сказаться на их возможности отдыхать и наслаждаться свободным временем после тяжелой трудовой деятельности.
Более высокий пенсионный возраст также может повлиять на демографическую ситуацию в стране. Многие молодые люди могут задуматься о возможности уехать за границу в поисках лучших условий жизни и работы, что может привести к сокращению численности трудоспособного населения.
В целом, увеличение пенсионного возраста в 2024 году имеет серьезные социальные последствия, которые требуют внимательного анализа и принятия соответствующих мер для защиты и поддержки пожилых граждан.
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Анализ плюсов и минусов нового пенсионного возраста
В 2019 году в Беларуси было принято решение постепенно увеличивать пенсионный возраст для мужчин и женщин. Согласно новому законодательству, к 2024 году пенсионный возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Это решение вызывает как положительные, так и отрицательные моменты.
Плюсы нового пенсионного возраста:
- Повышение уровня социальной защиты: Увеличение пенсионного возраста позволяет правительству сохранять пенсионную систему устойчивой, обеспечивая выплаты пенсий всем нуждающимся гражданам. Это важно для обеспечения социальной защиты населения и поддержания стабильности в пенсионной системе.
- Рост экономического потенциала: Увеличение пенсионного возраста позволяет гражданам работать дольше, что способствует увеличению экономического потенциала страны. Более продолжительная трудовая активность граждан может привести к повышению производительности и экономическому развитию.
- Уравнение возрастов мужчин и женщин: Одним из изменений нового законодательства является уравнение пенсионного возраста для мужчин и женщин. Это справедливо с позиции гендерного равенства и позволяет женщинам тоже быть на рабочем месте дольше, что способствует их профессиональному развитию и самореализации.
Минусы нового пенсионного возраста:
- Трудности для тяжелых и неквалифицированных работников: Увеличение пенсионного возраста может означать продолжительную и утомительную трудовую активность для тех, кто занят в физически тяжелых или неквалифицированных работах. Это может быть особенно сложно для лиц пожилого возраста, которые могут испытывать проблемы со здоровьем.
- Длительное ожидание на пенсию: Увеличение пенсионного возраста означает, что граждане будут вынуждены работать дольше, прежде чем получат пенсию. Это может вызывать недовольство и разочарование среди тех, кто надеялся на возможность отдохнуть и насладиться заслуженным пенсионным отдыхом.
Декабрьская прибавка к пенсии
По данным Министерства труда и социальной защиты, в последний месяц 2022 года расходы на выплату пенсий составят 1,5 млрд рублей, из них 68 млн рублей пойдут на повышение пенсий согласно Указу Президента Беларуси № 397.
С 1 декабря 2022 года все виды трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) пересчитают. Выплаты для пенсионеров вырастут на 5%. Причем это уже третье в 2022 году повышение пенсий: в марте они выросли на 7%, в августе прибавка составила еще 10%.
В декабре средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера составит 670 рублей и вырастет по сравнению с ноябрем без малого на 30 рублей, сообщили в Минтруда.
В ведомстве уточняют, что размер увеличения пенсии у каждого пенсионера будет индивидуален, поскольку выплаты зависят от продолжительности стажа и величины зарплаты, которые взяты за основу при расчете пенсии, а также установленных к ней доплат.
Согласно озвученной Министерством труда и социальной защиты статистики, в декабре 2021 года в среднем пенсия в Беларуси составляла 545 рублей. За год она выросла на 125 рублей. Таким образом, годовой прирост ожидается на уровне 23%.
Социальная пенсия в Беларуси предоставляется гражданам, которые имеют низкий уровень дохода и не могут самостоятельно обеспечить себя материально. Назначение социальной пенсии осуществляется органами государственного социального обеспечения на основе определенных условий и процедур, которые описаны ниже.
Условия для получения социальной пенсии в Беларуси:
Условия | Описание |
---|---|
Возраст | Для мужчин – 65 лет, для женщин – 60 лет |
Трудовой стаж | Минимальный стаж составляет 15 лет |
Место проживания | Граждане, проживающие на территории Беларуси |
Размер дохода | Ниже уровня прожиточного минимума |
Социальный статус | Граждане, которые не имеют других источников дохода или получают доход ниже прожиточного минимума |