Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж с 1 января 2023 года: что такое и как платить в 1С:УНФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Работа с калькулятором
Для начала расчетов следует знать налоговую ставку по налогу на имущество юридических лиц.
Уточним, что налоговые ставки устанавливаются на региональном уровне. Это означает, что ставка принимается представительными органами субъекта Российской Федерации в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса РФ.
В равной степени на региональном уровне устанавливаются также:
- конкретные особенности по исчислению налоговой базы;
- налоговые льготы;
- условия применения льгот субъектами предпринимательской деятельности.
Применительно к калькулятору это означает, что налоговая ставка и иные показатели, необходимые для расчета, должны быть введены самим пользователем – налогоплательщиком по ст.474 НК РФ, поскольку ни один калькулятор не способен учитывать все региональные особенности.
В специально отведенные для этого окна введите остаточную стоимость всех имеющихся на балансе основных средств по показателям:
- на начало каждого месяца;
- на конец года.
Для каждого месяца в калькуляторе имеется отдельное окно. Таким образом, в 12 полей потребуется ввести 13 показателей, из которых два приходятся на декабрь.
После заполнения всех полей следует сделать клик левой клавишей мыши на кнопку «Рассчитать». Полученные в результате расчета данные будут выведены в нижерасположенной таблице.
Можно выделить такие преимущества новой системы:
- меньше ошибок при заполнении платежных поручений. Например, в налоговую каждый год поступает 30 млн неправильно заполненных платежек;
- переплата автоматически идет на будущие платежи и для этого не надо писать дополнительные заявления, чтобы ее учесть;
- перечислять деньги на ЕНС можно, когда удобно. Главное, чтобы к сроку уплаты на счете было достаточно денег, а в налоговой — отчетность или уведомление.
При этом есть неудобные моменты:
- налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налоги, сборы и взносы и присылать в налоговую уведомление;
- деньги списываются со счета пропорционально и повлиять на это нельзя. Например, если есть задолженность, с которой предприниматель не согласен, то налоговая все равно ее спишет в первую очередь;
- если на счете недостаточно денег, инспекторы сами распределят их пропорционально всем обязательствам. В итоге задолженность может быть сразу по нескольким налогам, взносам и сборам.
Коэффициент-дефлятор для ПСН
Налог на патент сроком на год рассчитывается по формуле:
ПСН = ПВД х налоговая ставка, где
ПВД – потенциально возможный доход в зависимости от вида деятельности. Размер потенциально возможного дохода устанавливают региональные власти, однако согласно федеральному законодательству его размер не может быть больше 1 000 000 рублей с учетом коэффициента–дефлятора.
Налоговая ставка устанавливается региональными властями. Патент можно взять на год, и на несколько месяцев. Патент на несколько месяцев рассчитывается по формуле:
ПСН = ПВД х налоговую ставку х количество месяцев / 12, где
Под количеством месяцев подразумевается количество месяцев срока, на который выдан патент.
Так как в расчете стоимости патента участвует коэффициент-дефлятор, то потенциально возможный доход, который устанавливают регионы в 2023 году, не должен быть больше 1 518 000 рублей.
1 000 000 х 1,518 = 1 518 000 рублей
Коэффициент-дефлятор по торговому сбору
Торговый сбор — это налог, который применяется только в Москве. Он регулируется законом г. Москвы № 62 от 17.12.14 (в редакции от 29.11.17). Под этот налог попадают организации и ИП, которые занимаются розничными продажами и оптовыми продажами. Для этого они должны использовать следующие объекты:
- стационарные объекты с торговым залом;
- стационарные объекты без торгового зала;
- нестационарные объекты
Применять этот налог должны организации и ИП, которые применяют упрощенную или обычную систему налогообложения. Те организации и ИП, которые применяют ЕНВД, находятся на патентной системе налогообложения либо ЕСХН, освобождены от уплаты этого налога. Для расчета этого налога необходимо знать ставки. Ставки устанавливаются из расчета торгового объекта (объекта осуществления торговли) либо его площади. Помимо этого ставки зависят от того, к какому административному округу города принадлежит объект. Для ставки по розничным рынкам применяется коэффициент-дефлятор. Примеры московских ставок с учетом коэффициента-дефлятора на 2023 год, приведены в следующей таблице.
Объекты | Ставки по административным округам, рублей за объект (в квартал) | ||
Административный округ 1 группы | Административный округ 2 группы | Административный округ 3 группы | |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и меньше | 60 000 | 30 000 | 21 000 |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и больше | · 1 200 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 600 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 420 руб. руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
если нет торгового зала, кроме автозаправок | 81 000 | 40 500 | 28 350 |
прочие нестационарные объекты | 40 500 | 40 500 | 40 500 |
розничная нестационарная торговля (развозная и разносная) | 40 500 | ||
для управляющих компаний городских розничных рынков | 65,85 руб/м2 |
На коэффициент-дефлятор в 2023 году увеличиваются размер торгового сбора управляющих компаний городских розничных рынков 65,85 = 50 рублей х 1,317.
Административный округ 1 группы включает территории Центрального Административного округа г. Москвы.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Единый налоговый платёж — это новый способ уплаты налогов и сборов. ЕНП для юридических лиц и ИП с 2023 года является обязательным. Нет бизнеса, который от него освобождён. Есть лишь платежи, которые под него не подпадают.
- В виде ЕНП нужно платить почти все налоги, авансы по ним, сборы, страховые взносы, пени, проценты и штрафы. Но есть платежи, которые в него не входят. Например, ЕНП не распространяется на взносы на травматизм, которые ежемесячно платят абсолютно все работодатели.
- Деньги, перечисленные в виде ЕНП, попадают на ЕНС. Оттуда их распределяет налоговая в особом порядке.
- Инспекции нужно сообщить о том, сколько налогов и взносов насчитала компания. Для этого помимо налоговой отчётности придётся подавать специальные уведомления. А в некоторых случаях — распоряжения на зачёт переплаты.
- В 2023 году действуют переходные положения — разрешено платить налоги и взносы по старым правилам, то есть индивидуальными платёжными поручениями, как раньше. Но если хоть раз подать уведомление по одному налогу, то старый способ уплаты больше применять будет нельзя, причём по всем платежам.
- Установлен единый срок подачи отчётных форм — 25 число, а также единый срок уплаты налогов — 28 число. Но это распространяется не на все обязательные платежи. И даже не на все платежи, входящие в ЕНП. Рекомендуем уточнять сроки в Налоговом кодексе.
- Если после уплаты налогов на спецсчёте останутся деньги, их можно будет вернуть. Возврат делают по заявлению в течение десяти рабочих дней.
А теперь давайте разбираться более подробно.
Изменения в начислении пеней
Из-за новых правил меняется и порядок начисления неустойки по налогам, то есть пеней. Теперь они считаются от общей суммы отрицательного сальдо ЕНС, а не по каждому платежу отдельно.
Пени по-прежнему начисляются за каждый календарный день просрочки. Первый день их расчёта — следующий за окончанием срока уплаты. Поскольку большинство налогов нужно платить до 28 числа, то пени пойдут с 29 числа. Последний день, за который они будут начислены, — день уплаты недоимки.
Общая формула расчёта пеней в 2023 году такова:
- Сумма недоимки × Ставка ЦБ РФ / 300 × Количество дней просрочки, включая день её уплаты
Ставка пени в 2023 году для ИП и организаций одинакова — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. В этом году для юридических лиц действует послабление: ставка уменьшена в качестве меры господдержки. Но с 2024 года будет так: если организация не платила налог более 30 дней, то с 31 дня пени начисляются по ставке 1/150 ставки ЦБ РФ.
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:
Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².
Расчет по инвентаризационной стоимости
Несмотря на то, что данная система считается устаревшей, в некоторых регионах все еще берут налог по инвентаризационной стоимости. В остальных регионах его просто вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения имущественного налога уже по кадастровой стоимости.
Инвентаризационная стоимость тоже рассчитывает налоговая. Формула расчета похожа, только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство. Налоговые вычеты не применяются.
Н = И × КД × С × КПВ × Д, где
Н — сумма налога на имущество,
И — инвентаризационная стоимость объекта,
КД — коэффициент-дефлятор,
С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.
Пример расчета
- Посчитаем налог на имущество по инвентаризационной стоимости, например, для самарской квартиры. Самарская область перешла на учет по кадастру в 2016 году, поэтому последний период для расчета по инвентаризационной стоимости — 2015 год. Инвентаризационная стоимость — 230 000 Р. Коэффициент-дефлятор в 2015 году — 1,147.
- На сайте Федеральной налоговой службы выясняем налоговую ставку в Самаре за 2015 год. Для квартир стоимостью до 300 000 Р это 0,1%.
- Налог на имущество по инвентаризационной стоимости: 230 000 × 1,147 × 0,1% = 264 Р.
- Если срок владения квартирой достигает полутора года и более, то указанная сумма уменьшится вдвое и составит 132 Р.
- Если же налогоплательщику принадлежит только четверть этой квартиры, он заплатит соответственно 66 Р, сумму равную его доле.
- Налог на имущество по инвентаризационной стоимости получился в два раза меньше, чем по кадастровой. Исходя из этого при переходе на новую систему расчета будут действовать понижающие коэффициенты, упомянутые ранее.
Расчет налога по инвентарному номеру организации производить в 2021 году
- ликвидация ЕНВД
- введение «промежуточных» ставок по УСН
С начала 2021 года льготы получили компании IT-сферы: ставка по налогу на получаемую ими прибыль уменьшена до 3%; увеличено число льгот по страховым взносам.
Всеми этими бонусами компания сможет воспользоваться в том случае, если у неё имеется государственная аккредитация.
Анализируемый налог относятся к компетенции главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации. Имущественные активы входят в налоговую базу согласно условиям, задекларированным в ст. 374 НК РФ. П. 4. этой статьи оглашает перечень объектов, по которым платить данный налог не нужно. Ст. 381 НК РФ рассматривает определенные виды деятельности, которые не предусматривают взимание с предпринимателя этого налога.
В целом, российские организации, а также иностранные, имеющие представительство в РФ, обязаны платить налог на имущество, находящееся на их балансе, движимое, оприходованное ранее 2013 года, и/либо недвижимое. Некоторые категории организаций являются льготниками.
Данный налог является региональным, это значит, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно снижать установленную Правительством налоговую ставку в 2,2%.
СПРАВКА! Если предприниматель хочет узнать налоговую ставку своего региона, он может обратиться к официальному сайту ФНС, где содержится справочная информация о различных ставках и льготах, в том числе и по налогу на имущество.
С января 2021 года отчет по форме КНД 1152028 отменен. ИФНС принимает только годовую декларацию по налогу на имущество — до 30 марта следующего налогового периода (п. 3 ст. 386 НК РФ).
Региональные власти устанавливают для налогоплательщиков обязанность по уплате ежеквартального имущественного аванса. Правила исчисления авансовых платежей в 2021 году изменились: взнос рассчитывают по измененной кадастровой стоимости недвижимости.
ВАЖНО!
Налоговая декларация по налогу на имущество за 3 квартал 2020 года не подается. Налогоплательщики отчитываются в территориальную ИФНС по другим обязательным взносам.
Сроки налоговой отчетности за 3 квартал 2021 года:
- НДС — до 26.10.2020. Подробности — в статье «Отчетность по НДС в 2021 году».
- Прибыль — до 28.10.2020. Подробности — в статье «Декларация по налогу на прибыль: заполнение и сдача».
- Декларация по ЕНВД — до 20.10.2020. Порядок заполнения — в статье «Налоговая декларация по ЕНВД».
- Упрощенная налоговая декларация — до 20.10.2020. Порядок заполнения — в статье «Единая (упрощенная) налоговая декларация: особенности заполнения».
- 6-НДФЛ — до 02.11.2020. Правила — в статье «Как заполнить форму 6-НДФЛ. Полное руководство».
Согласно законодательству РФ, плательщиками имущественного налога являются те организации, в отношении которых соблюдены три условия:
- владение на правах собственности, временно, по доверенности или по совместительству недвижимостью и/или движимым имуществом, внесенном на баланс до 2013 года, не входящим в состав 1 и 2 группы амортизации;
- бухгалтерский учет данных имущественных активов ведется по счетам 01 «Основные средства» или 03 «доходные вложения в материальные ценности»;
- все эти активы предусмотрены соответствующей статьей НК (ст. 374) и не входят в перечень исключений.
ВНИМАНИЕ! Конкретным лицом в организации, ответственным за расчет и своевременную уплату имущественного налога, является учредитель доверительного управления (ст. 378 НК РФ).
Некоторые субъекты предпринимательства законодательно освобождены от обязанности вносить имущественный налог. К ним относятся следующие группы бизнесменов.
- Организации, на чьих балансовых счетах отсутствуют основные средства, могущие быть признанными объектами имущественного налога.
- Имущество организации связано с нефтедобычей на месторождениях, находящихся в море.
- Имущество индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Правила оформления расчета предписывают осуществлять его подачу по месту учета:
- российского юрлица;
- постоянного представительства иностранного юрлица;
- каждого обособленного подразделения российского юрлица, выделенного на отдельный баланс;
- недвижимости;
- имущества, образующего состав единой системы газоснабжения;
- налогоплательщика, являющегося крупнейшим.
Для каждого из этих мест плательщик налога в отчете укажет тот КПП, с которым соответствующий объект поставлен на учет в ИФНС, принимающей расчет.
Необходимые коды (отчетного периода, места представления, вида имущества, льгот по налогу) следует брать из приложений к порядку оформления расчета.
При использовании налоговой льготы, установленной в регионе, во второй части строки, отведенной для указания кода соответствующей льготы, нужно привести реквизиты той нормы, которой введена эта льгота. Конкретные примеры заполнения строк, отведенных для указания данных по льготам, приведены в тексте правил оформления расчета.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
Налог на прибыль: нововведения 2021 года
Налог на профессиональный доход (НПД) — налоговый режим для самозанятых граждан, который действует с 2021 года. Планируется его действие до 2029 года. Действует он во всех субъектах РФ.
Ставки налогов по НПД составляют:
- 4 %, если вы сдаете помещение физическому лицу.
- 6 %, если вы сдаете помещение юридическому лицу или ИП.
Чтобы использовать эту систему налогообложения ваш доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год.
При уплате НПД вы освобождаетесь от уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Соответственно будущих пенсионные выплат у вас не будет.
В 2021 году действует налоговый вычет для плательщиков НПД в размере 10 000 рублей в месяц, который уменьшает налоговую ставку по доходам от физических лиц до 3%, а по доходам от юридических лиц и ИП до 4%.
Для нашего примера налог НПД, если мы сдаем помещение юридическому лицу или ИП получается:
1 248 000 x 4% = 49 920 рублей в год.
Платится ли налог на имущество при УСН с жилых домов и помещений? Жилая недвижимость признается объектом налогообложения. Но в отношении таких объектов предусмотрены исключительные правила.
Жилой объект признают налогооблагаемым, если он не числится в организации как основное средство. То есть жилая недвижимость налогооблагаемая, если учитывается в балансе организации на счетах:
- 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
- 41 «Товары»;
- 43 «Готовая продукция».
В отношении таких объектов налог на имущество при УСН «Доходы минус расходы» для ООО в 2021 году рассчитывается по кадастровой стоимости (письма Минфина России от 19.05.2017 № 03-05-05-01/30753, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064).
ВАЖНО!
Если жилая недвижимость учитывается в или 03 «Доходные вложения в материальные ценности», то налогооблагаемым объектом она не признается (письмо Минфина России от 22.12.2017 № 03-05-05-01/86054).
В силу статьи 346.11 НК РФ, применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Существует исключение. Как узнать, надо ли платить налог на имущество по кадастровой стоимости ИП — выяснить, включена ли принадлежащая ему недвижимость в перечень административно-деловых и торговых центров, утвержденный субъектом РФ в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ. Если да, то платить налог придется.
Особенности исчисления и уплаты для ИП регулирует глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ. В статье 400 НК РФ сказано, что плательщиками налога на имущество физических лиц признаются все граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Это в равной степени относится к индивидуальным предпринимателям.
Основные правила, которых ИП должны придерживаться при исчислении суммы к уплате, выглядят так:
- В силу статьи 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
- По нормам статьи 408 НК РФ, сумму к уплате исчисляет ИФНС по истечении налогового периода. Такая сумма определяется налоговиками отдельно по каждому объекту налогообложения.
- Заплатить налог на имущество индивидуальных предпринимателей при УСН необходимо не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, об этом сказано в статье 409 НК РФ.
- Исчислить сумму и заплатить нужно по месту нахождения собственности. Например, если ИП зарегистрирован в одном регионе, а недвижимость в другом, оплата осуществляется по ее месту нахождения.
Теперь мы знаем, что ИП сами не рассчитывают сумму к уплате и не отчитываются перед ИФНС. Налоговое уведомление ему пришлет сам орган ФНС по месту нахождения объекта недвижимости. Также ИП не осуществляет никаких авансовых платежей. Но у ИП, как и у юрлица, возникают вопросы, связанные с кадастровой стоимостью.
НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).
Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:
НДПИ, подлежащий уплате в бюджет | = | Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого) | × | Налоговая ставка |
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса РФ.
Сдавать отчетность по НДПИ должны организации и ИП, признаваемые пользователями недр (ст. 334 НК РФ).
Налог на прибыль. Изменения на 2021 год
Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
С 1 января 2021 года учреждения отражают материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта. Для основной части новых правил не потребуются уточнения инструкций. Их можете начинать применять сейчас, чтобы не корректировать учет в дальнейшем. О том, как это сделать, читайте в нашем обзоре.
Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно. В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.
Теперь к ним также относятся материальные ценности, предназначенные для обеспечения ими отдельных категорий граждан и организаций: технические средства реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия и др.
При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».
Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.
- моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
- передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
- ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов (п. 46 Инструкции N 157н*(3)). Он формируется как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.
При этом критерии объединения основных средств в комплекс объектов учреждение определяет самостоятельно в учетной политике*(2). К примеру, критерием отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной может быть критерий начисления 100% амортизации при вводе в эксплуатацию (100 000 рублей).
В то же время Приказом Минфина России от 30.03.2021 N 52н, который устанавливает порядок ведения регистров бухгалтерского учета, в частности, инвентарных карточек, соответствующие новшества пока не учтены. В данном нормативном акте понятие «комплекс объектов основных средств» не применяется. Стоимостные критерии для возможности учета объектов на Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) остались прежними (стоимость до 40 000 руб.).
При ведении учета в одной базе по нескольким учреждениям для каждого из них может быть задана своя структура — свой шаблон инвентарных номеров. Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета».
П.9 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2021 № 257н «Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета с учетом положений настоящего Стандарта и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учрежденийКак с этого года бюджетным учреждениям ставить на учет основные средства?
Законодательством не предусмотрен какой-либо определенный порядок формирования инвентарного номера. Поэтому компаниям дано право разработать его самостоятельно и закрепить в УП . Как правило, при составлении последовательности цифр инвентарного номера ориентируются на удобство работы с ОФ и принятые алгоритмы производственных шифров. Например, в крупных компаниях с разветвленной сетью обособленных подразделений и цехов в номерные значения обязательно включают информацию о балансовом счете/субсчете, филиале размещения объекта, цифровое обозначение цеха, коды отделов и т.п.
