Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и часть протоколов к ней, она признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась выполнять принятые им постановления. Однако некоторые протоколы РФ не ратифицировала. Судьей ЕСПЧ от России в октябре 2012 года был избран Дмитрий Дедов.
Обязана ли Россия исполнять постановления Страсбургского суда?
В последние годы наметилась напряженность в отношениях между Россией и ЕСПЧ. В частности, президент РФ Дмитрий Медведев в 2010 году заявил, что Россия не передавала ЕСПЧ ту часть своего суверенитета, которая позволила бы Страсбургскому суду менять российское законодательство.
В том же году глава Конституционного суда Валерий Зорькин высказал похожую позицию и заявил, что ЕСПЧ руководствуется исключительно Конвенцией и не берет в расчет конституции других стран, и России не обязательно исполнять те решения, которые идут в разрез с Конституцией РФ.
Критерии приемлемости жалобы
Обратимся к статье 35 Конвенции: именно в ней содержатся условия приемлемости, то есть правила, только лишь при соблюдении которых Евросуд примет жалобу к рассмотрению:
1. Все методы восстановления своих прав в родном государстве, гражданином которого является заявитель, исчерпаны. Какие именно инстанции обязан пройти гражданин перед обращением в ЕСПЧ, в Конвенции не сказано. Исходя из практики, он должен доказать путем предоставления соответствующих документов, что его вопрос был разрешен судом первой и последующих инстанций с результатом в виде решения, приговора или определения.
Так, после рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции – к примеру, в районном суде, предполагается обжалование приговора в апелляционном порядке в судебную коллегию областного (краевого) уровня. Далее можно добиваться положительного результата путем обращения в кассацию. Похожий порядок обжалования предусмотрен и по гражданским делам.
По правилу, в ЕСПЧ по уголовному делу можно обращаться уже после апелляции. По гражданским и административным делам необходимо пройти строго 4 инстанции (конечная – кассационная стадия в Верховном Суде РФ).
2. Срок подачи жалобы составляет 6 месяцев со дня последнего решения национальной судебной системы. То есть, отсчет ведется со дня, следующего за вынесением окончательного решения. К примеру, если кассационное определение состоялось 01.03.2023, то последним днем периода, когда можно подать жалобу в ЕСПЧ, будет считаться 01.09.2023. Кроме того, 6 месяцев могут быть отсчитаны от самих событий, нарушающих права человека, но только в том случае, если не имелось никакой эффективной защиты – к примеру, ситуация не предусматривает возможности судебного обжалования.
Так, в определенных ситуациях с жалобой в ЕСПЧ могут обращаться и родственники лица, права которого были нарушены – к примеру, когда данное лицо умерло. Обычно эти жалобы связаны с несогласием с отказом в возбуждении уголовных дел или другие процессуальные решения следственных органов (прекращение или приостановление дел). В таких случаях родственники также должны представить подтверждение о принятии всех мер по восстановлению прав умершего в своем государстве, но при этом иногда достаточно принятия досудебных мер защиты.
К примеру, когда неоднократно отказывают в возбуждении по заявлению о пропаже ребенка – в данном случае жалоба может быть признана приемлемой и без обжалования решений следственных органов в суд, поскольку налицо неэффективное расследование и судебное решение не имело бы существенного влияния на восстановление нарушенных прав.
Днем подачи считается дата почтового штампа. Если заявление подавалось лично или через представителя – то дата, проставленная в Секретариате ЕСПЧ.
По общим правилам, Евросуд не примет к рассмотрению, если:
- обращение анонимно, то есть не указано, кто автор и где проживает;
- жалоба подана повторно по вопросу, который уже разрешался Страсбургским судом или иными судами международного уровня;
- обращение является явно необоснованным и противоречащим положениям Конвенции;
- ущерб интересам заявителя малозначительный (сутяжничество).
Рассмотрение жалобы в ЕСПЧ
После фильтрации Европейский суд принимает к рассмотрению не больше 90% от общего числа всех поступающих обращений. В большинстве своем те жалобы, которые признаны приемлемыми и приняты, удовлетворяются – происходит коммуникация, то есть в адрес государства-ответчика направляется соответствующее письмо.
Переписка с заявителем (уведомление о принятии к рассмотрению, направление иной информации) практически всегда ведется на языке, о котором указано в формуляре (то есть, на родном). В дальнейшем, когда жалобу коммуницируют государству, против которого выступает заявитель, представлять дополнения и вести переписку обязывают исключительно на английском или французском языках (при этом прилагаемые судебные решения переводить не нужно). В редких случаях по разрешению Председателя палаты можно использовать и иной язык.
Жалобу можно подавать и самому гражданину, чьи права нарушены, и его представителю, не являющемуся адвокатом. Но с того времени, как жалоба коммуницирована государству-ответчику, у заявителя должен быть адвокат, владеющий английским или французским языком, проживающий на территории одного из государств-участников Конвенции. В индивидуальном порядке заявителю могут разрешить, как и представителю, самостоятельно отстаивать свои права и дальше, но в таких случаях они должны знать английский или французский язык.
Когда появился ЕСПЧ, и как он работает?
Для того чтобы можно было на законных основаниях оспорить решение национального суда, была создана высшая судебная инстанция ЕСПЧ (расшифровывается как Европейский Суд по Правам Человека). Главная задача этого органа — принять справедливое решение, защитить конкретного гражданина, права которого были нарушены, и обязать государство привести решение в исполнение.
Первая жалоба в ЕСПЧ была подана почти шестьдесят лет назад, в 1959 году. Тогда и появилась эта организация. Первоначально Суд состоял из трех разных организаций, но два десятилетия назад был выделен один судебный орган, собственно сам ЕСПЧ.
Территориально находится здание Суда во французском Страсбурге.
Не каждому человеку доступа подача жалобы в ЕСПЧ. Он должен быть гражданином государства, которое признает его юрисдикцию. Количество стран — участниц постоянно увеличивается, по состоянию на 2018 год, количество государств, признающих решения Европейского Суда, — 47, одно из них — Российская Федерация.
Состав суда — 47 судей, один от каждой страны. Есть свой представитель и от нашего государства.
Что происходит с жалобой после отправки письма?
После отправки письма с жалобой в ЕСПЧ через несколько дней (недель) оно попадает в секретариат Суда. Первый пункт — поверхностный осмотр. Если жалоба составлена неверно, ее вряд ли будут рассматривать. Если верно, она непременно будет направлена на рассмотрение. Правда, придется подождать. Ведь часто одна только проверка жалобы может занять до двенадцати календарных месяцев.
Поскольку в Суд жалуются по разным делам, конкретная жалоба закрепляется за конкретным судебным сектором. Для того чтобы убедиться в эффективности отправки письма и подачи жалобы, можно предварительно изучить сайт Суда и попытаться найти похожие дела. Очень часто Европейский Суд рассматривает однотипные дела, по которым выносит похожие решения. Таким образом можно спрогнозировать будущее решение по новой жалобе.
Ознакомиться со всеми жалобами невозможно, но на веб-сайте собран архив с уже вынесенными судебными решениями.
На протяжении длинных месяцев, пока жалоба находится на рассмотрении, суд над ней активно работает. Первым делом этой инстанции необходимо ознакомиться с официальной позицией страны, гражданин которой направил жалобу. В данном случае это Россия.
Как составить жалобу в Европейский суд по правам человека?
Составление жалобы — это один из самых сложных моментов, поскольку документ нужно правильно оформить и вовремя подать.
Жалоба в Европейский суд по правам человека является особым видом процессуального документа, со своими индивидуальными требованиями, отличными от требований к процессуальным документам на территории Российской Федерации.
Для жалобы в ЕСПЧ существует специальный формуляр, состоящий из 13 страниц. Важно понимать, что жалоба не может содержать не меньше, не больше указанного числа страниц. Хотя Европейский суд по правам человека позволил приложить к жалобе дополнительные пояснения, которые не должны превышать 20-ти страниц.
ВАЖНО: считаем необходимым отметить, что жалоба должна содержать конкретные ссылки на нарушенные положения Европейской конвенции по правам человека, иначе жалобу не примут к рассмотрению.
Чтобы вы стали их клиентом, очевидно же. И чтобы не ушли к конкурентам. Ваши похороны это их забота.
И совсем неважно, что вы их об этом не просили. Они действуют довольно напористо и нагло.
Их задача в том, чтобы продавать вам как можно больший набор услуг. И товаров. Они с радостью продадут вам посмертный макияж.
Конечно, они знают где найти хорошее место на кладбище. Плюс к тому, у них найдутся гробы на любой вкус, венки и фирма памятников. Которая сделает вам скидку. Но только если вы будете работать именно с этой конторой.
Купи 1 гроб, и получи еще 1 в подарок. Зачем второй гроб? Пригодится. Вещь в хозяйстве нужная.
Как бы цинично это ни звучало. Но таково положение дел. Ваше горе это чьи-то деньги.
Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.
В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.
Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.
Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.
Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.
Несмотря на то что многие страны подписали Конвенцию и вошли в Совет Европы, для них ЕСПЧ не является высшей инстанцией. Европейский суд компетентен:
- рассмотреть жалобу на наличие факта нарушения права и свобод, задекларированных в Конвенции;
- присудить проигравшей стороне возмещение выигравшей компенсации за моральный и материальный ущербы, а также расходов на судебные издержки.
Однако ЕСПЧ:
- Не отменяет судебные решения национальных судов.
- Не даёт указания законодательным органам на приведение внутреннего законодательства к соответствию Конвенции.
- Не осуществляет контроль над национальным законодательством.
- Не следит за исполнением принятых решений.
Другими словами, удовлетворенная жалоба в ЕСПЧ ещё не означает того, что национальный суд изменит окончательное решение. За многолетнюю практику почти не было случаев неисполнения принятых судом решений. Причины в том, что государства-участники Совета Европы (СЕ) добровольно вступили в эту организацию и подписали Конвенцию.
Итак, перед тем как будет отправлена жалоба в ЕСПЧ по гражданскому делу, необходимо пройти все инстанции согласно процессуальному законодательству. Действующие нормы предусматривают следующие ступени:
- Первая инстанция – районный суд.
- Вторая – апелляция судебной коллегии по гражданским делам региональных судов.
- Третья – кассация. Она происходит в два этапа. Первый этап рассматривается в Президиуме региональных судов. В апелляции и первой кассации сидят одни и те же судьи. Отличие в рассмотрении заключается лишь в том, что в первом случае разбираются непосредственно в самом деле, а во втором – как нормы разбирались либо толковались в двух предыдущих инстанциях. Второй этап происходит в Судебной коллегии Верховного суда РФ (ВС РФ).
- Четвертая – жалоба Председателю ВС РФ, если был получен отказ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения; и надзорная жалоба в Президиум Верховного суда РФ, если кассационная жалоба была рассмотрена в Судебной коллегии ВС РФ.
В зависимости от сложности дела иерархия инстанций может корректироваться: районный суд является апелляцией мировому суду, а Судебная коллегия ВС РФ может выступить в качестве первой инстанции.
Теперь снова вернемся к вопросу об эффективности внутригосударственной правовой защиты. Логически можно предположить, что после того, как увидел российские жалобы ЕСПЧ, рассмотрение должно осуществляться только после того, как к ним приложатся решения всех инстанций. Однако это не так: ЕСПЧ считает, что эффективность нашей правовой системы по гражданским делам заканчивается сразу после второй кассации в Судебной коллегии ВС РФ – это вопрос о нашей правовой системе. Это значит, что необязательно подавать жалобы Председателю ВС РФ и в Президиум ВС РФ в порядке надзора перед отправкой жалобы в ЕСПЧ. Однако при отсутствии сведений о второй кассации в ВС РФ жалоба не будет рассматриваться в Страсбурге.
В ЕСПЧ можно обратиться только по почте, направив иск и все необходимые материалы по адресу:
The Registrar
European Court of Human Rights Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE.
В виду того, что для рассмотрения необходима бумажная версия формуляра, заверенная подлинными подписями потерпевших и уполномоченного представителя, ЕСПЧ не принимает жалобы, поступившие по факсу.
После получения всех материалов по делу будет заведено отдельное досье, в котором будет храниться вся переписка с потерпевшим и предоставленные им доказательства. Предварительно Секретариат проверит правильность заполнения формуляра и удостоверится, что для рассмотрения дела были переданы все обозначенные приложения. Если будет выявлено несоответствие требованиям ст. 47 Регламента Суда, заявителю будет направлено письмо об отказе в открытии дела. В этом случае можно повторно подать жалобу, заново заполнив формуляр и сформировав пакет документов.
Исключения в подаче жалоб в ЕСПЧ
Отклоняются жалобы в следующих случаях:
- в тех случаях, когда в жалобе оспариваются решения национального суда по причине нарушения национальных процессуальных и материальных норм, а также необоснованности принятых национальными судами решений (толкования и применения внутреннего права; допустимости и оценки доказательств в судебном разбирательстве;
- справедливость исхода гражданского дела;
- виновность или невиновность обвиняемого в уголовном деле);
- жалобы, не подкреплённые доказательствами.
Услуги при заключении договора
Вы получите:
- Неограниченное количество юридических консультаций по телефону и в офисе компании
- Еженедельный отчет юриста о ходе выполнения вашего поручения
- Доступ в личный кабинет, из которого сможете видеть все этапы выполнения вашего дела
- Подготовленные процессуальные документы (полный комплект — исковые заявления, возражения, встречные исковые заявления, ходатайства и т.д.)
- Подготовленную стратегию защиты по вашему делу
- Подготовленный обзор судебной практики именно по вашему делу с пояснениями юриста
- Защиту на всех судебных заседаниях, до положительного разрешения вопроса в суде первой инстанции
- Получение решения суда
- Получение исполнительного листа
- Консультирование до получения окончательного результата
— право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации (ст. 10 Конвенции);
— право на свободу собраний и объединений в общественные организации, право на создание профсоюзов (ст. 11 Конвенции);
— право на свободные выборы (ст. 3 Протокола N 1 к Конвенции);
— запрещение высылки граждан из своей страны (ст. 3 Протокола N 4 к Конвенции);
— запрещение массовой высылки иностранцев (ст. 4 Протокола N 4 к Конвенции);
— запрещение дискриминации в пользовании правами (ст. 14 Конвенции, ст. 1 Протокола N 12 к Конвенции);
— запрещение злоупотребления правами (ст. 17 Конвенции);
— права иностранцев (ст. 16 Конвенции, ст. ст. 2 — 4 Протокола N 4 к Конвенции, ст. 1 Протокола N 7 к Конвенции).
Последствия решений ЕСПЧ
По итогам рассмотрения жалоб Европейский суд выносит решения (оформляемые постановлениями), в которых делает вывод о том, имело ли место нарушение государством-ответчиком прав, провозглашенных Конвенцией или Протоколами к ней.
В случае установления факта такого нарушения Суд может присудить государство-ответчика к выплате пострадавшему лицу материального и нематериального ущерба, а также к возмещению судебных расходов и издержек. Постановления Европейского суда не могут быть пересмотрены какими-либо другими международными судебными инстанциями.
Вместе с тем надо иметь в виду, что Европейский суд неправомочен обязать государство-ответчика, например принять конкретное судебное решение, изменить сложившуюся административную практику либо пересмотреть внутреннее (национальное) законодательство, он только констатирует нарушение государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней (нарушение государством принятых на себя международных обязательств).
Помимо вывода относительно факта нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией, Европейский суд в своем постановлении решает вопросы возмещения заявителю ущерба, причиненного нарушением его прав, а также возмещения его судебных расходов, которые в совокупности охватываются термином «справедливая компенсация». При этом государство-ответчик, признанное нарушителем, в случае несвоевременного исполнения обязанности по перечислению заявителю сумм справедливой компенсации будет обязано еще и выплатить проценты (см. об этом заключение к настоящему комментарию, касающееся вопросов выплаты заявителю справедливой компенсации) («Порядок рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека» (книга 2) (Рожкова М.А., Афанасьев Д.В., Тай Ю.В.) («Статут», 2013)).
Какие-либо санкции (экономические или юридические) за неисполнение актов ЕСПЧ не предусмотрены.
На законодательном уровне не закреплены возможность и процедура исполнительного производства по актам ЕСПЧ, а также не учрежден (не назначен) государственный орган, ответственный за процедуру исполнения актов ЕСПЧ в РФ.
Кроме того, помимо вышеозначенных последствий финансового характера, следует отметить процессуальные последствия вынесения ЕСПЧ решения об удовлетворении жалобы.
Так, ч. 4 ст. 413 УПК РФ закрепляет, что установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, либо иными нарушениями положений Конвенции, является основанием для возобновления производства по делу ввиду новых обстоятельств.
В п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ также содержится положение о том, что установление Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека, является основанием для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам. Аналогичное положение содержится и в ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.
Вместе с тем решения Европейского суда по правам человека действуют только при соблюдении условия их подчиненности высшей юридической силе Конституции РФ, что исключает всякую возможность исполнения на территории нашей страны тех решений, которые содержат положения, противоречащие Конституции РФ и игнорирующие тем самым ее высшую юридическую силу как общеобязательный конституционный принцип.
04.06.2014 был принят Федеральный конституционный закон N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепивший позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Постановлении от 06.12.2013 N 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда». Этот Закон внес изменения в ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми при пересмотре дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона.
Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» внес дополнения в главу XIV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», закрепляющую полномочия по толкованию Конституции РФ, предусматривающие осуществление толкования в «целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа».
Согласно вышеуказанным нормам применительно к возможности исполнения решения ЕСПЧ закреплена возможность уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минюста РФ), Правительства РФ, Президента РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разъяснении возможности исполнения отдельных решений ЕСПЧ в случае наличия сомнений в их соответствии Конституции РФ.
Поскольку обращение в Конституционный Суд РФ является следствием наличия подлежащего исполнению решения ЕСПЧ, очевидно, что результатом должны стать выводы о порядке его исполнения, например, как в Постановлении от 19.04.2016 N 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации Постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации», когда Конституционный Суд РФ в рамках действующего правового пространства признал невозможным исполнение мер индивидуального характера в отношении граждан, так как они были осуждены за совершение особо тяжких преступлений, в силу чего их доступ к активному избирательному праву ограничен не только Конституцией РФ, но и международными правовыми стандартами.
Кто и против кого может подавать жалобы?
Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.
Пожаловаться в ЕСПЧ может только то лицо, которое непосредственно стало жертвой нарушения, или законный представитель этого лица. Просто так подать жалобу от лица других граждан нельзя.
Также вы не можете подать в ЕСПЧ общую жалобу на законы страны, которые кажутся вам несправедливыми, если в отношении вас лично государство не нарушило нормы, прописанные в Конвенции.