Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 4. Ответственность Сторон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемой статьей регулируется порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями
Виды налогов и сборов | Учреждения | |
---|---|---|
Казенное | Бюджетное | Автономное |
НДС (гл. 21 НК РФ) |
Уплачивают только со средств от приносящей доход деятельности, выполняют обязанности налогового агента [п. 3, ст. 161] и уплачивают налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [п. п. 5п. 1, ст. 151] Имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (со ст. 145 НК РФ) |
|
Акцизы (гл. 22 НК РФ) |
Учреждения, осуществляющие производство спиртосодержащих лекарственных средств, отвечающих установленным в п. п. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ условиям освобождения их от обложения акцизом, не являются плательщиками акцизов по этой продукции. Кроме того, отдельные операции по реализации освобождаются от налогообложения (п. п. 6 п. 1 ст. 183 НК РФ) |
|
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) |
Признается налоговым агентом |
|
Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ) |
Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств |
Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с субсидий и целевых средств |
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ) |
Являются плательщиками при наличии объектов обложения в соответствии со ст. 333.2 НК РФ |
|
Водный налог (гл. 25.2 НК РФ) |
Признаются плательщиками учреждения, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, признаваемое объектом налогообложения (ст. 333.9 НК РФ) |
|
Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) |
Уплачивают налог при добыче полезных ископаемых по отдельным видам, приведенным в п. 2 ст. 337 НК РФ |
|
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) |
Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [ст. 356 НК РФ] |
|
Налог на имущество (гл. 30 НК РФ) |
Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [п. 2, ст. 372 НК РФ] |
|
Земельный налог (гл. 31 НК РФ) |
Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [п. 1 ст. 388 НК РФ], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [ п. 1 ст. 387 НК РФ]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков |
|
Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ) |
Не уплачивает [п. п. 1 п. 1 ст. 333.35] |
Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ |
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) |
Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит, применяется добровольно |
|
Упрощенная система налогообложения |
Не вправе применять [5, подп. 17 п. 3 ст. 346.12] |
Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12] |
Субсидии на осуществление капвложений
Как и в случае с бюджетными инвестициями, порядки предоставления субсидий на капвложения должны разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (п. 2 ст. 78.2 БК РФ). На федеральном уровне этот вопрос регламентируется Правилами № 13 и Правилами принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденнымиПостановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 14 (далее – Правила № 14).
Согласно названным нормативным актам орган власти должен принять решение о предоставлении рассматриваемой субсидии. При этом необходимо учесть, что за счет данных средств не финансируются, например, разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение госэкспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта (п. 7 Правил № 14). Поименованные работы могут быть учтены при формировании сметной стоимости только при наличии соответствующего решения уполномоченного органа власти.
Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:
- условие о соблюдении автономным учреждением при использовании субсидии положений Федерального закона № 44-ФЗ;
- обязанность автономного учреждения по открытию лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе) для учета операций по получению и использованию субсидий;
- сроки (порядок их определения) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет учреждения;
- право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения БУ или АУ условий соглашения;
- порядок возврата БУ или АУ неиспользованных остатков субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о направлении этих средств на те же цели;
- порядок возврата сумм, использованных БУ или АУ, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждением целей и условий, определенных соглашением;
- приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением БУ или АУ условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников (если данно условие предусмотрено соглашением);
- порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии БУ или АУ;
- случаи и порядок внесения изменений в соглашение (в том числе при уменьшении получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии), а также досрочного прекращения соглашения.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Субсидии на иные цели: что изменится с 2021 года?
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
[2]
Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).
ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
- Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
- Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
- Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.
В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках.
Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе.
Различия в применении разных механизмов финансирования
В любом из трех рассмотренных вариантов средства бюджетных инвестиций (субсидий на капитальные вложения) должны расходоваться на основании законодательства РФ о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд , причем его нормы распространятся не только на БУ, но и на АУ. Об этом говорится в законопроекте, а также в ст. 15 Закона N 44-ФЗ. В частности, п. п. 4, 6 приведенной статьи предписывают автономным учреждениям руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ и при предоставлении капвложений, и при осуществлении переданных полномочий госзаказчика.
С 1 января 2014 г., когда рассматриваемые поправки в БК РФ предположительно вступят в силу, проведение госзакупок будет регулироваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Помимо этого законопроект создает новую систему отношений, возникающих при строительстве или приобретении объектов государственной (муниципальной) собственности, и четко разграничивает случаи применения того или иного механизма финансового обеспечения. Реализация бюджетных инвестиций и субсидий на капвложения будет происходить в разных ситуациях.
Единые правила определения объема и выдачи субсидий на иные цели
Поправки в Бюджетный кодекс утвердили уже не временный, а постоянный механизм осуществления капитальных вложений, и изменения прежде всего коснулись бюджетных и автономных учреждений. В отношении них в последние три года действовали постановления Правительства РФ , определявшие, что федеральные БУ и АУ должны осуществлять бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. Аналогичные нормативные акты утверждались на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Теперь в Бюджетном кодексе закреплены два основных способа финансового обеспечения строительства или покупки недвижимого имущества – путем предоставления государственному (муниципальному) учреждению бюджетных инвестиций ( ст. 79 БК РФ
) либо субсидии на осуществление капвложений ( ст. 78.2 БК РФ). Правда, п. 1 ст. 79 БК РФ оставляет возможность и для третьего варианта – когда орган власти сам осуществляет бюджетные инвестиции, а учреждению передается в оперативное управление уже готовый объект.
В первых двух случаях учреждения должны применять нормы Федерального закона от 05.04.2013 №
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). При осуществлении капвложений казенные учреждения выступают в роли государственного (муниципального) заказчика (в силу п. 5, 6 ст. 3 данного закона), а бюджетные и автономные учреждения либо являются заказчиками ( п. 7 ст. 3, ч. 4 ст. 15), либо наделяются полномочиями государственного и муниципального заказчика в соответствии с ч. 6 ст. 15.
Получается, что в отношении казенных учреждений физкультуры и спорта имеется лишь один способ финансирования капвложений – посредством бюджетных инвестиций. А вот в отношении бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта могут быть использованы оба способа: предоставление как соответствующих целевых субсидий, так и бюджетных инвестиций. Рассмотрим подробнее особенности финансового обеспечения в обоих случаях.
Согласно п. 2 ст. 79 БК РФ
бюджетные инвестиции в объекты госсобственности РФ или субъекта РФ, муниципальной собственности осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией. На федеральном уровне принят необходимый пакет документов. Среди них – Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 13, которым утверждены Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее – Правила № 13). Аналогичные нормативные акты начинают издаваться в регионах, муниципальных образованиях.
- Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
- Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
- Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
- Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
- Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
Формы документов и акт проверки
Чтобы получить целевую субсидию, руководитель составляет заявку, в которой указывает цель получения денежных ассигнований и размер дотации.
Основной документ, на основании которого выделяют субсидию, – проект. Здесь подробно расписывают обоснование получения преференции, составляют смету расходов.
По итогам освоения дотации составляется акт расходования ассигнований. В документе указывают:
- наименование организации, получившей дотацию;
- цели получения преференции, которые были обозначены в бизнес-плане;
- размер выделенной дотации;
- израсходованную сумму;
- размер остатка средств – при наличии;
- ФИО, должность составителя акта.
Передача имущества между казенными учреждениями одного грбс проводки
При проведении документов будут сформированы бухгалтерские записи: — при поступлении Дебет 0.101.00.300 Кредит 0.401.10.180 Дебет 0.401.10.180 Кредит 0.104.00.400 — при выбытии Дебет 0.401.20.241 Кредит 0.101.00.400 Дебет 0.104.00.400 Кредит 0.401.20.241 Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125 Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений. Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п.
Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации: при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) — по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) — по балансовой стоимости объекта учета» (п.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Учет субсидий на капитальные вложения
С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
Финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий учредителем. Расчеты по субсидиям взаимосвязанно отражаются в учете учреждения и в учете учредителя. В 2019 году порядок учета субсидий на государственное (муниципальное) задание, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения изменился. |
Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий
С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)
Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.
К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.
При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.
Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:
- 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
или: - 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».
Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Операции |
Д/т |
К/т |
По капвложениям |
||
Отражена задолженность по возврату субсидии |
||
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа |
||
Восстановлена сумма субсидии |
||
По текущим затратам |
||
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии |
||
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов |
Перечисление субсидий субъекту РФ
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ и для последующего их перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?
НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. Полученная из бюджета субсидия — это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства.
Работникам, в семье которых в период выплаты задолженности по ипотечному субсидируемому кредиту родился ребенок, также предоставляется безвозмездная субсидия в связи рождением ребенка.
Нецелевое использование бюджетных средств в бюджетных и автономных учреждениях. На что обратить внимание в первую очередь?
В свою очередь приобретение зданий, строений, которые по своей сути относятся к основным средствам, следует осуществлять за счет бюджетных инвестиций.
В статье автор рассматривает субсидии как социальную выплату в системе социального обеспечения России, дает понятие субсидий, исследует условия их предоставления, оценивает эффективность правового регулирования субсидий.
А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.