Задаваясь вопросом, как присвоить инвентарный номер основному средству, опираются на выделение оптимальной вариации номера, по которому будет проще и быстрее отследить использование объекта в компании. Например, последовательность цифр может быть такой:
- балансовый счет;
- код филиала компании;
- номер цеха, используемый во внутрифирменной номенклатуре;
- отдел, где размещен объект;
- порядковый номер объекта.
В зависимости от действующих в компании критериев, в инвентарный номер может быть зашифрована и другая информация: амортизационная группа, к которой принадлежит объект, территориальный код размещения подразделения и др.
Если фирма небольшая и используется в ней всего несколько объектов ОФ, то правильным будет присвоить им инвентарные номера по порядку: 01, 02, 03 и т.д. Регистрируют их в журналах учета инвентарных номеров, которые формируются в автоматическом режиме или ведутся от руки.
Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию — оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:
- Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее — Положение об учете жилищного фонда);
- Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее — Положение о техническом учете и инвентаризации);
- Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 3;
- приказ Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества;
- приказ Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства» (далее — Правила ведения ЕГРОКС).
Для государственной регистрации технический учет — не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее — техническая инвентаризация и учет), используются при:
- государственной регистрации прав;
- ведении государственного статистического учета;
- определении размера налога на имущество;
- внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- ведении реестра федерального имущества.
Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:
- на первичную техническую инвентаризацию и учет;
- техническую инвентаризацию и учет изменений характеристик объектов капитального строительства.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2021-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2021 № 174н или от 23.12.2021 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Инвентаризация объектов должна проводиться внимательными и ответственными бухгалтерами по регламенту. Ошибки в учёте средств наказываются контролирующими органами. Предприятие будет платить штрафы при нарушении порядка учёта.
- инвентарный номер не должен повторяться, т.е. нескольких объектов, пронумерованных одинаково, в компании быть не должно;
- при сочленении единого объекта из нескольких элементов всему комплексу присваивается один инвентарный номер;
- номера присваиваются в соответствии с порядком числового ряда;
- инвентарный номер объекта не может измениться при перемещениях внутри одной фирмы, прикрепленный к активу при принятии к учету, он остается за ним в течение всего периода нахождения в организации;
- инвентарные номера не сохраняются при выбытии, например, реализации. Компании, приобретающие ОС, присваивают объектам номера в соответствии с разработанной внутрифирменной методикой;
- за арендованными ОФ инвентарные номера могут сохраняться (на усмотрение арендатора).
Иногда объект имеет особые свойства при эксплуатации, что не позволяет проставить на нём номер. В таком случае, в бухгалтерском учёте описывают предмет и его номер, отмечают отсутствие номера непосредственно на объекте.
Основные средства могут использоваться в работе только после принятия их к бухучёту. Единица такого учёта — инвентарный объект. Чтобы следить за сохранностью предметов, их использованием и состоянием, им присваивают номера.
- инвентарный номер представляет собой порядковый номер основного средства в рамках учреждения;
- перед порядковым номером проставляется необходимое количество нулей для получения установленного общего количества знаков;
- изменение принципов формирования инвентарного номера в соответствии с учетной политикой;
- изменение счета учета основного средства;
- устранение выявленных случаев несоблюдения учетной политики в отношении порядка присвоения инвентарных номеров.
В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.
Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.
Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.
Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.
Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.
В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.
В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.
С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.
У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.
Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.
→ → Обновление: 9 февраля 2017 г. Перед тем, как основное средство начинает использоваться, оно должно быть принято на учет. Единица учета основных средств инвентарный объект.
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
-
20 – особо ценное движимое имущество;
-
30 – иное движимое имущество;
-
90 – имущество в концессии;
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии» |
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»; 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»; 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»; 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.