Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство физического лица в 2023 году: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.
Упрощенная процедура банкротства
Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Главные действующие лица в процедуре банкротства
— банкротящееся лицо;
— кредиторы банкротящегося должника. Закон о банкротстве наделяет их существенными полномочиями. Действуют кредиторы путем голосования на собрании кредиторов по принципу: один рубль долга — один голос. Именно собрание кредиторов рассматривает отчеты управляющего и принимает решения о введении той или иной процедуры банкротства и обращении в суд с соответствующим ходатайством;
— временный управляющий – это должность арбитражного управляющего* в процедуре банкротства «наблюдение»;
— административный управляющий — в процедуре банкротства «финансовое оздоровление»;
— внешний управляющий — в процедуре банкротства «внешнее управление»;
— конкурсный управляющий — при «конкурсном производстве».
*Арбитражные управляющие — это лица, обладающие специальными полномочиями, установленными Законом о банкротстве, которые осуществляют контроль над должником в процессе банкротства. Самое важное это то, что арбитражный управляющий вправе получать любые документы и сведения о деятельности должника, оспаривать сделки должника, обращаться в арбитражный суд с различными ходатайствами, включая ходатайство о привлечении отдельных лиц к субсидиарной ответственности.
«Не всегда банкротство является для кредитора панацеей и реальной возможностью получить долг. В то же время и для должника банкротство не всегда катастрофа. Кредитору перед принятием решения о начале процедуры банкротства своего должника стоит взвесить все обстоятельства. Ведь в рамках исполнительного производства он вправе претендовать на все имущество должника. А в процессе банкротства его придется делить с остальными кредиторами.
Для должника банкротство может предоставить возможность реструктурировать долги без постоянного давления кредиторов и начисления штрафных санкций и продолжить свой бизнес дальше в нормальных условиях.
В любом случае советую обращаться к специалистам, которые могут провести анализ сложившейся конкретно у вас ситуации, предложить план действий и реализовать его».
Вначале необходимо определиться с понятием и признаками банкротства. В этом нам поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1. Так, несостоятельность (банкротство) – это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам перед контрагентами, работниками, бюджетом. Данный факт должен быть признан арбитражным судом.
Суд, прежде чем признать юридическое лицо банкротом, выясняет обстоятельства дела и наличие возможности у компании погасить долги, чтобы воспрепятствовать фиктивному банкротству. Как правило, это происходит в период временного наблюдения, которое вводится по решению суда на основании поданного кредитором или руководителем юридического лица заявления о банкротстве.
Неспособность погасить долги не возникает просто так. Этому предшествуют различные обстоятельства. Определить признаки банкротства также помогает Закон о банкротстве. В частности, признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (то есть просрочка платежа более чем на 3 месяца).
Однако в условиях, когда неплатежи являются одной из форм кредитования бизнеса, просрочки допускают и финансово состоятельные компании, не являющиеся банкротами. Поэтому и Закон о банкротстве, и судебная практика обращают внимание на такие признаки, как недостаточность имущества и неплатежеспособность.
Под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств над стоимостью имущества (активов) должника, а под неплатежеспособностью – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.
Получается, чтобы сказать, является юридическое лицо банкротом или нет, важно определить причины просрочки платежей свыше 3 месяцев – это бизнес-решение, позиция или объективная невозможность погасить долг.
В 2017 г. Верховный суд РФ ввел именно такой термин – «объективное банкротство», то есть момент, «в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов» (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
Когда начинать и может ли быть поздно для подготовки к банкротству компании
Начинать готовиться к банкротству компании необходимо сразу, не откладывая на потом. Необходимо проводить предбанкротный анализ деятельности компании за прошедший период, снижая риски оспаривания сделок и увеличения размера субсидиарной ответственности.
Нужно проводить предбанкротный комплаенс планируемых сделок и принимаемых решений, учитывая нормы законодательства о банкротстве, тщательно обосновывая деловую цель даже при совершении заведомо убыточных или нетипичных сделок (например, захват рынка, получение прибыли в повышенном размере).
Когда готовиться к банкротству поздно? Когда суд принял решение о банкротстве компании и ввел процедуру наблюдения или, что еще хуже, процедуру конкурсного производства. Но и это не повод опускать руки. Нужно собирать и анализировать доступную информацию в целях подтверждения добросовестности действий руководства и собственников компании, отслеживать действия арбитражного управляющего и кредиторов, не допуская неправомерного увеличения реестра требований кредиторов и завышения расходов на проведение процедуры. В этом случае негативные последствия могут быть минимизированы.
Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:
— увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;
— спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);
— справедливое распределение средств между сторонами;
— осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.
В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других — спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:
— нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
— нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
— нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 01.07.2016 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года, задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями, вступившим в силу 20.11.2014 года), Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и «Кодекс РФ об административных правонарушениях», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45″О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» и др.
Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил
сформулировать следующие принципиальные положения:
1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права1.
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);
2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.
К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.
Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»(утратил силу).
Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;
3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.
Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве приведены в ст.27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Ведущая роль в принятии решений о судьбе банкрота отводится собранию кредиторов (ст.15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:
о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении и изменении плана внешнего управления;
об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
о заключении мирового соглашения;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
об избрании представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
Организация и проведение собрания кредиторов, а также работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.
Временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих назначает Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве.
Какие бывают банкротства
Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.
-
Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
- реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
- временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
-
Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
- рядовых граждан;
- ИП-физлиц;
- юридических лиц.
-
Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
- истинное банкротство – см. реальное;
- преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
- фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).
Когда банкротство единственный выход?
Долгов набрано столько, что расплатиться по ним предприятие не сможет, даже если продаст все свое имущество? Других вариантов, кроме банкротства у руководства ООО нет.
Привести к такому плачевному итогу могут разные причины:
- санкции и последствия экономического кризиса в стране;
- инфляция скушала всю прибыль;
- топ-менеджеры избрали ошибочную стратегию развития;
- руководить компанией поставили не специалиста, а блатника.
Закон описывает несколько признаков несостоятельности, при появлении которых руководство ООО обязано подавать заявление на банкротство:
- общая сумма материальных обязательств перед всеми кредиторами (включая ФНС, ФСС, ПФР) превышает триста тысяч рублей (по отношению к каждому кредитору долг выше десяти тысяч рублей);
- за последние три месяца никому из заимодавцев компанией-должником не было выплачено ни копейки;
- зарплата работникам фирмы, а также прочие полагающиеся выплаты также не производятся длительный срок.
Если признаки банкротства предприятия налицо, а руководство медлит с обращением в арбитражный суд по поводу признания банкротства, оно рискует попасть под действие статей —.
Упрощенное банкротство юридических лиц
Банкротство по стандартной схеме занимает слишком много времени и совсем не дешево, как может показаться изначально. Бывают случаи, когда нет смысла проходить все этапы банкротства: никакая санация и внешнее управление объективно не смогут спасти должника. Для таких случаев законодатели предусмотрели упрощенную процедуру банкротства для юридических лиц.
Для старта дела о банкротстве по упрощенному сценарию нужно, чтобы соблюдались следующие условия:
- должник не располагает деньгами и даже если распродать все записанное на него добро, образовавшийся долг покрыть не удастся;
- руководство уже приняло решение о ликвидации компании.
При таком раскладе, когда о восстановлении работы фирмы речи не ведется, проще сразу перейти к банкротству и торгам. По закону «О банкротстве» упрощенка может занять до полугода, не более того. По сравнению с несколькими годами стандартной схемы банкротство, это хорошая панацея.
Как уволить штатных сотрудников при банкротстве
Ликвидировать по банкротству предприятие просто так нельзя, потому что сначала надо рассчитать и уволить официально всех работников. Сначала, соблюдая трудовое законодательство, за два месяца до дня увольнения предупреждают письменно весь персонал. В случае, когда компания уже не работает, а банкротство проходит по упрощенному сценарию, о грядущем сокращении штата уведомляют сотрудников за один месяц с момента объявления этапа конкурсного производства.
Речь идет о работниках, связанных с предприятием основными (бессрочными) трудовыми договорами. “Срочников” же с контрактами продолжительностью до двух месяцев, уведомляют об увольнении за три дня. А сезонных рабочих — ровно за неделю.
Подрядные договора и соглашения об оказании услуг, заключенные с фирмой до банкротства, расторгаются согласно указанным в этих договорах срокам. Денег на оплату по этим контрактам нет? Контрагенты включаются в реестр кредиторов и получат свои деньги в порядке очередности.
Уведомления о грядущем сокращении штата по банкротству рассылают заказными письмами. Занимается этим конкурсный управляющий.
Одновременно с предупреждением “штатников” ставится в известность и местная трудинспекция. По закону она должна быть подготовлена к скорому массовому наплыву безработных.
При банкротстве льготников нет. Увольняют всех до единого труженика: и отпускников, и декретников, и беременных, и больных.
При отправке сотрудников в “свободное плавание” их должны рассчитать в тот же день и выдать трудовую книжку с записью о сокращении по ликвидации по причине банкротства и все полагающиеся в подобных случаях справки.
Деньгами выдают зарплату за фактически отработанные часы, выходное пособие в размере двойной среднемесячной зарплаты (рассчитывается за двенадцать предыдущих месяцев), компенсацию за вынужденный простой по вине работодателя и неиспользованный отпуск (если положен по срокам).
Каждый увольняемый должен расписаться в приказе об увольнении.
Как применяется закон в 2021 году?
Сейчас закон с изменениями в последней редакции позволяет физическим лицам инициировать процедуру банкротства как в судебном, так и внесудебном порядке. Внесудебное банкротство физлиц регулирует параграф 5 действующей редакции закона. При этом в статье 223.7 сказано, что процедура внесудебного банкротства является бесплатной. Порядок банкротства в судебном порядке описан в п. 1-32 ст. 213 параграфа 1.1 X главы закона.
Инициация процедуры банкротства физлица останавливает начисление процентов, пеней и штрафов. А по окончании процедуры долг списывается. Коллекторы прекращают работу. Судебные приставы закрывают исполнительные производства, снимают аресты и запреты.
Начать банкротство гражданин РФ может при наличии определенных признаков:
-
долг от 50 тысяч рублей;
-
просрочка от 3 месяцев;
-
отсутствие возможности оплатить долг.
Преимущества банкротства
Закон о банкротстве дает возможность человеку избавиться от финансовых обязательств, погасить которые он не может в силу сложившихся у него в жизни обстоятельств. Это является его главным достоинством. До принятия этого закона непогашенная задолженность могла взыскиваться с человека на протяжении всей его жизни.
Действующее законодательство предусматривает возможность перехода долговых обязательств гражданина его наследникам после смерти. Процедура банкротства предоставляет возможность избавиться от непогашенных долгов человека еще при его жизни.
В момент проведения процедуры банкротства накладывается мораторий на начисление пеней, штрафов и неустоек по долговым обязательством человека. В этот же момент приостанавливается действие всех исполнительных производств, которые были возбужденны в отношении банкрота физического лица.
Погашение финансовых обязательств проходит в соответствии с процедурой, предусмотренной законом о несостоятельности. Судебные приставы и коллекторы не могут на этой стадии оказывать давление на должника.
Стороны и участники процедуры признания несостоятельности
Сторонами дела о банкротстве и инициаторами признания компании финансово несостоятельной могут являться:
- сама компания-должник, которая имеет долги по своим обязательствам. Фактически инициатива может исходить от ее руководителей, учредителей, основателей;
- кредиторы компании. Они вправе инициировать процедуру банкротства, даже если должник продолжает вести хозяйственную деятельность. Главное, чтобы должник отвечал признакам банкрота по сумме и срокам;
- государственные и контролирующие инстанции: прокуратура и налоговые органы;
- временная администрация и контрольные органы.