Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие вопросы и дела рассматривает мировой суд — ответы юриста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица (руководители, их заместители и иные должностные лица) органов исполнительной власти в пределах полномочий, определенных гл. 23 КоАП РФ. Указанные должностные лица вправе также составлять протоколы об административных правонарушениях по рассматриваемым ими делам. Помимо этого они могут составлять протоколы об административных правонарушениях и по делам, которые ими не рассматриваются, на основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ. Так, органы внутренних дел (полиция) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, например органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и др.
Комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ
1. Комментируемая статья 23.1 КоАП РФ закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Часть 1 содержит перечень составов административных правонарушений, дела о которых рассматривают только судьи. К исключительной компетенции судей относятся все дела, по которым могут быть назначены административные наказания в виде: конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ); лишения физического лица специального права (ст. 3.8 КоАП РФ); административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ); административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ); дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ); административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ); обязательных работ (ст. 3.13 КоАП РФ), административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ).
Помимо указанных в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ составов судьи могут рассматривать и иные дела:
— в случаях, если производство по ним возбуждено должностными лицами, не имеющими права самостоятельного рассмотрения дела (ч. ч. 1.1, 1.2);
— в случаях, если должностное лицо, возбудившее производство, приняло решение передать его на рассмотрение судье (ч. 3).
1.1. — 1.2. Комментируемые части предусматривают две ситуации рассмотрения дел судьями, если производство по определенным, указанным в них составам возбуждено лицом, не уполномоченным рассматривать его самостоятельно:
— инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля;
— должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.
3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:
— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);
— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, отнесены, согласно абзацу 6 части 3 этой нормы, к компетенции мировых судей (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);
— судьи районных судов также рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
Надо сказать, что на практике нередко судьи районных судов при применении абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 в этой части совершают ошибки, принимая к своему рассмотрению дела об административных правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, либо государственными гражданскими или муниципальными служащими.
ПРИМЕР.
Так, Постановлением судьи Ульчского районного суда Хабаровского края от 27 марта 2015 г. Кольковцу Д.С. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде дисквалификации — лишения права занимать должности муниципальной службы сроком на 1 год. Должностное лицо Кольковец Д.С. признан виновным в неисполнении в срок до 16 марта 2015 г. предписания инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Ульчскому району об обеспечении безопасности дорожного движения от 13 марта 2015 г.
Кольковец Д.С. подал в Хабаровский краевой суд жалобу, в которой просил смягчить назначенное ему наказание на административный штраф, указывая, что не замещает должность муниципальной службы.
Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
Однако КоАП РФ предоставляет право составлять протоколы об административных правонарушениях и другим должностным лицам федеральных государственных органов и организаций (ч. 2, 3, 5 ст. 28.7). В частности, к ним относятся должностные лица органов и организаций, которые не обладают компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Это, например, контрольно-надзорные органы, которые в силу служебных обязанностей должны оперативно реагировать на факты нарушения правил, находящихся в сфере их компетенции, и поэтому обладают правом возбуждать дела об административных правонарушениях и затем направлять их по подсудности или подведомственности. К таковым относятся, например, органы в области банкротства и финансового оздоровления, органы управления архивным фондом, органы ведомственной охраны, внутренних войск и др. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по делам, которые они не уполномочены рассматривать, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, значительно уже круга лиц, уполномоченных составлять протоколы об этих нарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ. К ведению субъектов РФ относится также определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).
Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
Законными представителями физического лица являются лица, правомочные выступать в интересах несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического состояния, являясь дееспособными, не могут реализовать свои права и обязанности. Законными представителями несовершеннолетних выступают их родители, усыновители, а в определенных случаях — их опекуны или попечители. Их полномочия в указанном качестве удостоверяются соответствующим документом — паспортом, свидетельством о рождении, решением суда об установлении усыновления, опеки или попечительства.
Права и обязанности указанных лиц ничем не отличаются от прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего.
Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении юридического лица ведется производство по делу или если оно является потерпевшим. Законными представителями могут выступать руководитель юридического лица или иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия указанных лиц подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может быть привлечен защитник, а для оказания аналогичной помощи потерпевшему — представитель (им может быть адвокат или иное лицо). Полномочия адвоката подтверждаются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а также с момента административного задержания лица в связи с совершенным административным правонарушением.
Защитник и представитель вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и т.д.
Порядок подачи обращения в мировой суд
Для обращения в судебную инстанцию этого уровня следует выполнить несколько действий:
- Оплатить государственную пошлину. От ее уплаты освобождаются лица, обратившиеся в суд за защитой своих прав по следующим вопросам:
- права потребителей;
- затребование алиментов;
- защита прав ребенка;
- возмещение вреда от совершенного преступления;
- а также инвалиды 1 и 2 группы, их объединения, участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и РФ.
- Грамотно составить исковое заявление. Указать все необходимые сведения, название и суть иска, требования, предоставить доказательства по делу.
- Приложить необходимые документы и ждать вызова по иску.
История создания мировых судов в России
До восемнадцатого века в нашей стране не было даже понятия мировых судов в понятном нам понимании, первые суды похожие на современные аналоги стали появляться при Петре I, но первое существенное развитие судебной системы было осуществлено при императрице Екатерине II. Более ста лет существовала созданная Екатериной уникальная для своего времени система судебного делопроизводства. А первые аналоги мировых судов, в современном их понимании появились в результате проведенной в Российской империи 1863 году судебной реформы. Одним из значимых нормативных актов, разработанный в ходе проведения судебной реформы, стал «Судебный устав». На основании данного нормативного акта, в систему органов власти Российской империи были впервые введены мировые суды. Судьей мирового суда мог стать только мужчина, подданный Российского государства, не моложе двадцати пяти лет и имеющий специализированное образование. Подобные суды существенно разгружали судебную систему России, так как в них рассматривались несущественные дела, которые часто заканчивались миром между истцом и ответчиком.
Институт мировых судей в Российской Федерации был воссоздан после 1996 года, после принятия Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в статье 28 которого закреплялся статус мирового судьи, как суда первой инстанции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в пределах своей компетенции.
Судебные решения мировых судей
Деятельность мирового суда в Российской Федерации осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих процессуальных кодексах. Итогом рассмотрения судебного дела является принятие судебного решения мирового судьи, изданного в форме постановления. Кроме этого, мировые судьи могут принимать распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, которые являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Постановление мирового судьи, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ. Постановление, принимаемое судьей, издается в письменной форме, с выделением в нем резолютивной и мотивировочной частей. В документе обязательно указывается наименование суда, вынесшего решение, имя судьи и лиц участвующих в деле. В резолютивной части кратко описывается название иска, итог по делу, указываются нормативно-правовые акты, на которые ссылается судья, в мотивировочной части решения приводится аргументация принятого решения. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Процессуальное законодательство выделяет и разделяет виды актов, принимаемых судьей, а также виды и порядок осуществления процессуальных действий, проводимых судом. Определение и постановления по делу подлежат вручению всем сторонам, участникам рассмотрения дела.
Предварительное заседание мирового суда протоколируется секретарем судебного заседания. Статьей 229 ГПК РФ определен порядок ведению протокола в суде по определенным категориям дел. В ходе судебного разбирательства также ведется протокол, окончательный которого готовится в течении трех дней. По итогам судебного заседания мировой судья подписывает протокол, лица участвующие в рассмотрении дела имеют право затребовать копии протоколов для ознакомления с ними. Ведение участниками диктофонных записей в суде не законодательно не запрещено, при этом официальное ознакомление с любым материалом по делу возможно лишь на основании письменного заявления на имя председательствующего судьи.
Административные споры
КАС РФ предусматривает единственную категорию споров для мировых судей – рассмотрение заявлений о выдаче судебного приказа (взимание налоговых и иных платежей).
Так, гражданские споры включают:
- иски о прекращении брака, взыскании алиментов, если нет спора о месте проживания детей, опеке над ними;
- иск по семейному делу передается в районный суд, если затрагивается факт материнства, отцовства, лишения или ограничения права на ребенка, признание брака недействительным, усыновление и удочерение;
- раздел имущества разведенных супругов, если его цена не выше 50 тыс. руб.;
- споры о праве на имущество, ценой не более 50 тыс., кроме споров о праве на наследство, на интеллектуальную собственность;
- споры о порядке пользования имуществом;
- заявления о выдаче судебного приказа (взыскание алиментов, долга по оплате коммунальных услуг).
Не смотря на большой объем рассматриваемых дел в соответствии с уголовным, гражданским и административным кодексами, существуют определенные ограничения, напрямую указанные в законодательстве. Так, в данной инстанции, не могут рассматриваться:
- имущественные споры цена иска которых превышает пятьдесят тысяч рублей, а по делам о защите прав потребителей – сто тысяч рублей;
- бракоразводные дела, если в семье имеются несовершеннолетние дети и при решении вопроса об их воспитании и месте проживания имеется спор между родителями;
- лишение родительских прав и усыновление детей;
- уголовные дела, по которым наказание в виде лишения свободы превышает три года;
- уголовные и гражданские дела, рассмотрение которых законодательство напрямую относит к компетенции районных или городских судов.
Правосудие английских лордов
У мировых судов достаточно богатая история, уходящая корнями в Средневековье. Самые первые мировые суды появились в Англии в эпоху правления короля Эдуарда III. Начиная с 1361 года в каждом английском графстве для сохранения мира назначался один лорд и «три-четыре достойнейших жителя, имеющие какие-нибудь познания в праве». В задачи этих людей входила поимка преступников, проведение расследований и осуществление наказания. Сам термин «мировой судья» (justice of the peace) впервые упоминается в Вестминстерском статуте 1327 года (такое общее название в эпоху феодализма в Англии давали различным законодательным актам).
Постепенно полномочия мировых судей становились все шире. В XV веке в их компетенцию уже входили все местные судебно-полицейские функции и все местное хозяйственное управление. Если изначально мировыми судьями становились в основном крупные землевладельцы и профессиональные юристы, то со временем их потеснили поместные дворяне, которые сами изучали право и часто даже отказывались брать плату за свою работу.
Вплоть до 80-х годов XIX века должность мирового судьи среди представителей поместного дворянства считалась настоящим жизненным призванием. Молодые люди готовились к этому еще со школы. Фактически мировые судьи решали все дела графства: составляли годовой бюджет, вводили новые налоги, заведовали местной инфраструктурой, выдавали патенты на различные виды торговли и т.д. Но все изменилось в 1888-м году, когда в Англии была проведена демократическая реформа судебной системы. После принятия соответствующего закона у мировых судей сохранились их судебные функции, но административно-хозяйственными делами вместо них стали заведовать выборные советы графств, а силы полиции отошли в ведение специально созданных комитетов.
Из Англии институт мировых судей перекочевал в США, параллельно он также развивался в Европе. Во Франции мировые судьи появились в 1790 году: ими местные власти заменили существовавшие до революции сельские суды. При этом за образец французы взяли не английские, а голландские суды. Мирового судью избирали активные граждане, юридическое образование для этой должности, как и в Англии, было необязательным. Срок полномочий судьи составлял два года. Претендовать на должность могли только люди, достигшие 30-летнего возраста.
«Мировой судья» в СССР и сегодня
После установления советской власти мировые судьи были упразднены и заменены на местные суды. Согласно Декрету о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 года, они избирались «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Через некоторое время местные суды были преобразованы в районные и городские народные суды. Они, как и мировые суды, стали нижним звеном судебной системы. Наряду с термином «судья» стал применяться термин «народный судья» – судья нижнего уровня, которого выбирали граждане.
В 1990-х годах нагрузка на народные суды значительно выросла, и они перестали справляться с объемом работы. Тогда было решено создать новый суд, который взял бы на себя часть функций районных и городских судов. Этот новый суд получил название «мировой судья», поскольку является единоличным органом. Можно предположить, что таким образом власти хотели повысить доверие россиян к новому суду и показать историческую преемственность новой судебной системы. Первым документов в истории современной России, где официально упоминается институт мировых судей, стала Концепция судебной реформы, одобренная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР».
На сегодняшний день в России не существует такого судебного органа, как «мировой суд», но есть мировые судьи. Они являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и наряду с федеральными судами входят в единую судебную систему РФ.
В отличие от времен, когда институт мирового судейства только зарождался, сегодня в России к мировым судьям предъявляется ряд требований. Мировым судьей может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и определенный стаж работы по юридической специальности сроком не менее пяти лет. Кроме того, кандидата на должность судьи проверяют на наличие судимости и привлечения к административной ответственности, а также наличие иностранного гражданства либо вида на жительства в другой стране. Но и это еще не все: чтобы получить должность мирового судьи, необходимо сдать экзамен, по итогам которого выставляются оценки и выносится окончательное решение.
Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны гражданские, административные и уголовные дела, где срок наказания в виде лишения свободы не превышает трех, а размер штрафа не превышает 100 тысяч рублей.
К уголовным делам, которые подсудны мировым судьям, относятся следующие: умышленное причинение легкого вреда здоровью; побои; истязание; причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности; угроза убийства или причинения тяжкого вреда здоровью; клевета; оскорбление; понуждение к действиям сексуального характера и ряд других.
Гражданские дела, рассматриваемые мировыми судьями: дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества по цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел, об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; дела об определении порядка пользования имуществом.
Одни из самых распространенных дел, которые рассматривают мировые судьи – это дела о защите прав потребителей. Например, если ваш самолет или поезд задержался более чем на 12 часов, а во время ожидания вам не предоставили горячее питание и ночлег, вы имеете полное право обратиться в суд. Или еще более частый пример: вы приобрели в магазине какой-то товар, и он оказался бракованным, а продавец отказывается принимать его обратно или заменить на другой. В том случае, если сумма вашего иска не превысит 100 тысяч рублей (подчеркнем, что это не стоимость товара, а именно размер требуемой компенсации), то мировой судья рассмотрит ваше дело, и правда наверняка будет на вашей стороне.
И, наконец, скажем пару слов об административных делах, которые рассматривает мировой судья. Здесь есть одна важная особенность: мировой судья рассматривает правонарушения, направленные против государства или общественного порядка, когда одну из сторон в деле представляют органы государственного управления. Чаще всего сюда относятся административные дела по факту хулиганства, появления в пьяном виде в общественных местах, мелкого хищения чужого имущества, нарушения правил дорожного движения, правил торговли и т.д. Мировой судья рассматривает практически все административные дела, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.
Как однажды отметила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, мировые судьи выносят наибольшее число оправдательных приговоров, потому что рассматривают дела частного обвинения. Для сравнения: в Мосгорсуде в 2015-м году был вынесен всего один оправдательный приговор.
Изменения в ст. 23 ГПК РФ «Гражданские дела, подсудные мировому судье» 7 августа 2008 / Юрисконсульт
Снижен максимальный размер цены иска по имущественным спорам в делах, подсудных мировому судье: со 100 000 рублей до 50 000 рублей. Федеральным законом РФ № 6-ФЗ от 11.02.2010 г. «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона „О мировых судьях в РФ“ и статью 23 Гражданского процессуального кодекса РФ» (опубликован в «Российской газете» 15 февраля 2010 г. и следовательно с этого дня вступил в законную силу), внесены изменения, касаемые подведомственности гражданских дел.
В новой редакции текст указанных нормативных актов изложен в следующей форме: — «дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей»; — «иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным»; — «дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей».
Таким образом, изменен максимальный размер цены иска при подаче соответствующего заявления мировому судье. Напомним, что до указанной даты ограничения по сумме иска составляли 100000 рублей.
Как проходит судебное заседание по административному делу?
При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.
При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.
При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.
Сроки и правила обжалования решения мирового судьи
Решение мирового судьи, не устраивающее истца, ответчика, их законных представителей или третье лицо, права которого были затронуты определением мирового судьи, возможно опротестовать. Это можно сделать с помощью апелляционной жалобы. Также подобное ходатайство, называемое апелляционным представлением, может внести прокурор, участвующий в первом деле, и считающий что закон или права сторон были нарушены.
Уже говорилось, чем занимается мировой суд в пределах своей компетенции – он рассматривает дела только впервые либо по открывшимся обстоятельствам. А жалобы на него рассматривают районные суды.
Подать заявление можно в течение 30 дней, до вступления в законную силу. Если дело было рассмотрено в упрощенном порядке, жалобу можно подать в течение 15 дней.
ВАЖНО! При пропуске срока по уважительной причине возможно его продление при предоставлении доказательств уважительности.
Определение суда в ходе рассмотрения гражданского дела по существу
Первое важнейшее определение суд принимается после подачи иска. Самый ожидаемый вариант — это о принятии иска к производству. Однако суд может принять также определение о возвращении искового заявления, оставлении без движения, отказе в приеме иска.
Определение суда будет и при назначении экспертизы по гражданским делам, прекращении производства по делу в случае нарушения правил подведомственности и т.п. А при увеличении размера исковых требований, уточнении иска и т.п. — скорее всего, нет.
На большинство выносимых судом определений участвующие в деле лица (истец, ответчик, третьи лица) могут подать частную жалобу. Такая возможность должна быть либо прямо предусмотрена Гражданским процессуальным кодексом. Лиюо дальнейшее движение дела становится невозможным. Текст документа обязательно содержит ссылку на возможность обжалования. Срок для подачи жалобы составляет 15 дней.
В частности, подать жалобу можно на определения суда по следующим вопросам:
Относительно определений, которые не подлежат обжалованию, стороны дела и третьи лица могут подготовить свои возражения. Они должны быть отражены в протоколе судебного заседания. Аргументы о незаконности вынесения определения или несогласии с ним можно включить в текст апелляционной жалобы.
Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
Прокурор как один из участников производства по делу об административном правонарушении вправе возбуждать производство по делу, участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении и т.д.
Согласно Федеральному закону от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Указанное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Об опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и его правовых последствиях см. ст. 30.10, 30.11 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о его возбуждении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. 30.1—30.19 КоАП РФ.
Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4—30.19 КоАП РФ.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются по месту их совершения либо по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу (ст. 29.5).
Вс рф уточнил случаи наступления административной ответственности — новости право.ру
Пресс-служба Верховного Суда Российской Федерации опубликовала постановление Пленума ВС РФ № 13 от 10 июня 2010 года, являющееся дополнением к постановлению Пленума ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В сообщении говорится, что обсудив материалы проведенного изучения практики рассмотрения судами дел, связанных с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения единообразия судебной практики и в связи с возникающими у судов при рассмотрении данной категории дел неясными вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации п о с т а н о в л я е т дать судам следующие разъяснения:
1. К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), введенный в действие с 1 июля 2002 г.
, который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации.