Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Астраханская область — в топ-10 регионов-доноров России. В чем же проблема?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.
Какие регионы России являются дотационными в 2023 году
Представим их в виде рейтинга. В Федеральном бюджете на 2023-й и на плановый период 2024 и 2025 годов указаны плановые объемы дотаций.
1 Больше всего денег из федеральной казны получает Дагестан. В 2023 году плановая сумма дотаций составит 85,91 млрд рублей.
2 На втором месте — республика Саха (Якутия). Сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности должна составить 56,75 млрд рублей.
3 На третьей строчке рейтинга самых дотационных регионов России — Камчатский край (44,17 млрд руб.).
Дотации регионам – официальные данные
Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:
Субъекты | Сумма, тысяч рублей |
Республика Дагестан | 61 518 775,0 |
Республика Саха (Якутия) | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 34 149 057,0 |
Чеченская Республика | 28 710 667,5 |
Республика Крым | 20 418 974,3 |
Алтайский край | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 17 887 429,1 |
Республика Тыва | 16 066 441,0 |
Республика Бурятия | 15 568 468,1 |
Чукотский автономный округ | 12 782 544,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12 459 465,0 |
Республика Ингушетия | 9 645 857,3 |
Курганская обл. | 9 151 459,6 |
Республика Алтай | 9 106 684,5 |
Ивановская обл. | 8 461 903,9 |
Кировская обл. | 8 391 869,7 |
Брянская обл. | 8 359 072,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 018 399,7 |
Республика Северная Осетия — Алания | 8 006 369,0 |
Чувашская Республика — Чувашия | 7 268 934,9 |
Республика Башкортостан | 6 722 002,0 |
Забайкальский край | 6 437 927,4 |
Ростовская обл. | 5 678 982,0 |
Тамбовская обл. | 5 041 283,3 |
Республика Карелия | 4 960 574,0 |
Республика Марий Эл | 4 853 090,4 |
Краснодарский край | 4 398 104,7 |
Архангельская обл. | 4 132 655,7 |
Волгоградская обл. | 4 129 097,2 |
Саратовская обл. | 4 114 285,8 |
Приморский край | 3 743 122,6 |
Омская обл. | 3 705 119,3 |
Пензенская обл. | 3 645 628,9 |
Воронежская обл. | 3 364 328,1 |
Челябинская обл. | 3 332 741,8 |
Республика Калмыкия | 3 251 440,8 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 2 947 665,3 |
Кемеровская обл. | 2 892 983,8 |
Орловская обл. | 2 798 918,4 |
Новосибирская обл. | 2 736 963,9 |
Псковская обл. | 2 697 683,7 |
Оренбургская обл. | 2 663 856,0 |
Томская обл. | 2 491 740,7 |
Владимирская обл. | 2 430 504,0 |
Хабаровский край | 2 367 778,7 |
Магаданская обл. | 2 094 003,2 |
Севастополь | 2 000 684,3 |
Удмуртская Республика | 1 985 564,8 |
Курская обл. | 1 960 738,8 |
Тверская обл. | 1 957 873,5 |
Нижегородская обл. | 1 953 335,3 |
Рязанская обл. | 1 950 840,5 |
Иркутская обл. | 1 650 931,8 |
Амурская обл. | 1 477 849,7 |
Астраханская обл. | 1 444 833,0 |
Республика Хакасия | 1 413 410,3 |
Калининградская обл. | 1 401 127,6 |
Смоленская обл. | 1 388 732,2 |
Костромская обл. | 1 364 852,2 |
Республика Мордовия | 1 353 055,9 |
Ульяновская обл. | 1 311 398,6 |
Пермский край | 1 254 191,2 |
Вологодская обл. | 1 023 709,4 |
Белгородская обл. | 960 702,3 |
Красноярский край | 889 411,3 |
Новгородская обл. | 751 258,6 |
Еврейская автономная обл. | 612 025,6 |
Тульская обл. | 543 160,6 |
Липецкая обл. | 398 018,2 |
Ярославская обл. | 370 682,7 |
Республика Коми | 264 449,9 |
Мурманская обл. | 14 732,3 |
Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.
Кто получает деньги от центра
Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций.
К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек) | Миграционный прирост (на 1000 человек) | ВРП на душу населения, рублей | Дотации, рублей | Дотации на 1 человека, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дагестан | 11,6 | 26 359,7 | 10,8 | -3,6 | 204 197,4 | 59 065 832,5 | 19,1 |
Якутия | 6,9 | 42 427,8 | 5,9 | -3,0 | 951 220,2 | 43 944 997,7 | 45,4 |
Камчатский край | 4,9 | 48 277,3 | -0,5 | -2,2 | 639 848,2 | 39 357 697,2 | 125,1 |
Алтайский край | 6,1 | 22 528,7 | -4,2 | -3,2 | 215 768,4 | 27 129 122,5 | 11,6 |
Чеченская Республика | 13,7 | 23 184,8 | 16,3 | -2,4 | 125 471,2 | 27 078 463,8 | 18,6 |
Ставропольский край | 5,0 | 23 236,3 | -0,5 | -1,4 | 237 436,5 | 19 202 709,7 | 6,9 |
Бурятия | 9,3 | 24 071,7 | 3,4 | -4,7 | 204 770,0 | 18 298 640,3 | 18,6 |
Крым | 6,0 | 21 170,2 | -3,5 | 2,5 | 187 726,0 | 17 714 025,6 | 9,3 |
Башкортостан | 4,9 | 28 572,5 | -0,8 | -2,2 | 343 509,4 | 16 433 477,4 | 4,1 |
Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).
Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.
При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.
Дотационные регионы России и доноры: список в 2022 году
Доноров меньше, с них и начнем.
Распределение субсидий из федерального бюджета субъектам России на 2021 год утверждено приказом Минфина РФ №1030.
В перечень регионов-доноров, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, вошли 13 субъектов РФ. По сравнению с прошлым годом список не изменился: Республика Татарстан, Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, города Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий авт. округ, Ханты-Мансийский авт. округ – Югра, Ямало-Ненецкий авт. округ.
Не удивительно, что многие территории из этого списка занимают ведущие позиции в рейтинге регионов по качеству жизни.
Остальные 72 субъекта РФ, соответственно, получат дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2021 году.
Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:
2020 | 2021 | |
Республика Дагестан | 58 395 004 000 | 61 518 775 000 |
Республика Саха (Якутия) | 35 928 069 000 | 38 571 040 000 |
Камчатка | 32 402 936 000 | 34 149 057 000 |
Чеченская Республика | 27 354 420 000 | 28 710 667 000 |
Крым | 19 872 802 000 | 20 418 974 000 |
Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов России
Согласно материалам АБ-Центр, в 27-и регионах России производство картофеля промышленного выращивания превышает годовой объем потребления.
Крупнейший регион-донор — Брянская область. Среднегодовой объем производства в 2015-2019 гг. здесь составил 829,9 тыс. тонн, потребление находится на уровне 63,1 тыс. тонн. Регион обладает возможностью поставок за свои пределы 766,8 тыс. тонн картофеля (это выше годовых потребностей г. Москва). Самообеспеченность Брянской области картофелем составляет 1314,6%.
На втором месте — Тульская область, где, по оценкам АБ-Центр, потребляют 77,7 тыс. тонн картофеля промышленного выращивания при среднегодовом объеме производства в 532,0 тыс. тонн. Регион имеет возможность поставлять за свои пределы 454,3 тыс. тонн картофеля (что, например, более чем в полтора раза превышает годовые потребности Санкт-Петербурга), самообеспеченность находится на отметках в 685,1%.
Регион | млрд. руб. |
Республика Дагестан | 59,07 |
Республика Саха (Якутия) | 43,94 |
Камчатский край | 39,36 |
Алтайский край | 27,13 |
Чеченская Республика | 27,08 |
Ставропольский край | 19,20 |
Республика Бурятия | 18,30 |
Республика Крым | 17,71 |
Республика Башкортостан | 16,43 |
Республика Тыва | 15,73 |
Ростовская область | 13,85 |
Курганская область | 13,00 |
Брянская область | 12,81 |
Забайкальский край | 12,13 |
Ивановская область | 11,64 |
Кабардино-Балкарская Республика | 11,09 |
Кировская область | 10,01 |
Чувашская Республика — Чувашия | 9,92 |
Чукотский автономный округ | 9,77 |
Республика Алтай | 9,65 |
Республика Ингушетия | 9,20 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9,13 |
Тамбовская область | 9,11 |
Республика Северная Осетия — Алания | 8,98 |
Архангельская область | 8,82 |
Краснодарский край | 8,74 |
Республика Карелия | 8,54 |
Приморский край | 8,52 |
Саратовская область | 8,50 |
Волгоградская область | 8,29 |
Челябинская область | 7,59 |
Кемеровская область | 7,22 |
Воронежская область | 7,01 |
Хабаровский край | 6,77 |
Пензенская область | 6,68 |
Омская область | 6,58 |
Республика Марий Эл | 6,03 |
Иркутская область | 5,85 |
Орловская область | 5,73 |
Владимирская область | 5,58 |
Новосибирская область | 5,56 |
Магаданская область | 4,98 |
Псковская область | 4,29 |
Томская область | 4,15 |
Тверская область | 4,08 |
Оренбургская область | 3,97 |
Нижегородская область | 3,93 |
Республика Калмыкия | 3,84 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 3,80 |
Курская область | 3,77 |
Костромская область | 3,70 |
Удмуртская Республика | 3,63 |
Амурская область | 3,60 |
Рязанская область | 3,47 |
Ульяновская область | 3,35 |
Смоленская область | 3,25 |
Красноярский край | 3,19 |
Республика Хакасия | 3,09 |
Республика Мордовия | 2,76 |
Вологодская область | 2,73 |
город федерального значения Севастополь | 2,60 |
Астраханская область | 2,42 |
Белгородская область | 2,37 |
Пермский край | 2,19 |
Калининградская область | 2,17 |
Еврейская автономная область | 1,89 |
Тульская область | 1,85 |
Новгородская область | 1,31 |
Липецкая область | 0,79 |
Ярославская область | 0,69 |
Мурманская область | 0,47 |
Республика Коми | 0,30 |
Калужская область | 0,27 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 0,00 |
Ленинградская область | 0,00 |
Московская область | 0,00 |
Самарская область | 0,00 |
Сахалинская область | 0,00 |
Свердловская область | 0,00 |
Тюменская область | 0,00 |
город федерального значения Москва | 0,00 |
город федерального значения Санкт-Петербург | 0,00 |
Ненецкий автономный округ | 0,00 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 0,00 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 0,00 |
Всего | 645,14 |
Предыдущий максимум агрегированного профицита приходился на 2006-й – тогда он достиг 139,9 млрд рублей. Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (в % от налоговых и неналоговых доходов, ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% ННД соответственно.
Типология и общая характеристика российских регионов
2020 (13): Республика Татарстан (Татарстан), Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. (список совпадает с 2019)
Список приводится в соответствии с таблицей 173 приложения 34 к закону о бюджете 2020-2022 (380-ФЗ от 02.12.2019).
Таблица 174 приложения 34 к бюджету «Распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 год» включает 9 регионов, на которые приходится 7,5 млрд., при том что в строке «Всего» — 15 млрд. руб.
Распоряжением Правительства от 17.04.2020 № 1049-р 84 регионам (всем кроме Москвы) выделено 32 млрд. 408 млн. 000 тыс. руб. дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией.
Распоряжением Правительства от 22.05.2020 № 1378-р 56 регионам выделено 100 млрд. руб. дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов для компенсации снижения поступления доходов в связи с пандемией.
Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:
1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.
2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.
3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.
Бюджет Республики Дагестан на 2021 год будет выполнен с профицитом — запланированные доходы превысят расходы. Об этом заявил на заседании правительства Дагестана министр финансов республики Билал Джахбаров. По его словам, сумма профицита должна составить более 1,6 млрд рублей. EADaily напоминает, что такой случай в дотационном Дагестане уже был.
В прошлом году бюджет в Дагестане также оказался бездефицитным. Согласно документам, прогнозируемый объем доходов на 2021 год в Дагестане был определен на сумму свыше 81,518 млрд рублей. В таком же объеме были запланированы и расходы на этот год.
Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2021 году практически останутся на уровне 2021 года, хотя дотации остальным регионам вырастут более чем на 15%, следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета Чечня после резкого выступления своего руководителя Рамзана Кадырова против сокращения финансирования республики получит из федерального бюджета в 2021 году дотации на 40,4 млрд руб.
Российские губернаторы впервые за много лет громко и хором заявили о том, что в стране неправильно устроены бюджетные отношения между центром и регионами.
Главы успешных субъектов — Москвы, Татарстана и Калужской области — считают, что центр забирает у них слишком много, а система не дает бедным территориям стимулов к развитию. Эксперты говорят, что регионы пользуются предвыборным годом, чтобы попытаться защитить свои интересы.
Скорее всего, принципиально изменить схему распределения денег в России не получится. Но ее можно улучшить. Первым выступил мэр Москвы Сергей Собянин. В сентябре 2021 года, выступая на Московском финансовом форуме, он предостерег Минфин от проведения уравнительной финансовой политики.
Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2021 году практически останутся на уровне 2021 года. Чечня после того, как глава республики Рамзан Кадыров выступил против сокращения поступлений в региональный бюджет из федерального центра, получит 40,4 миллиарда рублей дотаций.
Это следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета на 2021−2021 годы.
Их без обсуждения в минувшую пятницу одобрил комитет Госдумы по бюджету. Дотации Республике Крым незначительно снизятся в 2021 году (до 37,2 миллиарда рублей), следует из тех же поправок.
— По идее, донор — это тот, кто отдаёт в бюджет больше, чем получает из него, — говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. — У нас же при определении, какой регион записывать в доноры, а какой нет, обычно смотрят на то, получает ли он дотации на выравнивание бюджета из фонда финансовой поддержки регионов.
В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2021 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов.
Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2021 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2021 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью.
Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.
К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы ( большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы. В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране.
18 ноября Госдума приняла в первом чтении проект бюджета на 2021-2021 годы. За принятие законопроекта проголосовали 334 депутата, против — 100, воздержавшихся не было. Все три года бюджет будет дефицитным.
В 2021 году дефицит составит 2,753 триллиона рублей, в 2021 — 2,011, а в 2021 — 1,142 триллиона рублей соответственно.
Учитывая нехватку средств, правительство предложило сократить отчисления в российские регионы, что тут же вызвало резкую критику главы Чечни Рамзана Кадырова. Возникает много вопросов. Нас не может устраивать предлагаемый Минфином вариант проекта бюджета.
Если и дальше продолжится практика урезания бюджета, республика не сможет развиваться, нам не удастся выполнить взятые на себя социальные обязательства. Чечня — дотационный регион. Но далеко не единственный.
Какие регионы России являются основными получателями дотаций, а какие — донорами, и есть ли тенденция к изменению на своеобразной «финансовой карте»?
Типология регионов-доноров
За последние десять лет количество регионов, не получавших дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, сократилось с 24 до 14. К причинам такого существенного сокращения можно отнести действия федерального правительства, направленные на дальнейшую централизацию бюджетных доходов, структурные проблемы отдельных регионов, внешнеэкономическую конъюнктуру (в первую очередь, сокращение цен на энергоносители). Чтобы выяснить конкретные причины утраты статуса многими бывшими регионами-донорами и разработать рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений в России, целесообразно типологизировать наиболее обеспеченные регионы. Для дальнейшего анализа были выбраны 27 субъектов Российской Федерации, которые в 2005-2006 гг. не получали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Из них только 14 сохранили статус доноров в 2015 г. Типологизация разрабатывалась на основе данных Федерального казначейства (отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ) и Федеральной налоговой службы (данные о собираемости налогов и сборов на территории субъектов РФ). Мы определили следующие подгруппы в группе сохранивших статус регионов-доноров: «ядерные» доноры, регионы — лидеры по темпам роста налоговых поступлений и неустойчивые доноры. В группе регионов, утративших статус доноров, выделены следующие подгруппы: пострадавшие от внутренних экономических причин; пострадавшие от изменений бюджетной политики федерального центра, но де-факто сохраняющие свой донорский потенциал; регионы, лишившиеся статуса по совокупности причин, но получившие значительную компенсацию в виде увеличения межбюджетных трансфертов (в основном дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов). Распределение регионов по данным категориям представлено в таблице 2.
Таблица 2
Кто и как тратит деньги?
В Татарстане коэффициент соотношения расходных обязательств к фактическим расходам — 62,6%. Это самый низкий процент в ПФО, а, значит, республика может сама покрывать свои расходы. Ближе всех по этому показателю к РТ Пермский край (80,7%), Нижегородская (83,8%) и Самарская (88,2%) области. В Башкортостане показатель — 98,7%.
Самые низкие показатели по России в Сахалинской области (34,4%) и Ямало-Ненецком округе (45,9%). Это стабильные регионы-доноры, отправляющие доходы в федеральный центр.
Самая плохая ситуация в ПФО по соотношению расходов и доходов у привычных дотационных регионов: республика Марий Эл (111,6%), Оренбургская область (106,6%) и Кировская области (104,6%).
Заметим, что Марий Эл меньше чем на 1% отстает от антилидера рейтинга по РФ Кабардино-Балкарской Республики (112,5%).
Средний показатель по России: 75,3%.
Рейтинг регионов-доноров
Согласно материалам АБ-Центр, в 27-и регионах России производство картофеля промышленного выращивания превышает годовой объем потребления.
Крупнейший регион-донор — Брянская область. Среднегодовой объем производства в 2015-2019 гг. здесь составил 829,9 тыс. тонн, потребление находится на уровне 63,1 тыс. тонн. Регион обладает возможностью поставок за свои пределы 766,8 тыс. тонн картофеля (это выше годовых потребностей г. Москва). Самообеспеченность Брянской области картофелем составляет 1314,6%.
На втором месте — Тульская область, где, по оценкам АБ-Центр, потребляют 77,7 тыс. тонн картофеля промышленного выращивания при среднегодовом объеме производства в 532,0 тыс. тонн. Регион имеет возможность поставлять за свои пределы 454,3 тыс. тонн картофеля (что, например, более чем в полтора раза превышает годовые потребности Санкт-Петербурга), самообеспеченность находится на отметках в 685,1%.
Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов России
Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.
проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев. Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера.
К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия»[1]. «Депрессивные регионы — это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров.
Регионы доноры россии 2021 год список
- С 1 июля стартует углубленная диспансеризация: что ждет переболевших коронавирусом
- Сколько людей привились от коронавируса в России и мире: статистика вакцинации по регионам
- Плотность населения в России 2021: рейтинг по регионам
- Соотношение числа женщин и мужчин в России: статистика 2021 года
- Статистика разводов и браков в России 2020-2021: таблицы по годам и регионам
Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.
Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:
- в 1993 году было 35 регионов-доноров;
- в 1997 году – 8 регионов;
- в 2001 году – 25 регионов;
- в 2015 году – 14 регионов;
- сейчас – 13 регионов.
Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.
Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше.
Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек населения) | Миграционный прирост (на 1000 человек населения) | ВРП, в % от ВВП | ВРП на душу населения, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|
Калужская область | 3,9 | 28 860,4 | -4,7 | 1,9 | 0,56 | 411 565,3 |
Московская область | 2,7 | 43 996,8 | -1,2 | 13,9 | 5,08 | 509 545,2 |
Москва | 1,2 | 66 377,1 | 0,8 | 7,8 | 20,99 | 1 263 698,0 |
Ненецкий АО | 8,1 | 78 703,3 | 5,1 | -8,9 | 0,37 | 6 288 467,9 |
Ленинградская область | 4,1 | 30 430,1 | -5,3 | 23,7 | 1,29 | 535 717,3 |
Санкт-Петербург | 1,5 | 42 718,0 | 0,8 | 5,2 | 5,16 | 727 210,6 |
Татарстан | 3,3 | 33 371,4 | 0,5 | 0,7 | 2,82 | 543 522,4 |
Самарская область | 3,7 | 28 018,4 | -3,1 | -0,1 | 1,80 | 422 024,7 |
Свердловская область | 4,8 | 35 711,3 | -1,9 | -0,3 | 2,86 | 495 115,9 |
ХМАО-Югра | 2,5 | 50 497,6 | 7,3 | -2,1 | 4,69 | 2 127 213,5 |
ЯНАО | 2,1 | 79 933,6 | 8,7 | -3,2 | 3,29 | 4 581 150,1 |
Тюменская область | 4,5 | 29 023,8 | 2,8 | 10,3 | 1,35 | 680 908,9 |
Сахалинская область | 5,3 | 51 705,7 | -0,5 | -0,7 | 1,03 | 1 577 910,3 |
В целом по РФ | 4,8 | 33 010,2 | -1,6 | 0,9 | 100 | 510 253,1 |
Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).
Дотационные регионы России и доноры: список в 2021 году
Регионы России вполне официально делятся на два типа — дотационные и доноры. Первые – проблемные, они не могут прокормить себя за счет собственных доходов и получают поддержку и федерального бюджета. Вторые зарабатывают больше и дотаций из казны на выравнивание бюджетной обеспеченности не получают. Разберемся, какие субъекты РФ относятся к этим группам.
Россия большая и сложная страна. Сегодня она состоит из 85 субъектов, в каждом – свои особенности, плюсы и минусы. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, у других – выгодное территориальное положение и так далее. Другие не могут этим похвастать.
Соответственно, уровень бюджетной обеспеченности регионов разный. В одних областях собираемых налогов хватает, что покрыть все необходимые расходы. В других – собственных средств недостаточно, и таким регионам поступают дотации из государственной казны.
Таким образом государство пытается выровнять уровень бюджетной обеспеченности субъектов. Богатые бюджетообразующие регионы помогают своим бедным дотационным соседям.
Регионы доноры и регионы реципиенты рф 2021
Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими. Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях.
С вводом программы импортозамещения сегментация регионов по отраслям стала видна отчетливей. Российский Юг оказался площадкой для выращивания овощей и фруктов: инвестиции в частные сады пришли еще 4-5 лет назад, сейчас можно рассчитывать на уверенный урожай, который более чем наполовину покроет спрос россиян на плодоовощную продукцию сезонного характера.
К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия»[1].
В современной России в уже сжатых рамках пространства спроса/предложения расстановка сил среди регионов-доноров и регионов-реципиентов сохранилась. Дотационных регионов в стране больше, чем самостоятельных субъектов. Дотации из центра получают Чеченская республика (не менее 80%), Дагестан (70%), Ингушетия (чуть ниже 90%), Крым и Севастополь (в среднем 70%).
Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.
Они определяются по специальной формуле. Что касается остальных видов трансфертов, то они очень часто раздаются вручную. Как решит федеральное ведомство, которое их распределяет, так и будет. Многое зависит от лоббистских способностей региона.
В 2020 году Минфин увеличил дотационным регионам объем финансирования, но не всем. В некоторых регионах дотации уменьшились. Дотируются по-прежнему 72 субъекта Российской Федерации. При этом следует отметить, что число бездотационных регионов не изменилось. Их количество, как и в прошлом календарном году, составило 13.
В Москве множество чиновников с очень неплохими зарплатами. И здесь же расположены штаб-квартиры почти всех крупнейших компаний, которые пополняют городской бюджет.
Электроника латвийского и литовского выпуска считалась фактически эталонной из доступной. Овощи – Белоруссия, консервное производство – Рига. Конечно, это шаблоны, ведь аналогичные цеха и заводы были разбросаны по всей стране.
За принятие законопроекта проголосовали 334 депутата, против — 100, воздержавшихся не было. Все три года бюджет будет дефицитным.
В России всего три региона-донора, остальные дотационные или банкроты
Отдельные привилегии и льготы для людей, которые захотели стать донорами, предусмотрены ФЗ РФ «О донорстве крови и её компонентов». Также Трудовой Кодекс предусматривает определённые условия для тех, кто сдаёт кровь. Например, согласно ТК, работник может быть освобождён от выполнения обязанностей на месте работы, если в этот день проходит обследование. При этом заработок в этот день сохраняется.
Если в день, когда сотрудник сдаёт кровь, он был на рабочем месте, ему может быть предоставлен оплачиваемый выходной в любой другой день. Если в день донации работника и так освободили от работы из-за болезни, оплачиваемый выходной ему не будет предоставлен.
Освобождение от обязанностей в дни донации не допускается для тех сотрудников, которые выполняют работу с вредными и опасными условиями, когда для них прогул невозможен.
Если учреждения, осуществляющие донацию, не могут обеспечить донора питанием, они обязаны предоставить денежную компенсацию обеда.
Согласно Федеральному законодательству регулируются выплаты для этой льготной категории граждан.