Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действующие стандарты бухучёта предполагают преимущественное проведение расчёта оценки страховых договоров на основе имевшихся в начале периода покрытия и исторических данных — МСФО 17 требует ориентированной на будущее оценки, уделяющей максимум внимания доходности портфелей.

Дата вступления в силу

34. Организация должна применять настоящий МСФО, если ее первая финансовая отчетность по МСФО составляется за период, начинающийся 1 июля 2009 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.

35. Поправки, предусмотренные пунктами D1(n) и D23, организация должна применять в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» (пересмотренный в 2007 году) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.

36. МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (пересмотренным в 2008 году) внесены поправки в пункты 19, C1 и C4(f) и (g). Если организация применит МСФО (IFRS) 3 (пересмотренный в 2008 году) в отношении более раннего периода, то указанные поправки также подлежат применению в отношении этого более раннего периода.

37. МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (с учетом поправок 2008 года) внесены поправки в пункты B1 и B7. Если организация применит МСФО (IAS) 27 (с учетом поправок 2008 года) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.

38. Документом «Стоимость инвестиции в дочернюю, совместно контролируемую или ассоциированную организацию» (поправки к МСФО (IFRS) 1 и МСФО (IAS) 27), выпущенным в мае 2008 года, добавлены пункты 31, D1(g), D14 и D15. Организация должна применять эти пункты в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные пункты в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.

39. Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2008 года, внесены поправки в пункт B7. Организация должна применять эти поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2009 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IAS) 27 (с учетом поправок 2008 года) в отношении более раннего периода, то указанные поправки подлежат применению в отношении этого более раннего периода.

39A. Документом «Дополнительные освобождения для организаций, впервые применяющих МСФО» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в июле 2009 года, добавлены пункты 31A, D8A, D9A и D21A и внесены поправки в пункты D1(c), (d) и (l). Организация должна применять данные поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2010 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанные поправки в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.

39B. [Данный пункт касается поправок, еще не вступивших в силу, и поэтому он не включен в настоящую редакцию.]

39C. Разъяснением КРМФО (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами» добавлен пункт D25. Организация должна применить данную поправку одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 19.

39D. [Удален]

39E. Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2010 года, добавлены пункты 27A, 31B и D8B и внесены поправки в пункты 27, 32, D1(c) и D8. Организация должна применять указанные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2011 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанные поправки в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт. Организации, которые перешли на МСФО в одном из периодов до даты вступления в силу МСФО (IFRS) 1 или применили МСФО (IFRS) 1 в одном из предыдущих периодов, имеют право ретроспективно применить поправку, предусмотренную пунктом D8, в первом годовом периоде после даты вступления указанной поправки в силу. Организация, применяющая пункт D8 ретроспективно, должна раскрыть этот факт.

39F. [Удален]

39G. [Удален]

39H. Документом «Тяжелая гиперинфляция и отмена фиксированных дат для организаций, впервые применяющих МСФО» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в декабре 2010 года, внесены поправки в пункты B2, D1 и D20 и добавлены пункты 31C и D26–D30. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2011 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.

39I. МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство», выпущенными в мае 2011 года, внесены поправки в пункты 31, B7, C1, D1, D14 и D15 и добавлен пункт D31. Организация должна применить указанные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IFRS) 11.

39J. МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», выпущенным в мае 2011 года, удален пункт 19, внесены изменения в определение справедливой стоимости, приведенное в Приложении A, а также внесены поправки в пункты D15 и D20. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 13.

39K. Документом «Представление статей прочего совокупного дохода» (поправки к МСФО (IAS) 1), выпущенным в июне 2011 года, изменен пункт 21. Организация должна применить указанную поправку одновременно с применением МСФО (IAS) 1 с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года.

39L. МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года) внесены поправки в пункт D1 и удалены пункты D10 и D11. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IAS) 19 (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года).

39M. Разъяснением КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения» добавлен пункт D32 и изменен пункт D1. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 20.

39N. Документом «Займы, предоставленные государством» (поправки к МСФО (IFRS) 1), выпущенным в марте 2012 года, добавлены пункты B1(f) и B10–B12. Организация должна применять данные пункты в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.

