Коллективные переговоры в социально-трудовой сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коллективные переговоры в социально-трудовой сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им.

Порядок разработки и заключения соглашений

Согласно ст. 20 Закона порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров. Эта же комиссия, созданная на паритетной основе представителями работников и работодателей, разрабатывает проект соглашения, который затем подписывается представителями сторон. Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, то представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключить соглашение от имени представляемых ими работников.

Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 т. № 92-ФЗ. В состав комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения ее деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229.

Сроки действия соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем. Срок действия соглашения не может превышать 3 лет. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников этого соглашения заключить его от их имени.

Заключенные на федеральном уровне отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение или профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которых включены не менее чем 50% работников отрасли (отраслей) или профессии, могут распространить свое действие и на работодателей, не участвовавших в их заключении. Необходимыми условиями для этого закон устанавливает: направление министром труда РФ этим работодателям предложения о присоединении к соглашениям и отсутствие заявленного несогласия работодателей или соответствующих представителей работников с предложением в течение 30 дней с момента его получения.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется для уведомительной регистрации представителями работодателей участниками соглашения:

— заключенного на федеральном уровне — в Минтруд России;

— заключенного на уровне субъектов РФ — в орган по труду субъекта РФ. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Порядок ведения коллективных переговоров определяется трудовым законодательством, но не всегда работники и работодатели действуют четко по этой схеме. Все отношения, которые возникают между органами власти и местного самоуправления, работниками и работодателями можно объединить в один термин, а именно – социальное партнерство. Основываясь на нем, можно урегулировать отношения между этими разными сторонами таким образом, чтобы добиться максимального удовлетворения интересов каждой из сторон.

А что касается социального партнерства, то оно подробно описано в 27 статье Трудового Кодекса Российской Федерации. Здесь можно узнать о различных формах переговоров, а также о том, как к ним нужно подготавливаться, как согласовывать и регулировать конфликты, и как должны переговоры заканчиваться.

Рассмотрим кратко порядок ведения коллективных переговоров. Все начинается с того, что обе стороны должны предоставить информацию о том, какие именно вопросы они хотят обсудить. Тема должна быть четко сформулирована для того, чтобы избежать недопонимания и пустой траты времени. Только после того, как обе стороны четко сформулировали свои вопросы, начинается непосредственный процесс переговоров.

Читайте также:  Особенности проведения и учета инкассации денежных средств

Как мы говорили выше, инициатива может принадлежать как сотрудникам, так и работодателю, поэтому претензии, предложения и новые идеи могут появляться с обеих сторон. При этом надо понимать, что коллективные переговоры не всегда касаются спорных и конфликтных ситуаций, они также являются способом предложить какие-то новые решения, которые будут более удобны и интересны для всех членов коллектива.

После того, как обе стороны сформулировали свои вопросы, необходимо уведомить другую сторону о том, что планируется собрание. При этом очень важно указать точную дату его проведения и место. Также в записке должен быть перечислена состав представителей с обеих сторон. Каждый участник может представить не более 7 человек, но минимум 3.

После того, как обе стороны получили уведомления, они должны вступить в переговоры в течение недели. Человеку, который выступил инициатором проведения собрания, должна быть послана записка с перечислением всех членов комиссии, а также с указанием их полномочий. Считается, что переговоры должны начинаться спустя день, после того как инициатор мероприятия получил данную записку.

Комментарии к ст. 37 ТК РФ

1. Коллективные переговоры ведутся в целях урегулирования социально-трудовых отношений. Стороны свободны в выборе предмета переговоров в рамках социально-трудовых отношений.

2. Рекомендация N 129 МОТ «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967 г.) предлагает работодателям и работникам признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для работников. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения возможно более полной и объективной информации о различных аспектах жизни предприятия и социальных условиях работников. В целях создания такой атмосферы администрация должна после консультаций с представителями работников принять соответствующие меры для установления эффективной связи с работниками и их представителями.

Эффективная связь подразумевает, что администрация сообщает о намерении принять важное решение, и заинтересованные стороны проводят консультации.

Осуществление связи не должно подрывать свободу объединения; наносить ущерб свободно избранным представителям работников или их организациям или ограничивать функции органов, представляющих работников в соответствии с национальным законодательством.

Организации работодателей и работников должны проводить взаимные консультации и обмен мнениями в целях рассмотрения мер, которые следует принять для поощрения и обеспечения политики связей и ее эффективного применения.

Любая политика связей должна быть приспособлена к характеру данного предприятия с учетом его размера, состава и интересов рабочей силы.

В организации должна обеспечиваться надежная двусторонняя связь: а) между представителями администрации (глава предприятия, начальник цеха, мастер и т.д.) и работниками; б) между главой предприятия, начальником отдела кадров или любым другим представителем высшего руководящего состава и представителями профсоюзов или другими лицами, на которых в соответствии с законодательством или практикой страны или коллективными договорами возложена задача представлять интересы работников на предприятии.

В случаях, когда администрация желает передать информацию через представителей работников, последним, если они согласны на это, должны предоставляться средства быстрого и полного сообщения такой информации заинтересованным работникам.

Средствами связи, в частности, могут быть:

а) совещания для обмена мнениями и информацией;

б) сообщения, предназначенные для определенных групп работников (например, бюллетени мастеров и справочники по вопросам политики в области кадров);

в) массовые средства (например, журналы и газеты предприятия, циркуляры и информационные, ознакомительные листки, доски объявлений, годовые или финансовые отчеты, представляемые в понятной для всех работников форме, письма, посылаемые трудящимся, выставки, посещения предприятия, фильмы, диапозитивы, радио и телевидение);

г) формулирование мнения по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Характер информации, подлежащей передаче, и ее форма должны определяться таким образом, чтобы содействовать достижению взаимопонимания относительно проблем, порождаемых сложной деятельностью предприятия.

Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам и по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, при условии что передача такой информации не причинит ущерба сторонам.

Администрация должна предоставлять информацию относительно:

а) общих условий занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;

Читайте также:  Приватизация земельного участка находящегося в аренде

б) описания обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и места конкретной работы в структуре предприятия;

в) возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;

г) общих условий труда;

д) правил техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

е) процедуры рассмотрения жалоб, а также практики их применения;

ж) социально-бытового обслуживания персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, питание, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);

з) социального обеспечения или социальной помощи, существующих на предприятии;

и) государственного социального обеспечения, распространяющегося на работников в силу того, что они работают на предприятии;

к) общего положения предприятия и перспектив или планов его дальнейшего развития;

л) разъяснения решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;

м) методов консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями — с другой.

Этапы ведения коллективных переговоров

Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

Протоколирование переговоров

Поскольку коллективные переговоры – регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:

  • номер официального документа, под которым он регистрируется;
  • наименование заседания;
  • его дата и время проведения;
  • состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
  • повестка дня;
  • кто выступал по каждому вопросу;
  • что именно решили;
  • сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
  • подписи участников переговоров (в конце протокола).

О праве на представительство

Первый шаг – принятие одним из участников решения относительно необходимости коллективных переговоров. Для реализации цели приглашают нескольких представителей. Руководство представлено работодателями либо другими лицами с соответствующими полномочиями. У сотрудников с выбором могут возникнуть проблемы, если не разобраться во всех нюансах.

Читайте также:  УИН в платежном поручении

Проведение тайного голосования, если профсоюз в компании не организован либо когда профсоюз есть, но в нём – менее 50% от всех сотрудников. В последнем случае тайное голосование проводят с целью дать право профсоюзу назначать представителей коллектива.

Профсоюз вправе самостоятельно выбирать членов, если в него входит более 50% всех подчинённых. В компаниях с несколькими действующими профсоюзами допустим сбор единого органа, отвечающего за выражение мнений на всех подобных мероприятиях.

Протоколирование переговоров

Поскольку коллективные переговоры – регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:

  • номер официального документа, под которым он регистрируется;
  • наименование заседания;
  • его дата и время проведения;
  • состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
  • повестка дня;
  • кто выступал по каждому вопросу;
  • что именно решили;
  • сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
  • подписи участников переговоров (в конце протокола).

О коллективных трудовых спорах в законодательстве

Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:

  1. Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
  2. Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
  3. День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.

Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.

Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.

Следующие лица наделены правом представлять руководство:

  • организации профессиональных объединений;
  • руководящие сотрудники;
  • другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.

Подробнее о трудовых спорах с коллективами

Это явление наделено своими особенностями, как и другие виды взаимодействия между заинтересованными сторонами:

  1. Способ урегулирования.
  2. Предмет и причины.
  3. Субъектный состав.

В действиях по урегулированию такого конфликта допустимо большое количество участников:

  • органы прокуратуры;
  • судьи регионального звена;
  • Федеральный и региональный уровень органов, представляющих исполнительную власть;
  • Роструд и другие организации, выполняющие схожие функции;
  • трудовой арбитраж, действующий на временной или постоянной основе;
  • посредники;
  • примирительные комиссии.

Проведение коллективных переговоров: основные этапы

Порядок проведения коллективных переговоров следующий:

  • Одна из сторон составляет письменное предложение о начале переговорного процесса и направляет его другой стороне. Предложение о начале коллективных переговоров, образец которого не унифицирован, должно содержать четко сформулированные требования для обсуждения. Например:

«Нижеподписавшиеся представители работников компании (наименование), предлагают начать коллективные переговоры о разработке и заключении коллективного договора. Для этого предлагается обсудить следующие вопросы: 1. Предоставление дополнительных отпусков. 2. Установление надбавок. …» и т.д.

  • Издается приказ о составе комиссии, порядке и сроках проведения мероприятия.
  • Стороны обсуждают вопросы. Разногласия, которые не могут быть улажены в рабочем порядке, решаются в соответствии с положениями ст. и гл. ТК РФ.
  • Представители сторон подписывают согласованный документ, и колдоговор вступает в силу.

Участие в переговорах и гарантии с компенсациями для заинтересованных лиц

Коллективные переговоры организуют, опираясь на статью 39 ТК РФ. Помимо самих заинтересованных сторон, процедура допускает участие посредников, специалистов и экспертов. У всех этих лиц есть право на гарантии с дополнительными компенсациями, описанными на законодательном уровне.

Следующие гарантии обеспечивают успешное проведение мероприятия в любых условиях:

  1. Сохранение заработной платы на указанный период.
  2. Освобождение от основной работы на время этой процедуры. Не больше, чем на три месяца.

Всем лицам гарантирована компенсация любых затрат, связанных с участием в переговорах. Размеры и источники компенсаций определяются на нескольких основаниях:

  • соглашение;
  • коллективный договор;
  • законодательство.

Приглашающая сторона обычно оплачивает услуги экспертов и любых посредников. Исключение – когда важные документы предусматривают другие условия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *