Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).
Что представляют собой международные споры?
Международные споры — это разногласия по вопросам права, политики, экономики, которые возникают между субъектами общественных отношений. В данном случае мы имеем дело с государствами, интересы которых совпадают. Разрешение международных споров возложено на специально созданный орган — Совет Безопасности ООН (СБ ООН).
Определены разные классификации споров между государствами. Устанавливаются следующие типы:
- Из-за характера разногласий возникают международные экономические, политические и правовые противоречия.
- По теме конфликта: международные инвестиционные споры, торговые разногласия, экологические проблемы и так далее.
- В зависимости от степени опасности могут возникать международные торговые споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и юридические, которые угрожают безопасности граждан большинства государств и наоборот.
- По теме: Разногласия могут возникать между государствами, организациями и организациями.
- Двусторонние и многосторонние споры определяются количеством участников.
Международные споры всегда должны иметь конкретную тему. Претензии сторон должны быть четко выражены друг с другом. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, организации, осуществляющие деятельность в международном контексте.
Мирные средства разрешения международных споров
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
- понятие и виды международных споров;
- международно-правовые средства разрешения споров;
- порядок разрешения международных споров в рамках международного судаООН.
- порядок разрешения международных споров с помощью международного арбитражного разбирательства;
- роль международных организаций в разрешении международных споров;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты правчеловека и гражданина;
- навыками анализа правоприменительной практики по мирному урегулированию международных споров.
Разрешение международных споров с помощью международного арбитражного и судебного разбирательства
Судебные средства мирного разрешения споров. Юридические средства разрешения международных споров являются попыткой сделать судебное разбирательство основанием для разрешения международных споров юридического характера. Использование юридических средств является основой международного правосудия. Юридическими средствами являются международный арбитраж и международный суд.
Международный арбитраж является одним из юридических средств разрешения международных споров.
Международный арбитраж представляет собой средство разрешения спора между двумя или более субъектами международного права по решению арбитра или группы арбитров, выбранных спорящими сторонами.
Международный арбитраж является одним из лучших мирных способов разрешения споров, поскольку решение, принятое арбитром, является обязательным и должно выполняться каждой из спорящих сторон в отличие от посредничества и примирения, где их решение не является обязательным для сторон.
Арбитраж был известен еще в древнем мире и в средних веках, к нему прибегали государства Древней Индии, Китая. Но и в современной эпохе арбитраж получил широкое признание, особенно когда был заключен договор между США и Великобританией в 1794 г. о дружбе, торговле. Впервые в договор было включено положение об арбитраже в качестве мирного средства разрешения международных споров. Наиболее важным прецедентом, оказавшим влияние на развитие арбитража, явилось дело Алабамы между Великобританией и США 1872 г. Для рассмотрения этого дела был учрежден арбитражный суд, который обязал Великобританию выплатить в пользу США 15,5 млн. Правительство Великобритании выплатило полную сумму в качестве возмещения ущерба.
Арбитраж получил дальнейшее развитие на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 гг. На первой конференции была принята
Конвенция о мирном разрешении международных столкновений, где раздел IV посвящен арбитражному разбирательству. Данный раздел состоит из трех глав: гл. 1 «О третейском разбирательстве», гл. 2 «О
Постоянной Палате третейского суда», и гл. 3 «О порядке третейского разбирательства». На второй конференции в 1907 г. было внесено изменение в тексте Конвенции, действующей в таком виде до настоящего времени.
В международной практике сложилось два типа международных арбитражных судов, первые — временные арбитражные суды (ad hoc), которые являются судами, созданными для разрешения конкретного спора, а затем, после его разрешения и вынесения решения, данный суд прекращает свое существование. Второй — это постоянный арбитраж, который создается и функционирует на постоянной основе.
Спор передается по соглашению сторон в международный арбитраж либо на основе отдельного арбитражного соглашения, которое заключается после возникновения спора, либо на основе арбитражной оговорки, т.е. это соглашение сторон до возникновения спора о включении в текст международного договора пункта о передачи спора в случае его возникновения конкретному арбитражу, либо на основе заключения общих договоров об арбитраже, в силу которых стороны определяют передачу на арбитражное разбирательство всех споров или отдельных видов споров, которые возникнут между ними. В арбитражном соглашении спорящие стороны должны определять предмет спора, сроки назначения третейских судей, форму, полномочия суда, язык разбирательства и т.д.
Процедура арбитражного разбирательства устанавливается в самом соглашении или в регламенте суда. Она состоит из двух частей: устная (слушание аргументов адвокатов, советников сторон) и письменная, заключающаяся в подаче меморандума, реплики, ответной реплики и представлении всех документов. Совещание суда проходит в закрытом режиме, а его решение должно быть мотивировано и выносится большинством голосов. Решение оглашается публично и является окончательным и обжалованию не подлежит.
Международные суды. Судебное разбирательство закреплено в ст. 33 Устава ООН наряду с арбитражем как самостоятельное средство разрешения международных споров.
Судебные средства разрешения международных споров делятся на две части: 1) универсальные, к которым относятся: Международный Суд, Международный трибунал по морскому праву, Международный уголовный суд и Орган по разрешению споров в системе ВТО; 2) региональные, такие как Суд Европейского Союза, Экономический суд СНГ, Суд справедливости Африканского союза, Европейский Суд по правам человека, Американский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и Арабский суд по правам человека.
Международный Суд ООН является одним из основных органов ООН и главным ее судебным органом, созданным в 1945 г. Его местонахождение во Дворце мира в Гааге (Нидерланды).
Суд регулируется Статутом Международного Суда ООН, прилагается к Уставу ООН и считается его неотъемлемой частью.
Суд состоит из 15 судей, избранных из лиц с высоким моральным статусом, удовлетворяющих требованиям для назначения на высшие судебные должности в их стране или являющиеся специалистами с признанным авторитетом в области международного права.
Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей — через шесть лет.
Понятия спор и ситуация
«Спор» и «ситуация» — два разных тезиса. Для корректного разрешения конфликта между странами необходимо понимать, что ситуация (мировая) представляет собой неспокойное положение между двумя или более странами, а спор «произрастает» из сложившейся ситуации, например, по вопросу толкования или области применения интернационального договора.
Разногласия между странами не стоит спешить называть спором. В отличие от ситуации, в параметрах спора изначально присутствуют экспоненты, потому как его зарождение связано с одинаковыми взаимными претензиями стран в отношении предмета спора.
Ситуация же, в свою очередь, имеет более широкое значение. Ситуация может быть всегда, независимо от спора: до его появления, в момент и после его решения. Практическим значением этого разграничения является процесс их рассмотрения в Совете Безопасности. При рассмотрении ситуации сторона имеет право не воздерживаться от голосования, а при рассмотрении спора принимающая в нем участие сторона отказывается от выбора.
Следственные и согласительные комиссии
Зачастую, для разрешения споров у государств возникает необходимость в создании следственных или согласительных комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН «обследование», «примирение»). Задачей следственной комиссии является определение фактов, относящихся к спору. Согласительные комиссии ко всему прочему вносят предложения с целью разрешить конфликт, но не принимают решений по существу. Это прерогатива самих спорящих сторон, которые, основываются на заключениях данных комиссий.
Порядок создания и функционирования следственных и согласительных комиссий регламентируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 г. Подписывается специальное соглашение между спорящими сторонами, на основании которого создаются эти самые комиссии, в большинстве случаев состоящие из граждан спорящих сторон с участием избранных лиц государств, не принимающих участие в споре.
Решение комиссий по сути спора определяется посредством голосования в присутствии всего состава комиссии, и они носят рекомендательный характер для спорящих сторон.
В практике международных отношений имеет место первый в мировой истории опыт создания и обращения к следственным и согласительным комиссиям. В 1905 году, по настоянию Великобритании, была создана следственная комиссия, которая расследовала военный инцидент у Доггер-банки, когда российская эскадра открыла огонь по британским рыболовецким судам, посчитав, что это были японские миноносцы. Комиссия была на стороне России, однако же основные выводы оказались не в ее пользу, и Россия согласилась компенсировать урон, причиненный британским рыбакам.
В практике ведения внешней политики Российским государством появился новый вид согласительных комиссий — институт пограничных представителей для урегулирования пограничных происшествий и конфликтов. Этот институт по своей сути является уникальной формой регулярной согласительной процедуры.
Международные споры в международной экономической системе
Урегулирование споров в международной экономической системе с помощью права было и остается трудной задачей. Такие споры могут проистекать из двух правопорядков – внутреннего и международного. Соответственно, складывается следующая классификация споров:
- • споры на международном публично-правовом уровне – между публичными лицами, т.е. с участием государств и межгосударственных организаций;
- • споры между частными лицами разных стран в пределах внутреннего права одного и (или) нескольких государств. Такие споры – предмет внутреннего процессуального права;
- • диагональные споры: между иностранным частным лицом, с одной стороны, и государством – с другой. Такие споры – предмет внутреннего процессуального права; в случае коллизии внутренних правовых норм разных государств, к спору привлекаются нормы международного частного права, международного права. Процессуальная сторона этой группы споров последовательно интернационализируется – передается под международно-правовое регулирование.
Разрешение споров в претензионном порядке
Увеличение численности судейского корпуса, повышение объема рассматриваемых в судах дел наглядно свидетельствуют об огромном количестве споров, возникающих между компаниями. Причинами, как правило, становится ненадлежащее исполнение обязательств, которое сегодня, увы, не редкость.
Впрочем, для разрешения разногласий совсем не обязательно каждый раз доводить дело до суда. Существует масса других альтернативных способов: третейское разбирательство, услуги посредника (медиация), примирительные процедуры и т.д.
Одним из инструментов досудебного разрешения споров является претензионный порядок.
Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение претензионного порядка является обязательным, если он:
- установлен федеральным законом;
- предусмотрен договором.
Урегулирование споров в международных экономических отношениях
В МЭО, как и в других сферах международных отношений, государства свободно, по обоюдному согласию, выбирают конкретные средства мирного урегулирования споров: переговоры, консультации сторон, следственные или согласительные процедуры, посредничество (добрые услуги), международный арбитраж — постоянный или ad hoc, судебное разбирательство, разрешение споров в международных организациях.
Суд ЕС уполномочен: регулировать межгосударственные споры; аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС; обязывать государства — члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства; давать толкование норм права ЕС.
Истцами в Суде могут выступать государства-члены ЕС, национальные судебные органы, юридические и физические лица. Решения Суда имеют обязательную для сторон силу [1].
В рамках СНГ межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, подсудны Экономическому суду СНГ. Он может также разрешать споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Суд компетентен также давать толкование соглашений, решений органов СНГ, актов законодательства бывшего СССР в период их применения.
В системе ВТО механизм разрешения межгосударственных споров основан на ст. XXII ГАТТ, на «Договоренности об уведомлениях, консультациях, урегулировании споров и наблюдений», принятой 28.12.79 г. по итогам Токийского раунда переговоров государств — участников ГАТТ (с уточнениями и дополнениями от 29.11.82 г., 30.11.84 г.), а также на «Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», принятой по итогам Уругвайского раунда переговоров [2].
В результате в рамках ВТО создана единая для всех многосторонних соглашений ВТО система разрешения споров:
1. Первый этап урегулирования споров — это межправительственные консультации, которые начинаются по инициативе стороны, считающей, что её права, интересы затронуты по любому из соглашений ВТО. Если по истечении 60 дней спор не урегулирован, любая сторона может просить о создании специальной группы экспертов.
Арбитражное рассмотрение споров между государствами и частными лицами
Арбитражи между государствами и частными лицами создают трудность при определении их правовой природы, поскольку они, в той или иной степени, выпадают из сложившихся схем межгосударственных и международных частных (коммерческих) арбитражей.
Идея разрешения споров между государствами и частными лицами подобными арбитражными институтами (смешанными арбитражами) возникла еще в XIX в. в практике США, которые заключали соглашения с некоторыми государствами Центральной и Южной Америки о рассмотрении смешанными комиссиями претензий граждан США о компенсации ущерба, причиненного вследствие войны или революции.
Рассмотрение споров так называемыми смешанными арбитражными трибуналами получило дальнейшее развитие в мирных договорах, заключавшихся после Первой мировой войны. Положения о смешанном арбитражном трибунале содержались в Русско-Германском мирном договоре 1918 г., мирных договорах между союзными державами-победительницами (Англия, Франция, Италия и др.) и Германией, Болгарией, Австрией и др. Институт смешанного арбитража применялся и после Второй мировой войны в мирных договорах 1947 г. между союзными державами и Болгарией, Финляндией, Италией, Румынией и Венгрией13.
По процедурным вопросам смешанные арбитражные трибуналы руководствовались нормами международного публичного права, тогда как сам спор, как правило, рассматривался на основании национального и международного частного права. Смешанные арбитражи подвергались критике в международной политике и юридической науке. В то же время они внесли определенный вклад в развитие международной арбитражной процедуры. Главная заслуга этих арбитражей в том, что они впервые предоставили частным лицам право прямого доступа к международным судебным учреждениям.
В современном международном праве институт смешанного арбитража получил закрепление в Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г.; Факультативном регламенте Постоянной палаты третейского суда для арбитражного рассмотрения споров, в которых только одной стороной является государство, 1992 г.14; Соглашении между Исламской Республикой Иран и США 1981 г. о создании арбитражного трибунала для рассмотрения претензий, возникающих из долгов, контрактов, экспроприаций и других мер, влияющих на право собственности; в ряде других двусторонних договоров между государствами.
В соответствии с Конвенцией о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г. учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Основная задача Центра с момента его создания заключается в том, чтобы не допустить перерастания инвестиционных споров между государствами и частными лицами в межгосударственные споры, имеющие политический характер15. Эта идея отражена в статье 27 Конвенции, согласно которой ни одно из государств не будет обеспечивать дипломатической защиты или обращаться с исками международно-правового характера, если речь идет о спорах между его лицами и другим договаривающимся государством. Исключение возможно, когда государство откажется исполнять или совершать действия в соответствии с решениями, вынесенными в отношении такого спора.
В компетенции Центра находится разрешение правовых споров, возникающих непосредственно в отношениях, связанных с инвестициями между договаривающимся государством (или любым уполномоченным им органом) и физическими или юридическими лицами, отличными от лиц государства, выступающего в качестве стороны в споре. Обязательным условием принятия спора к производству Центра является письменное согласие участников спора о передаче такого спора на разрешение Центра путем примирения или арбитража (ст. 25 Конвенции).
Любая процедура арбитражного разрешения спора осуществляется в соответствии с положениями Конвенции и, если стороны не договорятся об ином, в соответствии с Правилами арбитражного рассмотрения споров, разработанными Центром.
Арбитраж рассматривает спор, согласно нормам права, в соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон арбитраж применяет право государства, выступающего в качестве стороны в споре, а также те нормы международного права, которые могут быть применимы. Решения арбитража могут также основываться на справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), если стороны договорятся об этом. Арбитраж не вправе выносить неопределенные решения (решения no liquet), ссылаясь на отсутствие или неясность правовых норм (ст. 42 Конвенции).
Согласно Конвенции решения арбитража о взыскании денежных сумм подлежат исполнению на территории соответствующего государства таким же образом, как если бы об этом было окончательное решение судебного органа этого государства.
Система Международного центра по разрешению инвестиционных споров является довольно гибкой и позволяет, сохраняя автономность сторон в споре, традиционно присущую межгосударственным арбитражам, в области исполнения арбитражных решений заимствовать свойства коммерческих арбитражей, что в значительной степени способствует ее эффективности16.
Уникальным примером применения арбитража для разрешения споров между государствами и частными лицами является арбитражный трибунал между США и Ираном, созданный на основе Соглашения об урегулировании претензий 1981 г. Арбитражный трибунал призван рассматривать претензии, возникающие из долгов, контрактов, экспроприаций и других мер, влияющих на право собственности. Согласно статье II (1) Соглашения трибунал рассматривает претензии физических и юридических лиц США против Ирана и претензии физических и юридических лиц Ирана против США и других задействованных сторон. Помимо того, юрисдикция трибунала распространяется на официальные претензии США и Ирана против друг друга, возникающие из контрактных обязательств между ними по покупке и продаже товаров и услуг (ст. II (2) Соглашения). Арбитражный трибунал состоит из девяти членов. По три арбитра назначают США и Иран. Избранные таким образом шесть арбитров определяют третью страну, которая назначает остальных трех арбитров (стст. II, III).
Претензии разрешаются трибуналом в полном составе или по палатам. Председатель трибунала приказом от 24 марта 1982 г. № 8 образовал три палаты, в каждую из которых входят по три арбитра. Все решения трибунала окончательны и обязательны для сторон в споре. Регламент арбитражного трибунала между США и Ираном был принят 9 марта 1983 г. и действует с изменениями от 7 марта 1984 г.
По данным на 1989 г. этот смешанный арбитраж присудил 5,9 млрд дол. американским гражданам и банкам и 622 млн дол. правительству Ирана и иранским гражданам. Решения арбитражного трибунала оплачиваются из фонда, который был учрежден Соглашением 1981 г. и который пополняется Ираном каждый раз, когда его размер сокращается ниже уровня 500 млн дол. Таким образом, американские истцы, в случае разрешения дела в их пользу, имеют гарантию, что любая установленная решением трибунала сумма будет выплачена.
В литературе отмечается, что этот арбитраж не только способствует развитию норм международного права, но вносит ряд новых элементов в весь процесс разрешения международных споров17.
Характерной особенностью смешанных арбитражей является неравенство сторон в споре: суверенное государство и частное иностранное юридическое лицо. Это различие особенно существенно для третьей стороны — разрешающей спор: арбитражного суда.
Международный Суд ООН
Международное судебное разбирательство — это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора Атливанников Ю.Л., Энтин М.Л. Международные суды и международное право. М., 1986. С. 73..
Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.
Международная судебная процедура обладает многими достоинствами. Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.
При заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок нельзя исключать возможности возникновения правовых споров между участниками договора. Поэтому еще в ходе переговоров о заключении контракта стороны должны проработать вопрос о процедуре рассмотрения таких споров в будущем. В противном случае предприниматели могут лишить себя возможности своевременно привлечь к ответственности недобросовестного партнера, принудить его к исполнению своих контрактных обязательств или взыскать с него понесенные убытки. После возникновения спорных правоотношений потерпевшая сторона, при отсутствии соответствующего раздела в контракте, будет уже не в состоянии заставить другую сторону дать согласие на внесудебную процедуру разрешения споров. Обращение в государственный суд за защитой своих прав станет для нее единственным выходом.
В то же время мировой опыт предпринимательской деятельности убедительно доказывает, что международные коммерческие споры в очень редких случаях рассматриваются государственными судами общей компетенции. Организации и фирмы различных стран обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, как с точки зрения сроков и порядка рассмотрения споров, так и с точки зрения размеров необходимых для этого материальных затрат. Немаловажную роль при этом играет и тот факт, что решения арбитража, в отличие от решений суда, как правило, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Наконец, следует иметь в виду, что решения арбитражных органов обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания имен и названий участников спора, что позволяет обеспечить необходимую конфиденциальность.
Речь в данном случае идет не о государственных арбитражных судах, рассматривающих главным образом споры с участием хозяйственных организаций внутри страны, а о специализированных негосударственных (третейских) коммерческих арбитражных судах, специально предназначенных для рассмотрения споров с участием иностранных фирм и организаций. Именно применительно к последним в международном частном праве обычно используется понятие международного коммерческого арбитража. Эти органы следует также отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами субъектами международного публичного права.
Если стороны решают прибегнуть к внесудебному по рядку урегулирования спора, они могут также избрав согласительную процедуру, которая, однако, может быть успешно реализована только при наличии дружеских достаточно тесных отношений между участниками сделки.
Основное отличие между согласительной процедурой и процедурой международного коммерческого арбитража заключается в их направленности на достижение разных целей. Так, если стороны выбирают согласительную процедуру, то это означает, что они желают урегулировать спор дружественным путем при активном содействии третьего лица, посредника, или, по крайне мере, надеются, что достижение дружественного урегулирования возможно. Но если стороны соглашаются на арбитраж, то это, скорее всего, означает, что «они намереваются занять противоположную позицию и будут требовать разрешения их спора путем принятия решения, хотя бы и решения избранных ими частных судей, а не суде назначенных государством. В этом смысле арбитраж ближе к судебному производству, чем к согласительной процедуре».
Во всех случаях для передачи спора на разрешение международного коммерческого арбитражного суда требуется так называемое третейское, или арбитражное, оглашение, которое обычно отражается во внешнеэкономическом контракте в качестве его специального раздела. Условия контракта об арбитраже получило наименование «арбитражная оговорка». Ее особенностью является то, что арбитражная оговорка обязательна для сторон, и уклониться от передачи спора в арбитраж при ее наличии они не могут.
Арбитражная оговорка в отношении сделки обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности того контракта, в связи с которым оно было заключено. Арбитражная оговорка может быть также оформлена в виде отдельного соглашения, подписываемого сторонами (третейская запись), или содержаться в обмене письмами, телеграммами, факсимильными сообщениями и т. д.
Решение международных споров судом
Судебные средства решения международных споров включают в себя международный арбитраж (третейское разбирательство) и судебное разбирательство в Международном суде ООН. Отличие арбитража от Международного суда носит главным образом организационный характер. Состав арбитража для рассмотрения каждого конкретного спора зависит от воли конфликтующих сторон. Но между арбитражем и рассмотрением спора в Международном суде много сходного: юридическая обязательность выносимых ими решений, взаимное согласие спорящих сторон на обращение в арбитраж и Международный суд и др.
Международный арбитраж (третейский суд) — это разбирательство конкретного спора, осуществляемое третьей стороной (арбитром): решения его обязательны для спорящих сторон. Это временный судебный орган, характерными чертами которого являются: согласие обеих сторон на разбирательство спора; назначение арбитра самими спорящими сторонами; сами спорящие стороны определяют процедуру рассмотрения спора; обязательность решения арбитража для спорящих сторон. Компетенция, процедура, порядок организации арбитража закрепляются в Гаагской конвенции 1907 г. о мирном разрешении международных столкновений. В соответствии с Конвенцией создана Постоянная палата третейского суда (находится в Гааге).
Она представляет собой не судебное учреждение, а механизм для создания третейских судов. Ее цель — облегчить государствам обращение к третейскому суду в случае, если между ними возникает спорная ситуация. В состав Палаты назначаются специалисты в области международного права сроком на шесть лет. Каждое государство — участник Конвенции 1907 г. назначает четырех своих представителей. Назначенные лица вносятся в особый список, который рассылается государствам. Россия является участником Конвенции и соответственно членом Постоянной палаты третейского суда; в состав Палаты входят также по четыре юриста от Украины и Белоруссии.
Переданные в Палату дела рассматриваются не самой Палатой, а третейским судом, образуемым из судей, включенных в список. Канцелярией Палаты служит Международное бюро, которое возглавляется Постоянным административным советом, состоящим из дипломатических представителей государств — участников Конвенции 1907 г., аккредитованных в Гааге.
Ранее государства часто обращались к арбитражному рассмотрению споров. Наиболее известный случай такого рода произошел в XIX в. — дело крейсера «Алабама». После восстания южных штатов английская королева издала в 1861 г. декларацию о нейтралитете, тем самым признав южан и северян воюющими сторонами. Агенты южан в Европе заказывали на английских верфях невооруженные суда, которые покидали территориальные воды Англии без оружия. Затем они вооружались вне территориальных вод Англии и участвовали в войне против северян. Таким образом был построен крейсер «Алабама», который, крейсируя в Атлантическом и Индийском океанах, захватил 68 судов северян (из которых 53 уничтожил) и потопил крейсер «Гаттерас». После окончания гражданской войны правительство США обвинило Англию в нарушении нейтралитета и потребовало возмещения убытков, причиненных действиями «Алабамы».
В 1871 г. стороны решили передать спор в арбитраж, который присудил в пользу США 15,5 млн долларов. История международных отношений и практика третейского разбирательства свидетельствуют о том, что арбитраж рассматривает, как правило, незначительные споры между государствами, и прежде всего споры юридического характера. Ныне арбитраж как мирное средство решения споров между государствами предусмотрен Уставом ООН (ст. 33). 14 ноября 1958 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила примерные правила арбитражного рассмотрения (Резолюция 1262/XIII). Однако они не имеют обязательного характера. В последние годы государства стали редко прибегать к арбитражному разбирательству споров.
Международный суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН в 1945 г. для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций.
Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов ООН он является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат.
На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.
Суд состоит из 15 судей, и его обслуживают Секретариат и административный аппарат. Официальными языками являются английский и французский.
Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 г. стал Международный суд.
С учреждением Лиги Наций после Первой мировой войны возник приемлемый фу��кциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.
Юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия основывается на согласии сторон передавать споры на ее рассмотрение. Однако новация в процедуре производства в параметрах Постоянной палаты международного правосудия заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который мог возникнуть в будущем в отношениях с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.
ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.
Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она тем не менее не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.
Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 гг. она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.
Деятельность Палаты была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. она была распущена вместе с Лигой Наций.
Судебный порядок разрешения споров
Внесудебный порядок разрешения споров
Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта разрешения хозяйственных споров: судебный и внесудебный.
Разрешая свой спор во внесудебном порядке, стороны, как правило, пытаются договориться друг с другом самостоятельно, не прибегая к подаче иска в суд.
В случае если стороны указали в тексте договора порядок досудебного разрешения спора, то ни одна из сторон не имеет права на обращение в суд до реализации всех мер досудебного разрешения спора.
Нередко на практике одна из сторон не выполняет свои обязательства (например, по расчетам) в силу каких-либо причин. В этом случае другая сторона посылает в адрес стороны, не выполнившей обязательство по договору, претензию.
Претензия — документ, предназначенный для досудебного урегулирования хозяйственных споров, обращенный к контрагенту, не выполняющему своих обязательств.
В случае если после предъявления претензии спор не был урегулирован сторонами, они также могут обратиться к помощи третьего лица, которому в одинаково высокой степени доверяют и решению которого будут следовать. Такой порядок разрешения споров называется третейским судом.
Разрешение споров в третейских судах считается внесудебным порядком разрешения споров.
Обращаться к ним следует только в случае, если в договоре предусмотрена так называемая арбитражная оговорка или если стороны заключили отдельное соглашение (это соглашение может быть заключено и после подписания самого договора).
В соответствии с этой оговоркой стороны обязуются до обращения в суд попытаться разрешить свои разногласия при помощи третейского суда.
Судебный порядок разрешения споров
В случае если возникшие споры или разногласия при помощи переговоров или третейского суда решить не удалось, то необходимо обращаться в суд путем подачи искового заявления.
Если контрагентами по договору выступают физические лица или физическое и юридическое лицо, то ущемленной стороне надлежит обращаться в суд общей юрисдикции (районный или городской суд по месту заключения договора), а если контрагентами являются юридические лица или предприниматели без образования юридического лица, то — в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, в котором заключен договор.
- Арбитражный суд Российской Федерации осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Порядок определения местонахождения суда для подачи иска определяется в ст. 26 АПК РВ, в соответствии с которой:
- Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения предъявляется по месту нахождения такого подразделения.
- Иск к ответчикам, находящимся на территории разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.
- Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ.
- Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика.
- Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, предъявляется по месту исполнения договора.
Исковое заявление подается в письменной форме и подписывается истцом (руководителем или заместителем руководителя) или его представителем (адвокатом, юрисконсультом, другим работником организации).
Полномочия представителя должны быть оформлены соответствующим образом (доверенностью).
Если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим право его подписывать, либо лицом, должностное положение которого не указано, суд его возвращает.
судебный порядок разрешения споров / Юридическое бюро «ОЛИМП»
Судебные споры бывают не только среди физических лиц, но и между юридическими лицами, а также судебные споры между организациями с физическими лицами или с государственными учреждениями, организациями.
Для всех них судебный порядок разрешения споров фактически один, но различие кроется в судебных спорах определяемых арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством.
Чтобы определить какой у вас в конкретном случае судебный порядок разрешения споров, вам необходимы знания в области юриспруденции.
К примеру: арбитражное рассмотрение споров регламентировано Арбитражным кодексом Российской Федерации, цитируем:
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее — арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
При этом, разрешение споров в арбитражном суде желательно осуществлять с помощью представителя, ведь адвокат по арбитражным делам более компетентен в этой области, нежели тот же самый генеральный директор организации.
Не стоит забывать, что судебный порядок разрешения споров также бывает и в рамках гражданско-процессуального законодательства, где задачи гражданского судопроизводства являются, в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации, цитируем:
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Исходя из вышеизложенного, судебный порядок рассмотрения споров бывает как арбитражный, так и в рамках судов общей юрисдикции, т.е. в рамках гражданско-процессуального законодательства.
Чтобы чётко понимать какой именно у вас судебный порядок рассмотрения споров, вы можете обратиться к нам за предварительной консультацией, и наш судебный юрист поможет вам с вашим выбором и оптимальными условиями.
Почему именно мы?
- Высокий профессионализм.
- Высокое качество оказания юридических услуг.
- Оптимальные ценовые условия.
- Судебный юрист для вас будет именно той категории судебных споров, которая необходима именно вам в конкретном случае.
- Адвокат по арбитражным делам именно той сферы экономической деятельности, которая у вас.
Понятие международного спора
Согласно международному праву каждое государство и субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Принцип мирного разрешения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональных и двусторонних договорах.
Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости и международного права. Применение какой-либо процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства государств.
Государства, являющиеся сторонами в споре, должны продолжать соблюдать в своих взаимоотношениях их обязательства в соответствии с основными принципами международного права, касающимися суверенитета, независимости и территориальной неприкосновенности государств, а также другими общепризнанными принципами и нормами современного международного права.
Устав ООН делит споры на две категории:
- особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);
- любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36).
Наряду с термином «споры» в Уставе ООН употребляется понятие «ситуация» (ст. 34, п. 1 ст. 33). Ситуация также «может привести к международным трениям» или вызвать «спор».
Таким образом, деление международных конфликтов на споры и ситуации является условным и относительным. Ситуация — более широкое понятие, чем спор. Как споры, так и ситуации могут угрожать миру и безопасности, и в силу этого рассмотрение их входит в компетенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН.
Устав ООН, а также другие международные договоры не содержат четкого разграничения между политическими и юридическими спорами. Согласно п. 3 ст. 36 Устава ООН споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. Политические споры как наиболее важные и сложные (например, по территориальным проблемам, определению границ) решаются политическими средствами.
Как подать иск в международный арбитражный суд?
Международные арбитражные суды рассматривают различные виды споров, а именно споры, возникающие из международных коммерческих сделок, споры между государствами и иностранными инвесторами, а также споры международного торгового характера. Они предлагают различные средства разрешения споров, включая посредничество, исключительно мирное разрешение и третейский суд.
Для того чтобы подать иск в международный арбитражный суд, необходимо соблюдать некоторые правовые требования и процедуры. Во-первых, истец должен составить исковое заявление, в котором необходимо ясно изложить суть спора и представить все необходимые доказательства. Во-вторых, истец должен выбрать международный арбитражный суд, который будет рассматривать его дело. Некоторые известные международные арбитражные суды включают Международный арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАС РФ) и Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС).
Сущность мирного урегулирования международных споров
Одной из главных составляющих мировой системы коллективной безопасности принято считать мирное урегулирование международных споров. В наше время растет производство различных видов оружия, использование которого может повлечь исчезновение мировой цивилизации. В связи с этим, всем государствам мира запрещено решать возникшие споры при помощи войны и надлежит строго придерживаться данного правила.
В 1982 году Декларация о мирном разрешении международных споров получила единодушное одобрение 37-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, которая признает решающей роль Совета Безопасности в мирном урегулировании споров (п. 1 разд. I). Она гласит, что именно переговоры служат тактичным и действенным способом улаживания споров (и. 10 разд. I).
Принцип мирного разрешения споров продолжил свое совершенствование в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этом Совещании была подписана Декларация принципов определяющая целостную связь данного принципа с принципом запрета на использование силы и угроз.
Данная декларация обязывает государства в кратчайшие сроки решать споры между собой и не применять различные акции, чтобы не усугубить конфликт.