Читайте также:  Как получить региональный материнский капитал

39O. Пункты B10 и B11 содержат ссылки на МСФО (IFRS) 9. Если организация применяет настоящий МСФО, но еще не применяет МСФО (IFRS) 9, то ссылки на МСФО (IFRS) 9 в пунктах B10 и B11 следует считать ссылками на МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

39P. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, добавлены пункты 4A–4B и 23A–23B. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.

39Q. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, изменен пункт D23. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.

39R. Документом «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2009–2011 гг.», выпущенным в мае 2012 года, изменен пункт 21. Организация должна применить данную поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанную поправку в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт.

Приложение A. Определение терминов

Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.

Дата перехода на МСФО

Начало самого раннего периода, за который организация представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО.

Условная первоначальная стоимость

Величина, которая является заменителем первоначальной стоимости или амортизированной стоимости на некоторую заданную дату. При последующем начислении амортизации предполагается, что организация первоначально признала актив или обязательство на эту заданную дату, и что его первоначальная стоимость была равна указанной условной первоначальной стоимости.

Справедливая стоимость

Справедливая стоимость представляет собой цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (см. МСФО (IFRS) 13).

Первая финансовая отчетность по МСФО

Первая годовая финансовая отчетность, начиная с которой организация применяет Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), включив в нее явное и однозначное заявление о ее соответствии МСФО.

Первый отчетный период по МСФО

Самый последний отчетный период, представленный организацией в ее первой финансовой отчетности по МСФО.

Организация, впервые применяющая МСФО

Организация, представляющая свою первую финансовую отчетность по МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

Стандарты и разъяснения, выпущенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО). В их составе:

(a) Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);

(b) Международные стандарты финансовой отчетности (IAS);

(c) разъяснения КРМФО (IFRIC); и

(d) разъяснения ПКР (SIC)(а).

Вступительный отчет о финансовом положении по МСФО

Отчет о финансовом положении организации по состоянию на дату перехода на МСФО.

Ранее применявшиеся ОПБУ (общепринятые принципы бухгалтерского учета)

Принципы и правила бухгалтерского учета и подготовки отчетности, применявшиеся организацией, впервые применяющей МСФО, непосредственно перед переходом на МСФО.

(a) Определение термина МСФО было скорректировано после внесения изменений в наименования при пересмотре Конституции Фонда МСФО в 2010 году.

Стандарты разрабатываются и корректируются на международном уровне на протяжении последних 50 лет. Сейчас по международным соглашениям МСФО используют более 100 государств, причем их перечень постоянно увеличивается. В большинстве этих стран действует обязательное оформление отчетности по данным стандартам.

Не перешли на МСФО такие ведущие экономические державы как США, Япония, Канада. Они используются собственные модели и схемы для подготовки финансовой отчетности. Однако и для этих государств ситуация меняется. Например, с 2002 года США входит в Норволкское соглашение, которое предусматривает поэтапную интеграцию МСФО и американскую систему отчетности US GAAP.

Россия начала следовать международным стандартам финансовой отчетности с 1998 года, когда началась реформа в сфере бухучета. С 2005 года обязанность оформлять документы по МСФО была возложена на кредитные организации. В 2011 года Минфин РФ издал Приказ № 160н, которым ввел международные стандарты для применения в России.

Сейчас на портале Минфина РФ размещены тексты стандартов и интерпретаций на русском языке. Также там можно найти обучающие материалы, которые можно использовать при переходе на международные правила.

Трансформация отчетности под требования МСФО

В список основных документов по финансовой отчетности, согласно МСФО, входит:

  • отчет о финансовом положении (баланс);
  • отчет о совокупном доходе (может делиться на отдельные отчеты по доходам, убыткам);
  • отчет об изменении капитала (показывает изменение прибыли за определенный период);
  • отчет о движении средств (показывает финансовые операции компании с группировкой по инвестициям, финансированию, другим показателям).

Также к перечисленным отчетам готовятся приложения под свою учетную политику. Обычно при раскрытии отчетности прикладываются документы за предыдущий финансовый период. Это позволяет проверить изменения в показателях работы компании.

МСФО предусматривает оформление отчетности с использованием метода трансформации. Суть его заключается в следующем:

  1. разрабатывается учетная политика компании;
  2. определяется функциональная валюта для заполнения отчетов;
  3. выполняет насчет начальных балансов, активов;
  4. определяется модель (способ) трансформации;
  5. проводится анализ и оценка структуры компании (учитываются все филиалы, дочерние компании, совместные и аффилированные организации);
  6. собирается и анализируется информация для расчета корректировок при трансформации;
  7. проводится реклассификация, перегруппировка и трансформация под требования международного стандарта;
  8. заполняются отчеты.

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.
Читайте также:  Стоимость патента для иностранных граждан в 2023 году по регионам России

Он самый сложный и многогранный – предлагаем уделить ему особое внимание. По опыту, проекты по МСФО 17 идут в мире по 2-3 года. Речь о проекте от начала и до конца, включая подготовку внутри компании, выбор методолога и ПО, разработку методологии и ее автоматизацию. Пока сложно оценить реальный эффект от переноса сроков МСФО 17 еще на год в совокупности с введенным режимом самоизоляции. Страховой и пенсионный рынки России достаточно сложно переходили на удаленную работу, оказавшись в основном неготовыми к такому сценарию как технически (нехватка ноутбуков у сотрудников, сложность с доступом к внутренним информационным ресурсам компаний, отсутствие настроенных VPN-соединений на необходимое количество сотрудников), так и организационно. Даже если у компаний имеются задокументированные планы обеспечения непрерывности бизнеса, они могут оказаться чисто формальным документом, не продуманным на случай возникновения чрезвычайной ситуации. И даже в тех компаниях, где такие документы составляют часть реально работающей системы риск-менеджмента, сценарий пандемии может не быть проработан в силу традиционно низкой оценки такого операционного риска. И уж тем более на случай пандемии, борьба с которой приводит к самоизоляции на недели и месяцы.

Риск роста стоимости

Он связан с несколькими аспектами. Во-первых, многие производители программного обеспечения для МСФО 17 имеют прайс-листы, привязанные к иностранной валюте. Пересчет может быть как по текущему курсу, так и по фиксированному раз в год (квартал или месяц) курсу. Текущая нестабильность рубля на фоне всех происходящих событий несет высокий риск для тех, кто собирается откладывать покупку ПО на следующий год. Мало кто из аналитиков верит в возврат в 2021 году курса рубля к уровню начала 2020 года (около 62 руб. за 1 USD, около 69 руб. за 1 EUR). Поэтому в случае, когда стоимость ПО привязана к валютному курсу на начало года, имеет смысл воспользоваться сейчас этой ситуацией и сэкономить на грядущем повышении, законтрактовавшись в 2020 году, а не в начале 2021 года.

Во-вторых, есть риск индексации стоимости работ. В свете того толчка к переходу на онлайн, который сейчас бизнес получил во всем мире, причем не только одномоменто, пока действуют режимы самоизоляции, но и как тренд в посткоронавирусном мире, высококвалифицированные IT-специалисты в ближайшие годы могут быть одной из немногих профессиональных сфер, где будет продолжаться стабильный рост зарплат, что приведет, как минимум, к стандартной индексации стоимости работ на 5-10%.

В 2020 год многие компании-вендоры входили с хорошими финансовыми показателями. Что позволило с начала года предлагать имеющимся и потенциальным клиентам особые условия по платежам, нацеленные не на максимизацию выручки за год, а на выстраивание долгосрочных партнерских отношений. С учетом сложностей, которые ожидают бизнес почти всех отраслей в 2020 году, на следующий год есть риск, что вендоры будут пересматривать эту стратегию.

Еще один аспект, который влияет на стоимость проекта, но редко когда оценивается в деньгах, это задержки по срокам. Чем сильнее растягивается внутренняя проработка проекта, тем дороже он становится для компании с точки зрения внутренних расходов, поскольку люди меняются, с ними нужно по несколько раз проводить встречи на одни и те же темы. Попробуйте посчитать стоимость 1 часа совещания с участием всех специалистов и руководителей компании, связанных с таким сложным проектом, как МСФО 17. А таких рабочих совещаний потребуются десятки… Сколько скрытых расходов компания понесет, если их придется проводить по второму и третьему кругу после возобновления проекта?

Чем полезен переход на МСФО

Вот преимущества финансовой отчетности, составленной по МСФО, о которых рассказали два наших эксперта:

1. Позволяет получить упрощенный доступ к иностранным рынкам капитала и привлечению финансирования (к иностранным кредитам).

2. Повышает степень доверия со стороны иностранных инвесторов.

3. Позволяет снизить стоимость заемных и привлеченных средств.

Если у аудиторов уже сформирована отчетность по стандартам МСФО, затраты на ее анализ будут снижаться. Компаниям легче, имея на руках отчетность, составленную по международным стандартам, обратиться за финансированием. Времени на получение кредитов может потребоваться меньше.

4. Дает возможность более корректно сравнивать отчетность и финансовые результаты работы одной компании с любым другим предприятием (это особенно актуально для компаний, занимающихся профессиональной оценочной деятельностью).

5. Гарантирует прозрачность и понятность бухгалтерской и финансовой информации, отраженной в отчетах.

Как организовать трансформацию отчетности

Процесс трансформации финансовой отчетности в МСФО следует проводить поэтапно. Основные из них:

  1. Анализ учетной политики предприятия. Определение даты перехода на МСФО. При этом надо понимать, что финансовый год в отчетности по МСФО может не совпадать с национальным финансовым годом.
  2. Сбор информации и анализ показателей, необходимых для проведения корректировок.
  3. Трансформация оборотно-сальдовой ведомости, подготовленной по национальным стандартам в оборотно-сальдовую ведомость в формате МСФО.
  4. Проведение корректировок.
  5. Проведение проверки (аудита) финансовой отчетности по БСБУ и МСФО.
  6. При необходимости пересчет в иностранную валюту.

Основные формы отчетности (оформление, взаимосвязь)

В МСФО и РСБУ существуют три основные формы отчетности. Но называться они могут по-разному:

  • «Бухгалтерский баланс» (в РСБУ), «Отчет о финансовом положении» или «Консолидированный бухгалтерский баланс» (в МСФО) отражают информацию об активах и их источниках финансирования. Формы в любых стандартах содержат одинаковые разделы активов (внеоборотные и оборотные активы) и пассивов (собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства). Отличаются наименования результирующих статей: баланс (РСБУ), итого активы и итого обязательства (МСФО).

  • «Отчет о финансовых результатах» (по РСБУ) или «Отчет о прибыли и убытке и прочем совокупном доходе» (по МСФО) отражают выручку, себестоимость продаж, валовую прибыль, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения, сумму начисленного налога, чистую прибыль и др.

  • «Отчет о движении денежных средств» в российской и международной системах показывает, куда направлял эмитент полученную прибыль. В этом отчете рассматриваются направления расходования средств по трем основным видам деятельности компании: операционной, инвестиционной и финансовой.

Задача МСФО — дать возможность сравнивать финансовые показатели компаний разных стран. Но в мире множество стран со своими особенностями налоговой политики, и нельзя ожидать, что все системы финансового и бухгалтерского учета могут стать совершенно одинаковыми. Из-за этого МСФО — именно система принципов сопоставимого учета, а не жесткий единый регламент ведения финансовых документов.

Читайте также: 

В силу этого основа МСФО — приоритет экономического смысла над строгой формальностью при ведении финансового учета.

Как пример и следствие главенства смысла нужно назвать такие важные принципы МСФО, как:

  • допущение о непрерывности;
  • принцип начисления.

Серьезная корректировка налогового законодательства с 2023 года — переход на систему расчетов с бюджетом через уплату единого налогового платежа (ЕНП).

Налогоплательщик вместо множества платежных поручений в ИФНС будет формировать только одно, в т.ч. на уплату нескольких налоговых платежей. Денежные средства будут поступать на единый налоговый счет (ЕНС) субъекта, а потом их будут распределять для уплаты его налоговых обязанностей.

Такое нововведение даст возможность упростить расчеты, но единый налог не заменит все налоговые платежи. ЕНС — это своего рода способ расчета с бюджетом. Действующие налоги останутся с налогоплательщиком — он также должен будет их рассчитывать и сдавать по ним декларации. В некоторых ситуациях потребуется сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах, авансах, сборах, страховых взносах. Это нужно делать, когда срок уплаты налога или страхвзноса наступает до срока подачи отчетности или же не предусмотрена обязанность по сдаче отчетности по конкретному платежу.

В связи с переходом на ЕНП с 2023 года скорректируют сроки уплаты некоторых бюджетных платежей.

Какие организации сейчас обязаны отчитываться по МСФО

С 2016 г. Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) определен перечень общественно значимых организаций, обязанных составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, проходить ее обязательный аудит, размещать отчетность на своих сайтах в сети Интернет. В этот перечень входят:

– ОАО, имеющие дочерние организации;

– банки;

– страховые организации;

– акционерные инвестиционные фонды;

– управляющие организации инвестиционных фондов.

То есть практика обязательной отчетности по МСФО существует уже за шесть периодов. По мнению Минфина, прежний подход к выбору круга общественно значимых организаций не оправдал себя. Прежде всего это касается ОАО. Основной собственник в этих обществах – государство, их банкротство сведено к минимуму.

Сравним: в Европе толчком явилось обязательное применение (с 2005 г.) МСФО для компаний, акции которых обращаются на бирже, а в Беларуси биржевой рынок в классическом понимании не развит.

В обязательном списке присутствуют убыточные ОАО, не имеющие возможности готовить такую отчетность, мелкие общества, попавшие по формальному признаку – наличие дочерних предприятий, сельскохозяйственные ОАО, а также компании, находящиеся под санкциями. ОАО специально избавляются от «дочек», чтобы не готовить отчеты по МСФО, что не способствует здоровому корпоративному развитию организаций.

Организации несут большие затраты на составление отчетности по МСФО, есть дефицит кадров, владеющих знаниями по его применению, поступают жалобы от руководства ОАО на целесообразность подготовки отчетности. До 30% компаний игнорируют требования по обязательной подготовке отчетности по МСФО, т.к. она не востребована.

Поэтому регулятор предложил оставить обязанность в подготовке МСФО финансовому сектору – банкам и страховым организациям, сфере, где данная отчетность востребована пользователями. Так, банки не видят смысла в отчетности по национальным стандартам и планируют полностью перейти на МСФО, отказавшись от НСБУ. Также устанавливается обязанность составления индивидуальной бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО для страховых организаций и управляющих организаций инвестиционных фондов. Их деятельность связана с привлечением средств неограниченного круга лиц, поэтому Минфин считает необходимым обеспечить доступность достоверной информации о финансовом состоянии этих юрлиц.

Таким образом, из числа общественно значимых организаций планируется исключить ОАО, имеющие дочерние организации. Взамен к общественно значимым будут относиться организации, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торгов путем включения этих ценных бумаг в котировальный лист.

Дополнительно Совмин должен определить перечень организаций с участием государства, которые также обязаны будут составлять отчетность по МСФО. Возможно, в этот перечень войдут ряд компаний, которые ранее были обязаны составлять отчетность по МСФО, возможно, добавятся новые. Но однозначно, если ранее, по данным Минфина, было 235 ОАО с дочерними организациями, то теперь их станет на порядок меньше.

При таком подходе выбор круга общественно значимых организаций не будет искусственно-формальным. Начнет развиваться рынок ценных бумаг, ОАО станут включаться в котировальные листы. Тогда и объективно появится необходимость в отчетности по МСФО.

В то же время в Законе № 57-З закрепят обязанность составления консолидированной отчетности по НСБУ, т.е. те же ОАО будут обязаны составлять консолидированную отчетность, но уже не по МСФО, а по НСБУ.

Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)

Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения. Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов. МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).

Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO. FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой. МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.

Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Один из основных методов подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО – это трансформация.

Основные этапы трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

  • Разработка учетной политики;
  • Выбор функциональной валюты и валюты представления;
  • Расчет начальных балансов;
  • Разработка модели трансформации;
  • Оценка корпоративной структуры компании с целью определения дочерних, ассоциированных, аффилированных и совместных предприятий, включенных в бухгалтерский учет;
  • Определение особенностей бизнеса компании и сбор информации, необходимой для расчета корректировок трансформации;
  • Перегруппировка и реклассификация финансовых отчетов по национальным стандартам до МСФО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *